Как и когда произошли люди? Труд сделал из обезьяны человека.

УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ

Если человек и в самом деле произошел от обезьяны, как уверял старина Дарвин , то что способствовало этому волшебному превращению? Неужели всего лишь труд, которым, по предположению Карла Маркса , увлеклась та самая обезьяна?

Не оспаривая благотворное влияние труда на эволюцию, американский антрополог Ричард Рэнгем из Гарвардского университета, нашел нечто более значительное. И даже создал свою теорию, которая, по его мнению, может соперничать с дарвиновской.

Наши предки очеловечились благодаря... кулинарии, - утверждает профессор Рэнгем в своей новой книге «Зажечь огонь. Как кулинария сделала нас людьми» (). - Перелом в эволюции наступил в тот момент, когда человек научился готовить пищу на огне. И в итоге, кулинария изменила наш анатомический облик.

Так, по словам автора, около двух миллионов лет назад человек овладел огнем – и именно в то время у него почти вдвое увеличился мозг. А это очень энергетически затратный орган: у малоподвижного человека 20 процентов всей съедаемой пищи уходит на питание мозга, хотя его масса составляет всего 2,5 процентов от массы организма. Для сравнения: у приматов в среднем на мозг приходится 13 процентов энергозатрат. А главное требование для развития большого мозга - необходимость его бесперебойного снабжения энергией, желательно - в виде чего-нибудь вкусненького. Вроде свежеиспеченных булочек с чесноком и наваристого борща.

А желудок, благодаря развитию у наших предков кулинарных способностей, наоборот, уменьшился. Дело в том, что шимпанзе, к примеру, пережевывают и переваривают пищу большую часть дня, поэтому их желудочно-кишечный тракт куда больше человеческого. Более того, из-за мягкой, теплой еды у нас уменьшился рот, ослабли челюсти, измельчали зубы. Да что там зубы - устройство общества изменилось!

Поглощение приготовленной еды способствовало тому, что у людей стремительно выросла социальная и сексуальная активность, - продолжает Рэнгем. - Ведь приготовленная еда не только безопаснее сырой, она дольше хранится, приобретает приятный вкус, легко разрезается. А главное - утраивает энергию организма.

НАШИ ПРЕДКИ - ПОВАРА

А куда девать появившиеся силы? Конечно, на войны, захваты новых территорий, укрепления власти. Так возникли государства. Оставшиеся силы предки тратили, конечно, на совокупление. Больше сексуальных сил - больше беременных женщин - больше детей. Считайте, что число землян стремительно росло благодаря гуляшу!

Самка, и человеческая в том числе, которая лучше питается, чаще рожает, а ее потомки отличаются большей выживаемостью, - уверяет профессор. - Когда наши предки впервые получили энергетические преимущества от приготовленной пищи, они и их потомки передали по наследству больше генов, чем те, кто ел сырую пищу.

Так появилась новая эволюционная перспектива. К примеру, необходимость создавать и охранять свой очаг привела к появлению семьи. А поскольку огонь обеспечивал защиту от хищников, то люди стали спать на земле и разучились лазать по деревьям.

И самый важный момент - самки начали готовить для самцов. А у тех в свою очередь освободилось время для поисков продуктов питания. Так появилась кухня, рабой которой женщина остается до сих пор. А у мужчин - досуг. Ведь теперь необязательно охотиться на зверей, чтобы принести домой мясо. Можно «посидеть с друзьями», "попить пиво". В общем, так кулинария породила патриархат.

Они лучше выживали и оставляли больше потомков, чем их предшественники, - уверяет профессор. - Их гены распространялись. Их тела биологически приспосабливались к приготовленной пищи, а естественный отбор закреплял признаки, позволявшие извлечь максимум пользы из нового рациона.

И выходит, что наши предки в основном, - кулинары.

ЕДА - НАШЕ ВСЕ

В общем, суть кулинарной гипотезы вот в чем: люди приспособлены к пище, приготовленной на огне, точно так же, как коровы - к поеданию травы, а блохи - к сосанию крови. Мы неразрывно связаны с приготовленной пищей, и следствиями этой связи проникнута вся наша жизнь, телесная и интеллектуальная. Мы, люди - порождение пламени очагов.

