Как Арабский халифат стал исламской супердержавой. Халифат: история создания

Арабский халифат представлял собой военизированное теократическое государство, существовавшее в VII-IX веках на землях Азии, Африки и Европы . Образовалось оно в 630 году при жизни пророка Мухаммеда (571-632). Именно ему человечество обязано возникновением ислама . Он проповедовал своё учение с 610 года. За 20 лет вся Западная Аравия и Оман признали новую веру и стали почитать Аллаха.

Мухаммед обладал поразительным даром убеждения. Но способности сами по себе ничего бы не стоили, если бы пророк сам искренне не верил в то, что проповедовал. Вокруг него сформировалась группа таких же людей, фанатично преданных новой вере. Они не искали для себя никаких благ и выгод. Ими двигала лишь идея и вера в Аллаха.

Пророк Мухаммед (Древняя миниатюра из арабской рукописи)

Именно поэтому ислам так быстро и распространился на землях Аравии. Но надо заметить, что мусульмане (последователи ислама) вовсе не отличались терпимостью к представителям других религий. Свою веру они насаждали силовыми методами. Тех, кто отказывался признать Аллаха своим богом, убивали. Альтернативой было бегство в другие земли, только так можно было сохранить жизнь и свои религиозные убеждения.

Незадолго до смерти Мухаммед послал письма византийскому императору и персидскому шаху. Он потребовал, чтобы подвластные им народы приняли ислам. Но, естественно, получил отказ. Властители могущественных держав не приняли всерьёз новое государство, объединённое одной религиозной идеей.

Первые халифы

В 632 году пророк умер. С этого времени и появились халифы. Халиф - это наместник пророка на земле . Власть его основывалась на шариате - совокупности правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Первым халифом стал верный последователь Мухаммеда Абу Бакр (572-634). Обязанности наместника он исполнял с 632 по 634 годы.

Это был очень сложный период для мусульман, так как после смерти пророка многие племена отказались признавать новую религию. Пришлось железной рукой наводить порядок. Всех противников безжалостно уничтожали. В результате этой деятельности практически вся Аравия признала ислам.

В 634 году Абу Бакр заболел и умер. Вторым халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб (581-644). Обязанности наместника пророка он исполнял с 634 по 644 годы. Именно Умар организовал военные походы на Византию и Персию. Это были крупнейшие державы того времени.

Население Византии насчитывало на тот период около 20 млн. человек. Население Персии было чуть меньше. Эти крупнейшие страны вначале не обратили никакого внимания на каких-то арабов, у которых даже лошадей-то не было. Свои марши они совершали на ослах и верблюдах. Перед битвой спешивались и так вели бой.

Но никогда нельзя недооценивать противника. В 636 году состоялись две битвы: при Ярмуке в Сирии, а затем при Кадисии в Месопотамии. В пером сражении потерпело сокрушительное поражение византийское войско, а во втором сражении было разгромлено персидское войско. В 639 году арабское войско перешло египетскую границу. Египет находился под властью Византии. Страну раздирали религиозные и политические противоречия. Поэтому сопротивления, практически, никакого не было.

В 642 году в руках мусульман оказалась Александрия со своей знаменитой Александрийской библиотекой . Это был важнейший военный и политический центр страны. В том же 642 году были разбиты персидские войска в битве при Нехавенде. Таким образом, был нанесён сокрушительный удар династии Сасанидов. Последний её представитель - персидский шах Йездигерд III был убит в 651 году.

При Умаре, после битвы при Ярмуке, византийцы уступили победителям город Иерусалим . Халиф вначале вошёл в городские ворота один. На нём был простой плащ бедного человека. Жители города, увидев завоевателя в таком виде, были потрясены. Они привыкли к кичливым и роскошно одетым византийцам и персам. Тут же была полная противоположность.

Православный патриарх Софроний передал халифу ключи от города. Тот заверил, что сохранит все православные церкви в целости. Они не будут разрушены. Тем самым Умар сразу зарекомендовал себя мудрым и дальновидным политиком. Он помолился Аллаху в храме Гроба Господня, а на том месте, где раньше высился Иерусалимский храм, велел поставить мечеть.

В 644 году на халифа было совершено покушение. Совершил этот поступок персидский раб Фируз. Он жаловался Умару на своего хозяина, но тот посчитал жалобу необоснованной. В отместку за это перс ударил наместника пророка ножом в живот. Через 3 дня Умар ибн аль-Хаттаб скончался. Закончилось 10-летие победного шествия ислама по персидским и византийским землям. Халиф был мудрым человеком. Он сохранил единство мусульманской общины и значительно усилил её.

Третьим халифом стал Усман ибн Аффан (574-656). Обязанности наместника пророка он исполнял с 644 по 656 годы. Надо сказать, что по своим морально-волевым качествам он проигрывал предшественнику. Усман окружил себя родственниками, что вызвало недовольство у остальных мусульман. В то же время при нём была полностью захвачена Персия. Местному населению запретили поклоняться огню. Огнепоклонники бежали в Индию, и живут там по сей день. Остальные персы приняли ислам.

Арабский халифат на карте

Но Арабский халифат не ограничился этими завоеваниями. Он продолжал и дальше расширять свои границы. Следующей на очереди стала богатейшая страна Согдиана, расположенная в Средней Азии. В её состав входили такие крупнейшие города как Бухара, Ташкент, Самарканд, Коканд, Гургандж. Все они были окружены крепкими стенами и имели сильные военные отряды.

Арабы стали появляться в этих землях небольшими кучками и начали захватывать один город за другим. Где-то они обманом проникали за городские стены, но в основном брали их штурмом. На первый взгляд кажется удивительным, как могли плохо вооружённые мусульмане победить такую сильную и богатую державу как Согдиана. Тут сказалась сила духа завоевателей. Они оказались более стойкими, а сытые жители богатых городов показали слабость духа и откровенную трусость.

Зато дальнейшее продвижение на восток остановилось. Арабы вышли в степи и столкнулись с кочевыми племенами тюрок и тюргушей. Кочевникам предложили принять ислам, то те отказались. А надо сказать, что всё кочевое население Южного Казахстана было крайне малочисленным. В предгорьях Тянь-Шаня жили тюргеши, ягма и чигили. Степи населяли предки печенегов, которые назывались кангар, а сами эти земли назывались Кангюй. Предки туркмен и потомки парфян жили вплоть до Сырдарьи на огромной территории. И этого редкого населения оказалось вполне достаточно, чтобы остановить арабскую экспансию.

На западе при Усмане арабы дошли до Карфагена и заняли его. Но дальнейшие военные действия прекратились, так как в самом Арабском халифате начались серьёзные политические разногласия. Против халифа восстали некоторые провинции. В 655 году повстанцы вошли в Медину, где находилась резиденция Усмана. Но все претензии восставших удалось решить миром. Но в следующем году недовольные властью халифа мусульмане ворвались в его покои, и наместник пророка был убит. С этого момента началась фитна . Так называется Гражданская война в мусульманском мире. Продолжалась она вплоть до 661 года.

После смерти Усмана новым халифом стал Али ибн Абу Талиб (600-661). Он приходился двоюродным братом пророку Мухаммеду. Но не все мусульмане признали власть нового правителя. Нашлись люди, которые обвинили его в защите убийц Усмана. К таковым отнёсся наместник в Сирии Муавия (603-680). Против нового халифа выступила и одна из бывших тринадцати жён пророка Аиша со своими единомышленниками.

Последние обосновались в Басре. В декабре 656 года состоялась так называемая Верблюжья битва. С одной стороны в ней принимали участие войска Али, а с другой стороны войска повстанцев, возглавляемые шурином пророка Талхой ибн Убайдуллой, двоюродным братом пророка Аз-Зубайр ибн аль-Аввамом и бывшей женой пророка Аишей.

В этом сражении повстанцы были разгромлены. Центр битвы находился возле Аиши, которая сидела на верблюде. Отсюда сражение и получило такое название. Руководители восстания были убиты. В живых осталась лишь Аиша. Её схватили, но затем отпустили.

В 657 году состоялась Сиффинская битва. В ней встретились войска Али и мятежного сирийского наместника Муавия. Это сражение закончилось ничем. Халиф проявил нерешительность, и мятежные войска Муавия не были разбиты. В январе 661 года четвёртый праведный халиф был убит отравленным кинжалом прямо в мечети.

Династия Омейядов

Со смертью Али Арабский халифат вступил в новую эпоху. Муавия основал династию Омейядов, которая правила государством целых 90 лет . При этой династии арабы прошли по всему африканскому побережью Средиземного моря. Они дошли до Гибралтарского пролива, форсировали его в 711 году и оказались в Испании. Захватили это государство, перешли Пиренеи и были остановлены только на Руане и Роне.

