Как узнать слышит ли новорожденный. Методы проверки слуха у новорожденных деток

Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум. Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.

Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.

В роддоме

Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
  • недостаточный вес при рождении;
  • преждевременные роды;
  • травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
  • у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.

В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:

  1. Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
  2. Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.

Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.

Важно: такие методики в 20% случаев дают ложные показатели по причине возможного присутствия в ушах ребенка внутриутробных вод.

В домашних условиях

После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:

  1. Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.

Развитие слуха у детей до года

От момента рождения ребенок слышит различные звуки высоких тонов, различает материнский голос, но окончательно появляется слух к концу первого месяца. Малыш начинает замирать при определенных звуках, слышимых ранее, реагирует на свое имя или другие слова, которые вы достаточно часто произносите в его присутствии. При громких звуках он даже может испугаться.

Ближе к 3 месяцу малыш уже способен слышать низкие звуки, поэтому и реагирует на шепот. Он пытается совместить видимую картинку с тем, что он слышит. Ребенок может проснуться от неожиданного резкого звука, а также улыбаться, когда слышит голос родного человека.

В возрасте 4-5 месяцев дети начинают бурно жестикулировать ручками и ножками, проявляют эмоции в виде лепета. В данный период у малыша развивается понимание, откуда слышится звук и во время обращения к нему мамы, папы или другого члена семьи, он поворачивает к ним голову. Если наблюдать за ребенком, то можно заметить, как он повторяет движения говорящего. Считается, что это явный признак подготовки малыша к овладению речью.

В 6-7 месяцев наблюдается полное понимание того, что обращаются по имени именно к нему. Ребенок чувствует настроение близких людей и проявляет ответную реакцию.

С наступлением 9 месяцев появляется способность повторять некоторые звуки, а после 10 месяцев уже могут быть услышаны родителями первые слова. Малыш понемногу осознает услышанное, пытается отвечать на вопросы.

Что делать, если у ребенка нарушения слуха

При диагностировании у новорожденного отклонений по слуху, он не сможет воспринимать высокочастотные звуки, но сможет услышать низкие и средние тона в виде гула грузовика или радиоволн данных частот. Родителям важно обращать внимание на реагирование малыша на громкий шум и шепот, своевременно обратиться за помощью к детскому специалисту за назначением лечения при отсутствии нормальной реакции.

Важно: чем раньше врач назначит необходимую терапию, тем больше шансов восстановить слух месячного ребенка.

Ребенка необходимо обеспечить особым вниманием, выполнять все назначения лечащего специалиста, при необходимости воспользоваться слуховым аппаратом. Главное, чтоб малыш чувствовал поддержку родителей, и имел возможность общаться и нормально жить. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, это может негативно отразиться на здоровье и дальнейшей жизни малыша.

При диагностировании воспалительного процесса в ушах назначают специальные капли, противовирусные лекарственные средства. В случае образования серной пробки врач проведет ее удаление. Если все существующие медицинские методы не приносят желаемого результата, то новорожденному назначают носить слуховой аппарат после достижения им 6 месяцев. В дальнейшем в зависимости от состояния ребенка и причины патологии возможно проведение хирургической операции.

Когда и к какому врачу обратиться

У детей различают 3 вида тугоухости:

  • врожденная;
  • наследственная;
  • приобретенная.

Первые 2 типа патологии можно заподозрить и проверить еще в роддоме, а приобретенная тугоухость наступает вследствие воспалительных процессов в ушах или других заболеваний, влияющих на данный орган.

Отоларинголог может только выявить и назначить лечение при воспалении (например, отит).

Важно: городские детские поликлиники обычно не имеют оборудования для определения проблем со слухом, поэтому лучше обращаться в областные или специализированные клиники к врачу сурдологу, который точно знает как проверить слух у ребенка.

