Как избавиться от внутреннего критика совет психолога. Как избавиться от внутреннего критика

Знакома ли вам такая ситуация, когда вы хотите сделать какое-то новое действие, запустить новый интересный проект, но кто-то внутри вам говорит:«А ведь может ничего не получится, а вдруг с меня будут смеяться, вдруг ничего не выйдет... ». По сути, вы еще не совершили действие, а уже подумали, что может вам быть плохого после того, как произойдет действие. Вот это и есть ваш «внутренний критик».

К сожалению, «он» слишком уж часто мешает нам достигать целей и начинать новые интересные дела. Мы понимаем, что если начнем что-то делать, то есть велика вероятность, что это приведет к каким-то желаемым результатам и новым удовольствиям. А внутренний критик нам говорит – давай лучше не будем даже пробовать, а вдруг ничего не получится.

Получите трехшаговый алгоритм действий, чтобы его победить.

Первое – понять, что внутренний критик - это не вы, второе – принять его присутствие, третье – договориться с ним.

Самое главное – признать для себя факт, что внутренний критик - это не вы. Это так называемая «психологическая надстройка». Откуда она возникла? Когда мы все были маленькие, у нас были родители, которые пытались нас защищать и оберегать. Они ограждали нас от всяких проблем и неприятностей из внешнего мира. Вы выросли, но осталось подсознательное желание обезопасить себя от негатива. И вот это желание трансформировалось во внутреннего критика. Фактически, внутренний критик – ваша превентивная защита от внешней критики, от негативного воздействия внешней среды на вас. Лучше я сам себя поругаю сейчас, чем другие потом. НО ЭТО НЕ ВЫ СЕБЯ КРИТИКУЕТЕ.

Далее, вам нужно совершенно спокойно принять его существование . Есть и есть, и кстати еще и оберегает вас по своему. Если вы будете говорить «тебя не существует, ты никто и вообще ты ничего не понимаешь », то фактически это борьба против себя, которая ничего хорошего вам не сулит, т.к. это реально часть вашей энергии. А бороться со своей энергией просто глупо и деструктивно. Намного проще и выгоднее договориться.

  • Читайте также:

После этого, я рекомендую «сказать» внутреннему критику: Спасибо тебе большое за то, что ты меня оберегал и беспокоился за мою безопасность, но я уже взрослый и могу взять ответственность на себя самого. Тебе уже пора на пенсию. С этого момента я беру на себя ответственность за себя и нашу с тобой безопасность на 100%». Т. е. заключить договор, про перенос ответственности на себя.

Есть еще более эффективный способ работы, который мне подсказали люди, специализирующиеся на НЛП. Этот способ увеличивает эффективность методики раз в 5, и поможет еще больше закрепить вот этот договор с внутренним критиком.

Если хотите достичь максимального эффекта, то берите литок бумаги и ручку и будем подписывать договор с внутренним критиком. Когда мы что-то пишем, мы запускаем дополнительные скрытые механизмы работы сознания и подсознания. Ведь еще в древние времена говорили, что то, что не написано, того не существует.

Теперь берем листок бумаги, и пишем на нем – «Я …..ФИО….с сегодняшнего дня …дата…обязуюсь нести ответственность и за себя и за своего внутреннего критика. Я гарантирую безопасность и себе и своему внутреннему критику ». Ставим подпись и дату. Можете даже мысленно построить для него домик у берега моря и поселить его там)).

С этого момента вы хозяева своей жизни, и, каждый раз, при начинаниях, если ваш внутренний критик будет говорить «подожди», то вы будете отвечать «мы подписали договор, в котором я взял на себя 100% ответственность за то, что я буду это делать, а ты отправился на отдых ».

Программа максимум – повесить листок на видном месте и регулярно его перечитывать, чтобы еще больше усилить работу этой программы.

чОХФТЕООЙК УХДШС, ЙМЙ чОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ

уБНВБЧП


пДОЙН ЙЪ ЗМБЧОЩИ РТЕРСФУФЧЙК ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ СЧМСЕФУС ЧОХФТЕООЙК ЗПМПУ, ЛПФПТЩК РПУФПСООП ЫЕРЮЕФ ОБН ОБ ХИП, ЮФП НЩ ОЙЛХДБ ОЕ ЗПДЙНУС, ЮФП ОЙЛФП ОЕ РПИЧБМЙФ ОБУ ЪБ ФП, ЮФП НЩ ДЕМБЕН, Й ЮФП ЧУЕ ТБЧОП ОБУ ОЙЛФП ОЕ МАВЙФ.

ьФПФ «ЧОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ» УФБОПЧЙФУС ОБЫЙН РПУФПСООЩН ЛПНРБОШПОПН - ОЕ ФПМШЛП Ч ТБВПФЕ, ОП Й ЧП ЧУЕН, ЮФП НЩ ДЕМБЕН.

чОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ ОБЮЙОБЕФУС ЛБЛ НЕИБОЙЪН ЧЩЦЙЧБОЙС. рПЛБ НЩ ДЕФЙ, ТБВПФБ ТПДЙФЕМЕК - ОБХЮЙФШ ОБУ УПГЙБМШОП РТЙЕНМЕНПНХ РПЧЕДЕОЙА. й ДЕМБС ЬФП, ДБЦЕ УБНЩЕ МХЮЫЙЕ ТПДЙФЕМЙ ОЕЙЪВЕЦОП РПДБЧМСАФ ОБЫЙ ЕУФЕУФЧЕООЩЕ ЙОУФЙОЛФЩ.

фПЗДБ НЩ ОБЮЙОБЕН ЮХЧУФЧПЧБФШ, ЮФП Ч ОБУ ЙЪОБЮБМШОП ЮФП-ФП ОЕ ФБЛ, Й ПФ ЬФПЗП НЩ ЮХЧУФЧХЕН ВПМШ ЙМЙ УФЩД. юФПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ВПМШ Ч ВХДХЭЕН, НЩ ОБЮЙОБЕН ЗПЧПТЙФШ УЕВЕ, ЮФП У ОБНЙ ОЕ ФБЛ, ЕЭЕ ДП ФПЗП, ЛБЛ ЬФП ХЧЙДСФ ДТХЗЙЕ МАДЙ ЙЪ ОБЫЕЗП НЙТБ.

рП НЕТЕ ТПУФБ НЩ ЧРЙФЩЧБЕН ЧУЕ ЬФЙ ЧОЕЫОЙЕ ЗПМПУБ, ЛТЙФЙЛХ Й ПЗТБОЙЮЕОЙС Ч ОБЫЕ ЕУФЕУФЧЕООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. ьФП УФБОПЧЙФУС ОБЫЙН «ЧОХФТЕООЙН ЛТЙФЙЛПН», ЮШС ТБВПФБ - ИТБОЙФШ ЧУЕ РТБЧЙМБ Й ОБЛБЪЩЧБФШ ОБУ, ЕУМЙ НЩ ЙИ ОЕ УПВМАДБЕН. хДЙЧЙФЕМШОП, ОП ОБЫ ЧОХФТЕООЙК ЗПМПУ НПЦЕФ УФБФШ ДБЦЕ УФТПЦЕ Й ОБУФПКЮЙЧЕЕ, ЮЕН ЛПЗДБ-МЙВП ВЩМЙ ЗПМПУБ ЙЪЧОЕ. нЩ ОБЛБЪЩЧБЕН УБНЙИ УЕВС ЬНПГЙПОБМШОП, Б ЙОПЗДБ Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙ, ФБЛЙНЙ ЧЕЭБНЙ, ЛБЛ ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ. фП, ЮФП ОБЮЙОБЕФУС ЛБЛ ЪБЭЙФБ, УФБОПЧЙФУС ТБЪТХЫЕОЙЕН.

чОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ ВХДЕФ РТПСЧМСФШ УЕВС Ч ТБЪОПЕ ЧТЕНС Й ТБЪОЩНЙ УРПУПВБНЙ. пО ФП ВХДЕФ ЗПЧПТЙФШ ОБН, ОБУЛПМШЛП НЩ ВЕЪОБДЕЦОЩ, ФП ЗПЧПТЙФШ, ОБУЛПМШЛП НЩ МХЮЫЕ ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ. пО ВХДЕФ ЮБЭЕ РПСЧМСФШУС Ч ПРТЕДЕМЕООЩИ ПВМБУФСИ ОБЫЕК ЦЙЪОЙ - ПВЩЮОП Ч ФЕИ, ЗДЕ НЩ ЮХЧУФЧХЕН УЕВС НЕОЕЕ ЪБЭЙЭЕООЩНЙ. пО ВХДЕФ ЮБУФП ЗПЧПТЙФШ ЗТПНЮЕ, ЛПЗДБ НЩ ЮХЧУФЧХЕН ХУФБМПУФШ ЙМЙ ПРБУОПУФШ, Б ЛПЗДБ ЧУЕ Ч РПТСДЛЕ Й НЩ ЮХЧУФЧХЕН УЕВС ИПТПЫП, ПО ВХДЕФ ОБРПНЙОБФШ, ЮФП ЬФП ОЕОБДПМЗП. лПЗДБ НЩ ОБИПДЙНУС Ч НХЛБИ ФЧПТЮЕУФЧБ, ЬФП УПУФПСОЙЕ - ЛБЛ ПФЛТЩФБС ДЧЕТШ, РТЙЗМБЫБАЭБС ЛТЙФЙЛБ ЧПКФЙ Й УХДЙФШ ОБУ Й ОБЫХ ТБВПФХ.

1. рЕТЧЩК ЫБЗ Ч ТБВПФЕ У ЧОХФТЕООЙН ЛТЙФЙЛПН - ЬФП РПОСФШ, ЮФП ПО УХЭЕУФЧХЕФ ПФДЕМШОП ПФ ФЕВС.

ьФП ЗПМПУ ЧОХФТЙ ФЕВС, ОП ЬФП ОЕ ФЩ. ьФПФ ЗПМПУ УПРТПЧПЦДБМ ФЕВС У ДЕФУФЧБ Й ОБУФПМШЛП УФБМ ЮБУФША ФЕВС - ЛБЛ ЧПЪДХИ, ЛПФПТЩН ФЩ ДЩЫЙЫШ, - ЮФП ФЩ У ФТХДПН ЪБНЕЮБЕЫШ ЕЗП.
рПКНЙ, ЮФП ЬФП - ЗПМПУБ ЧУЕИ БЧФПТЙФЕФПЧ, У ЛПФПТЩНЙ ФЩ ТПУ: ТПДЙФЕМЕК, ХЮЙФЕМЕК, ТЕМЙЗЙПЪОЩИ МЙДЕТПЧ Й РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ЧУЕИ ЧЪТПУМЩИ. лПЗДБ ФЩ ВЩМ НБМЕОШЛЙН, ОЕ УМХЫБФШУС ЬФЙИ ЗПМПУПЧ ВЩМП ЮТЕЧБФП ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЙМЙ ЬНПГЙПОБМШОПК ВПМША ЙМЙ ХОЙЦЕОЙЕН.
фЧПК ЧОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ НПЦЕФ ДБЦЕ ПФТБЦБФШ ЗПМПУБ ДТХЪЕК ДЕФУФЧБ. нЩ ЧУЕ ПФЮБСООП ИПФЕМЙ ВЩФШ РТЙОСФЩНЙ, ИПФС ВПМШЫЙОУФЧХ ЙЪ ОБУ ЪОБЛПНП ЮХЧУФЧП ВПМЙ ЙМЙ ХОЙЦЕОЙС ПФ ФПЗП, ЮФП НЩ ВЩМЙ ОЕ ФБЛЙНЙ ЛБЛ ЧУЕ. лПЗДБ НОЕ ВЩМП МЕФ ДЕУСФШ, ПДЙО «ЪБВПФМЙЧЩК» ДТХЗ УЛБЪБМ, ЮФП ДТХЗЙЕ ДЕФЙ УЮЙФБАФ НЕОС ЧППВТБЦБМПК. нОЕ РПОБДПВЙМПУШ НОПЗП МЕФ, ЮФПВЩ ЙЪВБЧЙФШУС ПФ ЬФПЗП ЗПМПУБ, Й ТБЪХНЕЕФУС, ПО НЕЫБМ НОЕ ВЩФШ УПВПК Й ДЕМБФШ ЧУЕ, ЮФП С ИПФЕМ, ЙЪ УФТБИБ РПФЕТСФШ ДТХЪЕК, ЕУМЙ С РПЪЧПМА УЕВЕ ЬФП.

2. уМЕДХАЭЙК ЫБЗ - ОБЮБФШ УМХЫБФШ ФП, ЮФП ЗПЧПТЙФ ЗПМПУ.

пВТБФЙ ЧОЙНБОЙЕ ОБ РПЧФПТСАЭЙЕУС РПУМБОЙС, ЛПФПТЩЕ ФЩ УМЩЫЙЫШ. лБЛ ФЧПК ЛТЙФЙЛ ТБЪЗПЧБТЙЧБЕФ У ФПВПК? лБЛЙНЙ ЙНЕОБНЙ ПО ФЕВС ОБЪЩЧБЕФ? хОЙЦБЕФ МЙ ПО ФЕВС, ОБЪЩЧБС «ДХТБЛПН» ЙМЙ ЮЕН-ФП РПИХЦЕ? лБЛ ПО ПФНЕЮБЕФ ФЧПЙ ПЫЙВЛЙ? еУФШ ЛБЛЙЕ-ФП ПРТЕДЕМЕООЩЕ ФЕНЩ, ЛПФПТЩЕ ПО ЮБУФП РПДОЙНБЕФ?
пВТБФЙ ЧОЙНБОЙЕ, РТЕПВМБДБЕФ МЙ ЛБЛПК-ФП ЛПОЛТЕФОЩК ЗПМПУ. чПЪНПЦОП, ФЩ РПУФПСООП УМЩЫЙЫШ НБФШ, ЛПФПТБС ЗПЧПТЙФ, ЮФП НХЦЮЙОЩ ОЕ МАВСФ ХНОЩИ ЦЕОЭЙО, ЙМЙ ПФГБ, ЛПФПТЩК ЗПЧПТЙФ, ЮФП ЙУЛХУУФЧП ДМС УМАОФСЕЧ? йОПЗДБ ДПУФБФПЮОП РТПУФП ЙДЕОФЙЖЙГЙТПЧБФШ ЗПМПУ Й РПОСФШ, ЮФП ФЕРЕТШ ФЩ ДПУФБФПЮОП ЧЪТПУМЩК, ЮФПВЩ ДЕМБФШ УЧПК УПВУФЧЕООЩК ЧЩВПТ, - Й ЗПМПУ РПФЕТСЕФ УЙМХ.

фБЛЦЕ УДЕМБК ЫБЗ ОБЪБД Й РПУНПФТЙ ПВЯЕЛФЙЧОП ОБ ФП, ЮФП ЗПЧПТЙФ ЗПМПУ. рТБЧДБ МЙ ЬФП? еУМЙ ОЕФ, РПКНЙ, ЛБЛПЧБ РТБЧДБ. еУМЙ ДБ, ЮФП ФЩ НПЦЕЫШ РТЕДРТЙОСФШ? оБДП МЙ ФЕВЕ ЮЕНХ-ФП ОБХЮЙФШУС? чЩХЮЙФШ ЛБЛХА-ФП ДЙУГЙРМЙОХ? чПЪНПЦОП, ФЩ ХУФБОБЧМЙЧБЕЫШ ДМС УЕВС УМЙЫЛПН ЧЩУПЛХА РМБОЛХ Й ОХЦОП ВЩФШ ВПМЕЕ ТЕБМЙУФЙЮОЩН? юШЕЗП РТЙЪОБОЙС ФЩ ДПВЙЧБЕЫШУС? уФПЙФ МЙ ЦЕТФЧПЧБФШ ТБДЙ ЬФПЗП УЧПЙН ФЧПТЮЕУФЧПН? й РПМХЮЙЫШ МЙ ФЩ ЕЗП ОБ УБНПН ДЕМЕ?

3. лБЛ ФЧПК ЛТЙФЙЛ РЩФБЕФУС ЪБЭЙФЙФШ ФЕВС ПФ ВПМЙ?