К 750 году последователи пророка Мухаммеда завоевали огромную территорию от Индии до Атлантического океана. На всех этих землях был установлен ислам. Надо сказать, что арабы были настоящими джентльменами. Завоёвывая очередную страну, они убивали только мужчин, если те отказывались принять ислам. Что же касается женщин, то их продавали для гаремов. Причём цены на базарах были смешными, так как пленниц было очень много.

А вот пленённые аристократки пользовались особыми привилегиями. Так дочку персидского шаха Йездигерда продавали по её желанию. Перед ней проходили покупатели, а она сама выбирала, к кому из них ей пойти в рабство. Одни мужчины были слишком толстые, другие слишком худые. У кого-то были губы сластолюбцев, а у кого-то слишком маленькие глаза. Наконец женщина увидела подходящего мужчину и сказала: "Вот ему меня продайте. Я согласна". Тут же оформили сделку. У арабов рабовладение в то время носило вот такие экзотические формы.

В целом же надо отметить, что в Арабском халифате раба можно было покупать лишь при его согласии. Иногда между рабом и рабовладельцем возникал конфликт. В этом случае раб имел право потребовать, чтобы его перепродали другому хозяину. Такие отношения больше походили на сделку по найму, но оформлялись как купля-продажа.

При Омейядах столица ислама находилась в городе Дамаске, поэтому иногда говорят не Арабский, а Дамасский халифат. Но это одно и то же. Примечательным было то, что во времена этой династии пропало единство мусульманской общины. При правоверных халифах людей объединяла вера. Начиная же с времён Муавия, правоверные стали делить себя по субэтническому признаку. Существовали арабы мединские, арабы мекканские, арабы-кельбиты, арабы-кайситы. И между этими группировками начали возникать разногласия, которые очень часто выливались в жестокую резню.

Если посчитать внешние и внутренние войны, то окажется, что их количество одинаковое. Причём внутренние конфликты были гораздо более ожесточёнными, чем внешние. Доходило до того, что войска омейядского халифа штурмовали Мекку. При этом применялось огнемётное оружие и был сожжён храм Каабы. Однако до бесконечности все эти безобразия продолжаться не могли.

Финал наступил при 14-м халифе из династии Омейядов. Звали этого человека Марван II ибн Мухаммад. Он находился у власти с 744 по 750 годы. В это время на политическую арену вышел Абу Муслим (700-755). Своё влияние он приобрёл в результате сговора персов с арабами-кельбитами против арабов-кайситов. Именно благодаря этому сговору династия Омейядов и была свергнута.

В июле 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II. После ряда блестящих военных операций войска наместника пророка были разбиты. Марван II бежал в Египет, но был пойман и казнён в августе 750 года. Почти все остальные члены царского семейства были убиты. Удалось спасти лишь одному представителю династии Абду ар-Рахману. Он бежал в Испанию и в 756 году основал на этих землях Кордовский эмират .

Династия Аббасидов

После низвержения династии Омейядов Арабский халифат получил новых правителей. Ими стали Аббасиды . Это были дальние родственники пророка, не имевшие никаких прав на престол. Однако они устраивали и персов и арабов. Основателем династии считается Абу-ль Аббас. При нём была одержана блестящая победа над китайцами, которые вторглись в Среднюю Азию. В 751 году состоялась знаменитая битва при Таласе. В ней арабские войска встретились с регулярными китайскими войсками.

Китайцами командовал кореец Гао Сян Чжи. А арабское войско возглавлял Зияд ибн Салих. Сражение продолжалось три дня, и никто не мог одержать победу. Ситуацию переломило алтайское племя карлуков. Они поддержали арабов и напали на китайцев. Разгром агрессоров был полным. После этого Китайская империя зареклась расширять свои границы на запад.

Зияд ибн Салих был казнён за участие в заговоре примерно через полгода после блестящей победы при Таласе. В 755 году казнили Абу Муслима. Авторитет этого человека был огромен, а Аббасиды опасались за свою власть, хотя получили её как раз благодаря Муслиму.

В VIII веке новая династия сохраняла былую мощь вверенных ей земель. Но дело осложнялось тем, что халифы и члены их семей были людьми с разным менталитетом. У одних владык матери были персиянки, у других - берберки, у третьих - грузинки. Там была страшная мешанина. Единство державы сохранялось лишь благодаря слабости противников. Но постепенно единое исламское государство стало разваливаться изнутри.

Вначале, как уже говорилось, отделилась Испания, затем Марокко, где жили мавры-кабилы. После этого наступила очередь Алжира, Туниса, Египта, Средней Азии, Хорасана, восточных районов Персии. Арабский халифат постепенно распался на независимые государства и прекратил своё существование в IX веке . Сама же династия Аббасидов просуществовала гораздо дольше. Она уже не имела прежнего могущества, но привлекала восточных владык тем, что её представители являлись наместниками пророка. То есть интерес к ним был чисто религиозный.

Лишь во втором десятилетии XVI века османский султан Селим I заставил последнего халифа из рода Аббасидов отречься от своего титула в пользу османских султанов. Таким образом, Османы приобрели не только административное и светское, но и духовное главенство над всем исламским миром.

Так закончилась история теократического государства. Создано оно было верой и волей Мухаммеда и его сподвижников. Достигло небывалой мощи и процветания. Но затем, благодаря внутренним распрям, начался спад. И хотя сам халифат распался, но на ислам это никак не повлияло. Просто мусульмане разбились на этносы, ведь кроме религии людей ещё связывает культура, древние обычаи и традиции. Именно они и оказались основополагающими. В этом нет ничего удивительного, так как через подобные исторические перипетии прошил все народы и государства нашего многонационального мира .

Статью написал Михаил Стариков

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров (расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой).

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама (ислам в переводе с арабского и означает "предание себя" Богу). Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского".

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - "посланник Аллаха на земле".

Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее - Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. С момента этого переселения и обособленного существования, по-лучившего наименование "хиджра" (621-629), начинается лето-счисление по мусульманскому календарю.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и "тем, кто имеет власть".

В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов ("заместителей пророка"). Некоторые группировки исламской родовой знати образовали оппозиционную группу шиитов, которая признавала право на власть только по наследству и только за потомками (а не сподвижниками) пророка.

Первые четыре халифа, так называемые "праведные" халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII - первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода , которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства:

  • дамасский , или период правления династии Омейядов (661-750 гг.);
  • багдадский , или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покоре-ние Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу X в. Арабская дер-жава, сплотившая до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата — Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Самыми известными из Аббасидов стали халиф Гарун-аль-Рашид, который вошел в число персонажей "Тысячи и одной ночи", а также его сын аль-Мамун. Это были просвещенные самодержцы, сочетавшие заботы о духовном и светском просвещении. Естественно, что в роли халифов они были заняты и проблемами распростране-ния новой веры, воспринимавшейся ими самими и их подданными как заповедь жить в равенстве и всеобщем братстве всех истинно верующих. В обязанности правителя в этом случае входило быть справедливым, мудрым и милостивым правителем. Просвещенные халифы сочетали заботы об администрации, финансах, правосудии и войске с поддержкой просвещения, искусства, литературы, на-уки, а также торговли и коммерции.

Организация власти и управления в Арабском халифате

Мусульманская держава некоторое время после Мохаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имуще-ство именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять го-сударством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, те. посланником).

Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бе-жавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников).

Характерные черты мусульманского общественного строя:

    1. доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские);
    2. государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки;
    3. религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;
    4. отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Образование и развитие Арабского халифата

Государственность у арабов (самоназвание – аль-араб ) зародилась и сложилась на Аравийском полуострове. В VI веке Аравия представляла собой ряд независимых дофеодальных государств. Аравийские племена подразделялись на южноарабских (йеменские) и североарабских.

На западе Аравии важнейшим городом становится Мекка – важный перекресток караванных путей из Йемена в Сирию, расцветший за счет транзитной торговли. Здесь находился общеарабский храм – кааба («куб», т. к. был похож на куб).

