Как и где проверить зрение у ребенка? Нарушения зрения у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Рисунки хорошо знакомых предметов помогут проверить зрение даже самым маленьким. Провести такую несложную процедуру можно дома, не прибегая к помощи медиков.

Методы проверки

Первый раз глазки новорожденного осматривает врач-неонатолог на следующие сутки после появления на свет. Такая визуальная проверка не может считаться полноценной офтальмологической процедурой, но вполне способна выявить врожденные нарушения и отклонения от нормы. Особенно внимательно осматривают недоношенных младенцев.

При диагностировании каких-либо дефектов, педиатр направляет малыша к офтальмологу. В первый год жизни посещать узкого специалиста придется довольно часто.

У окулиста

Пока ребенок не научится говорить и читать, определить остроту зрения невозможно. Более того, новорожденные дети не могут сфокусироваться на близких предметах и не различают их. Только к школе зрение становится бинокулярным, и малыш начинает видеть предмет одновременно двумя глазами.

Но все это не помешает доктору визуально оценить состояние органов зрения младенца и выявить патологии. Офтальмолог обязательно проверит способность юного пациента останавливать взгляд на ярком предмете и следить за ним. Не останется без внимания и общее состояние глаз, синхронность движения и проходимость слезных протоков.

Для проверки сосудистой оболочки и сетчатки специалист воспользуется офтальмоскопом и биомикроскопом (щелевой лампой). Весь осмотр займет не более 5 минут и не доставит грудничку никаких неудобств.

Проверка зрения у детей постарше проводится с помощью таблицы Орловой. При осмотре ребенка просят назвать известные картинки и фиксируют строку, которую он распознает без труда. После обследования родители получают полную информацию о состоянии малыша.

В домашних условиях

При необходимости проверить зрение можно самостоятельно в домашних условиях. Зная некоторые особенности развития младенцев, сделать это совсем нетрудно. Реакция ребенка зависит от его возраста:

  • 1–2 месяца - появляется рефлекс на свет и движение;
  • 3–4 месяца - взгляд уверенно фиксируется на игрушке и следует за ней;
  • 5–7 месяцев - малыш начинает узнавать вещи и искать их глазами;
  • 8–9 месяцев - дети тянутся к предметам, которые видят и хорошо отличают родных людей от незнакомых.

В год ребенок легко распознает мелкий объект с расстояния в один метр, а к двум годам способен хорошо рассмотреть вещь, отдаленную на 2,5–3 метра.

Для проверки зрения у трехлетних детей уже можно использовать таблицы рисунков. В этом возрасте малыши прекрасно различают знакомые фигуры.

Особенности проверки

Итак, чтобы проверить зрение у ребенка, необходимо придерживаться простых требований:

  1. Непосредственно перед обследованием ознакомить малыша с таблицей Орловой и дать рассмотреть изображения.
  2. Если ребенок затрудняется назвать нарисованный объект, не стоит заостряться на нем. В ряду еще много картинок.
  3. Маленькие дети быстро устают от процедуры и начинают капризничать, поэтому не следует показывать больше 2–3 предметов в строке.

Называя фигуру, юный пациент не должен щуриться и думать более 5 секунд. При долгом и пристальном разглядывании результат осмотра не будет достоверным.

До трех лет

Для проверки зрения у грудничков существует специальный график, который близкие должны соблюдать. Заключается он в следующем:

  • первый осмотр проводится в родильном отделении. Если не выявлено никаких отклонений, маме с младенцем рекомендуют появиться у окулиста по истечении трех месяцев;
  • следующий раз глазки осматриваются у шестимесячных и годовалых малышей.

Таким образом, грудничкам достаточно побывать у окулиста для проверки зрения не более 3 раз. Рассмотренная частота посещений является стандартной. При обнаружении патологий и отклонений от нормы, врач может установить другой порядок.

У дошкольников

Таблица для проверки зрения у детей применяется с 3 лет. Во время медицинского осмотра ребенка усаживают на стул и просят прикрыть один глаз. Затем указывают на предмет и спрашивают: что ты видишь? Если появляются затруднения, поднимаются на ряд выше. Так делают до тех пор, пока малыш не назовет изображенный предмет.

Какую строчку нужно различать на проверке? Зрение считается 100%, если дошкольник хорошо видит фигуры в 10 строке с расстояния в 5 метров.