рПНОЙ, ФЧПК ЛТЙФЙЛ РПСЧЙМУС, ЮФПВЩ ЙЪВЕЦБФШ РПЧЕДЕОЙС, ПФ ЛПФПТПЗП ФЩ РПЮХЧУФЧХЕЫШ УФЩД ЙМЙ ХОЙЦЕОЙЕ. фЕВС ХЦЕ ОЕ ОХЦОП ЛПОФТПМЙТПЧБФШ, ЛБЛ НБМЕОШЛПЗП ТЕВЕОЛБ, ОП ЗПМПУ РТПДПМЦБЕФ УЧПА ФЙТБДХ. чПЪНПЦОП, РТЙЫМП ЧТЕНС УЛБЪБФШ ЗПМПУХ ПУФБЧЙФШ ФЕВС Ч РПЛПЕ Й ОБКФЙ ДМС ОЕЗП ОПЧХА РЕТУРЕЛФЙЧХ - ОБРТЙНЕТ, ХЛБЪЩЧБФШ ОБ ФЧПЙ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ!

4. лБЛ ФПМШЛП ФЩ ОБЮБМ ХЪОБЧБФШ РБФФЕТОЩ, ОБЮЙОБК ЙЪНЕОСФШ ЙИ.

оБЮЙОБС ВПМШЫЕ ПУПЪОБЧБФШ, ЮФП ЗПЧПТЙФ ЗПМПУ, ФЩ НПЦЕЫШ «РЕТЕРТПЗТБННЙТПЧБФШ» ЕЗП. лБЛ ВЩ ФЩ ЗПЧПТЙМ У ТЕВЕОЛПН Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ? еУМЙ ФЩ ЮБУФП ЗПЧПТЙЫШ УЕВЕ, ЮФП ФЩ ДХТБЛ, ОБКДЙ ВПМЕЕ МБУЛПЧЩК Й ПВПДТСАЭЙК УРПУПВ ПВТБЭЕОЙС Л УБНПНХ УЕВЕ. еУМЙ ФЩ ДЕМБЕЫШ ПЫЙВЛХ, РТЙЪОБК ЬФП, ОП РПДДЕТЦЙ УЕВС Ч ФПН, ЮФПВЩ Ч УМЕДХАЭЙК ТБЪ УДЕМБФШ МХЮЫЕ, ЧНЕУФП ФПЗП ЮФПВЩ ТХЗБФШ УЕВС ЪБ ОЕЕ - ЬФП ОЕ УБНБС МХЮЫБС НПФЙЧБГЙС ДМС УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС.

еУМЙ ФЧПК ЗПМПУ РПУФПСООП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ФЧПЙ УМБВЩЕ УФПТПОЩ, МХЮЫЕ ПВТБФЙ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УЧПЙ УЙМШОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ. уЛБЦЙ ЗПМПУХ, ЮФП ИПФС ФЩ, ЧПЪНПЦОП, ОЙЛПЗДБ ОЕ УНПЦЕЫШ ТЙУПЧБФШ, ЛБЛ ФЧПС УЕУФТБ, ЪБФП Х ФЕВС ЕУФШ УЧПК УПВУФЧЕООЩК ФБМБОФ, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ГЕООПУФШ. юФП ИПФС ФЩ ОЕ УНПЦЕЫШ РПУФХРЙФШ Ч зБТЧБТД, Х ФЕВС ЕУФШ ВПМШЫПК ФБМБОФ Ч ПВЭЕОЙЙ У МАДШНЙ, ЛПФПТЩК ЙЪНЕОЙМ НОПЗЙЕ ЦЙЪОЙ, ЙМЙ ФЩ ЗЕОЙК РП ЮБУФЙ ЛПНРШАФЕТПЧ. йМЙ, ЧПЪНПЦОП, ФЕВЕ ОБДП ДПРХУФЙФШ, ЮФП Х ФЕВС ЕУФШ ОЕПВЩЮОЩК ДБТ, ЛПФПТПНХ НОПЗЙЕ НПЗХФ РПЪБЧЙДПЧБФШ.

5. тБУРПЪОБК УФТБИ, МЕЦБЭЙК Ч ПУОПЧЕ.

юФП УБНПЕ ИХДЫЕЕ, ЮФП НПЦЕФ УМХЮЙФШУС, ЕУМЙ ФЩ ОЕ РПУМХЫБЕЫШ УЧПЕЗП ЛТЙФЙЛБ? ч ДЕФУФЧЕ Х ФЕВС, ЧПЪНПЦОП, ОЕ ВЩМП ТЕУХТУПЧ, ЮФПВЩ УРТБЧЙФШУС У ЬФЙН. х ЧЪТПУМПЗП ПОЙ ЕУФШ. мЙВП ФЩ НПЦЕЫШ ТБЪЧЙФШ ЙИ. й ЕУМЙ ФЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП РПУНПФТЙЫШ ОБ УФТБИЙ Й РТПЧЕТЙЫШ ЙИ, ЧП НОПЗЙИ УМХЮБСИ ДЕФУЛЙЕ УФТБИЙ ВПМШЫЕ ОЕ РХЗБАФ ЧЪТПУМПЗП, ЙМЙ ПОЙ ВПМШЫЕ ОЕ ДПМЦОЩ ЬФП ДЕМБФШ.

6. зПЧПТЙ УП УЧПЙНЙ ЧОХФТЕООЙНЙ ЛТЙФЙЛБНЙ.

рПУМХЫБК, ЮФП ЙН ОХЦОП УЛБЪБФШ П ФЕВЕ. ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ, ЛПЗДБ ФЩ УМЩЫЙЫШ, ОБУЛПМШЛП БВУХТДОБ Й ВЕУРПЮЧЕООБ ЙИ ЛТЙФЙЛБ, ЙИ ВХДЕФ МЕЗЮЕ ПФРХУФЙФШ. пВТБФЙ ЧОЙНБОЙЕ, ОБУЛПМШЛП ПОЙ РТПФЙЧПТЕЮЙЧЩ - ПОЙ ЧУЕЗДБ ОБКДХФ ЮФП-ФП ОЕРТБЧЙМШОПЕ, ОЕ ЧБЦОП, ЮФП ФЩ ДЕМБЕЫШ! ч ПДЙО ДЕОШ ПОЙ ВХДХФ ЛТЙФЙЛПЧБФШ ФЕВС ЪБ ФП, ЮФП ФЕВЕ ОЕ ИЧБФБЕФ УРПУПВОПУФЕК. ч ДТХЗПК - ВХДХФ ЛТЙФЙЛПЧБФШ ФЕВС ЪБ ФП, ЮФП ЧЩЗМСДЙЫШ УМЙЫЛПН ИПТПЫП Й МАДЙ ФЕВЕ ЪБЧЙДХАФ.

дПЛФПТБ иЬМ Й уЙДТБ уФПХО ТБЪТБВПФБМЙ ФЕИОПМПЗЙА «ЗПМПУПЧПК ДЙБМПЗ»*, ЛПФПТХА ПОЙ ЙУРПМШЪХАФ У ЛМЙЕОФБНЙ ДМС ТБВПФЩ У ЙИ НОПЗПЮЙУМЕООЩНЙ ЧОХФТЕООЙНЙ ЗПМПУБНЙ, ПДЙО ЙЪ ЛПФПТЩИ - чОХФТЕООЙК лТЙФЙЛ. .фЩ ФБЛЦЕ НПЦЕЫШ ДЕМБФШ ЬФП У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН НЕДЙФБГЙЙ, ЧЕДЕОЙС ДОЕЧОЙЛБ ЙМЙ РЙУБОЙС ДТХЗПК ТХЛПК, ЛПЗДБ ФЩ РЙЫЕЫШ ЧПРТПУЩ УЧПЕК ДПНЙОЙТХАЭЕК ТХЛПК, Б ПФЧЕЮБЕЫШ ОБ ОЙИ У РПНПЭША ТХЛЙ, ЛПФПТПК ФЩ ПВЩЮОП ОЕ РЙЫЕЫШ.

7. дЕМБС ФЧПТЮЕУЛХА ТБВПФХ, ХЛБЪЩЧБК ЛТЙФЙЛХ ОБ ЕЗП НЕУФП.