Если слух у новорожденных имеет отклонения сразу после рождения, то на обследование нужно идти в первый месяц. В последующие месяцы важно наблюдать за малышом и при наличии следующих отклонений обращаться к специалисту:

  • отсутствует реакция на низкочастотные звуки до 4 месяцев;
  • не проявляется гуление к 4-6 месяцам;
  • к 7-9 месяцу ребенок не воспринимает и не производит какие-либо звуки.

Некоторые родители могут столкнуться с тугоухостью детей в первые месяцы их жизни, поэтому в этот необходимо обращать внимание на развитие малыша и знать, как проверить слух у ребенка. При любом воспалительном процессе, связанном с ушами или других подозрительных симптомах, обязательно покажите ребенка врачу, так как проблема со слухом может привести к полной его потере при отсутствии лечения.

Слух у ребенка начинает развиваться задолго до его появления на свет. Еще в утробе мамы малыш слышит разнообразные звуки: мамино сердцебиение, голос родителей, шум улицы, музыку и т.д. Именно поэтому после рождения кроху не пугают звуки из окружающей среды, которые он уже слышал, что не скажешь о ярком свете или новых зрительных образах, ведь они могут создавать чувство дискомфорта. С этого можно сделать вывод, читать книги, петь песенки и просто разговаривать с малюткой следует начинать, будучи еще в положении.
Сразу после рождения слух у новорожденного несколько снижен, так как среднее ухо заполнено жидкостью, а полость уха заполняется воздухом постепенно и это в небольшой степени ухудшает слух. Именно поэтому новорожденные лучше всего реагируют на высокие и громкие звуки и голоса. Самостоятельно определить хорошо ли слышит малыш в первые дни после рождения, не возможно. Для этого используют специальное оборудование. Но к тому моменту, как ребенок окажется дома, он будет слышать почти на уровне взрослого и у него появятся видимые реакции на звуки. При достаточно громком звуке, младенец вздрагивает, при этом может изменяться глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица. Позже такая реакция возникает у ребенка и на голос. Если же подобный рефлекс отсутствует, то есть основания заподозрить у малыша проблемы со звуковосприятием.

Особенности поведения ребенка с нормальным развитием слуха:

В первые 2-3 недели - ребенок, как правило, вздрагивает от громких звуков, или он может развести ручки и после свести обратно, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро ;
В возрасте 1 месяца ребенок должен реагировать на громкий звук позади себя, услышав его, он будет замирать и замолкать;
В возрасте 2-3 месяцев кроха поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса, особенно если это такой родной голос мамы, малыш начинает агукать, двигать ножками и ручками. Ребенок слышит звуки на расстоянии не более 3 метров;
С 3 до 6 месяцев ребенок реагирует криком на резкие, непривычные звуки;
К 4-7 месяцам начинает формироваться навык поиска источника звука;
К 6-7 месяцев кроха слышит звуки на расстоянии 5-6 метров;
К году малыш откликается на свое имя, произносит первые слова.
Для того, чтобы проверить слух новорожденного нужно использовать громкие источники звука, которые не создают вибрацию. На звуки с вибрацией (топот ног, стук двери, удары по пеленальному столику) могут ответить и детки с нарушением слуха.

Причиной нарушения слуха у ребенка могут стать:

Осложнения во время беременности и родов;
Перенесенные матерью во время беременности заболевания: грипп, вирусные инфекции;
Тяжелая гемолитическая желтуха новорожденных;
Вирусные (грипп, менингит, паротит, корь) и ЛОР-заболевания (отит, увеличенные аденоиды) ребенка;
Черепно-мозговые травмы ребенка;
Наследственность.

При первом же подозрении на снижение слуха и отклонение от нормального развития следует немедленно обратиться к ЛОР-врачу, а затем к сурдологу и произвести исследование слуха. Только аппаратное исследование способно дать достоверную информацию.

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Проверка

Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.

В роддоме

Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:

  • отоакустической эмиссией (ОАЭ) . В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
  • исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER) . На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.

В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.

  1. Прошёл . Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
  2. Не прошёл . В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.

Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.