Подобную процедуру можно провести для 3–4-летнего малыша дома. Для этого таблицу распечатывают на бумаге формата А4, прикрепляют к вертикальной плоскости на уровне лица и хорошо освещают. Ребенку предлагают сесть на стул и, поочередно закрывая каждый глаз, называть изображения. По своей сути процесс ничем не отличается от осмотра в кабинете офтальмолога.

У школьников

Для детей, посещающих школу и умеющих читать, используют стандартную таблицу Сивцева. Принцип проверки зрения тот же, что и у маленьких детей. Ученик удаляется от плаката на 5 метров и пробует назвать буквы, находящиеся в 10 строчке. Если все получается удачно, значит, отклонений нет.

При появлении проблем поднимаются на ряд выше до тех пор, пока школьник с уверенностью не прочитает все буквы.

Таблица Орловой

Таблица Орловой для проверки зрения у детей отлично подходит для дошкольников. Она состоит из 12 строчек, в каждой из которых расположено разное количество картинок. Их размер увеличивается по направлению вверх. Существует несколько вариантов таблицы с разными фигурами, но суть от этого не меняется.

Знаки справа от рядов - величина V - означают остроту зрения. В норме малыш должен четко различать каждое изображение в 10 строке.

Слева от рисунков находится столбец с цифрами, обозначенный латинской буквой D. Символы показывают расстояние, с которого ребенок со стопроцентным зрением должен распознать предметы.

Не стоит пренебрегать офтальмологическими осмотрами по той причине, что ребенок еще маленький. Тем более что сейчас существуют всевозможные детские табличные материалы, предназначенные для определения различных показателей остроты и качества зрения. Дефекты, обнаруженные в младшем возрасте, легко поддаются . У детей постарше лечение уже не столь простое и быстрое.

Полезное видео про проверку зрения у детей

Зрение является бесценным даром, потеряв которое человек чувствует себя ущемленным. С малых лет родители обязаны следить за тем, как развивается зрительная система их малыша. Конечно, пока организм формируется, отклонения не исключаются, но со временем они должны исчезать. Врачи рекомендуют периодически заниматься проверкой зрения у детей, используя различные методы. Как проверит зрение у ребёнка в домашних условиях должен знать каждый родитель.

С момента, когда младенец появился на свет, следует регулярно посещать офтальмолога. Профилактика необходима любому ребенку, чтобы заранее выявить малейшие проблемы со зрительным аппаратом.

Многие глазные заболевания, к сожалению, прогрессируют. В период посещения школы достаточно активно развивается миопия, поскольку дети сталкиваются с огромной зрительной нагрузкой. Дошкольники и младшие школьники часто вынуждены лечиться от гиперметропии.

Взрослые не должны оставаться равнодушными к здоровью малышей. Если зрение начинает утрачивать остроту, следует в кратчайшие сроки приниматься за лечение. Например, в результате близорукости, которая постоянно прогрессирует, наблюдаются изменения центральной области сетчатки. И эти изменения бывают необратимыми.

Для того чтобы проверить новорожденных, устанавливается специальный график:

  1. Изначально зрение проверяют сразу же после того, как малыш родился, то есть в первые часы его жизни. Повышенного внимания требуют младенцы недоношенные, те, у которых присутствует врожденная патология или родовая травма, а также малыши, появившиеся в результате тяжелых родов.
  2. При наличии показаний ребенка необходимо показать окулисту спустя месяц.
  3. Если малыш здоров, тогда на прием следует явиться по прошествии трех месяцев.
  4. Дальше зрение проверяется у 6-месячных и у годовалых детей.

Чтобы осмотреть глаза новорожденного, специальные приборы не используются. Хотя такая проверка полноценной не является, врач все равно сможет определить наличие врожденных аномалий и патологий.

Дома также можно проверить зрение младенца. Для этого просто нужно наблюдать, как он реагирует на различные предметы, которые ему показывают. Двухмесячный кроха будет глазами следить за предметом, движущимся на определенном расстоянии. Трехмесячные дети могут зафиксировать взгляд на объекте. Полугодовалым удается без проблем узнать знакомый предмет, находящийся неподалеку.

Различение мелких объектов, которые расположены на расстоянии одного метра, происходит уже в один год. Дети 2 лет распознают предметы, лежащие от них еще дальше.

Как проверить дошкольника?

