Храм казанской иконы божией матери в глебово - оптинские старцы о молчании. Святые отцы учат вас молчанию

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МОЛЧАНИИ

Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово.

Каждое слово Священного Писания, каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, каждое слово священ-но-таинственнных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению Честного и Животворящего Креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви Ипостасного, Вочеловечевшагося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель Бог и Словом от небытия в бытие все приведено.

Свт. Григорий Нисский

Бывали в жизни моей минуты, или во время тяжких скорбей, или после продолжительного безмолвия, минуты, в которые появлялось в сердце моем СЛОВО. Это слово было не мое. Оно утешало меня, наставляло, исполняло нетленной жизни и радости, — потом отходило. Искал я его в себе, старался, чтоб этот голос мира и покоя во мне раздался, тщетно! Случалось записывать мысли, которые так ярко светили в сии блаженные минуты. — Читаю после, — читаю не свое, читаю слова, из какой-то высшей сферы нисходившие и остающиеся наставлением.

Свт.Игнатий (Брянчанинов)

Все происходит в безмолвии, в глубине нашего сердца. Еще очень важно и чему учат святые отцы: держи твои уста сомкнутыми, никому не говори о своей тайне. Если открыть в бане дверь, то тепло испарится. Следовательно, никому ничего не говори о твоем решении. Не упоминай ни одним словом о начатой тобой новой жизни, о твоих переживаниях, о том опыте, который, как ты думаешь, ты приобретаешь. Это касается лишь Господа и тебя, и только вас обоих. Единственным исключением будет твой духовник.

Тит Колиандер

Бывает иногда, что во время собрания братии прорывается тщеславный помысл сказать что-либо не вовремя. Ангельские же помыслы внушают себе прогнать этот болтливый безвременный помысл. Итак, если ты не прогонишь его добрым молчанием, а позволишь ему пройти наружу, напыщен быв кичением, то должен будешь понести худые от того последствия, праведно предан будучи или большему еще греху, или внешним каким прискорбностям, или тяжелым неприятностям со стороны братии, или мучению в будущем веке, ибо и о праздном и тщеславном слове, произнесенном по необузданности языка, отдадим мы отчет. Посему тщательно должны мы блюсти язык свой. Одно доброе слово сделало некогда непотребного оного разбойника чистым и святым и в рай того ввело. И одно недоброе слово заградило Моисею вход в землю обетованную. Не будем же почитать языкоболие малою болезнью, злоречивые и суесловные заключают для себя Царство Небесное.

Прп. Иоанн Карпафский

Человеческая речь требует огромной психической энергии. Происходит обработка огромного количества информации, содержащейся в памяти, затем она облекается в форму мыслей и передается через слова, как систему символов и код человеческой души. Здесь включаются эмоции и воображение. А если человек злоупотребляет словом, например, целенаправленно лжет, то он строит свой собственный иллюзорный мир, который должен держать в памяти и выдавать за реальность. Каждый может наблюдать на себе самом, как изматывает человека многословие: он чувствует себя опустошенным и утомленным. После «пира» пустых слов он пробуждается, как пьяница после попойки, с отвращением к самому себе. Мышление у человека, который много говорит, становится поверхностным и, если допустимо это слово, пошлым.

Молчание сохраняет огромные душевные силы. Эта энергия, которую расточали попусту, вливается в слова молитвы, она водворяется в человеческой душе, как вернувшийся издалека странник под кровлей отеческого дома.

Архимандрит Рафаил

наставлял:

«Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, - молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

«Больше молчите»

советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина - как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

Старцы предупреждали и о вреде любопытства. учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., - а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Безрассудное молчание

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36-37).

«Молчание - есть таинство будущего века»

«Многословие ведет к злословию» Прп. Макарий

«Многословие бывает причиною уныния и раздражительности» Авва Исаия

«Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина - как она благотворно действует на душу!» Прп. Никон Исповедник Оптинский

« Первый шаг к молчанию:

Не начинай первым разговора;

Молчи, пока не спросят».