Кулинария стала грандиозным изобретением не просто потому, что снабдила нас высококачественной пищей или даже сделала людьми в анатомическом смысле слова, - заключает автор. - Она сделала нечто более важное: дала развиться уникально большому мозгу, наделив скучное человеческое тело блистательным человеческим разумом.

Еще два столетия назад известный философ Фридрих Энгельс предположил, что в процессе эволюции человека создал труд. Однако только недавно антропологи смогли доказать эту гипотезу. По их мнению, совершенствование технологий изготовления орудий труда сопровождалось развитием зон мозга, отвечающих за речь и абстрактное мышление.

Большая часть истории рода человеческого приходится на нижний палеолит, или ранний древнекаменный век. Он начался около 2,6 млн. лет назад с появлением первых каменных орудий олдувайского типа и длился более 2 млн. лет. Однако позже был сделан поистине революционный прорыв в палеолитических технологиях и около 1,7 млн. лет назад появляются первые орудия ашельского типа, изготовление которых требовало куда большего мастерства.

Главное отличие ашельских орудий состоит в том, что им целенаправленно придавали определенную форму. Чуть позже, к позднеашельской эпохе (примерно 0,5 млн. лет назад) форма орудий становится еще более совершенной и стандартизованной. С этого момента можно говорить о том, что древние люди смогли изобрести некие универсальные способы изготовления каменных орудий, и, что главное, передать секреты мастерства своим потомкам.

Вопрос о том, насколько резким или постепенным был переход от Олдувая к Ашелю, остается спорным. Одно лишь не вызывает сомнений - этот переход должен был сопровождаться быстрым развитием абстрактного мышления, без которого было бы трудно придавать объектам произвольную, заранее запланированную форму. Ну, а развитее абстрактного мышления, как мы знаем, невозможно без совершенствования коммуникативных навыков, то есть речи.

Интересно, что косвенные свидетельства того, что подобные процессы вполне могли происходить в указанный период, антропологам уже давно известны. За два с лишним миллиона лет нижнего палеолита объем мозга наших предков увеличился примерно. Это подтверждается остатками черепов, которые говорят о том, что у первых Homo habilis или даже поздних австралопитеков объем мозга составлял 500-700 см3, а у поздних H. erectus, он был уже 1100-1200 см3 и более. Ученые уверены, что, скорее всего, мозг рос не просто так: по идее, люди должны были при этом становиться умнее.

Впрочем. Также известно и то, что наличие большого количества серого вещества вовсе не говорит о том, что его хозяин умеет его использовать. Так что увеличение объема мозга само по себе, как вы понимаете, ничего не доказывает. Как это ни странно, лучшим доказательством развития интеллекта являются орудия труда.

В последнее время многие исследователи пытаются связать становление ашельских технологий с развитием речи. Но для того, что бы это предположение превратилось в обоснованную гипотезу, нужны факты. Однако, поскольку жителей той эпохи на Земле уже не осталось, некоторым антропологам пришлось овладеть нижнепалеолитическими приемами обработки камня. Ныне эти умельцы используют себя в качестве живых моделей для изучения тонких деталей работы рук и мозга доисторических мастеров.

Не так давно Дитрих Стаут из Университета Эмори (Атланта, США) и его коллеги провели одно интересное исследование. Они изучили мозговую активность у людей, изготовлявших олдувайские и ашельские орудия труда, в процессе работы. И им удалось выяснить весьма интересные вещи.

Оказалось, что при изготовлении олдувайских орудий повышенная активность наблюдается в ряде участков коры, в том числе в левой вентральной премоторной коре больших полушарий. Интересно, что у человека этот участок мозга задействован одновременно и при координации движений кисти, и при произнесении членораздельных звуков. Поэтому Стаут и его коллеги предположили, что начало интенсивной "орудийной деятельности" около 2,6 млн. лет назад могло положить начало эволюции нейрологической "базы" для последующего развития членораздельной речи.

Скорее всего, необходимость постоянно совершать кистью руки определенные движения привело к увеличению числа нейронов в данной области. После же у образовавшейся массы нервных клеток появились "свободные вакансии", которые были задействованы в качестве "конролеров" над речью.