Процесс феодализации в Аравии особо проявился к VI в. и затронул города-государства, в частности Мекку. Появляется движение ханифов , признающее единого бога, испытавшее влияние христианства и иудаизма. Наиболее активным последователем ханифизма стал Мухаммед (бук. «хвалимый»), в европейской транскрипции Магомед (около 570-632 г.). Он родился в Мекке и происходил из рода хашим племени корейшитов. Рано осиротел, пастушествовал, сопровождал торговые караваны, разбогател, женившись на богатой вдове. На Мухаммеда «снизошло откровение», и он около 610 г. выступил с проповедью новой религии – ислама («предание себе богу», «покорность»). Он выступал против многобожия и за установление культа единого бога Аллаха (от «илах» – божество, с прибавлением определенного члена «аль» , или от арамейского «аллаха » – бог). Провозглашалось, что во главе арабов станет пророк – «посланник Аллаха на земле». Мухаммед выступал за социальную справедливость и против племенной розни. Это вызвало против него гонение со стороны племенной верхушки корейшитов, потому в 622 г. Мухаммед со своими приверженцами – мухаджирами (от араб. хаджира – «переселяться») бежит из Мекки в Ятриб, где возглавил мусульманскую общину. Год переселения – хиджра в 622 г. при халифе Омаре I (между 637 и 639 г.) стал считаться началом мусульманского летоисчисления.

На новом месте проповеди Мухаммеда пали на подготовленную почву, а город Ятриб получил название Медины, т. е. «город пророка». Новая религия отразила особенности аравийского общественно-экономического развития, с сильными пережитками родо-племенных отношений и скотоводческого уклада. Ислам толкует, что религиозная власть является основой светской и неотделима от нее.

Мусульманскую общину Мухаммед построил в виде религиозно-военной организации, которая очень быстро превратилась в полити-ческую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство.

В 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда и тогда же он провозглашается Пророком и главой Аравии. В созданном Мухаммедом государстве он становится духовным, военным предводителем и верховным судьей.

Преемники Мухаммеда халифы («заместители», «наместники») продолжили объединительную политику Пророка и подчинили своему владычеству Палестину, Сирию и Египет, предпринимая удачные похо-ды в Иран, Византию, Среднюю Азию, Закавказье и Испанию. Особенно в этом преуспели первые четыре халифа, названные «праведными». В результате таких завоеваний образуется огромное феодальное относительно централизованное государство – Арабский халифат.

Историю Арабского халифата по названию династий и месту нахождения столиц делят на три периода: Мекканский период (622-661 г.) – время правления Мухаммеда и его родственников; Дамасский (661-750 г.) – правление Омейядов (от основателя Омойи); Багдадский (750-1258 г.) – правление династии Аббассидов (от Аббаса – дяди Мухаммеда).

Дальнейшая феодализация общественного строя халифата укрепляет власть крупных феодалов и наместников халифов – эмиров («повелителей»), которые превращаются в независимых правителей. Это приводит к постепенному распаду государства. Например, в Х в. на Пиренейском полуострове (на юге современной Испании) образуется Кордовский халифат, который в 1031 г. распадается на множество мелких эмиратов. Становятся самостоятельными султанаты Северной Африки. Освобождаются из-под власти халифов и многие завоеванные страны. Разгром азиатских владений арабов окончательно происходит в результате монгольского завоевания. Несколько веков власть династии султанов (мамлюков) сохранялась лишь в Египте и Сирии, но в начале ХVI в. и они прекратили свое существование под ударами турок-османов и вошли в их империю.

Общественный строй

Арабское феодальное общество имело свои особенности. В частности, там не установился сословный строй, как в европейских государствах. Тем не менее, халифы и феодалы составили господствующий класс, и, прежде всего, в него вошли многочисленные сородичи Пророка и халифов, племенные вожди, местная знать, духовные иерархи, а также крупные сановники и военные чины. Особой привилегией пользовались потомки Мухаммеда – шерифы и сеиды. Одним из таких их отличий являлось ношение зеленой чалмы. Наиболее знатные роды имели особых старейшин, которые вели родовые списки и наблюдение за тем, чтобы члены рода не нарушали своего достоинства.

Больше внимания уделялось религиозным различиям населения на мусульман и немусульман. Приверженцы христианства и иудаизма назывались зиммиями и отличались законом и от мусульман, и от язычников. Зиммии пользовались автономией, руководствовались своими гражданско-правовыми обычаями и даже управлялись своими выборными старейшинами. Однако за свои преступления и проступки они отвечали по шариату и этим же правом регулировались их сделки с мусульманами.

В период первоначальных завоевательных походов мусульмане относились к покоренным более или менее терпимо, однако, впоследствии их приниженное положение усугубляется. Зиммии не имели права вступать в брак с мусульманами и иметь рабов-мусульман. Их отличием от правоверных было ношение особой одежды, им запрещалось ездить на лошадях, а только на ослах и мулах. Они платили тяжелый поземельный налог и подушную подать. В их обязанность входило снабжать арабскую армию продуктами. Имелись также некоторые и другие ограничения.

Крестьянство подразделялось на многочисленные этнические группы. Крестьяне-арабы имели ряд привилегий, в частности они не платили некоторых налогов. Покоренные же крестьяне испытывали тяжелый гнет, платя регулярно увеличивающиеся налоги, натуральные и денежные поборы, а в некоторых регионах они начали прикрепляться к земле.

Городское население состояло из купцов, мелких торговцев, ремесленников и поденщиков. Города быстро развивались, становясь центрами ремесла и торговли. Расширяется товарооборот внутри страны и во внешней торговле. Однако какого-либо особого статуса (свобод и привилегий) ни города, ни горожане не имели.

У мусульман продолжало сохраняться и рабство. По закону рабы не считались субъектом права, но на практике существовал ряд отступлений от этого. Например, по разрешению господина они могли заниматься торговлей и ремеслом, вступать в договоры со свободными. Богоугодным делом для мусульманина считалось освобождение рабов на волю, в особенности рабов-мусульман.

Государственный строй

Государственный строй начала существования халифата сильно отличался от халифата периода расцвета, а потом и распада.

Халифат являл собой феодально-теократическое государство во главе с халифом – преемником Пророка и «наместника» Аллаха на земле. «Представитель» бога обладал духовной властью (иммат) и светской (эмират ).

Власть халифа приобреталась путем избрания (мусульманской знатью) либо завещательным распоряжением халифа. Второй способ постепенно делается обычным.

Для занятия должности халифа требовались некоторые непременные условия: кандидат должен происходить из семьи халифа или из того же рода, что и Мухаммед; быть совершеннолетним и иметь свободное состояние; обладать определенной степенью образования и быть без телесных недостатков, а также иметь известные нравственные качества.

Функции халифа были обширными и фактически приближались к власти восточных деспотов: глава государства, верховный судья, главнокомандующий армией, охрана внутренней безопасности, взимание налогов, назначение должностных лиц и т. п. Главнейшая его функция заключалась в сохранении чистоты вероучений ислама, сохранении религиозных обрядов.

Однако на практике неограниченную власть имели лишь некоторые халифы из династии Омейядов. С распадом же халифата и заменой племенного ополчения наемной гвардией мамлюков, власть халифа становится призрачной, и они превращаются в заложников своей гвардии.

По учению мусульманских юристов власть халифа прекращается смертью, отказом от власти, физической или нравственной неспособностью правителя.

При Аббассидах система органов государственного управления радикально меняется. На смену старой системе приходит новая, заимствованная из Ирана. Ближайшим помощником халифа и вторым лицом в государстве становится визирь , который вначале был старшим начальником канцелярии халифа, а потом возглавил государственный аппарат. Визири могли быть двух родов: с весьма широкой властью и с властью ограниченной, суженной. Визирь первого рода самостоятельно управлял государством от имени халифа, лишь давая отчет перед ним в своих действиях. Визирь второго рода лишь проводил в исполнение приказы халифа.

Другими важными чиновниками халифата были осуществлявший надзор за другими чиновниками; заведующий полицией; начальник телохранителей; заведующий почтой. Почта в халифате, помимо прямых своих обязанностей, занималась в большинстве своем собиранием разнообразных сведений для халифа при помощи разветвленного чиновного аппарата, выполняла функции тайной полиции.

При халифе Омаре (644-656 г.) возникают центральные органы управления. Он постановил вести четыре книги, по образцу Ирана, содержащие важнейшие государственные сведения. С этой целью учреждаются особые канцелярии – диваны (с персид. «государственная канцелярия», «присутственное место»). Во главе диванов стояли сахибы , подразделявшиеся на три ранга.

Возникли следующие первые диваны: диван военных дел для хранения книг о лицах, входивших в состав постоянного войска, и с указанием получаемого ими жалования; внутренних дел, содержащий финансово-статистические сведения; диван чиновников с их списками и с указанием их жалования; диван финансов или внутренних дел концентрировал сведения о всех видах налогов и их поступлениях. С усложнением государственного управления число диванов растет.