После 3 лет в домашних условиях зрение проверяется при помощи таблицы Орловой. Ребенку в таком возрасте еще известны не все буквы, поэтому вместо них присутствуют картинки.

Чтобы проверить зрение дома, малышу предлагается своеобразная таблица, состоящая из картинок:

  • всего имеется 12 рядов, чем ряд выше, тем он больше по размеру;
  • слева указывается, на каком расстоянии должен находиться исследуемый, чтобы хорошо видеть строку;
  • справа отмечена острота зрения.

Если ребенок отойдет на 5 метров от таблицы, то результат проверки окажется хорошим, если он отлично различает десятую строчку.

Таблица Орловой – прекрасный способ проверить в домашних условиях, насколько хорошо функционирует зрительный аппарат малыша. Предварительно следует дома таблицу распечатать, потом расположить ее на уровне глаз и позаботиться о достаточном освещении.


Чтобы проверить правильно, следует воспользоваться такими рекомендациями:

  1. Прежде чем проверять зрение в домашних условиях у малыша от трех лет, его надо подвести к таблице и попросить перечислить все фигуры, которые на ней изображены. Это необходимо, чтобы малыш понял, в чем суть задания, и чтобы родитель знал, как исследуемый будет называть ту или иную фигуру.
  2. Проверка дома вызывает у детей усталость намного раньше, чем у взрослых. Лучше начинать сверху и при этом показывать только на одно изображение в одном ряду.
  3. Если возникнет проблема с названием определенной фигуры, можно показывать на другие картинки в этом же ряду. Так следует делать до того момента, пока малыш не назовет правильно все фигуры именно в одном ряду.

Во время теста один глаз следует закрывать. Главное, не допускать, чтобы ребенок щурился. Чтобы дать правильный ответ, разрешается думать максимум 5 секунд.

Как устроить проверку для ученика?

Детям, которые уже пошли в школу, предлагается другой способ. Зная алфавит, в домашних условиях можно воспользоваться таблицей Сивцева. Ее часто применяют в медицинских учреждениях, поскольку она дает высокие результаты. Таблица Сивцева тоже имеет колонки с правой стороны и с левой, как и в предыдущем случае.

В данном случае, действуют по тому же принципу:

  1. Школьник отходит на 5 метров и закрывает рукой глаз.
  2. Дальше от него требуется правильно назвать все присутствующие буквы в десятой строке.
  3. Если ученик ни разу не ошибся, значит, нарушений нет.
  4. Каждый глаз проверяется отдельно.

Родители могут дома сделать такую таблицу, распечатав ее на бумаге хорошего качества. Подойдет лист формата А4. Можно глаза прикрывать не руками, а, к примеру, куском картона или пластика.

При чтении строк необходимо начинать с верхней строчки и двигаться слева направо. Чтобы распознать указанный знак, дается секунды 2-3, не больше.

Тест может показать имеющиеся отклонения. Возможно, их причина – рефракционная аномалия. Для окончательного определения понадобится обследования у офтальмолога.

Если правильно придерживаться требуемых условий, то проверка много времени не займет, и при этом школьник не устанет.

В целом, чтобы дома периодически организовывать проверку остроты зрения, необходимо учитывать важный фактор: сколько лет малышу исполнилось. Младенцам, которым еще нет года, достаточно три раза побывать у окулиста в определенное время. Простые и понятные картинки, из которых состоит таблица Орловой, пригодится родителям, у которых подрастают дошкольники. А со знанием алфавита школьник вполне может пройти проверку при помощи стандартной таблицы, которой большинство окулистов пользуются в своей практике.

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных . Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц . Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.

Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) - суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устананавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.
Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д - +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.

Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д - +2,0Д, в 4 года - +1,0Д - +1,5Д, к 6-7 годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости . У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в 1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению - витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а впоследствии - к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.

Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять остроту зрения у детей примерно с 3 лет. Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами. Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии.

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия ) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред. При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм, помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг, резко ухудшающий зрение. Вообще, любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов, их колибра можно предположить патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения . Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи - 90°, кнутри - 55°, кверху - 55°, книзу - 60°. Допускаются индивидуальные колебания около 5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются более узкие поля зрения.

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.

Наиболее растпространная патологии зрения у детей – аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.

При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.