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит» Прп. Никон Оптинский

«Если положить на одну чашу весов все свои дела, а на другую - молчание, то молчание перевесит…»

«Память Иисусовой молитвы да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь пользу безмолвия» Прп. Иоанн Лествичник

«Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда.

Оно станет с тобою на страшном суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12;37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!» Свт. Григорий Нисский

«Молчание - есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, а вместе и признак духовной мудрости» Прп. Никодим Святогорец

"Пусть язык твой молчит, но молись умом, углубись внутрь себя и благоговейно размышляй о молчании Иисуса Христа перед Пилатом. Пречистой Девы Марии - пред нечестивыми согражданами. Давида - пред его сопротивниками. Достойнейший ли человек злословит тебя - молчи. Трудно это делать и скорбно, но спасительно и полезно. Обратись к Богу и молись за своих противников. Поступая так, своим молчанием укротишь их, а молитвой умилостивишь Бога".

"Поэтому молчи и всецело предай себя воле Божией.»

«От уединения и молчания рождаются умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить тихой воде силоамской, которая течет без шума и звука» Прп. Серафим Саровский

"Молчание сохранишь, если будешь говорить сам в себе: что хорошего имею сказать я, столь малосмысленный и дурной, что и говорить-то недостоин, недостоин даже и к людям причисляться?" Прп. Симеон Новый Богослов

"Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный".

"От словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися" Евангелие от Матфея, гл. 12, зач. 47

"Приучай себя как можно больше молчать и все тверди в мыслях: « Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Гсподь с Тобою»,- всю до конца, и тем самым избегать будешь многих грехов. Св. отцы учат так: кто тебя не слушает, тому не говори. Лучше молись о сестре, чем ее учить. Считай себя негожею и хуже всех на свете, никого никогда и ни в чем не осуждай и всех прощай, и без труда спасешься тогда".

"Но осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они молись, хоть постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам на веки мучиться без конца". Прп. Иосиф Оптинский

«Любящий молчание - пребывает близ Бога и Ангелов Его, и в вышних место его. Господь говорит, что Он тогда сохранит пути твои,- когда ты сам будешь хранить уста свои (см. Притч. 13,3)» Прп. Антоний Великий

"Паче всего должно украшать себя молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же - ни одного. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротолюбие, ч. II, гл.16). Ты только сиди в келье своей во внимании и молчании и всеми мерами старайся приблизить себя ко Господу, и Господь готов сделать тебя из человека ангелом: на кого бо, говорит Он, воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес моих " (Исаии 66,2).

"Когда мы в молчании пребываем, тогда враг -диавол ничего не успевает относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме".

"Ежели не всегда можно пребывать в уединении и молчании, живя в монастыре и занимаясь возложенными от настоятеля послушаниями; то хотя некоторое время, остающееся от послушания, должно посвящать на уединение и молчание, и за сие малое не оставит Господь Бог ниспослать на тебя богатую Свою милость".

"От уединения и молчания раждается умиление и кротость".

Монах, по словам Ефрема Сирина, не останется долго на одном месте, если не возлюбит прежде молчания и воздержания. Ибо молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает помысл неразвлекаемым. Наконец приобретшего сие ожидает мирное состояние (т.II).

Преп. Варсонофий учит: доколе корабль на море, терпит беды и приражения ветров, а когда достигнет пристанища тихого и мирного, уже не боится бед и скорбей и приражения ветров, но остается в тиши. Так и ты, монах, доколе остаешься с людьми, ожидай скорбей и бед и приражения мысленных ветров; а когда вступишь в безмолвие, бояться тебе нечего (Варс. Отв. 8,9).