Территория государства делилась на провинции, как правило, соответствовавшие завоеваниям халифата, и на области. Было два вида местных управителей, носивших разные названия: эмиров, валиев, хакимов и дольев. Самое употребительное название – эмир (бук. «повелитель»). Халифы назначали их по свободному усмотрению из чиновного аппарата, но иногда их назначали из представителей покоренной знати и бывших ранее местными управителями. Власть эмиров также была разной; иногда им поручали выполнение лишь некоторых обязанностей. У эмиров были помощники – наибы .

По мере феодального распада халифата власть эмиров стала возрастать, постепенно становясь самостоятельной. Возникает ряд династий эмиров, и их представители стали уже носить более звучные титулы – шахиншахов (бук. «цари царей»).

В провинциальной администрации находились также – амир – командующий областными войсками, и амил , занимавшийся в основном сбором податей. Каждая область имела в столице свое представи-тельство в виде соответствующего дивана.

Управление более мелкими административными подразделениями осуществлялось на основании обычаев. Во главе городов и селений стояли различные должностные лица, которых в Аравии называли старшинами – шейхами.

Финансовое устройство также имело некоторые особенности. Мусульманское право предусматривало следующие подати: 1) зекат – принудительный налог в пользу бедных, собиравшийся особыми лицами (амилами ). Подать платил всякий свободный совершеннолетний мусульманин, владеющий в течение года определенным размером имущества; 2) харадж – поземельный налог с земель, покоренных мусульманами у неверных и ставших неотчуждаемым имуществом халифата; 3) ушрий , уплачиваемый налог с земель, которыми владели мусульмане на праве собственности (мильк или мульк ); 4) джизьет – подать, платящаяся немусульманами.

Мусульманское право

Особенностью мусульманского права являлась тесная его связь с религиозно-моральными нормами, предписаниями и установками. Другая особенность заключалась в строгой необходимости для мусульман, где бы они ни находились, в какой бы стране ни проживали, свято руководствоваться исключительно мусульманским правом.

Мусульманское право оформилось в рамках Арабского халифата и тесно переплеталось с развитием этой государственности от начала ее образования в VII в. и до наивысшего своего развития в VIII-Х веках.

С начала своего существования мусульманское право являлось исключительно конфессиональным правом, связанным с верой ислама и его религиозно-нравственными представлениями и воззрениями.

Основной источник мусульманского права – Коран (бук. «чтение» ) – главная священная книга правоверных, сборник рассказов, поучений, правил, законов, сообщенных Мухаммеду Аллахом через архангела Гавриила, или изречения и положения самого Мухаммеда. Его мусульмане назвали шариа – законодатель, потому вся система мусульманского права и называется шариат . Эти «откровения от бога» были записаны последователями Мухаммеда, и составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Окончательная его редакция произошла при халифе Омаре. Коран подразделяется на 114 глав (сур ), которые состоят из разного количества (от 3 до 286) айятов – стихов . Всего их в Коране 6 225. Подавляющая часть Корана состоит из богословских и мифологических сюжетов. Вопросам права посвящено всего лишь 500 стихов, при этом только 80 можно напрямую отнести к праву.

Большая часть айятов Корана носит казуальный характер, толкование Пророком конкретных случаев и многие из них имеют неопределенный характер, потому впоследствии в судебно-богословской практике и произошло их толкование богословами и правоведами.

С конца VII в. при халифе Али появляется дополнение к Корану – Сунна (араб. «обыкновение», «поведение», «образ действия») – священное предание, изложенное в рассказах (хадисах ), изречениях и поступках Мухаммеда. Окончательно этот второй после Корана источник веры и религиозного права сложился в IХ в. в виде шести ортодоксальных канонических сборников. В Сунне содержатся «священные предания» о решениях, постановлениях и наставлениях Пророка, сохранившиеся в памяти его учеников и передававшиеся из поколения в поколения в устной форме.

По мере развития арабского общества выяснялось, что в Коране и Сунне имеются пробелы, и эти священные книги не дают ответа на многие возникшие жизненные вопросы. Так появляется третий источник шариата – Иджма («общее согласование мусульманской общины»), сложившийся из совпадающих мнений сподвижников Пророка и влиятельных мусульманских теологов-правоведов по религиозным и правовым (имамы, муфтии) вопросам.

К четвертому источнику мусульманского права относят фетву («мнение», «решение») – письменное решение и мнение (в форме вопросов и ответов) муфтиев по правовым, политическим и др. вопросам. Среди этих муфтиев-законоведов особым авторитетом пользовались первые четыре халифа: Абу-Ханиф (702-772 г.), Ибн-Анас (716-780 г.), аш-Шафии (772-826 г.) и Ханибаль (786-863 г.). Их считают основателями главнейших школ мусульманского права. Работы законоведов делятся на три вида: усуль – трактат об основных принципах шариата; санаан – сборник преданий и правил применения законов к вопросам, не затронутым в Коране, и фетва – сборник судебных решений.

Кияс также является одним из источников мусульманского права. Это решение сомнительных правовых дел по аналогии. Кияс допускал применение правовых обычаев. Учение о Киясе систематизировал в VIII в. юрист Абу Ханиф. Далее оно развивалось его последователями ханифитами. Данный источник мусульманского права наиболее спорный, и его, в частности, не признают шииты.

Наряду с законом («шар ») дополнительным источником мусуль-манского права являлись и обычаи: урф , сложившиеся в самом мусульманском обществе, и адат – обычай у покоренных арабами народов.

Наконец, к источнику мусульманского права относят и фирманы – указы и распоряжения халифов. Впоследствии в других мусульманских странах как источник права стали рассматриваться законы – кануны . Оба этих «новейших» источника шариата не должны были противоречить принципам мусульманского права. Они в основном регулировали деятельность государственных органов власти и взаимоотношения ее с мусульманами.

Мусульманское право излагается совершенно по другой системе, чем римское или западноевропейское право.

Право собственности. Вещи подразделялись на собственность, принадлежащую мусульманам, и вещи, изъятые из гражданского оборота. К последним относились воздух, море, пустыня, мечети и др. Существовало понятие «нечистых вещей» (вино, свинина), или не приносящих пользы мусульманам (книги, которые противоречили исламу, изображение богов).

Право отличало собственность (мильк ) от владения. Мусуль-манское право также знает понятие владения без всякого законного основания, например захват . Такое владение никогда не должно было защищаться и восстанавливаться.

Собственность заключалась в праве неограниченного распоря-жения и пользования ее плодами.

Подробно разработан вопрос о поземельной собственности. В основе лежала теория, по которой земля является достоянием божьим. Право распоряжения собственностью принадлежало лишь халифу, который мог передать землю частным лицам с обязательством платежа налога. По этой теории земля, завоеванная у неприятеля, являлась неприкосновенной для частников и обращалась в пользу всего мусульманского общества. Завоеванные земли могли передаваться частным лицам только на праве пользования, но не на праве собственности.

Земли подразделялись на государственные, находящиеся в частном владении, брошенные земли, и земли, непригодные для обработки.

Хиджаз – святая земля, часть Аравийского полуострова, в которой проживал Мухаммед. Она стояла из двух частей: город Мекка с его областью и остальной частью Хиджаза. Земли Мекки посвящались богу, здесь неверные не могли селиться; никакое животное не должно убиваться там на охоте; никакое дерево или растение, выросшее само собой, не могло быть повреждено или вырыто. Жители данной области платили десятину. В остальной части Хиджаза неверным не разрешалось жить более трех дней на одном месте; умерших немусульман запрещалось погребать на этой земле.

Завоеванные в результате «священной войны» земли (вакуф) переходили в собственность государства. Побежденных принуждали заключать договор с мусульманами с отказом от права собственности на бывшую свою землю, но она могла передаваться им с условием платить налог – харадж. Подать взималась в зависимости от дохода и в твердо установленном размере.

Право на землю, называемое мульк («владение»), приближалось к праву собственности. К ним относились земли, владельцы которых приняли ислам после завоевания; земли, завоеванные мусульманами и перешедшие к победителю по причине убийства или бегства бывшего владельца; земли, никем не занятые, орошенные и обработанные мусульманами.

Впоследствии возникали и иные виды земельных владений, например система иктов – захваченные земли и переданные феодалам за военную или государственную службу. Постепенно они стали передаваться по наследству. Владельцы иктов получили право собирать для себя поземельные подати с крестьян.

Арабские правители давали земли и на особом праве, так называемое «вакуфное право» (термин русских юристов). Они передавались феодалом с благотворительной целью мечетям, духовным школам (медресе), кладбищам, мазаратам (гробницы святых), гостиницам и приютам. Такая земля изымалась из оборота, не закладывалась и не дарилась.