У младенцев и детей старше года

Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.

  1. Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
  2. Осмотрит уши.
  3. Проведёт аппаратную диагностику:
  • ОАЭ и ABR;
  • тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
  • аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
  • тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
  • тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.

На основе полученных данных сурдолог ставит диагноз: здоров, есть тугоухость или глухота.

Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).

Симптомы нарушения

В группе риска находятся дети:

  • имеющие генетические нарушения (есть близкие родственники с расстройствами слухового восприятия);
  • рождённые после патологической беременности (мать перенесла инфекционные заболевания, употребляла алкоголь, медикаменты, курила);
  • недоношенные или с недостатком веса. Учтите, что для недоношенных детей разработаны отдельные нормы развития, поскольку они отстают в развитии в том числе и слуха. Врач поможет определить индивидуальные параметры;
  • пострадавшие в процессе родов (долгие роды, наложение щипцов и другое);
  • перенёсшие травмы или инфекционные заболевания после рождения (громкий шум, корь, менингит, паротит, воспаление ушей).

Симптомы расстройства таковы:

  • до 3 — 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки замиранием или вздрагиванием, широким открыванием глаз;
  • к 4 — 5 месяцам не появляется гуление и лепет, поиск источника звука, реакции на своё имя;
  • к 8 — 12 месяцам ребёнок не произносит слоги и простые слова;
  • подходит близко к источнику шума, чтобы расслышать;
  • говорит громче, чем требуется.

Помните, что нарушение слуха у детей может возникнуть до или после рождения. Внимательно следите за развитием малыша, особенно входящего в группу риска.

Фонематический

Фонематический слух — возможность воспринимать человеческую речь и отличать её от других звуков. Способность формируется постепенно к двум годам. До 5 лет ребёнок допускает ошибки в разговоре, однако после речь становится «чистой», звуки произносятся правильно. Отведите малыша к логопеду, если есть грубые нарушения к 4 — 4,5 годам:

  • ошибки в произношении фонем л и р (например, говорит «игла» вместо «игра»);
  • заменяет или смешивает звуки (т — к, д — г и другое);
  • пропускает гласные/согласные, переставляет, проговаривает лишние буквы, смягчает согласные («садь» вместо «сад»);
  • заменяет схожие фонемы (з — с, ш — ж, к — г).

Фонематический слух нарушается из-за патологических процессов в коре головного мозга. Слуховое восприятие искажается. Ребёнок воспроизводит звуки такими, какими он их слышит. Поэтому появляются ошибки в звукопроизношении.

Музыкальный

Музыкальный слух подразумевает способность человека воспринимать, различать, запоминать и воспроизводить услышанную мелодию. Данное умение есть у 95% людей в той или иной степени, которая повышается в ходе тренировок (музыкальных занятий). Педагог проверяет слуховое восприятие по трём критериям:

  • чувство ритма . Учитель настукивает ритм (используют известные детские песни или произвольные ритмические рисунки). Ребёнок повторяет. Постепенно схема усложняется;
  • интонация . Напевается мелодия, которую малыш воспроизводит. Однако «чистота» голоса не связана с развитостью музыкального слуха;
  • музыкальная память . Ребёнок отворачивается от пианино. Педагог нажимает клавишу. Малыш прослушивает звук и запоминает его. Затем поворачивается к инструменту и нажимает на клавиши в поисках того же звука.

Слуховое восприятие начинает формирование в утробе матери и совершенствуется до подросткового возраста. Проверку слуха у детей проводят в роддоме или на плановом приёме терапевта в обязательном порядке. Если родители заметили ухудшение слуха у ребёнка, необходимо отвести его к ЛОРу или сурдологу.

Проверка слуха у новорожденных - способ выявления патологий в развитии слухового анализатора. Аудиометрические тесты позволяют оценить качество восприятия звуковых сигналов звукопроводящей и звуковоспринимающей системой органа слуха у детей грудного возраста. Раннее диагностирование патологий в развитии новорожденного увеличивает шансы на устранение проблем со слухом и восстановление нормальной пороговой чувствительности слуховых рецепторов.