"Совершенное безмолвие есть крест, на котором должен человек распять себя со всеми страстьми и похотьми. Но подумай, Владыка наш Христос сколько наперед претерпел поношений и оскорблений, и потом уже восшел на крест. Так и нам нельзя прийти в совершенное безмолвие и надеяться святого совершенства, если не постраждем со Христом. Ибо говорит Апостол: аще с Ним страждем, с Ним и прославимся. Другого пути нет". (Варс. Отв. 342) Из поучений прп. Серафима Саровского

"Нет чувствительнейшего удара для прямой христианской души, как наглое оскорбление порицанием и клеветой прямых ее намерений и действий, которые она предпринимает и совершает ради славы Божией и спасения, вразумления и пользы своих ближних. Но и такие жестокие удары истинный Христов последователь переносит молча, взирая всегда умственным оком с благоговением на многотерпеливого Иисуса, молчавшего среди бесчисленных поношений и мучений во время беззаконного суда над Ним. Собрались в суд над Иисусом Христом еврейские первосвященники, старейшины и книжники, усильно обвиняя Его: Иисус же молчал; многие ложные свидетельства и преступления возводили на Него; Иисус же молчал; настаивали с великим криком, требуя Его распятия; Иисус же молчал; уже распятого и ко кресту пригвожденного они уязвляли безчисленными укоризнами и насмешками; Иисус же молчал".

"Подобно Господу Иисусу преблагословенная Дева Мария, Богоматерь, находясь в величайших стеснениях и скорбях, была мужественно-терпеливой, кроткой и молчаливой. Она поступала при этом не иначе, как и Сын ее поступал, то есть Мария же молчала и все это предоставляла воле Божией и Его Божественному Промыслу о Ней; слышала Она, как человека совершенно невинного, возлюбленного Ее Сына, ложно поносили, досаждали Ему многочисленными укоризнами, Мария же молчала. Видела Она Его под тяжестью Своего креста изнемогающим и падающим, пригвожденным ко кресту, в страшных мучениях взывающим к Богу Отцу Своему: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил!» и затем в безчисленных язвах и тяжких муках умирающим. Мария молчала. Этому Сыну и этой Матери преимущественно многие благочестивые люди подражали, когда были поносимы клеветой в величайших беззакониях,- они же молчали. Этим отличался в свое время кроткий пророк и царь израильский Давид, славившийся дивной силой смиренного молчания при нанесении ему личных оскорблений; в таких случаях говорил он в сердце своем самому себе: «Я буду осторожен на путях моих (В своих поступках), чтоб не согрешить языком моим, стану обуздывать уста мои, доколе нечестивый (оскорбитель) предо мной; я был нем и безгласен даже о добром (т.е. о добром ответе оскорбителю)»; немного далее повторяет он тоже: «Я нем, не открою уст моих, ибо ты нанес мне удар» (Пс.38, 2-3.10). Причиной же своего молчания считает он не иное что, как только то, что Ты (Господь) нанес мне сей удар: умолчал я потому, что без Твоей воли, без Твоего допущения никто не мог бы оскорбить меня; Твоя, Господи, воля наложила на меня молчание…"

Богом дан человеку великий дар - дар слова. Слово служит выражением мыслей, чувств, желаний человека. Оно же (слово) порождает мысль, чувство, желание, придает им силу, закрепляет их в сердце. Поэтому язык является непосредственным участником образования нашего нрава.

Слово есть образ мысли и выражение наших чувств. Следовательно, из слов может распознаваться внутреннее душевное состояние и устроение говорящего человека.

Господь до тех пор хранит нашу душу, пока мы храним язык свой. Всякое умножение слов, многословие удаляет от Бога.

«Подлинно блажен, кто действительно приобрел воздержание» (преп. Ефрем Сирин).

«Ничем так не грешит человек, - говорит свят. Тихон Задонский, - как языком, когда не управляет им по-надлежащему. От невоздержания языка происходило много зла: осуждение, злословие, пересуды, празднословие, ложь, обман, клевета, божба и т.д.»

Уменье воздержаться в слове - есть признак разумности «Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).

Апостол Иаков называет язык «неудержимым злом, исполненным яда смертоносного» (Иак. 3:8). Именно через язык происходит повреждение и падение души. .
Человеку бывает достаточно и двух-трёх лет, чтобы научиться разговаривать, но для того, чтобы научиться молчать не хватает и всей жизни.

Поистине, язык - это один из величайших даров Господа человеку, пусть маленький по размерам, но с огромным значением.

Многие не считают пороком празднословие. Но Христос говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

«Я видел многих, - говорит св. Амвросий Медиоланский, -впадавших в согрешение чрез свои слова, но почти никого чрез молчание».