Обязательственное право . Обязательства подразделялись на обязательства, не обусловленные и зависевшие от срока; обязательства, в которых было заинтересовано одно или более лиц; простые и альтернативные; делимые и неделимые; односторонние и многосторонние.

Отличались обязательства из причинения вреда (мадаррат ) и из договора. Лица, умышленно или по небрежности причинившие вред, принуждались возместить ущерб. Под небрежностью право понимало и неосторожность, и неопытность лица.

Особенностью мусульманского обязательственного права было то, что признавались односторонние заявления, так называемые обеты, которые в основном носили религиозный характер и подтверждались клятвой. Неисполнение обета наказывалось искупительной жертвой, например, купить раба-мусульманина и отпустить его на волю.

Мусульманское право в основном регулирует обязательства из договора. Сделки заключались в письменной и устной форме. Для ее действительности предусматривалось наличие не менее двух свиде-телей с обеих сторон; добровольное согласие на заключение сделки; предмет договора. Договор разрешалось заключать лицам, обладающим дееспособностью. Недееспособными признавались несовершенно-летние, умалишенные, банкроты, рабы (если они не получили разрешение хозяев), больные (могли распоряжаться только 1/3 своего имущества), неверные в отношении некоторых договоров, например, приобретать в собственность землю или рабов-мусульман.

Недействительными считались договоры, заключенные по обману, по принуждению, с безнравственной целью или с вещами, изъятыми из оборота. По системе договоров различались сделки, имеющие целью дать что-либо с тем, чтобы получить эквивалент, и все прочие договоры.

К договорам первого вида относятся мена, размен денег, мировая сделка, наем, поставка, заем, брак. Все они заключались, как и договор купли-продажи, посредством предложения одной стороны и принятия его другой. После этого следовала передача вещи. Если в течение трех дней не происходила передача денег и товара, то сделка считалась несостоявшейся.

По договору займа, неоплатного должника запрещалось обратить в рабство, но разрешалось принудительно заставить должника отработать долг.

Ко второму виду договоров относились договор о залоге, о переводе долга, договор поручительства, договор доверенности, ссуды, товарищество, договор дарения, поклажи.

Брак и семья. Брак считался договором в виде торговой сделки, в которой женщина не участвует, а является предметом договора. При заключении брака женщина должна была представить своего попечителя (велия) .

Мусульманское право знает три вида брака: постоянный, временный и брак с невольницей. Первый мог заключаться только с четырьмя женами, каждой из которых жених обязывался назначить особое имущество и при отказе от заключения брака терял его половину. Каждая жена должна была обеспечиваться содержанием, отдельным помещением и отдельной прислугой.

Препятствием к совершению брака считается кровное родство, родство по кормилице, свойство, идолопоклонство.

Брачному договору предшествовали религиозные церемонии. Брак совершался в письменном виде судьей (кадием ) и удостоверялся двумя свидетелями мужского пола.

Право очень подробно регламентирует брачную жизнь супругов, вникая во все ее подробности. Например, какие средства разрешались употреблять для украшения тела. Жена обязывалась вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием детей. Супруг имел право подвергать жену телесным наказаниям.

Временный брак дозволялся только у шиитов – одной из ветвей ислама. При его заключении требовалось обозначение срока, на который заключался брак. Дети, рожденные в таком браке, считаются законными и участвуют в наследстве отца. Жена же после смерти супруга наследства лишалась.

Брак с невольницами разрешался неимущим лицам, не могущим содержать жен свободного происхождения. Дети от этого брака признавались законными, а жена-невольница, не получившая свободу при жизни супруга, получала ее после его смерти.

Развод, по преимуществу, зависел от воли мужа, и он не обязан был объяснять жене поводов для развода и должен был лишь выплатить оставляемой жене определенную сумму. Такая свобода развода именовалась талак.

Шариат знает четыре вида развода: 1) покупка женой расторжения брака; 2) расторжение судьей по просьбе жены, в случае если муж не исполняет своих материальных обязанностей, имеет физические недостатки, не состоит с ней в супружеских отношениях, а также вследствие жестокого обращения; 3) отпущение жены; 4) развод по взаимному проклятию (лиана ), которое произносится мужем перед судьей, когда он считал, что ребенок родился не от него. Со своей стороны жена могла под клятвой отвергнуть такое обвинение. Брак после этого расторгался окончательно.

Что касается наследственного права, то шариат знал наследование по закону и по завещанию. Наследование являлось одним из способов приобретения только одних прав умершего.

Для законности завещания предусматривалось, чтобы завещатель был совершеннолетним, в здравом уме, обладал правом располагать собой и имуществом и чтобы наследник не принадлежал к законным наследникам. Завещание могло быть в письменной и устной форме. Для признания завещания действительным требовалось наличие двух благочестивых свидетелей. Завещатель мог передавать только 1/3 своего имущества.

Правом наследования были наделены лица мужского пола: сыновья, внуки, отец, дед, родной брат, сводный брат по отцу, сводный брат по матери, родной племянник, сводный племянник по отцу, двоюродный брат, сводный двоюродный брат по отцу, супруг. Что же касается женщин, то к наследству допускались дочери, внучки, мать, бабки по матери и отцу, родная сестра, сводная сестра по отцу, сводная сестра по матери, супруга.

Не могли наследовать неверные в отношении имущества мусульманина (как и мусульмане в имуществе неверного), виновные в смерти наследодателя, разведенные и рабы.

Каждый наследник имел право на конкретную долю в наследстве, которая пропорционально уменьшалась при наличии других наследников. Например, при отсутствии у умершей жены детей, внуков и внучек в мужской линии муж получал половину ее наследства; при детях – четвертую часть наследства.

Уголовное право считается наиболее слабо разработанной частью шариата. К примеру, допускается кровная месть. Учение о преступлении не развито: отсутствует понятие рецидива, элементарное учение о соучастии, а укрыватели и попустители не относятся к соучастникам преступления. Не существовало понятий смягчающих или отягчающих вину обстоятельств.

Под преступлением, во-первых, понимались насильственные действия против лиц – убийство, ранение (наказывалось равным возмездием или уплатой выкупа). Во-вторых, действия, за которые в Коране полагались наказания (хадд ). В-третьих, действия, за совершение которых не устанавливались наказания, но они нарушали приказания властей.

Согласно шариату, убийцу или человека, смертельно ранившего другого, полагалось убить, если только ближайшие родственники убитого не согласятся на денежный выкуп.

Если убийство совершено без умысла или произошло смертельное ранение, то виновный обязан был отпустить раба-мусульманина на свободу или в течение двух месяцев поститься и сверх того уплатить родственникам убитого выкуп, могущий быть рассроченным на три года.

Не подлежало наказанию убийство или нанесение ран, когда это произошло при защите себя, своего имущества или жизни и имущества другого лица. Так, не наказывали убийцу ночного вора на месте преступления, если он не является малолетним или безумным.

Свободный, убивший чужого раба, подвергался кровной мести, но только тогда, когда убийство произошло намеренно. В данном случае виновный должен был уплатить стоимость раба. Если же раб убивал свободного, то господин его выдавал раба наследникам убитого, а в некоторых случаях хозяин должен уплатить выкуп.

Выкуп подразделялся на тяжелый и легкий. Тяжелый состоял из 100 верблюдов и 16 000 диргемов, легкий – из 100 верблюдов (80 самок и 20 самцов) и 12 000 диргемов. Тяжелый выкуп полагалось платить за убийство на священной земле или во время священного месяца, за убийство члена своей семьи или за убийство мусульманина. За убийство женщины выкуп полагался в половинном размере, за убийство неверного – в размере одной трети, за убийство язычника-огнепоклонника выкуп налагался в размере 1/15.

Выкуп взыскивался не только с имущества преступника, но и с имущества кровных и единокровных родственников и даже товарищей, с условием их принадлежности к какой-то корпорации. Выкуп подлежал уплате в течение трех лет.

В шариате за убийство существовала круговая порука жителей деревни, квартала или дома, если они не находили убийцу.

Кровная месть применялась при ранении с заранее обдуманными намерениями, а также к мусульманину за рану, нанесенную неверному. Она не применялась к мужчине за рану, нанесенную женщине, и к свободному – за рану рабу.

Выкуп взимался полностью за лишение органов чувств, обеих ног или десяти пальцев рук. За лишение же одной руки или ноги выкуп взимался в половинном размере, за лишение пальца – десятая часть выкупа, за выбитие зуба – одна двадцатая.