еУФШ ЧТЕНС ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ, Б ЕУФШ ЧТЕНС ДМС ПГЕОЛЙ. ч ТБЪЗБТЕ ФЧПТЮЕУЛПЗП РТПГЕУУБ ФЩ ОЕ ИПЮЕЫШ, ЮФПВЩ ЪБ ФЧПЕК УРЙОПК УФПСМ УХДШС, ЛПФПТЩК ФПТНПЪЙФ РПФПЛ ФЧПТЮЕУФЧБ. рПЪЦЕ ФЕВЕ ОХЦОП ВХДЕФ РПУНПФТЕФШ, ЮФП ТБВПФБЕФ, Б ЮФП ОЕФ, Й ЮФП ОХЦОП ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБФШ. фПЗДБ ЗПМПУ ЛТЙФЙЛБ УФБОПЧЙФУС РПМЕЪОЩН.

8. хЛТЕРМСК УЧПА УБНППГЕОЛХ.

йЭЙ Й ОБРПНЙОБК УЕВЕ П ФПН, ЮФП Ч ФЕВЕ ИПТПЫЕЗП Й ЮФП ФЩ ДЕМБЕЫШ ИПТПЫП. дЕМБС ЬФП, ФЩ УФБОПЧЙЫШУС НЕОЕЕ ХСЪЧЙНЩН ДМС ЧОЕЫОЙИ «БФБЛ». йТПОЙС УХДШВЩ Ч ФПН, ЮФП ЮЕН ВПМШЫЕ НЩ ДБЕН ЧПМА УЧПЕНХ ЧОХФТЕООЕНХ ЛТЙФЙЛХ, ФЕН ВПМШЫЕ ЧОЕЫОЕЗП ЛТЙФЙГЙЪНБ РПСЧМСЕФУС ЧПЛТХЗ ОБУ.

9. уФБОШ БЧФПТЙФЕФПН ДМС УБНПЗП УЕВС.

уМХЫБС ЧОХФТЕООЙИ Й ЧОЕЫОЙИ ЛТЙФЙЛПЧ, ФЩ ДБЕЫШ ЙН ЧМБУФШ ОБД УПВПК. юШЕЗП РТЙЪОБОЙС ФЩ ЧУЕ ЧТЕНС РЩФБЕЫШУС ДПВЙФШУС? юФП РТЙДБЕФ ЙИ НОЕОЙСН ВПМШЫЕ ЧЕУБ, ЮЕН ФЧПЙН УПВУФЧЕООЩН? лПЗДБ ФЩ ВЩМ ТЕВЕОЛПН, РПФЕТСФШ ПДПВТЕОЙЕ ТПДЙФЕМЕК Й ХЮЙФЕМЕК НПЗМП ВЩФШ ТБЪТХЫЙФЕМШОЩН, ЛБЪБФШУС ХЗТПЪПК ДМС ФЧПЕЗП ЧЩЦЙЧБОЙС. оП ФЕРЕТШ ФЩ ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ У ОБНОПЗП ВПМШЫЙН ДЙБРБЪПОПН ЧЩВПТБ Й ЧПЪНПЦОПУФЕК. рПФЕТСФШ ЧОЕЫОЕЕ ПДПВТЕОЙЕ НПЦЕФ ВЩФШ ВПМЕЪОЕООЩН, ОП Ч ОЕН ОЕФ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ДМС ФЧПЕЗП ЧЩЦЙЧБОЙС.

фЕИОЙЛБН Й ОБЧЩЛБН НПЦОП ОБХЮЙФШУС, ОП ЙУФЙООПЕ ФЧПТЮЕУФЧП Ч ФЕВЕ ХОЙЛБМШОП, Й ФЩ ДПМЦЕО УМЕДПЧБФШ УЧПЕК УПВУФЧЕООПК НХЪЕ. фБЛ НЩ ДПУФЙЗБЕН ОПЧБФПТУЛЙИ РТПСЧМЕОЙК Ч ЙУЛХУУФЧЕ. лБТПМЙО нЙУУ Ч УЧПЕК ТБВПФЕ ЗПЧПТЙФ П ОБЫЕН «РМЕНЕОЙ». ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ОБЫБ УЕНШС, ЛПММЕЗЙ ЙМЙ ЛБЛБС-МЙВП ДТХЗБС УПГЙБМШОБС ЗТХРРБ. дМС ФПЗП ЮФПВЩ ВЩФШ ЮБУФША ЬФПК ЗТХРРЩ, ФТЕВХЕФУС ПРТЕДЕМЕООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. оП ДМС ЙОДЙЧЙДХБМЙЪБГЙЙ, ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЦЙФШ УЧПЕК ЦЙЪОША Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У УПВУФЧЕООЩНЙ ЙДЕСНЙ Й ГЕООПУФСНЙ, ОХЦОП ЧЩТЧБФШУС ЙЪ РМЕНЕОЙ, ИПФС ВЩ ЧТЕНЕООП. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ВПМЕЪОЕООП, ОП ФБЛЦЕ ЬФП НПЦЕФ ДБФШ ФЕВЕ ПЗТПНОХА УЧПВПДХ.

10. уПИТБОСК РЕТУРЕЛФЙЧХ.

дБЦЕ ЕУМЙ Х ФЕВС ЕУФШ ЪБНЕЮБФЕМШОЩК ХЮЙФЕМШ, НОЕОЙЕ ЛПФПТПЗП ГЕООП ДМС ФЕВС, ОЕ РПЪЧПМСК ЕНХ УОЙЦБФШ ФЧПЕ ДПЧЕТЙЕ Л УБНПНХ УЕВЕ. нЕОФПТУФЧП - ЬФП ЪБНЕЮБФЕМШОП, ОП ОЕ ГЕОПК ФЧПЕК УБНППГЕОЛЙ Й ФЧПТЮЕУФЧБ. фЧПЕ НОЕОЙЕ ФПЦЕ ЙНЕЕФ ЪОБЮЕОЙЕ.

рПНОЙ, жТЕКД ОЕ ПДПВТСМ ОБРТБЧМЕОЙЕ, Ч ЛПФПТПН РПЫЕМ ЕЗП УФХДЕОФ лБТМ аОЗ. б ЛБЛБС ВЩМБ ВЩ РПФЕТС, ЕУМЙ ВЩ аОЗ ПЗТБОЙЮЙМ УЕВС, ЮФПВЩ ХЗПДЙФШ ХЮЙФЕМА!

11. вХДШ НСЗЮЕ У УПВПК.

чНЕУФП ФПЗП ЮФПВЩ УМХЫБФШ УЧПЕЗП ЧОХФТЕООЕЗП ЛТЙФЙЛБ, ДБЧБК УЕВЕ МАВПЧШ Й ПДПВТЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ФЕВЕ ОХЦОП. рТБЧДБ, ЮБУФЙЮОП ФП, ЮФП ПО ЗПЧПТЙФ, НПЦЕФ ВЩФШ РТБЧДПК. дЕМБК У ЬФЙН ФП, ЮФП НПЦЕЫШ, Б РПФПН ПФРХУЛБК ЬФП. чУРПНОЙ, ЛБЛ ТБЪДТБЦБМП, ЛПЗДБ НБФШ РПУФПСООП ДЕТЗБМБ ФЕВС, ЮФПВЩ ФЩ ЧЩРТСНЙМУС, ЙМЙ ЧЕМ УЕВС ЛБЛ ДЧПАТПДОЩК ВТБФ? ъБЮЕН ДЕМБФШ ФП ЦЕ УБНПЕ У УБНЙН УПВПК?

чОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ РПСЧЙМУС, ЮФПВЩ РПНПЮШ ФЕВЕ ОБХЮЙФШУС УПГЙБМШОПНХ РПЧЕДЕОЙА Й ЙЪВЕЦБФШ ВПМШ, УДЕТЦЙЧБС ФЧПЙ ЕУФЕУФЧЕООЩЕ ЙОУФЙОЛФЩ. оП ЬФЙ ЙОУФЙОЛФЩ ОХЦОЩ ФЕВЕ ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ. фЩ ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ Й ЪОБЕЫШ, ЛПЗДБ Й ЗДЕ ФЕВЕ ОХЦОП ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЕВС, Б ЛПЗДБ НПЦОП ТБУУМБВЙФШУС. х ФЕВС ЕУФШ ЪТЕМПУФШ, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЬФП ДМС УЕВС Й ВПМШЫЕ ОЕ ОХЦДБФШУС Ч ЮХЦЙИ РТБЧЙМБИ.