При изготовлении же ашельских орудий дополнительно возбуждаются и некоторые участки правого полушария, такие как надкраевая извилина теменной доли; правая вентральная премоторная кора, а также поле Бродмана 45 - участок, отвечающий за обработку лингвистических контекстов и интонаций. Стаут предположил, что данные явления, наблюдаемые при изготовлении сложных ашельских, но не более простых олдувайских орудий, можно интерпретировать двояко. Либо вышеупомянутые зоны мозга возбуждаются просто потому, что требуется более четкий контроль движений левой кисти (которая у правшей при изготовлении орудия удерживает заготовку и придает ей правильную ориентацию), либо их активность свидетельствует о вкладе правого полушария в сознательный контроль сложных последовательных действий. В последнем случае речь идет не просто о координации движений, а о более "высоких" когнитивных функциях, которые становятся востребованы при переходе к более высокоразвитой технологии.

Что бы проверить это, Стаут и его коллеги провели еще один эксперимент. Человеку, который был занят изготовлением ашельского рубила, на левую руку была надета киберперчатка с 18-ю датчиками, регистрирующими все движения кисти в процессе работы. После снятия их показаний, точно такую же перчатку надели на руку умельца, изготовлявшего олдувайский скребок.
Как показали результаты анализа данных эксперимента, суперчувствительный прибор не выявил существенных различий в движениях кисти при изготовлении обоих типов орудий. Получается, что при переходе от олдувая к ашелю задачи, стоящие перед левой рукой, не усложнились, а значит, не требовалось и привлекать новые области правого полушария к контролю над ее движениями.

Исходя из этого, ученые предположили, что повышенная активность правого полушария, наблюдаемая при изготовлении ашельских орудий, связана не с управлением движениями левой руки, а с какими-то иными ментальными функциями, которые не были задействованы при производстве олдувайских. Однако чем же еще могла быть вызвана в данном случае странная активность зон правого полушария?

Согласно одной из популярных среди психологов точек зрения, "разделение труда" между левым и правым полушариями восходит к разделению труда между руками в повседневной деятельности. Доминантная (у правшей - правая) рука, как правило, совершает больше быстрых, резких движений, тогда как недоминантная (левая) чаще используется для удерживания предметов в нужном положении и в целом - для более медленных и "значительных" движений. В соответствии с этим левое полушарие правшей (у левшей всё наоборот) специализируется на быстрых и точных мыслительных процессах, правое же - на более медленных, расплывчатых и "глобальных". Например, левые поля Бродмана №44 и 45 отвечают за произнесение членораздельных звуков, то есть контролируют саму болтовню, а те же поля в правом полушарии следят за более "глобальными" вещами, такими как интонации и контексты.

Изготовление ашельских орудий, очевидно, требовало более сложного мышления, планирования и координации длинных последовательностей целенаправленных действий. "Не исключено",- говорит Стаут - "что активизация некоторых участков правого полушария при изготовлении ашельских орудий намекает нам на то, что переход от олдувая к ашелю был каким-то образом связан с развитием соответствующих интеллектуальных способностей "глобального" плана", в том числе способностей к более сложной речи и абстрактному мышлению. В некотором смысле лингвистические задачи, выполняемые правым полушарием, схожи с задачами, стоящими перед позднеашельским мастером".

Исходя из данных стаутовских экспериментов, ученые предполагают, что при изготовлении позднеашельского рубила мастеру приходится время от времени останавливаться и подготавливать "площадку" для следующего удара, чтобы очередной отщеп откололся правильно. Подготовка состоит в отбивании или соскребывании очень мелких фрагментов камня. Интересно, что наличие подобных "вложенных подпрограмм" характерно и для процессов обработки лингвистической информации.

В итоге Стаут и его коллеги выдвинули гипотезу, согласно которой либо развитие речи могло способствовать эволюции нейрологических "субстратов" для сложной орудийной деятельности, либо, наоборот, ашельские технологии способствовали развитию участков мозга, которые впоследствии пригодились для совершенствования речевой коммуникации. Также не исключено, что оба процесса шли параллельно, помогая при этом друг другу.

Итак, переход на производство более совершенных орудий труда весьма способствовал развитию речи и абстрактного мышления, без которых, как мы понимаем, человек разумный не был бы таковым. Похоже, что предположение Ф. Энгельса о том, что человека создал труд, наконец-то получило вполне реальные доказательства. Хотя, вполне возможно, труд и человек создавали друг друга в процессе взаимного общения…

Религия утверждает, что человека создал бог по своему образу и подобию, но учеными была создана наука о происхождении человека- антропология, доказывающая естественное происхождение человека от животных предков. Огромный вклад в науку о происхождении человека внес великий английский ученый Чарлз Дарвин . В своей книге «Происхождение человека» он привел множество доказательств того, как и когда произошли люди — нашими предками были вымершие человекообразные обезьяны.