Ко второму виду преступления относятся те, которые не могли прощаться потерпевшей стороной: прелюбодеяние (полагалось избиением камнями); употребление вина (40 ударов палкой); кража (отсечение правой руки, а при повторной – отсечение левой руки); разбой (отсечение руки), а за убийство в разбое – повешение или обезглавливание; вероотступничество (лишение гражданских прав или смертная казнь); за участие в мятеже полагалась смертная казнь; богохульство наказывалось наравне с вероотступничеством.

К третьему виду преступлений шариат относил бродяжничество, бегство с поля боя, ложное обвинение в каком-либо проступке, ложное свидетельство. Наказание было в виде простого увещевания, битье плетью, денежный штраф, изгнание.

Судоустройство

На первом этапе халифата судебные функции непосредственно исполнял сам Мухаммед, затем он их стал передавать своим наместникам, а еще позднее судебной властью были наделены халифы. Большую роль в наместничествах стали играть мусульманские ученые-правоведы, постепенно превратившиеся в профессиональных судий. При Аббассидах учреждается должность верховного судьи, который подбирал и по поручению халифа назначал их. Правосудие оставалось в руках духовенства. Судья – кади – назначался халифом исключительно из совершеннолетних мусульман с безупречным образом жизни, знающих шариат и арабский язык. В назначении указывалось, на какую область или город судейская власть кади распространяется. Он мог назначаться для решения как специальных дел (к примеру, гражданских), не превы-шающих известной суммы иска, так и для определенной части области или города или даже на конкретное время.

В затруднительных случаях кади разрешалось советоваться с законоведами, присутствие которых в суде считалось желательным. Кади имел право назначать себе помощников – наибов . Если судья был состоятельным человеком, то за исполнение своих функций ему жалование не полагалось.

Кади поручались и другие дела: назначение опеки и попечительства; выдача замуж женщин, не имеющих попечителей; надзор за общественными дорогами, площадями и постройками; наблюдение за исполнением духовных завещаний, удостоверение завещания, контроль за разделом наследства, местами заключения, проверка законности землепользования и т. п.

Мусульманское судопроизводство характеризуется следующими чертами: судопроизводство по гражданским и уголовным делам осуществлялось одинаково; для кади не существовало никаких процессуальных форм, за исключением вопросов о доказательствах. Процесс отличался простотой и несложностью и проходил обычно в мечети. Прокуроров и адвокатов не существовало. Судебное предста-вительство допускалось только в гражданских делах. Дела разрешались в одном заседании и до VIII в. без письменного делопроизводства.

Судебными доказательствами являлись собственное признание, свидетельские показания, усмотрение судьи, клятва, слухи, письменные документы. При свидетельских показаниях, как правило, предпочтение отдавалось мужчине, в частности, по делам, предусматривавшим строго определенные меры наказания. По прелюбодейным делам требовалось показание четырех мужчин; по другим делам – двух мужчин. По менее значимым делам и спорам достаточно было свидетельство одного мужчины, правда, с дополнительными свидетельствами двух женщин.

Процесс носил обвинительный характер. Истец в уголовных и гражданских делах назывался одинаково – муддаи , а обвиняемые и ответчик – мудда алейти .

При обнаружении преступления кади не имел права лично возбуждать дело, пока истец не представит обвинения. Судья же не мог принуждать к уплате долга, пока кредитор не потребует его через суд.

После смерти Мухаммеда арабами управляли халифы. - наследники Пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского.полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной силой их войска была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции - Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIII в. в Северной "Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711 г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов; Но в дальнейшем, при столкновения с франками (732), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так в течение VII - первой половины VIII в. возникло огромное государство - Арабский халифат, простиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал Дамаск.
В середине VII в. при халифе Али, двоюродном брате Мухаммеда, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу мусульман на суннитов и шиитов.

Сунниты признают священными книгами не только Коран, но и Сунну - собрание рассказов из жизни Мухаммеда, а также считают, что халиф должен быть главой мусульманской церкви. Шииты отвергают Сунну как священную книгу и требуют, чтобы верующими руководили имамы - духовные наставники из рода Али.

После убийства Али власть захватили халифы из династии Омеиядов, опиравшиеся на суннитов. Шиитское восстание против Омеиядов началось в Средней Азии и перекинулось на Иран и Ирак, чем и воспользовались Аббасиды - потомки дяди Мухаммеда, Аббаса. Войска халифа потерпели поражение, сам халиф бежал в Сирию, а потом в Египет, где и был убит восставшими. Почти все Омейяды были истреблены (один из бежавших Омеиядов создал в Испании самостоятельное арабское государство - Кардовский эмират, с Х в. - Кордовский халифат). В 750 г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Иранские землевладельцы, поддержавшие Аббасидов, получили высокие должности в государстве. Они могли занимать даже пост везира - высшего чиновника, помощника халифа.
Вся земля в государстве была собственностью халифа. Эмиры (наместники) из числа его ближайших родственников собирали в провинциях налоги, содержали за счет этого войско, руководили завоевательными походами. Послабления в уплате налогов для мусульман заставляли многих жителей завоеванных стран переходить в ислам. В итоге ее временем ислам приняло большинство населения Сирии, Египта, значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии.

При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга "Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица - Багдад, давшая название государству арабов при Аббасйдах - Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна ар-Рашида (766-809), современника Карла Великого.
В VIII-IX вв. по халифату прокатился ряд восстаний. Особенно значительным было движение карматов (одна из ветвей шиитов), которым даже удалось создать свое государство, просуществовавшее около полутора веков.

Огромный халифат недолго оставался единым. Все большую власть в нем приобретали гвардия, набранная из пленных тюрок (выходцев из Средней Азии), и наместники-эмиры, становившиеся независимыми правителями. В IX в. от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран и Афганистан. Под властью халифа находилась лишь Месопотамия, но халиф оставался главою мусульман-суннитов.
В середине XI в. турки-сельджуки (названы так по имени их предводителя Сельджука), захватившие, к тому времени часть Средней Азии, завоевали большую часть владений арабов на Ближнем Востоке. В 1055 г. они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана.

Исторические предпосылки возникновения

Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община - умма . В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров , Ирак , Иран , большую часть Закавказья (в частности Армянское нагорье , Прикаспийские территории, Колхидскую низменность , а также районы Тбилиси), Среднюю Азию , Сирию , Палестину , Египет , Северную Африку , большую часть Пиренейского полуострова , Синд .

От основания халифата () до династии Аббасидов ()

Этот период включает в себя эпоху первых 4 халифов, «шедших правым путём», (ар-рâшидин) - Абу Бакра (632-634), Умара (634-644), Усмана (644-656) и Али (656-661) и господство Омейядов (661-750).

Арабские завоевания

По своим размерам их империя, которая образовалась менее чем за сто лет, превзошла Римскую, и это оказалось тем изумительнее, что вначале, после смерти Мухаммеда, можно было опасаться, что рухнут даже те небольшие успехи ислама, каких он достиг в Аравии . Мухаммад , умирая, не оставил наследника, и после его кончины (632) возник спор между мекканцами и мединцами по вопросу о его преемнике. В процессе дискуссий халифом был выбран Абу Бакр. Между тем, с известием о смерти Мухаммада почти вся Аравия , кроме Мекки, Медины и Таифа, сразу отошла от ислама. При помощи верующих мединцев и мекканцев, Абу Бакр сумел возвратить обширную, но разъединённую Аравию назад к исламу; больше всего помог ему в этом так называемый Сайфуллах «меч Аллаха» - опытный полководец Халид ибн аль-Валид, который всего 9 лет назад разбил пророка при горе Уход; Халид разбил 40-тысячную армию последователей лжепророка Мусайлимы в так назыв. «ограде смерти» при Акрабе (633). Немедленно же по усмирении восстания арабов Абу Бакр, продолжая политику Мухаммада, повёл их на войну против владений византийских и иранских.

Пределы халифата несколько сузились: спасшийся Омейяд Абд ар-Рахман I положил в Испании первое начало () независимому Кордовскому эмирату , который с 929 года официально титулуется «халифат» (929-). 30 лет спустя Идрис , правнук халифа Али и потому одинаково враждебный как Аббасидам, так и Омейядам, основал в Марокко алидскую династию Идрисидов ( -), столицей которой был город Тудга; остальная часть северного берега Африки (Тунис и пр.) была фактически потеряна для Аббасидского халифата, когда назначенный Харуном ар-Рашидом наместник Аглаб явился основателем в Кайруане династии Аглабидов ( -). Возобновлять же внешнюю завоевательную политику против христианских или других стран Аббасиды не считали нужным, и хотя по временам возникали военные столкновения и на границах восточных, и на северных (вроде двух неудачных походов Мамуна на Константинополь), однако, в общем, халифат жил мирно.