чП НОПЗЙИ НЕУФБИ ФЕВЕ ЧУЕ ЕЭЕ ОХЦОП ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ, ОП ФЧПТЮЕУФЧП НПЦЕФ ВЩФШ ФБЛЙН НЕУФПН, ЗДЕ ФЩ НПЦЕЫШ ВЕЪПРБУОП ЧЩТБЦБФШ УЕВС ВЕЪП ЧУСЛЙИ ПЗТБОЙЮЕОЙК - РПЛБ ФЩ ДЕТЦЙЫШ УЧПЕЗП ЧОХФТЕООЕЗП ЛТЙФЙЛБ РПД ЛПОФТПМЕН.

й ЕЭЕ ПДОБ ЧЕЭШ. зПМПУ ЧОХФТЕООЕЗП ЛТЙФЙЛБ ОЙЛХДБ ОЕ ХКДЕФ. оЕ УПЧУЕН РПМОПУФША. й ОЕ ОХЦОП ЪБУФБЧМСФШ ЕЗП ХКФЙ - ЗПЧПТСФ, ФП, ЮЕНХ ФЩ РТПФЙЧЙЫШУС, ОЙЛХДБ ОЕ ДЕЧБЕФУС. оП ЕУФШ ИПТПЫБС ОПЧПУФШ - ФЩ НПЦЕЫШ ОБХЮЙФШ ЕЗП ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ФПВПК ВПМЕЕ РПЪЙФЙЧОП Й ЛПОУФТХЛФЙЧОП. еУМЙ ИПЮЕЫШ, УМХЫБК ЕЗП, ОП ДЕМБК УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ УХЦДЕОЙС, ЛБЛ ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ.

Представьте: вы ошиблись или сделали что-то не так, к вам подходит человек и говорит: "посмотри на себя, да ты вообще ни на что не способен", "не позорься больше, сиди и не высовывайся", "мне стыдно за тебя!", "сразу не могла сообразить? Идиотка!". Или так: вы вдохновлены, мечтаете, планируете, а вам говорят: "у тебя не получится", "не справишься и опозоришься", "да кто ты такой? размечтался!", "ну и зачем тебе это надо? что за дурацкие идеи?".

Как вы отреагируете на это?

Возможно, расстроитесь и распереживаетесь. Возможно, рухнете в эмоциональную яму и будете собирать себя по кусочкам. Или, напротив, возмутитесь и дадите отпор. Реакции могут быть разными, но я уверена, что каждому, кто услышит такие слова, будет как минимум неприятно, а как максимум больно.

Когда нас оскорбляют, высмеивают или обесценивают другие люди, нам становится плохо. В разной степени, но плохо. Особенно, если это делают важные для нас люди - родители, супруги, друзья, руководители. Нам очень не нравится, когда с нами так обращаются. И это нормально, что не нравится! Однако вот какой парадокс я наблюдаю на протяжении всей своей психологической практики: многие из нас ждут от других уважения, принятия, любви, симпатии, а сами к себе относятся с точностью до наоборот. И говорят самим себе те же самые слова "ты не справишься", "ты никому не нужна", "посмотри на себя и помолчи", "ты здесь никто, пустое место". Говорят это себе годами и десятилетиями, не задумываясь, автоматически и чаще всего не встречая никакого отпора и протеста.

Именно так в человеке живет внутренний критик. И в какой-то момент его голос становится настолько привычным, что его можно уже не слышать и не замечать, а жить в этом фоновом режиме самоуничижения и обесценивания - жить, удивляясь низкой самооценке, отсутствию желаний, страху действовать, неясной тоске и тревоге.

Моя статья - для тех, кто хочет разобраться со своим внутренним критиком, и тем самым улучшить качество своей жизни.

Внутренний критик - кто это?

Внутренний критик - это часть психики человека, которая определенным образом решает вопросы контроля и оценки, и часть личности человека, которая формируется в детстве и основывается на его личном детском опыте.

В разных психологических направлениях есть представление о контролирующей и оценивающей части психики: Сверх-Я в психоанализе, оценочная часть я-концепции в клиент-центрированной психотерапии, варианты субличностей в психосинтезе Ассаджиоли или Контролирующий Родитель в транзактном анализе.

Маленький ребенок не может сам себя ни контролировать, ни оценивать. Эту функцию для него выполняют взрослые, и прежде всего - значимые взрослые. И от того, каким образом взрослые это делают, зависит, каким будет внутренний

критик человека. Знаете, есть такое правило: "то, что вы говорите ребенку сегодня, во взрослом возрасте он будет говорить самому себе".

Именно словами наших важных людей звучит внутри нас критик - словами мамы, отца, бабушки или дедушки, старшего брата, учительницы или тренера. Когда вы будете распознавать своего критика, вы услышите даже интонации тех людей, которые повлияли на его формирование:

* мама, я красивая? - ты обычная.

* я получила четверку! - когда будут пятерки?

* я хочу... - хочется-перехочется.

* это мой стол! - твоего здесь ничего нет.

Конечно, сами по себе контроль и оценка - важные и полезные функции. Но важно и то, как они воплощаются в жизнь. По ряду причин (передающиеся из поколения в поколение невротичные способы взаимодействия, уровень психологической культуры и т.д.) положительная сторона этих функций зачастую нивелируется и трансформируется до неузнаваемости: контроль превращается в жесткий надзор, в ограничение свободы и отсутствие выбора, а оценка - в обесценивающую критику и унижающее обругивание.

В результате вместо человека с надежными опорами, устойчивыми границами и адекватной самооценкой (чему, собственно, и должны служить функции контроля и оценки) мы видим человека, который говорит: "меня очень легко ранить, любое замечание выбивает меня из колеи", "любая ошибка для меня - это провал", "я даже не сразу понимаю, что меня оскорбили", "я очень завишу от похвалы и чужой оценки".

Нравится ли вам такое положение вещей? Мне - нет.

Можем ли мы что-то изменить в сложившемся и привычном взаимодействии с самими собой? Уверена, что можем.

Внутренний критик - это не внешний объект или субъект. Это то, что живет внутри нас, а значит, это то, чем мы можем так или иначе управлять. Скажем, капризную и требовательную свекровь, хамоватого начальника или обвиняющую и манипулирующую маму мы изменить не можем (хотя многие пытаются). А вот своего внутреннего "ругателя" - можем. Просто потому, что он - это часть нас, а значит, находится в зоне нашего влияния. И в этом, я думаю, главный оптимизм практической психологии и психотерапии: человек способен меняться. Не всегда легко, не всегда быстро, иногда самостоятельно, иногда с помощью специалиста - по-разному, но способен.

Как распознать внутреннего критика?

Для того, чтобы с внутренним критиком найти общий язык и использовать его в мирных целях, важно изучить его и научиться его распознавать. Это умение поможет вам отслеживать появление внутреннего критика и вовремя реагировать на него. Распознать своего критика вы можете, отвечая на четыре вопроса: что он делает, что говорит, когда появляется, что вы чувствуете после его "выступления".

Вопрос 1. Что делает внутренний критик?

Он обвиняет, стыдит, заставляет оправдываться, требует, сравнивает с другими, унижает, игнорирует, оскорбляет, надсмехается, сомневается, пугает, ругает, давит

на болевые точки, негативно оценивает и обесценивает. Обычно мы имеем дело с сочетанием нескольких действий: обвиняет, унижает и заставляет оправдываться, обесценивает и оскорбляет и т.д.

Если вы предполагаете, что внутренний критик вышел на тропу войны, можете задать себе вопрос: что сейчас делает мой критик? Или напрямую о себе: что я сейчас с собой делаю? И если в ответ вы назовете один из перечисленных выше или похожих по смыслу глаголов, это будет для вас сигналом, что ваши предположения верны, критик появился и начал действовать.