«От молчания никто никогда но раскаивался», - не раз говорил в своих наставлениях преп. Серафим Саровский.

«Слово в устах одних - дух и жизнь, а в устах других - мертвая буква»

«При многословии не миновать греха» (Притч. 10, 19).

«Сквернословие, - говорит св. Климент Александрийский, - обнаруживает в говорящем человеке пошлого, грубого, необразованного и наглого, но отнюдь не показывает человека скромного, честного и целомудренного».

Св. Исаак Сирин называет молчание таинством будущего века, «слова же суть орудие этого мира»

«Не старайся вслушиваться, что говорят другие... чтобы и самому не быть осмеянным и не сделать их злоречивыми.» (Святитель Василий Великий)

Склонность к спорам и распрям развращает человека, лишает его добродетелей,

Расположенность к спорам и распрям рождается о от пустословия, многословия, о лицемерного слова, от дерзости, от двуличия, от желания настоять на своем.

"Если при разговоре с братиями ты желаешь, чтобы твое слово взяло верх над словами других - нет в тебе страха Божия.«(Преподобный авва Исаия). Недаром говориться, что поучать приличествует наставнику, молчать же и выслушивать надлежит ученику.

Польза молчания - сохранность человека от многочисленных грехов языка: лжи, хулы, клеветы, сплетни, показухи, лицемерия, непристойности, сомнения, самовосхваления, спора, любопытства, искажения, и многого другого. «Слышать, что надо, так же драгоценно, как и говорить нужное.» (Святитель Григорий Богослов).

Молчание - это признак мудрости, сохранение себя от зла людей на этом свете и от наказаний Творца на Том свете. Ибо сказано: «при многословии не миновать греха», и еще: «смерть и жизнь - во власти языка».

«Муж мудрый не спешит говорить, но рассуждает, о чем следует сказать и что выслушать. Напротив, не воспитанный в истине не останавливается и перед разглашением доверенных ему тайн» (. Преподобный Антоний Великий) .

Особенно страшно богохульство. «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12.31).

Грехи богохульника на этой земле не отпускают ни Господь, ни Крещение Его, ни даже милосердие Божие. «Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.1232).

Необходимо в жизни поступать по словам пророка [Псал. 38, 2-3]: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои; я был нем и безгласен и молчал даже о добром». Если же иногда добрых речей не следует говорить ради молчания, то тем более надлежит отказаться от дурных слов ради страха греха.

Совсем ничего не говорить мы, естественно, не можем, но воздерживаться от пустословия можем и должны, а когда по немощи забываемся и пустословим, то можем и должны укорять себя, а не оправдываться. Преподобный Пимен говорил, что если бы мы помнили изречение Писания «От слов свих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (МФ.12.37) , то решелись бы лучше молчать. Именно смирение было источником молчания святых, а не высокие фантазии. У святых всегда все было просто, они искренне думали, что сказать им нечего, что всякое их слово нечисто, и потому молчали. А уж когда Бог как бы понуждал их говорить, когда они обязаны были сказать, тогда они говорили. Молчание лучше всего, но если мы такие, какие есть, начнем геройствовать в молчании, тогда впадем в крайнюю гордость, а через это дойдем и до великих грхов. Молчание полезно смиренным, а нам нужно избегать хотя бы пустословия и злословия.Нашей немощью Бог ограждает нас от непосильных искушений.

У христианина слово и дело должны неразлучны между собою, как душа и тело неразлучны в своем бытии. За всякое обронённое слово человек будет держать ответ, вот почему так важно это произнесённое слово.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) завещал нам: «Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного. Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства.»

А.Соколовский

Христос говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).
Святитель Григорий Богослов:
От языка – половина человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло - гнев, который отнимает у человека ум, или, затаив коварный умысел, льет кроткие речи из льстивых уст.

Преподобный Пимен Великий:

Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души.

Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить.

Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,- говорит апостол (Иак. 3, 9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил.

Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь (Мф. 12, 36). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140, 3-4). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен...» (Пс. 38, 2-3).

Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный».
Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь добродетели, но признавай себя недостойным говорить.

Безрассудное молчание

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».