Отмечается такая черта первых Аббасидов , как их деспотическая, бессердечная и притом часто коварная жестокость. Иногда, как у основателя династии, она составляла открытый предмет халифской гордости (прозвище «Кровопроливец» было избрано самим Абу-ль Аббасом). Кое-кто из халифов, по крайней мере хитрый аль-Мансур, любивший облекаться перед народом в лицемерную одежду набожности и справедливости, предпочитал, где можно, действовать коварством и казнил опасных людей исподтишка, сперва усыпив их осторожность клятвенными обещаниями и милостями. У аль-Махди и у Харуна ар-Рашида жестокость затушевывалась их щедростью, однако, вероломное и свирепое свержение визирской семьи Бармакидов , чрезвычайно полезной для государства, но налагавшей известную узду на властелина, составляет у Харуна один из отвратительнейших актов восточного деспотизма. Добавить надо, что при Аббасидах введена была в судопроизводство система пыток. Даже веротерпимый философ Мамун и его два преемника слишком не свободны от упрёка в тиранстве и жестокосердии по отношению к неприятным для них людям. Кремер находит («Culturgesch. d. Or.», II, 61; срв. Мюллер : «Ист. исл.», II, 170), что у первых же Аббасидов замечаются признаки наследственного кесарского безумия, которое у потомков ещё более усиливается.

В оправдание можно бы сказать лишь то, что для подавления той хаотической анархии, в которой находились страны ислама при водворении Аббасидской династии, волнуемые приверженцами свергнутых Омейядов, обойдённых Алидов, хищных хариджитов и не перестающими восставать на северных окраинах государства различными персидскими сектантами радикальных толков, крутые, террористические меры были, быть может, и простой необходимостью. По-видимому, Абу-ль Аббас так и понимал значение своего прозвища «Кровопроливец». Благодаря грозной централизации, которую удалось ввести бессердечному человеку, но гениальному политику аль-Мансуру, подданные получили возможность наслаждаться внутренним спокойствием, а государственные финансы были поставлены блестящим образом. Даже научное и философское движение в халифате датируется от того же жестокого и коварного Мансура (Масуди : «Золотые луга»), который, несмотря на свою пресловутую скупость, относился к науке с поощрением (имея в виду, прежде всего, цели практические, медицинские). Но, с другой стороны, остаётся несомненным, что расцвет халифата едва ли был бы возможен, если бы Саффах, Мансур и их преемники правили государством непосредственно, а не через талантливую визирскую семью персов-Бармакидов. Пока эту семью не низверг () нерассудительный Харун ар-Рашид, отяготившийся её опекой, некоторые из её членов были первыми министрами или близкими советчиками халифа в Багдаде (Халид, Яхья, Джафар), прочие - находились на важных государственных должностях в провинциях (как Фадл), и все вместе сумели, с одной стороны, поддерживать в течение 50 лет нужное равновесие между персами и арабами, дававшее халифату его политическую крепость, а с другой стороны - восстановить старинную сасанидскую жизнь, с её общественным устройством, с её культурой, с её умственным движением.

«Золотой век» арабской культуры

Обыкновенно называют эту культуру арабской, потому что органом умственной жизни для всех народов халифата сделался язык арабский , - говорят поэтому: «арабское искусство», «арабская наука» и т. п.; но в сущности это были больше всего остатки культуры сасанидской и вообще староперсидской (которая, как известно, восприняла также многое из Индии , Ассирии , Вавилона и, опосредственно, из Греции). В западно-азиатских и египетской частях халифата мы наблюдаем развитие остатков культуры византийской , подобно тому, как в Северной Африке, Сицилии и Испании - культуры римской и римско-испанской, - и однородности в них незаметно, если исключить связующее их звено - арабский язык. Нельзя сказать, чтобы унаследованная халифатом чужая культура поднялась при арабах качественно: архитектурные постройки иранско-мусульманские стоят ниже старопарсийских, равным образом мусульманские изделия из шёлка и шерсти, домашняя утварь и украшения, несмотря на свою прелесть, уступают изделиям старинным.

Но зато в мусульманский, аббасидский период в обширном объединённом и упорядоченном государстве при заботливо обставленных путях сообщения усилился спрос на предметы иранского производства, увеличилось количество потребителей. Мирные отношения с соседями позволили развить замечательную заграничную меновую торговлю: с Китаем через Туркестан и - морем - через Индийский архипелаг, с волжскими булгарами и Русью через царство Хазарское , с испанским эмиратом , со всей Южной Европой (за исключением, пожалуй, Византии), с восточными берегами Африки (откуда, в свою очередь, вывозилась слоновая кость и негры) и т. д. Главный порт халифата был Басра . Купец и промышленник - это главные герои арабских сказок; различные высокопоставленные лица, военачальники, учёные и т. д. не стыдились добавлять к своим титулам прозвище Аттар («москательщик»), Хейят («портной»), Джавхарий («ювелир») и проч. Однако, характер мусульманско-иранской промышленности - не столько удовлетворение практических потребностей, сколько роскоши. Главные предметы производства - шёлковые ткани (кисея-муслин , атлас, муар , парча), оружие (сабли , кинжалы, кольчуги), вышивки на холсте и коже, работы позументные, ковры, шали, чеканенные, гравированные, резные слоновая кость и металлы , работы мозаичные, изделия фаянсовые и стекольные; реже изделия чисто практические - материи бумажные, суконные и из верблюжьей шерсти.

Благосостояние земледельческого класса (из соображений, впрочем, податных, а не демократических) было поднято восстановлением оросительных каналов и плотин, которые при последних Сасанидах были запущены. Но даже по сознанию самих арабских писателей, халифам не удалось довести народную податеспособность до такой высоты, какая была достигнута податной системой Хосрова I Ануширвана , хотя халифы и приказывали нарочно с этой целью переводить сасанидские кадастральные книги на арабский язык.

Персидский дух овладевает и арабской поэзией, которая теперь вместо бедуинских песен даёт утончённые произведения басрийца Абу-Нуваса («арабского Гейне ») и других придворных поэтов Харуна ар-Рашида. По-видимому, не без персидского влияния (Броккельман: «Gesch. d. arab. Litt.», I, 134) возникает правильная историография, и после «Жития Апостола», составленного Ибн Исхаком для Мансура, появляется также ряд историков светских. С персидского языка Ибн аль-Мукаффа (около 750 г.) переводит сасанидскую «Книгу царей» , пехлевийскую обработку индийских притч про «Калилу и Димну» и разные греко-сиро-персидские философские произведения, с которыми прежде всех знакомятся Басра, Куфа , потом и Багдад . Ту же задачу исполняют люди более близкого арабам языка, бывшие персидские подданные христиане-арамейцы Джондишапура, Харрана и др. Причём о переводе на арабский язык греческих произведений медицинских, а заодно уж - математических и философских заботится ещё Мансур (Масуди: «Золотые луга»). Харун отдаёт рукописи, привезённые из малоазиатских походов, для перевода джондишапурскому врачу Иоанну ибн Масавейху (который занимался даже вивисекцией и был затем лейб-медиком у Мамуна и двух его преемников), а Мамун устроил, уже специально для отвлечённых философских целей, особую переводческую коллегию в Багдаде и привлекал к себе философов (Кинди). Под влиянием греко-сиро-персидской философии комментаторская работа по истолкованию Корана обращается в научную арабскую филологию (басриец Халиль, басрийский перс Сибавейхи ; учитель Мамуна куфиец Кисâий) и происходит создание арабской грамматики, филологическое собирание произведений доисламской и омейядской народной словесности (Муаллакат, Хамаса, Хозейлитские стихотворения и т. п.).

Век первых Аббасидов известен также как период высшего напряжения религиозной мысли ислама, как период сильного сектантского движения: персы, которые теперь переходили в ислам массами, взяли мусульманское богословие почти совсем в свои руки и возбудили оживлённую догматическую борьбу, среди которой еретические секты, наметившиеся ещё при Омейядах, получили своё развитие, а правоверное богословие-законоведение определилось в виде 4 школ, или толков: при Мансуре - более прогрессивного Абу Ханифы в Багдаде и консервативного Малика в Медине, при Харуне - сравнительно прогрессивного аш-Шафии , при Мамуне - ибн Ханбаля . Отношение правительства к этим ортодоксам не всегда было одинаково. При Мансуре, стороннике мутазилитов , был до увечья высечен Малик. Потом при 4 следующих царствованиях правоверие взяло верх, но когда Мамун и два его преемника возвели (с 827 года) мутазилизм в степень государственного вероисповедания, последователи правоверных толков подвергались официальным гонениям за «антропоморфизм », «многобожие » и т. п., и при аль-Мутасиме был высечен и пытаем святой имам ибн-Ханбаль (). Разумеется, секте мутазилитов халифы могли покровительствовать безбоязненно, потому что её рационалистическое учение о свободной воле человека и о сотворённости Корана и её наклонность к философии не могли представляться политически опасными. К сектам политического характера, как, например, хариджитам , маздакитам , крайним шиитам , которые поднимали иногда очень опасные восстания (лжепророк перс Моканна в Хорасане при аль-Махди, 779 год , храбрый Бабек в Азербайджане при Мамуне и аль-Мутасиме, и др.), отношение халифов было репрессивным и беспощадным даже во времена высшего могущества халифата.