Вопрос 2. Что говорит внутренний критик?

По большому счету он сообщает вам о том, что вы нехороши. Проявляться эта идея вашей плохости может в привычных фразах, которые человек говорит самому себе ежедневно, а то и ежечасно:

* я плохая мать

* я ужасный друг

* я тупая, я дурак

* я неудачница, я лузер

* я никто, пустое место, никчемное существо

* если бы меня не было, всем было бы лучше

* все тлен, все бесполезно

* сама виновата

* ошибаться нельзя, ошибка - провал и позор

* соберись, тряпка

* хватит ныть

* будь настороже, не расслабляйся

* надо больше стараться

* отказывать другим нельзя, всегда нужно помогать

* я - последняя буква в алфавите

* надо всегда быть милой и вежливой

* я должен работать и добиваться успеха, отдыхать некогда

* тебя никто не спрашивает, хочешь ты или нет, надо - значит надо!

* все вокруг все успевают, одна я такая неорганизованная

* посмотри на себя, ты же уродина, кому ты нужна

* у меня "печалька", "обидка" (вместо "печаль" и "обида")

* надо стремиться к совершенству

* я недостойна

* обязательно что-нибудь пойдет не так, даже не надейся, что все будет хорошо

Вы можете продолжить его и найти любимый репертуар вашего личного внутреннего критика. Эти фразы - некие маячки, по которым вам будет легче отслеживать активизацию этой своей части.

Вопрос 3. Что вы чувствуете и хотите сделать в результате действий внутреннего критика?

Человек, с которым сделали то, что мы описали в первом пункте, и с которым поговорили, как в пункте втором, вполне закономерно испытает неприятные эмоции: стыд, вину, отчаяние, злость, возмущение, сомнение, обиду, усталость, беспомощность. Эти эмоции и чувства могут появиться в желании спрятаться и заплакать, в готовности дать сдачу или, напротив, в готовности молча терпеть, в прокрастинировании или стремлении начать с удвоенной силой заслуживать признание. Это может быть очевидно выраженная, локальная по времени, ситуация:

* ошиблась - обругала себя - бросилась доказывать, что самая лучшая

* получила отказ - объяснила себе, что просто недостойна - погрузилась в тоску.

А может быть и ситуация, растянутая во времени и существующая в фоновом режиме:

* потерпел неудачу - обвинил себя и погрузился в рассматривание своих ошибок - в итоге прокрастинация, некая "парализованность" и невозможность начать новое.

У каждого из нас, в зависимости от темперамента и выработанных и отшлифованных годами защитных механизмов, будут свои привычные способы эмоционально и поведенчески реагировать на своего внутреннего критика. И важно понять свои устойчивые паттерны, они тоже станут маячками и сигналами, что внутренний критик активизировался.

Вопрос 4. Когда он появляется?

Внутренний критик есть в нас всегда, и проявиться может в любой момент. Однако есть ситуации, где вероятность, что критик выйдет на передний план и начнет свое "выступление", повышается. Это моменты, когда мы уязвимы: переживаем неудачу или ошибку

* переживаем отвержение или отказ

* начинаем что-то новое и стоим перед неизвестностью

* сделали что-то и ждем реакции со стороны

* победили, выиграли, достигли успеха и признания

* находимся в нересурсном состоянии (устали, разочарованы, больны и пр.)

В эти моменты велик риск попасть под каток внутреннего критика. Это его вотчина - бороться с беззащитными, играть на слабых местах и давить на болевые точки.

Соответственно, один из важных навыков работы с внутренним критиком - помнить, понимать и напоминать себе в критический момент: если вам плохо, например, вы устали и у вас нет сил, а кто-то внутри вас рассказывает вам о вашей вине, ущербности и несостоятельности, это не слова правды и реальности, это всего лишь слова внутреннего критика, который занимает однобокую и недоброжелательную по отношению к вам позицию.

Итак, чтобы научиться распознавать своего внутреннего критика, важно:

Изучить и понять, что он обычно делает;

Прислушаться и уловить, что он обычно говорит;

Проявлять внимание к своим чувствам и замечать, что обычно вы чувствуете от взаимодействия с критиком;

Помнить и напоминать себе, что позиция критика не работает на вас.

Чтобы изменить роль внутреннего критика в своей жизни и снизить его влияние, нужен методичный и вдумчивый процесс. То, что формировалось десятилетиями, не может быть изменено моментально. Каких-то результатов можно достичь самостоятельно, каких-то - с помощью психолога или психотерапевта. А начать работу над изменениями вы можете прямо сегодня.

Предлагаю домашнее задание (внимание, см. примечание!):

прислушивайтесь к тому, что говорит вам внутренний критик, и записывайте его привычные слова и выражения. У вас получится свой набор фраз-маркеров, которые сопровождают вас по жизни. В дополнение к ним попробуйте уловить, в какие именно моменты критик встает в полный рост. В каких обстоятельствах звучат те фразы, которые вы записываете. Тем самым вы увидите свои зоны риска. И третье - слушайте себя и обращайте внимание на свои эмоции и переживания, которые у вас в эти моменты возникают.

Отдельное внимание обратите на сопротивление, с которым вы столкнетесь (или, возможно, уже столкнулись при чтении этой статьи): "если меня не подпинывать, я буду только спать", "я же впаду в самопотакание, и меня понесет не знаю куда", "конечно, надо быть всегда настороже, вокруг-то небезопасно", "жесткая критика меня мотивирует и заставляет идти дальше" и т.д. Запишите и эти фразы тоже. Вы, конечно, уже догадываетесь, кто их произносит?

В результате выполнения этого упражнения вы сделаете первый шаг в работе со своим критиком. О других важных шагах, а также о том, какую стратегию взаимодействия с ним выбрать и что делать с внутренним сопротивлением, читайте в моей следующей статье.

И еще. Самонаблюдение, если это осознанное исследование себя в конструктивном ключе, а не бессмысленное и бесконечное самокопание, несет не только пользу для будущего, но важно и полезно здесь и сейчас. Потому что это - проявление заботы и уважения к себе, а также возможность увидеть новые ракурсы привычного - то есть именно то, чего нас лишает жесткий внутренний критик.

Примечание:
Самостоятельное выполнение упражнений подходит людям без психических расстройств и в стабильном эмоциональном состоянии. В противном случае (острое состояние, психиатрический диагноз) лучше начинать работу не самостоятельно, а с помощью специалиста.

Хочу написать про внутреннего критика (ВК) - что это такое, откуда взялся и как с ним быть. Все, кого я знаю - клиенты, друзья, знакомые, коллеги, и даже моя 85-летняя бабушка - жалуются на этот вид внутреннего дискомфорта. Предполагаю, многие из вас тоже сталкивались с ВК. Он появляется, когда вы заняты каким-либо делом - он говорит, что вы это делаете плохо, неправильно, криво. Или вообще отрицает смысл того, что вы делаете - бесполезно, мол, незачем. Или выдает плохие прогнозы - все равно ничего не получится. Или начинает сравнивать вас с кем-то - вот, у коллеги Х. все равно лучше получается. Может поторапливать - давай ка быстрее, у тебя еще миллион дел, некогда ковыряться.

Много всего неприятного может говорить внутренний критик, вызывая неприятные эмоции, не давая сосредоточиться. И иногда бывает легче вообще ничего не делать, а заниматься прокрастинацией - любую деятельность внутренняя критика делает невыносимой. Конечно, это не какой то голос, отдельный от вашего Я (хотя, при психозах бывает и такое) - это всё вы сами думаете. Но это мысли, которые не получается отключить произвольно - они возникают автоматически, по ходу дела.

Что же это за внутренний критик такой? Дам своё определение. ВК - это метафора, которой обозначают контролирующую часть психики. Она отвечает за соответствие результатов наших действий критериям и целям. Это часть психики, которая дает обратную связь на всех стадиях действия - начиная с постановки целей и планирования. Она оценивает качество выполнения действия и промежуточные результаты. Прогнозирует приемлемость конечного результата. Оценивает уже готовый результат. Это такая внутренняя приемка, отдел контроля качества.