Аудиометрия является одним из самых достоверных способов определения слуховой дисфункции в раннем возрасте. По результатам тестирования сурдолог может определить, в каком из отделов слухового анализатора произошли патологические изменения. Точная постановка диагноза влияет на выбор схемы лечения и вероятность достижения желаемых терапевтических результатов.

Цель аудиометрии

Первая проверка слуха у новорожденных в роддоме позволяет определить наличие врожденных патологий у ребенка. Несвоевременное обнаружение и лечение слуховой дисфункции чревато развитием стойкой тугоухости и задержками в речевом развитии. В медицинской практике зарегистрированы случаи, когда детям ставили диагноз «слабоумие» только по причине развития слуховой дисфункции. Врачебные ошибки в большинстве случаев были связаны с несвоевременным диагностированием тугоухости, которые влияли на особенности развития ребенка.

Чтобы предотвратить полную потерю слуха и вовремя определить вид патологии, специалисты рекомендуют проводить аудиометрические исследования с новорожденными уже в первые месяцы жизни. Кроме того, педиатры рекомендуют время от времени проверять остроту слуха в домашних условиях, используя для этого специально разработанные методики, не требующие наличия специальной аппаратуры.

Первая проверка

Согласно статистическим данным, ушные патологии диагностируются примерно у 3-4 новорожденных из 1000 родившихся. Несвоевременное устранение нарушений в работе слухового анализатора ведет к развитию стойкой тугоухости и полной глухоты. Слуховая дисфункция у детей грудного возраста может возникать еще до рождения (пренатально), во время прохождения по родовому пути (перинально) или уже после появления на свет (постнатально).

Первичная аудиометрия проводится еще в роддоме через 4-7 дней после рождения ребенка. Скрининг уха – это стандартизированная процедура, в ходе которой можно объективно оценить остроту слуха и выявить детей с аудиологическими нарушениями. Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Во время скрининга специалист проделывает следующее:

  • в ухо спящего ребенка вводится наконечник от аудиологического прибора;
  • с помощью аудиометра создается звуковой сигнал, попадающий в наружное ухо новорожденного посредством трубки;
  • прибор регистрирует остроту слуха по данным, полученным от электродов, регистрирующих всплески активности в определенных зонах головного мозга при обработке звуковых сигналов.

Важно! Нельзя проводить скрининг при заложенности носа, поскольку это может отразиться на результатах тестирования.

Показания

При отсутствии патологий на раннем этапе развития ребенка аудиометрию следует проводить не реже 1 раза в несколько месяцев. Врожденная тугоухость, обусловленная генетической предрасположенностью, может проявиться не сразу, а много времени спустя. Несвоевременное обнаружение слуховой дисфункции может привести к необратимой частичной или полной потере слуха.

Перед тем, как проверить слух у грудничка, следует учесть следующие показания к проведению процедуры:

  • развитие гидроцефалии;
  • недоношенность;
  • развитие гнойного отита;
  • родовые травмы головы;
  • перенесение желтухи после рождения;
  • наличие нейросенсорной тугоухости у родителей;
  • инфекционное поражение верхних дыхательных путей.

Наличие некоторых из вышеперечисленных патологий являются прямыми показаниями для проведения аудиометрического обследования у ребенка не реже 1 раза в 6 месяцев.

Важно! Если ребенок в возрасте от 3 месяцев не реагирует на громкие звуки, это может свидетельствовать о развитии ушной патологии.

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро – один из самых простых способов определения слуховой восприимчивости у новорожденных. Тест не дает представлений о пороговой слышимости и чувствительности слуховых рецепторов, однако исключает вероятность развития тугоухости 3 и 4 степени. Как проверить слух у новорожденного?

  • положите новорожденного на ровную поверхность;
  • распрямите ноги и руки ребенка;
  • на расстоянии 20 см от одного уха резко хлопнете в ладоши;
  • аналогичным образом проверьте восприимчивость второго уха.