Зрительная система малыша начинает функционировать еще в утробе матери: доказано, что плод реагирует на свет даже через стенку маминого живота. Но формирование зрения продолжается и после рождения в течение первые лет жизни. Важно следить за развитием зрительной функции ребёнка, чтобы своевременно замечать отклонения и делать все, чтобы их устранить. Ведь детям, лишенным способности видеть с рождения или с малых лет, очень трудно адаптироваться в этом мире.

Оценка зрения у детей производится с момента рождения. Сразу после того, как малыш родился, детский специалист проверяет здоровье новорожденного, в том числе способность видеть. Для этого он светит в глаз, чтобы проверить реакцию зрачка. Если при свете он сузился, значит, зрительный аппарат работает.

Если ребенок родился здоровым, то в течение первого года жизни его зрение проверяют трижды:

  • В 3 месяца;
  • В 6 месяцев;
  • В 1 год (к первому году также уже может быть определена острота зрения, которая в норме в этом возрасте должна составлять 0,3-0,6 диоптрии).

Если ребенок родился недоношенным, или роды были очень тяжелыми, то есть показания для дополнительной проверки зрения в 1 месяц. Это связано с тем, что в трудных родах или при рождении слабо развитого ребенка очень высок риск разрыва сосудов в глазных яблоках. Внешне их может быть не видно, но кровоизлияния в сетчатку опасны для зрения. Поэтому диагностировать и устранять их нужно своевременно.

Зачем проверять зрительные функции дома?

Если малыш родился здоровым, и он успешно прошел все плановые осмотры у офтальмолога, нет никакой необходимости проверять зрение в домашних условиях. Но это сделать необходимо, если:

  • У близких родственников есть наследственные проблемы со зрением. Регулярная домашняя проверка может выявить подобные заболевания на ранних стадиях ее проявления, что повысит шансы его излечения;
  • Вы подозреваете, что грудничок не видит или видит плохо (не может сфокусироваться на предмете, не замечает игрушек, его внимание ничто не привлекает);
  • Ребенок жалуется на зуд и покраснение в глазах, а после телевизора или компьютера у него болит голова;
  • При изучении цифр и букв нет успехов (ребенку не видно, как они пишутся), или ранее умевший читать ребенок вдруг перестал различать буквы;
  • Вы и ребенок видите одни и те же предметы разных цветов или разной яркости.

Внимание! Самостоятельная проверка зрения у детей – это лишь способ своевременно обнаружить аномалии рефракции глаза. Ставить диагнозы, а тем более лечить глаза у младенца, может только квалифицированный специалист. Поэтому, если малыш не прошел проверку зрительных способностей, немедленно покажите его глазному врачу.

Проверка зрения в домашних условиях у грудничков

Следить за правильностью формирования зрительной функции у младенца родители могут и сами. Но эта проверка, скорее, проводится для личного спокойствия пап и мам. Освобождения от планового осмотра у офтальмолога самодиагностика не дает.

Как понять, что у грудничка зрение развивается нормально? Мы опишем, что ребенок должен делать в определенном возрасте. А вы проверяйте, может ли ваш малыш делать так же. Если нет – это повод обратиться к врачу, не дожидаясь медосмотра.

  • В 1-2 месяца младенец реагирует на свет. Если поднести к его глазам фонарик, то зрачки становятся узкими. Ко второму месяцу малыш уже узнает маму и старается провожать взглядом интересующий его предмет (правда, пока это не очень хорошо получается);
  • В 3-4 месяца грудничок умеет фокусировать взгляд. Если поставить рядом с ним яркую игрушку, он часто будет смотреть в ее сторону. Если она пугающая, ребенок заплачет, а если яркая и интересная – он будет стараться впервые улыбнуться;
  • В 5-7 месяцев глаза и уши уже работают вместе. Поэтому грудничок поворачивает голову и ищет источник резкого звука. Он беспокоится, если в поле зрения нет мамы, он все больше интересуется игрушками и постоянно тащит их в рот для «дополнительного изучения»;
  • В 8-10 месяцев малыш уже не только ищет глазами интересующий его предмет (человека), но и старается добраться до него. Он узнает «своих» и «чужих»;
  • В 11-12 месяцев малышу уже интересно детально рассматривать игрушки, он даже может сломать их, разобрать по элементам в целях изучения. Если раньше младенец мог промахнуться, когда хотел взять предмет, то теперь его глаза отлично оценивают расстояние до него. Поэтому хватать игрушки и отправлять их прямиков в рот стало намного легче.

Совет! Не просто проверяйте зрение младенца, а делайте все, чтобы его лучше развить. Для этого оформите детскую комнату в контрастных тонах. Но груднички не различают оттенки, так как цветовая восприимчивость у них очень слабая, поэтому сочетания темного со светлым будет достаточно для развития зрительного аппарата. Игрушки также должны быть яркими, но не пестрыми. 2-3 цвета будет достаточно, чтобы малыш научился акцентировать внимание на отдельных деталях.

Проверка зрения у детей дошкольного возраста

Все помнят, как раз в год в школу приезжал окулист и развешивал перед учениками свой плакат с буквами. Но как проверить остроту зрения у ребенка в домашних условиях, если он еще не знает алфавит? В этом поможет методика Орловой и ее знаменитая таблица с картинками, которую нужно распечатать на обычном листе (формат А4).

Этот способ отлично подходит для детей от 3 лет. В этом возрасте малыши знают названия всех картинок, представленных на таблице. Лист с картинками нужно вывесить так, чтобы он находился на одном уровне с головой. Попросите ребенка отойти на 2,5 метра от таблицы, а также закрыть один глаз. Начинайте проверку:

  1. Покажите на одну из фигур в какой-нибудь средней строчке таблицы и попросите ее назвать. Если малыш называет фигуру, переходите к шагу 2, если нет – к шагу 3;
  2. Покажите на соседнюю (в этой же строчке фигуру), если малыш ее называет, поочередно указывайте на оставшиеся фигуры в ряду, если он ошибся хоть один раз, переходите в шагу 3, а если нет – к шагу 4;
  3. Поднимитесь на строчку выше и покажите на фигуру. Если она названа, переходите к шагу 2. Если не названа – повторите шаг 3;
  4. Это четвертый шаг. Если вы дошли до него, значит, вы нашли ту строчку в таблице Орловой, которую ребенок видит с расстояния 2,5 метра одним, проверяемым глазом. Посмотрите, какой остроте соответствует эта строка (разумеется, все строчки выше ребенок будет видеть хорошо). Затем переходите в шагу 5;
  5. Повторите шаги 1-4 для второго глаза.

Таблица соответствия остроты зрения с номером самой маленькой строчки, которую видит ребенок на расстоянии 2,5 метра (при размере таблицы А4) представлена ниже.

Номер строки 1 (верхняя) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (нижняя)
Острота зрения 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,5 2,0

В возрасте трех лет нормальной считает острота зрения в 0,6 условных единиц. С 6-7 лет – 1,0, как у взрослого человека.

Внимание! Детские глаза очень быстро устают, поэтому не делайте проверку слишком долгой. Также убедитесь, что ребенок может назвать все картинки. Иначе вы можете подумать, что у него плохое зрение, а вполне возможно, что малыш просто не знает, как назвать то, что он видит.

Как проверить зрительные возможности у школьников

Для проверки детей школьного возраста используют таблицу Сивцева (та, что с буквами). Она составлена по аналогии с таблицей Орловой. Там тоже 12 строчек, верхняя – самая большая, а нижняя – самая маленькая. Проверять зрение следует по той же инструкции, что приведена выше (для дошкольников), только указывать вы будете не на картинки, а на буквы. Расшифровка результата проверки производится по той же таблице. Однако есть несколько нюансов:

  • Таблицу Сивцева нужно напечатать не на одном, а на трех листах А4, разбив ее на 3 равные части. Листы при этом ориентируете по альбомному варианту;
  • Вешать таблицу Сивцева нужно на расстоянии 5 метров от школьника.

Внимание! Никто не запрещает применять эту таблицу для детей дошкольного возраста, к примеру, в 5 лет. Тут важно только одно условие – чтобы малыш твердо знал все буквы.


Нормальным будет считаться зрение, если каждый глаз видит 10 строчку с расстояния 5 метров. Это соответствует остроте в 1,0 условных единиц (норма для детей от 6-7 лет и взрослых). У детей дошкольного возраста этот коэффициент может быть ниже.

Если после проверки зрения вы выяснили, что острота зрения вашего малыша соответствует норме – поздравляем. В современном мире от проблем со зрением страдает каждый десятый дошкольник и каждый пятый школьник, не говоря уже о взрослых людях, когда нарушение зрительной функции встречается у каждого второго. Если же проверка показала, что ребенок видит недостаточно хорошо, посетите офтальмолога, чтобы он составил план по восстановлению зрительной способности.