Получается, что ВК крайне полезен и необходим - без него мы делали бы много всякой ерунды, чего уж там. А еще получается досадный парадокс - ВК должен помогать нам делать наши дела хорошо и осмысленно, но почему-то чаще мешает.

Почему же ВК мешает, а не помогает, как должен? Всё дело в стиле его работы. В том, КАК он выполняет свои важные функции. Если он злобно бубнит под руку, болезненно критикует, обесценивает, то это авторитарно-садистический стиль контроля. Он мало способствует этой самой эффективности. Авторитарный ВК - это часть вашей личности, которая ОЧЕНЬ обеспокоена смыслом и качеством того, что вы делаете. Она настолько беспокоится, что уже не поможет помогать вам делать дела спокойно. Чего это она?

Большинство направлений в психологии признают: произвольному управлению своими действиями и внутренними процессами мы научаемся в отношениях со значимыми взрослыми, в раннем детстве. Внутренней критике мы тоже обучаемся у значимых взрослых. Маленький ребенок еще не умеет контролировать результативность своих действий. Этот контроль за ребенка осуществляет взрослый, а ребенок постепенно присваивает себе это действие. Внешний контроль интериоризуется и становится внутренней функцией. Образно говоря, внутри ребенка появляется копия родителя\воспитателя - интроект, который потом остается с ним на всю жизнь.

Интроект - это, конечно, не точная копия воспитателя, а искаженная, ведь психика ребенка - это не высокоточный сканер. Поэтому запечатленный нами в детстве взрослый может быть гораздо более монструозным, чем в реальности. И ВК может получиться монструозным - тревожным, раздраженным, нетерпеливым - родитель\воспитатель ведь испытывает много разных эмоций, взаимодействуя с неопытным существом, которое совершает много ошибок и тратит много времени на элементарные действия. И не факт, что он умеет эти эмоции контролировать. Вместе с алгоритмом действия ребенок усваивает и эмоции, которые испытывал контролер.

Кроме эмоций, ребенок усваивает и критерии оценок своих действий. Один из самых важных - отношение к ошибкам. Ошибка - это естественная часть процесса или что-то недопустимое, катастрофическое? От отношения к ошибкам зависит и стиль работы внутреннего критика - он либо мягко указывает вам на ошибку, либо яростно вопит, что вы ошиблись, а значит у вас ничего никогда не получится.

Можно предположить, что во время выполнения действия наша психика словно бы разделяется (это скорее метафорическое описание процесса) - на делающую часть и контролирующую. И они либо сотрудничают, либо конфликтуют. Если от контролирующей исходит критика, если она направляет заряды раздражения, тревоги, гнева, то делающая часть реагирует соответственно. Она чувствует растерянность, вину, стыд. И в ответ на эти дискомфортные эмоции она тоже чувствует раздражение, ярость, гнев и даже ненависть. Это и есть внутриличностный конфликт - невротическое взаимодействие между разными частями одной личности.

Как же быть? Все зависит от накала эмоций. Вся эта полемика с собственным ВК может быть настолько раздраженной и беспокойной, что стоит уделить отдельное время этому эмоциональному состоянию, а не пытаться его загасить и продолжать работать.

1) Работа с эмоциями. Прочувствуйте свое эмоциональное состояние - сфокусируйте внимание на нем, отодвинув немного все остальные внутренние процессы. Выделите основные эмоции и назовите их. Что это? Раздражение, злость, гнев? Вина, стыд? Тревога, страх, паника? От какой бы части личности эти эмоции не исходили -они ваши. И как любой физический процесс, они имеют начало, развитие и конец. Вот и пусть проистекут.

2) Работа с телом. У эмоций есть физиологический компонент - мышечное напряжение, прежде всего. Его надо сбросить - поделать какие-нибудь элементарные физ.упражнения, а потом раслабиться. Также важно нормализовать дыхание - просто на нем сфокусироваться и подержать пару минут внимание.

3) Когнитивная работа. ВК - это обеспокоенная часть вашей психики. Её нужно успокоить. Скорее всего, критик обеспокоен тем, уровень исполнения не соответствует его высоким критериям. Возможно, дело в откровенно завышенных критериях - ВК требует, чтобы вы идеально делали то, что делаете. А ведь у каждого дела, которое вы делаете, есть конкретные житейские цели. И критерии должны соответствовать цели, а не абстрактным идеям. И чтобы ВК успокоился, сознание должно точно сформулировать цель и критерии. Для чего вы делаете это дело? Каков оптимальный уровень исполнения? Достаточно ли просто сделать его побыстрее, как получится? Или это действительно нужно сделать на высшем уровне? Если это нужно сделать идеально, то как вы можете себе в этом помочь? Например, выделить больше времени, успокоиться, настроиться на длительный процесс. Что в это деле действительно нужно сделать, а что отбросить как лишние формальности? Главное тут - облегчить себе задачу.

4) Разрешить себе ошибаться.


Внутренний критик «сидит» в каждом человеке. Но для одних он является чуть ли не хозяином мышления, а для других, скорее, строгим учителем, который подстегивает не расслабляться - прекратить лениться, откладывать важные дела и многое другое.

Что такое внутренний критик?

Внутренний критик - это хорошо интегрированный шаблон деструктивных мыслей в вашей голове. Зачастую он очень придирчив даже в ситуациях, когда все идет хорошо.

Примеры мыслей, диктуемых внутренним критиком:

  • Не берись, ты глупый.
  • Ты недостоин этой работы.
  • Ты не нравишься людям.
  • Ты уже пробовал, чем это закончилось? Смирись и не лезь!

Часто он задает подобные вопросы:

  • Если у них не получилось, с чего ты взял, что получится у тебя?
  • Чем ты лучше них?
  • В прошлый раз ты провалился, что изменилось на этот раз?

Безусловно, внутренний критик питается травмирующими воспоминаниями, особенно из детства. Родители, воспитатели, учителя могли нанести вред психике ребенка, если не ценили его усилий или критиковали результаты. В итоге формируется уверенность, что «что бы я не сделал, все равно будет плохо».

Как избавиться от внутреннего критика

Ниже приводится четырехэтапный процесс, который поможет укротить внутреннего критика и начать новую жизнь, свободную от сожалений и сомнений.

Для начала важно уяснить, что внутренний критик - это не зло. Это защитный механизм, который пытается помочь и уберечь вас от беды. Правда, делает он это своеобразным образом, порой оказывая медвежью услугу.

От защитных механизмов невозможно избавиться, потому что они являются частью нервной системы и не могут быть оттуда извлечены. Однако с ними можно жить в согласии, на этом и основана стратегия, которую мы сейчас представим.

Шаг первый: пробудите любопытство

Первым шагом будет , которая развивает ваше любопытство. Зачем это нужно?

Многие из нас живут пассивно. Мы редко обращаем внимание на свои мысли, редко признаем эмоции и не следим за моделями поведения. А в итоге реагируем на события и обстоятельства жизни на автопилоте, не задавая себе важных вопросов, не познавая себя.

Почему мы так поступаем? Потому что в течение дня нам не нужно принимать множество решений, тем самым мы экономим энергию и ментальные ресурсы. К тому же осознанная жизнь - это большая работа, «боль для мозга», потому что требует постоянного любопытства.

Чтобы быть любопытным, нужно в первую очередь задавать себе нехарактерные вопросы. И лучше всего, чтобы они были о мыслях, эмоции и поведении. Вот некоторые:

  • О чем говорит мой внутренний критик?
  • Что конкретно он говорит обо мне?
  • В какие моменты он обычно это говорит? (данный вопрос поможет установить шаблоны и триггеры)
  • Как я начинаю думать о конкретной ситуации, когда в дело вмешивается внутренний критик?
  • Как все это влияет на мое поведение?
  • Что это поведение говорит о моей личности?
  • Откуда взялось это мнение, которое отстаивает внутренний критик? Оно основано на фактах или на единичном случае?
  • Действительно ли уместно думать подобным образом в этой ситуации?
  • Как прошлый опыт влияет на мой внутренний голос?

Эти вопросы позволят получить полное представление о типах мыслей, которые летят по орбите вашего мышления. С таким пониманием намного легче пресекать все негативное и начать работу по изменению своего бессознательного состояния.