Человек произошел от обезьяны: общие признаки

Если вам случится быть в зоопарке, приглядитесь к человекообразным обезьянам - гориллам, шимпанзе, орангутангам, гиббонам, - и вас поразит сходство их с человеком.

Недаром еще в XVIII столетии некоторые ученые считали, что человекообразные обезьяны составляют какую-то особую породу людей. На малайском языке «орангутанг» означает «лесной человек». Туземцы считают, что он умеет говорить, но из боязни, что люди заставят его работать, притворяется немым.

Общие признаки человека и обезьяны:

Тело обезьяны и тело человека имеют голову, шею, туловище, две пары конечностей; осевой скелет в виде позвоночного столба. Лицо у обезьяны лишено волос. На пальцах у них ногти, а не когти. У них столько же зубов, сколько у человека.

Но если бы сходство ограничивалось только этими чертами, церковники могли бы торжествовать: такими обезьян создал бог, и это еще не доказывает естественное происхождение человека, это сходство могло быть в конце концов чистой случайностью.

Наука нашла и другие доказательства. У человекообразных обезьян и человека сходны строения мышц, нервной системы, внутренних органов. У высших обезьян четыре группы крови, как у человека, и кровь шимпанзе иногда используют для переливания человеку. Только высшие обезьяны могут заражаться «человеческими» болезнями.

Сходство человека с обезьяной не означает, что современные обезьяны являются предками человека. Человек произошел от вымершей ископаемой обезьяны дриопитека. Древние человекообразные обезьяны разделились на две ветви. Одна из них дала начало современным обезьянам, другая развилась в человека.

Обезьяна, конечно, не могла сразу превратиться а человека. Должны были жить такие существа, которые стоят между обезьяной и человеком.

Доказательства превращения обезьяны в человека

В 1891-1892 годах на острове Ява врач колониальных войск Евгений Дюбуа производил раскопки по берегам реки Соло. В слоях земли, возраст которых равнялся миллиону лет, Дюбуа обнаружил черепную крышку, бедренную кость и несколько зубов неведомого существа. Он пришел к выводу, что костные остатки принадлежат существу, занимающему промежуточное положение между обезьяной и человеком, и дал ему название питекантроп , что означает обезьяночеловек .

По форме бедренной кости Дюбуа заключил, что питекантроп ходил уже на двух ногах, а по объему мозга и форме черепной крышки он занимал среднее положение между обезьяной и человеком. На юге Явы в том же слое земли, в котором найдены костные остатки питекантропа, были обнаружены и кремневые орудия труда.

На севере Индии в 1935 году нашли два обломка челюстей рамапитека - ископаемой человекообразной обезьяны, более близкого, чем дриопитек, предка человека. Эта находка дала некоторым ученым возможность утверждать, что «снежный человек», по некоторым данным, живущий в этом же районе,- живой потомок рамапитека.

В Восточной Грузии в 1939 году найдены костные остатки другой ископаемой обезьяны - удабнопитека . С 1935 по 1951 год в Южной Африке найдены остатки тридцати ископаемых человекообразных обезьян - австралопитеков .

В 1948 году сделана интереснейшая находка. В одной пещере среди костей австралопитеков были обнаружены черепа павианов, пробитые какими-то тяжелыми предметами. Предполагают, что австралопитеки нападали на животных, убивая их палками, обломками костей, камнями. Строение зубов австралопитеков подтверждает эту мысль исследователей: австралопитеки питались не только растительной, но животной пищей.

В 1954 году в Алжире французские ученые нашли остатки еще одной ископаемой обезьяны-антлантропа .

Эти находки и есть те недостававшие звенья в длинной цепи постепенного превращения обезьяны в человека .

Потомками обезьянолюдей были неандертальцы , получившие свое название от долины Неандер в Германии, где в 1856 году нашли их остатки. Ученые восстановили их внешний облик.