Распад Халифата

Потеря политической власти халифов

Свидетелями постепенного распада X. были халифы: упомянутый уже Мутаваккиль (847-861), арабский Нерон , очень восхваляемый правоверами; его сын Мунтасир (861-862), который взошёл на престол, убив отца при помощи тюркской гвардии, Мустаин (862-866), Ал-Мутазз (866-869), Мухтади I (869-870), Мутамид (870-892), Мутадид (892-902), Муктафи I (902-908), Муктадир (908-932), Ал-Кахир (932-934), Ал-Ради (934-940), Муттаки (940-944), Мустакфи (944-946). В их лице халиф из повелителя обширной империи превратился в князя небольшой багдадской области, враждующего и мирящегося со своими иногда более сильными, иногда более слабыми соседями. Внутри государства, в своей столице Багдаде , халифы сделались зависимы от своевольной преторианской тюркской гвардии, которую счёл нужным сформировать Мутасим (833). При Аббасидах национальное самосознание персов ожило (Гольдциэр: «Muh. Stud.», I, 101-208). Опрометчивое истребление Харуном Бармакидов, умевших сплачивать персидский элемент с арабским, привело к разладу между двумя народностями. При Мамуне сильный политический сепаратизм Персии выразился в основании династии Тахиридов в Хорасане (821-873), которое оказалось первым симптомом наступающего отпадения Ирана. После Тахиридов (821-873) образовались самостоятельные династии: Саффариды (867-903; см.), Саманиды (875-999; см.), Газневиды (962-1186; см.), - и Персия ускользнула из рук халифов. На Западе Египет вместе с Сирией отделился под властью Тулунидов (868-905); правда, после падения Тулунидов Сирия и Египет в течение 30 лет снова находились под управлением аббасидских наместников; но в 935 г. Ихшид основал свою династию (935-969), и с тех пор ни одна область к западу от Евфрата (Мекка и Медина тоже принадлежали Ихшидам) не подчинялась светской власти багдадских халифов, хотя их права духовных владык признавались повсюду (кроме, разумеется, Испании и Марокко); с их именем чеканилась монета и читалась общественная молитва (хутба).

Гонения на свободомыслие

Почувствовав своё ослабление, халифы (первый - Аль-Мутаваккиль , 847) решили, что им следует снискать себе новую поддержку - в правоверном духовенстве, а для этого - отречься от мутазилитского вольнодумства. Таким образом со времён Мутаваккиля наряду с прогрессирующим ослаблением власти халифов идёт усиление правоверия, преследование ересей, свободомыслия и иноверства (христиан, евреев и пр.), религиозное гонение на философию, на естественные и даже на точные науки. Новая могущественная школа богословов, основанная Абуль-Хасаном аль-Ашари (874-936), покинувшим мутазилитство, ведёт научную полемику с философией и светской наукой и одерживает победу в общественном мнении. Однако, фактически убить умственное движение халифы, с их всё более и более падающей политически властью, не были в силах, и наиболее славные арабские философы (басрийские энциклопедисты, Фараби , Ибн Сина) и др. учёные жили под покровительством вассальных государей как раз в ту эпоху ( - в.), когда официально в Багдаде, в исламской догматике и в мнении народной массы философия и несхоластические науки были признаваемы за нечестие; а литература к концу названной эпохи дала величайшего вольнодумного арабского поэта Маарри (973-1057); в то же время и суфизм , очень хорошо привившийся к исламу, переходил у многих своих персидских представителей в полнейшее вольномыслие.

Каирский халифат

Последние халифы из династии Аббасидов

Халиф аббасидский, то есть в сущности мелкий багдадский князь с титулом, был игрушкой в руках своих тюркских военачальников и месопотамских эмиров: при Ал-Ради (934-941) учреждена была особая должность майордома («эмир-аль-умарâ»). Между тем по соседству, в западной Персии, выдвинулась шиитская династия Буидов , отложившаяся от Саманидов в 930 г. (см.). В 945 г. Буиды захватили Багдад и владели им более ста лет, с титулом султанов, а в это время там номинальными халифами были: Мустакфи (944-946), Ал-Мути (946-974), Ал-Таи (974-991), Ал-Кадир (991-1031) и Аль-Каим (1031-1075). Хотя из политических расчётов, для противовеса Фатимидам, шиитские султаны-Буиды называли себя вассалами, «эмирами аль-умарâ» суннитского Багдадского халифата, но, в сущности, они обращались с халифами как с пленниками, с совершенным неуважением и презрением, покровительствовали философам и вольномыслящим сектантам, и в самом Багдаде делал успехи шиизм .

Вторжение сельджуков

Луч надежды на избавление от притеснителей мелькнул халифам в лице нового завоевателя, тюркского султана Махмуда Газневи (997-1030), который, создав вместо низринутого им саманидского государства свой собственный огромный султанат, показал себя ярым суннитом и всюду вводил правоверие; однако, только у мелких Буидов он отнял Мидию и ещё кое-какие владения, а столкновений с главными Буидами избегал. В культурном отношении уж и походы Махмуда оказались для завоёванных им стран очень губительными, а в 1036 г. страшное несчастье поразило всю мусульманскую Азию: турки -сельджуки приступили к своим опустошительным завоеваниям и нанесли первый смертельный удар азиатско-мусульманской цивилизации, потрясённой уже тюрками-Газневидами. Но халифам стало лучше: в 1055 г. вождь сельджуков Тогрул-бек въехал в Багдад, освободил халифа от власти еретиков-Буидов и вместо них сам сделался султаном; в 1058 г. он торжественно принял от Аль-Каима инвеституру и окружил его внешними знаками почтения. Аль-Каим (ум. 1075), Мухтади II (1075-1094) и Аль-Мустазхир (1094-1118) жили в материальном довольстве и уважении, как представители мусульманской церкви, а Аль-Мустаршиду (1118-1135) сельджукид Мас’уд даровал для самостоятельного светского управления Багдад и большую часть Ирака, которые остались и за его преемниками: Ар-Рашидом (1135-1136), Аль-Муктафи (1136-1160), Аль-Мустанджидом (1160-1170) и Аль-Мустади (1170-1180).

Конец X. Фатимидскому, столь ненавистному для Аббасидов, положил верный суннит Саладин (1169-1193). Основанная им египетско-сирийская династия Айюбидов (1169-1250) почитала имя багдадского халифа.

Вторжение монголов

Пользуясь слабостью распавшейся сельджукской династии, энергичный халиф Ан-Насир (1180-1225) задумал расширить пределы своего маленького багдадского X. и отважился вступить в борьбу с могущественным хорезмшахом Мухаммедом ибн Текешем , который выдвинулся вместо сельджуков. ибн Текеш велел собранию богословов перенести X. с рода Аббаса на род Али и направил войска на Багдад (1217-1219), а Ан-Насир послал посольство к монголам Чингисхана , приглашая их вторгнуться в Хорезм . Ни Ан-Насир (ум. 1225), ни халиф Аз-Захир (1220-1226) не видели конца навлечённой ими катастрофы, которая погубила исламские страны Азии и в культурно-материальном, и в умственном отношении. Последними багдадскими халифами оказались Аль-Мустансир (1226-1242) и совершенно ничтожный и бездарный Аль-Мустасим (1242-1258), который в 1258 г. сдал столицу монголам Хулагу и через 10 дней был казнён с большей частью членов своей династии. Один из них бежал в Египет, и там мамлюкский султан Бейбарс ( -) с целью иметь для своего султаната духовную поддержку, возвёл его в ранг «халифа» под именем Мустансира (). Потомки этого Аббасида оставались номинальными халифами при султанах каирских до тех пор, пока власть мамлюков не была свергнута османским завоевателем Селимом I (1517). Чтобы иметь все официальные данные духовного главенства над целым исламским миром Селим I заставил последнего из этих халифов и последнего в роду Аббасидов, Мотаваккиля III, торжественно отречься от своих халифских прав и титула в пользу