Шаг второй: признайте своего внутреннего критика

Искушение подскажет, что на этом этапе будет легче всего просто прекратить слушать своего внутреннего критика, но это не лучшая идея. Чем сильнее мы чему-нибудь сопротивляемся, тем сильнее противодействие. Что же тогда делать?

Признайте его. Попытайтесь увидеть своего критика как склонного к заботе. Он и правда имеет положительные намерения. Спросите у своего внутреннего критика:

  • От чего ты хочешь меня уберечь?
  • От каких чувств и переживаний ты хочешь меня оградить?
  • Почему это так важно для тебя?

Возьмите лист бумаги и запишите все приходящие в голову ответы. Чем больше их будет, тем лучше.

Продолжите следующие фразы:

  • Спасибо, я ценю то, что ты пытаешься для меня сделать, но…
  • Я чувствую, что лучшим методом для меня будет…

Речь идет о том, чтобы не только помочь выявить скрытые защитные механизмы критика, но и расширить их при помощи нового поведения и мыслей.

Вы можете выяснить, что внутренняя критика была беспочвенной или имела небольшое отношение к действительности. Спросите себя:

  • Эти старые мысли являются конструктивными или разрушающими?
  • Они улучшают меня или тянут назад?
  • Основаны ли они на фактах?
  • Где я могу внести положительные изменения?
  • Как это можно сделать, не испытывая сопротивления?

Важно понимать, что внутренний критик - это часть вас. Это словно встревоженный родитель, который боится за своего ребенка. Но он наносит вред, а значит пришло время изменить ситуацию.

Шаг третий: выразите благодарность

Поблагодарите его за попытку помочь. Но помните, что теперь настало время сознательно прервать этот негативный процесс мышления и попытаться найти лучшее решение.

Так как внутренний критик глубоко укоренился в вашей психике, это будет нелегко. Важно выяснить, с какого момента жизни это поведение стало нормой и почему. Теперь, когда вы поймаете себя на старых шаблонах мышления, прерывайте эту цепочку.

Это самый сложный шаг стратегии. Вы будете то и дело возвращаться к привычному поведению, но чем чаще станете себе напоминать о том ущербе, который оно приносит, тем быстрее произойдет «выздоровление».

Шаг четвертый: закрепите достижения

Если после трех предыдущих шагов все еще имеются сложности и негативные, критические мысли, вам помогут дополнительные советы.

Меняйте не только слова, но и тон, высоту и громкость голоса. Сделайте звук своего внутреннего критика вялым, смешным или быстрым. Можете вспомнить мультяшного персонажа и произвести эффективную замену.

Вступите в переговоры

Не думайте, что эти советы сделают вас сумасшедшим. Мы все то и дело говорим с самими собой и это абсолютно нормально. Это делали философы, ученые, писатели, все.

Начинайте договариваться со своим внутренним критиком. Спросите у него:

  • Что каждый из нас хочет в этой ситуации?
  • Как мы можем добиться взаимопонимания по этому поводу?
  • Как мы можем помочь друг другу, чтобы все остались в выигрыше?

Взаимопонимание важно не только в общении с другими людьми, но и с самим собой. В этом плане стратегия мало отличается. Помните, что внутренний критик в первую очередь за безопасность, он не хочет, чтобы вы испытывали боль.

А если так, то у вас есть общие интересы: свести к минимуму боль. Докажите своему внутреннему критику, что если поступить так, как он захочет, то в будущем возникнут еще большие неприятности.

Переговоры часто могут затягиваться, поэтому не ожидайте, что найдете взаимопонимание в течение нескольких минут. Могут пройти недели и даже месяцы.

Смотрите на своего критика как на равного

Помните, что вы рассматриваете разные советы. Некоторые могут не подойти, другие же попадут в точку. Можно смотреть на своего критика как на личность со своими мыслями, мотивацией, перспективами, целями и чувствами.

Это полезно, потому что позволяет отделить внутреннего критика от вас. Одно это открытие может привести к поразительным озарениям и поможет освободиться от психологических цепей.

Можно рассматривать критика как своего конкурента. Он хочет продвигать свои идеи, основанные на заблуждениях, неточной логике, травмирующих событиях. Ваши же идеи идут от тщательного планирования, большого количества прочитанных книг, уверенности в себе и постоянного саморазвития.

Внутренний критик хочет подорвать прогресс и прекратить развитие потенциала. Он будет делать все возможное, чтобы осуждать вас за выбор принятых решений. Ваша цель - найти ответы на все его аргументы и доказать, что они не имеют под собой никакой почвы.

Если вы осознаете, что не являетесь с внутренним критиком одной и той же личностью, разрушить старые шаблоны будет намного легче. У него свои идеи и убеждения, у вас свои, помните об этом.

Смотрите на своего критика как на своевольного ребенка

Еще один прием, который позволит взглянуть на ситуацию под другим углом. Вместо того, чтобы смотреть на внутреннего критика как на властного родителя, воспринимайте его как капризного своевольного ребенка, который хочет, чтобы все было так, как он скажет. Он не понимает, как устроен мир, его не волнуют факты, есть только желание.

Однако вы развиваетесь как личность, читаете книги, выделяете время на размышления. А что делает внутренний ребенок? Он когда-то получил негативный опыт и остался на том же уровне развития. Он ничего не знает об окружающей среде. Помните, что именно вы являетесь здесь взрослым.

Дайте своему внутреннему критику имя

Вот где можно дать развернуться своему на полную! Правильно подобранное имя может сотворить чудо.

Вот несколько вариантов: Придира, Нытик, Цыпленок, Внутренний Дурак, Несносный Ребенок, Гремлин, Зануда, Самозванец.

Помимо того, что такой подход позволяет наклеить ярлык, вы еще и моментально научитесь распознавать мысли, которые исходят от внутреннего критика и сразу начать им противостоять.

Дайте также имя своим тирадам

Ваш внутренний критик (Зануда, Нытик) часто любит произносить длительные тирады о том, почему что-то не получится или почему вы такой неудачник.

Поэтому выделите несколько десятков минут и найдите хлесткое название: нытье, высокопарная речь, софистика, пропаганда. Не сдерживайтесь. Помните, что названия могут быть разными, поэтому важно обозначить их одним-двумя емкими словами.

Заведите специальный дневник

В него записывайте все фразы и цитаты, которые вступают в противоречие с нежелательными тезисами внутреннего критика. Их можно найти в статьях в интернете, книгах (в том числе художественных), разговорах с умными людьми и фильмах.

Это будет долгое противостояние. Но чем больше информации соберется, тем слабее будет голос внутреннего критика. На самом деле, единственное, что удерживает большинство из нас от успеха - это лень.

Отслеживайте свои мысли

Частично этого мы касались ранее, но совет настолько важен, что его нужно повторить и несколько расширить.

Укрощение внутреннего критика начинается с осознанности. Когда вы осознаете привычные, шаблонные мысли, то уже знаете, с чем или кем бороться. Если жизнь проходит на автопилоте, то это можно сравнить с работой телевизора в фоновом режиме, когда вы готовите еду на кухне.

Все просто: как только вы отвлекаетесь от готовки еды и переключаетесь на телевизор, то начинаете совершать ошибки. Единственное исключение, о котором говорил Даниел Канеман в своей книге «Думай медленно…. Решай быстро», заключается в ситуации, когда оба действия являются автоматическими.

К примеру, если вы умеете готовить и сто раз делали пиццу с охотничьими колбасками, то переключение внимания на телевизор никак не повлияет негативно на блюдо. И наоборот.

Зачем вам нужно это знать? Чтобы понять: отслеживать свои мысли нужно тогда, когда у вас нет никаких других сознательных дел. Например, при ходьбе или мытье рук.

Но лучше всего ничем в данный момент не заниматься. Сядьте, возьмите дневник и начинайте записывать свои мысли. Чем чаще вы будете это делать, тем больше шаблонов сможете выявить вместе с их триггерами. Если знать, что запускает цепочку мыслей и нежелательное поведение, то дальше не составит особого труда избавиться от деструктивных идей внутреннего критика. Особенно, если вы воспользуетесь советами, которые мы привели в этой статье.

Желаем вам удачи!