При восприятии резкого звука ребенок, как правило, растопыривает пальцы, размахивает руками или плачет. Подобная реакция сигнализирует об испуге и попытке организма защититься от возможной угрозы. Отсутствие реакции на хлопки возле головы свидетельствует о наличии слуховой дисфункции. Она может быть обусловлена патологиями в звукопроводящей (среднее и наружное ухо) или звуковоспринимающей (внутреннее ухо, слуховой нерв, рецепторы) системе слухового анализатора.

Методика И. В. Калмыковой

Для определения степени восприимчивости слухового анализатора потребуется несколько предметов, создающих звуковые сигналы различной интенсивности. В качестве источников звука можно использовать пластиковые банки, заполненные на 1/3 крупами. По методике И.В. Калмыковой в качестве источников звука целесообразнее использовать банки с такими наполнителями, как:

  • манка;
  • гречка;
  • горох.

Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.

Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:

  1. один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
  2. второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
  3. слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
  4. создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.

Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.

По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.

При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.

Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.

Умение слышать во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию. Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха. В таком случае дитя сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности. Так как же проверить слух у ребенка?

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Профессиональная проверка слуха

Слух у детей регулярно проверяется на медицинских комиссиях в детской поликлинике. Первая из них проходит в 2-3 месяца. Выбор методики проверки слуха специалистом будет зависеть от оснащенности его кабинета необходимыми приборами, а также от возраста пациента.

  1. Новорожденным и грудничкам порог слышимости определяют с помощью компьютерной аудиометрии. Проверка слуха у детей на аппарате — это самый достоверный современный метод. Аудиограмма позволяет не только выявить факт нарушения, но и определить, на каком участке органа слуха возникло нарушение и какова степень тугоухости у малыша. Специальные датчики регистрируют ответ волосковых клеток в улитке и электрическую активность мозга на подаваемые прибором сигналы.
  2. Детям от полугода показано проведение поведенческой аудиометрии. Специалист оценивает, как ребенок реагирует на звуки разной интенсивности и тональности, и на основании данного тестирования определяет порог слышимости малыша.
  3. Для проверки слуха детей от 3 лет до 5 лет применяется методика игровой аудиометрии.
  4. У детей школьного возраста проверка остроты слуха проводится с помощью речевой аудиометрии, в ходе которой ребят просят повторять произнесенные шепотом слова и фразы. При необходимости применяется камертональное тестирование.

Подобные проверки слуха проводятся только на медицинских комиссиях и в ходе тестирования применяются специальные инструменты. Но что делать, если родителям кажется, что их малыш плохо слышит? Как проверить слух у ребенка в домашних условиях?

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы и пр.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует записаться к врачу, но, чтобы зря не тратить время специалиста, вы можете попробовать проверить слух ребенка и его остроту в домашних условиях.

Способы домашнего тестирования остроты слуха ребенка будут зависеть от его возраста.

Новорожденный

Провести объективную проверку слуха новорожденного в домашних условиях практически невозможно. В первый месяц жизни уши малыша функционируют не так, как у взрослых, да и в целом он не способен еще проявлять реакции на слышимые звуки.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать — хлопки. Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать — вздрогнуть или вскинуться всем телом.

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться. К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.

Малыш от года

Поскольку годовалый ребенок активно подражает взрослым и старается повторить за ними произносимые звуки, для проверки слуха в таком возрасте не нужно применять никаких специальных методик. Для тестирования дитя старше года нужно регулярно заниматься с ним и оценивать, насколько точно он копирует слова и интонации вашего голоса, когда не видит движения ваших губ.

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Требуйте время от времени негромко подать вам какую-нибудь знакомую для малыша игрушку, просите вести его «тихонечко» по утрам, когда домашние спят, или в общественных местах, чтобы не мешать окружающим людям.

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите. Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.

  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.