Они очень далеко ушли от обезьяны, но и отличались от современного человека. Неандертальцы занимались охотой, изготовляли простые каменные орудия и пользовались огнем. На костре они жарили мясо животных. Неандертальцы научились приспособляться к различным климатическим условиям с помощью одежды и огня. Они широко селились по земле, и их остатки найдены во многих местах - не только в Европе, но и в Азии и в Африке. Некоторые ученые считают что «снежный человек» - одна из разновидностей неандертальцев, которые нам известны только по ископаемым остаткам.

Труд сделал из обезьяны человека

Причины превращения обезьяны в человека объяснил Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» . Предком человека, писал Энгельс, является жившая несколько миллионов лет назад на материках Старого света высокоорганизованная порода стадных человекообразных обезьян. Они вели древесный образ жизни, иногда спускались на землю в поисках плодов и ягод. Часть обезьян все чаще сходила на землю и в дальнейшем покинула лес, вышла на поляны. Другая часть осталась на деревьях. Та часть обезьяньего стада, которая осталась на деревьях, дала начало современным человекообразным обезьянам. Те же, которые сошли на землю и покинули лес, постепенно превратились в человека. Это превращение продолжалось миллионы лет.

На этом длительном пути развитие прямохождения было очень важным событием. Оно освободило руки человекообразной обезьяны. Однако прошли многие сотни тысяч лет, прежде чем рука нашего обезьяноподобного предка превратилась в руку человека. Только труд совершенствовал руку. Рука приспосабливалась к все новым операциям, и ее гибкость передавалась по наследству и в каждом новом поколении совершенствовалась.

Развитие руки и труда дало возможность человеку господствовать над природой, расширило его кругозор. Он открывал в окружающем его необъятном мире все новые и новые свойства. Развитие труда привело к тому, что члены первобытного стада еще более сблизились. Все более частыми становились случаи взаимопомощи и поддержки на охоте. Человеческое стадо постепенно превращалось в общество. В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Это было нужно тогда, когда руки были заняты, а первобытные люди находились друг от друга на значительном расстоянии, или в зарослях, или в темноте. Эта потребность общаться превратила неразвитую глотку обезьян в орган речи.

Труд сделал из обезьяны человека — считал Энгельс и рассказал о процессе превращения обезьяны в человека в своей работе.

Превращение обезьяны в человека происходило на материках Старого света - в Европе, Азии и Африке. Ископаемые остатки предков человека обнаруживали только в Европе, Азии и Африке.

Неоднократные находки в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии свидетельствуют о том, что процесс превращения обезьяны в человека шел и на территории нашей страны.

Эта идея принадлежит немецкому философу (1820 - 1895). Он высказал ее в своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876 г.). Так, Энгельс пишет:

"Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека ."

"Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду .".

Примеры

(1932-2018)

"Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" 1963-1970 Чонкин слышит теорию происхождения человека из обезьяны от Гладышева:

"- Нет, ты подумай только, - горячился Гладышев. - Ведь просто, Ваня, обидно до слез. Люди, Ваня, должны не воевать, а трудиться на благо будущих поколений, потому что именно труд превратил обезьяну в современного человека.
Гладышев посмотрел на собеседника и вдруг сообразил:
- А ведь ты, Ваня, небось и не знаешь, что человек произошел от обезьяны.
- По мне хоть от коровы, - сказал Чонкин."

Но Чонкин не мог принять эту теорию. Он поделился с Гладышевым своими опасениями - ведь лошадь тоже работает, но ни одна лошадь не стала человеком.

"Действительно, каждая лошадь работает много, побольше любой обезьяны. На ней ездят верхом, на ней пашут, возят всевозможные грузы. Лошадь работает летом и зимой по многу часов, не зная ни выходных, ни отпусков. Животное, конечно, не самое глупое, но все же ни одна из всех лошадей, которых знал Гладышев, не стала еще человеком. Не находя сколь-нибудь удобного объяснения такой загадке природы, Гладышев шумно вздохнул."

Деньги, обезьяны и… проституция. Интереснейший эксперимент.

Двое ученых из Йельского университета (экономист и психолог) решили научить обезьян пользоваться деньгами. И у них получилось.

Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом. Капуцины, на которых проводился эксперимент, – считаются зоологами одними из самых глупых приматов.

“На первый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду уходить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки”, – говорят ученые.

Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.
За каждый качок рычага обезьяна стала получать ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.

Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других. Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.

В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.

Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.

В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».

Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны: и обезьяны, и ученые. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую.