Гжельская роспись для детей дошкольного возраста история. Занятие по рисованию «Сказочная гжель» в старшей группе


В работе могут быть использованы различные методы и приемы, педагогу не сложно подобрать наглядный материал: посуду, альбомы, иллюстрации, фотографии, диапозитивы, плакаты, открытки, но показать правильно технику рисования и приемов кистевого письма мастеров удается не каждому. Сегодня попробуем вспомнить и освоить азбуку кистевой росписи на примере хохломской, гжельской и жостовской росписи. Будем учиться рисовать цветы – самый красивый, распространенный и сложный элемент узора.



Секреты мастеров Прежде чем приступить к рисованию цветка, поупражняемся писать мазки. Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи мастера используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые 1, 2,3 – в хохломской росписи, 2, 3 и 6 – в гжели и жостово. Кончик ворса кисточки должен быть очень тоненьким. В начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем.



Азбука кистевых мазков Плоский мазок (кисть 6) – проводим всем ворсом прямо и резко поднимаем кисть с середины ворса. Поупражняемся в разные стороны слева направо, справа налево и сверху вниз, снизу вверх. Соединим несколько плоских мазков в форме овала и у нас получиться первый элемент в росписи «коронка», используется, как верхняя часть цветка. Мазок «капелька». Ставим кисть вертикально, нажимаем до середины, ведем кисть вниз и переходим на кончик. Рисуем второй мазок вместе с первым с правой стороны - получается первый не сложный элемент «сердечко». Мазок «запятая» выполняется точно так же, как и плоский мазок, но с поворотом влево или вправо. Если нарисовать два или три мазка вместе получиться элемент узора цветка – «лепесток».


Мазок «зигзаг» начинаем с кончика кисти, поворачиваем кисть в одну сторону, нажимаем на ее до середины и поворачиваем в другую сторону, заканчиваем мазок концом кисти. Попробуем нарисовать элемент «стебелек» - два мазка «зигзага» вместе. Мазок «в плоскости» - двухцветный мазок, на кисть с одной стороны набираем цветную краску, лишнее убираем и на другую сторону берем белила. Кладем мазок, так чтобы на листе получились сразу два цвета. Упражняемся рисовать мазки «плоский, капелька, запятая и зигзаг». Попробуем выполнить элемент «листочка». Для этого на кисть берем два цвета желтый и зеленый и рисуем две «запятые», так чтобы в центре листика был один цвет краски.


Секреты гжельской росписи Мазок «полутень». Набираем краску наполовину сырой кисти с палитры и делаем несколько мазков. После рисования 2-3 мазков кисть надо промыть и набрать краску снова, тогда получиться мазок, который с одной стороны темный, а с другой – светлее. Бордюры. Орнамент широкий и используют элементы точки, штрихи, дуги.



Рисуем цветы по мотивам гжельской росписи Материалы. Используем акварель краску кобальт, кисть 1, 3, 6, белая бумага и лист бумаги для упражнений. Бутон. Приступаем рисовать верхнюю нераскрывшуюся часть розы «бутон» – рисуем два мазка «запятая» похожие на «чашечку». И по два лепестка от бутона таким же способом сверху вниз. Поворачиваем кисть вниз налево и направо, рисуем прямые короткие мазки «капельки» – еще два лепестка бутона. Начинаем с кончика кисти и заканчиваем основанием. Затем берем кисть 3 и сверху бутона прокладываем еще такие же мазки, получаем тень. Кистью 1 дорисовываем внутри бутона элемент «сеточка» - с наклоном штрихи, в одну и другую сторону и украшаем сверху «усиком». Рисуем тоненький стебелек и листики «капельки».



Цветок. Располагаем мазки «запятые» по горизонтали, чтобы получился овал. Под ним еще широкие такие же мазки, похожие на элемент «чаша». Теперь рисуем лепестки, как у бутона, только по три с каждой стороны. Прорисовываем глубокую тень. Рисуем тоненький, длинненький стебелек, заканчиваем мазком «капелькой». Украшаем цветок «усиками» и «ягодками». Листочки. Рисуем кистью 6, 3 – мазки «капельки». Дорисовываем травку. Травка «папоротник». Сначала рисуем длинный закругленный на конце стебелек. Отступив, от края снизу, рисуем мазки «капельки» параллельно друг другу по убыванию в размере.







Секреты жостовской росписи Двойной мазок. Особенность двойного мазка – цвет и оттенок, например белый и красный, белый и синий, зеленый и желтый. Опустить кисть в красную краску, снять лишнюю, а потом на кончик набрать белой и нарисовать и нарисовать мазок. Этапы работы. На черном фоне рисуют сначала пятна цветов и листьев, их силуэт называется «подмалевок», потом «тенежка» - рисуют самые темные цвета – тени, сверху накладывают яркие цвета – это «прокладка». А потом «бликовка» - блики, оживки, цветы становятся как настоящие. Последними наносят белые штрихи - называется «чертежка» и рисуются стебельки, усики – «привязка». Последний этап. Рисуют кайму - украшают тонким узором, по краю желтым цветом – золотым.



Рисуем цветы по мотивам жостовской росписи Материалы. Гуашь, кисть 6, 1. палитра, бумага черного цвета диаметром 20 см, лист для упражнений. Бутон. Используем прием «двойного мазка». На кисть берем цветную краску, лишнюю убираем, а на кончик – белую. Первый рисуем вертикальный мазок «запятая», второй – «зигзаг» рядом и заходим на «запятую». Закрываем бутон длинными листочка, мазками «зигзагами» - слева, справа, спереди и сзади (цвет мазка зелено-желтый). Очерчиваем мазком «запятая» основание бутона. Дорисовываем тонкий стебелек с шипами кистью 1. Рисуем кистью 3 листья – два вместе мазка «запятая». Наносим «бликовку» и «чертежку».



Цветок. Рисуем всей кистью круг, крутим кистью на одном месте. Переходим к нижним лепесткам цветка. Первый лепесток вертикальный похожий на элемент «сердечко». Вторые слева и справа под кругом. Третьи – длиннее и наклоняются вниз. Приступаем к верхним лепесткам. Обводим круг двумя мазками «запятыми», посередине круга рисуем «капельку» и рядом с ней два мазка «запятые». Наносим «бликовку» и «чертежку». Листья. Первые большие, крупные от 1 до 3. Прорисовываем концом кисти контур «сердечко». Двойным мазком далее прорисовываем прожилки листка – сверху вниз от середины листочка наносим друг к другу мазки «запятые». Наносим «бликовку» и «чертежку». Дополнительно украшаем травкой – «привязка». Травка. На тонкий длинный стебелек наносят мазки «зигзаги» параллельно и по убыванию. Дополняют «чертежку».







Секреты хохломы Хохломская роспись делиться на три основных вида: «верховая» или «травная», «под фон» и «кудрина». Особенность хохломской росписи - завиток, от которого завиваются все элементы и используют четыре краски: красную, черную, желтую, зеленую. Обучение кистевой росписи начинается с выполнения элементов «травки» на листе бумаги – осочки, капли, завитки, усики, кустики. Отличительная особенность мазков в том, что они начинаются и заканчиваются концом кисти, а движения всегда закругленные. Узор «травка». «Осочки» и «усики» рисуют концом кисти, «травинки» и «завитки» - нажимая на середину ворса кисти, начинают и заканчивают кончиком кисти. «Кустик» можно начинать рисовать снизу вверх или сверху вниз.



Рисуем цветы по мотивам хохломской росписи Материалы. Гуашь, кисти 1,3 бумага желтого цвета диаметром 20 см, лист для упражнений. Бутон. Рисуем, друг против друга, два мазка «травки», чтобы получился элемент «сердечко», начинаем с кончика кисточки и заканчиваем отрывистым движением руки. Слева и справа рисуем лепестки, похожие на элемент «стебелек» - удвоенный мазок «запятая», начинаем всегда с кончика кисти. Внизу ставим точку «ножкой» кисти. Украшаем черными «капельками».



Цветок. Рисуем вертикальный мазок «капелька». С одной стороны удвоенный мазок «запятая», который длиннее «капельки» и ее огибает. С другой стороны «капельки» такой же элемент, но длиннее. Рисуем также слева, затем справа утроенный мазок и последний слева такой же. Приступаем рисовать нижние лепестки цветка. Справа и слева от нижней части цветка рисуем лепестки похожие на «гусиную лапку», они должны быть длинные. Затем такие же лепестки, сначала один посередине, затем два между ними. Украшаем черными «капельками» все лепестки. Кустик. Начинаем с одной стороны кустика рисовать «осочки» 2-3, затем «травинки» 1-2, большой «завиток» и заканчиваем «капельками». Симметрично рисуем такие же мазки с другой стороны кустика. Украшаем черными «усиками».

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели»

Программное содержание:

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование:

Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды), гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход занятия:

Воспитатель:

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана?
Из чего бывает сделана посуда?
Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

Конечно нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?
Эта уж точно осталась бы цела.
А пластиковая посуда?
А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе.

На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду?
Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?
Верно, нарядная, красивая, праздничная.
Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.
Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись.
Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
Что нарисовано на вазе?
Где расположен цветок?
Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают. Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель.

Задачи:

1. Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.

2. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционную технику в оборудование.

3. Формировать практические умения и навыки рисования с образца.

Цели:

1 .Взаимопомощь воспитателя детям в составлении узора по мотивам гжельской росписи.

2. Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

4. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

5 .Смешивание двух красок на палитре: белой с синей.

Оборудование:

  1. Для детей:
  1. силуэты посуды из бумаги
  2. гуашь: синяя, белая
  3. кисти
  4. палитра
  5. ватные палочки
  6. баночки для воды
  7. салфетки
  1. Для воспитателя:

Предметы, декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, альбом «Гжель», презентации «Гжель».

Дидактические игры: «Продолжи узор», «Собери посуду», приветствие «Данилы Мастера»

  1. Организационный момент.
  2. Проверка готовности к занятию.
  3. Теоретическая часть.
  4. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций.
  5. Объяснение последовательности росписи.
  6. Практическая часть.
  7. Самостоятельная роспись силуэта для раскрашивания..
  8. Заключительная часть. Подведение итогов.

Сказочная гжель

Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята, сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Конечно, нет, только бы роспись пострадала. А из металла? (показ) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы, цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот - одни осколочки остались, (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Дидактическая игра: « Собери - посуду».

Теоретическая часть :

Воспитатель:

Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Приветствие «Данилы мастер»:-

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Воспитатель: - И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Гжель», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской росписи)

Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

Пожалуй, самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Используются завитки, дуги, сеточки, поло сочки, травинки, точки (работа с кистью, ватными палочки).

Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Практическая часть:

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.

Динамическая пауза: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (вторая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)

Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в посуде то, что лучше всего удалось.

Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Использованная литература :

1. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в МБДОУ: сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах / Авт. - сост. А. Н. Чусовская. - М.: АРКТИ,2011.

2. Белопеевская Г. В. Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством./ из журнала Творчество в детском саду.№2/2010

3. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий./ Сост. Штейле Н.Ф. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 2006.

5. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

6. Дорошин Ю. Г. Сказочная гжель. - М. «Мозаика-Синтез». - 2000.


Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.

Предшествующая работа:
Дети знакомились через рассказ с историей возникновения этой
росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма
« Русские мастера ». Экскурсия в музей им. Полетаева на выставку
« Прикладное искусство ».
Материал:
Большой лист в форме чайника, кисти, подставки, палитра, акварель, краски.

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …

Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!




Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да
красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия
похоже го на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию
« Вдоль по Волге – матушке ».
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали
украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник. Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Сначала рисуем большой лепесток в центре, потом два маленьких по бокам.
Закрашивать лепесток будем бледно – голубым, краску разведём в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Наш цветочек подсох и теперь мы его украсим. Украсим его тёмно – синей краской. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наш чай –ник. А когда мы начнём украшать цветок тёмно – синей краской.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.










Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
После выставки воспитатель приглашает детей на чаепитие из Гжельского сервиза.
Вот такие чайники получились у детей.

ФЦКМ
Тема: «В гостях у гжельских мастеров».

Цели: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция; воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.

Материалы: гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки; скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух; книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»; иллюстрации с изображением гжельских предметов; значки каждому ребенку с изображением гжельского цветка-розетки на круге.

Ход занятия

Перед занятием воспитатель раздает всем значки с цветком – приглашение на выставку.

Выставка гжельской посуды в Русской избе. Дети называют знакомые предметы, их назначение. Воспитатель уточняет ответы детей.

Рассказ воспитателя

Вы пришли на выставку изделий, которые называются «гжель» по названию небольшого подмосковного поселка. Там на заводах создают фарфоровые изделия. Полюбились они людям, и слава о гжельских мастерах разнеслась по всей стране и даже за рубежом.

Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее-синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Все эти изделия сделали гжельские мастера. Смотришь – на каждый предмет и любуешься. Полюбуйтесь и вы. Гжелькие мастера – большие мастера. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И ручки у всех разные. Посмотрите на эту барышню – это масленка, а какая у нее юбка красивая, а кокошник, как роза.
Изделия делают скульпторы, художники, мастера.
Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. (Показать первичные изделия на фотографиях). Затем, изделия обжигают в печи для того, чтобы они стали прочными.
Но самый интересный цех – живописный. Здесь работают художники – люди, которые расписывают предметы после обжига. (Показать фотографии с мастерицами цеха). И вот по белому фону из-под руки художника появляются волшебные узоры, сине-голубого цвета. Все изделия покрывают специальной глазурью, поэтому они такие блестящие.
По краю всех изделий располагают кайму. (Предложить детям рассмотреть самовар и сахарницу, назвать элементы украшения: полоска, точки, мазки, бордюры).

Чем украшена посуда? (Цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей).

Синие гроздья на синих рябинах,
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится…

Что больше всего вам понравилось на выставке изделий гжельских мастеров?
- Какие узоры были самые необычные? (Дети отвечают, рассуждают).

После занятия в группе организовывается выставка изделий с гжельской росписью. Рассмотреть их с детьми. Предложить посмотреть, есть ли дома такие изделия, и потом рассказать.

Рисование

Тема: «Зимнее одеяло».

Цели: продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели, с гжельской росписью; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить получать различные оттенки синего цвета, разбавляя синюю краску водой; видеть особенности цвета и его оттенка; расширять представление детей о художественном промысле; воспитывать любовь и уважение к русской культуре.

Материалы: гжельская посуда; изделия из ткани, украшенные гжельской росписью: салфетка, скатерть, фартук, рукавицы, рубаха, сарафан; у каждого ребенка квадрат белой бумаги 10*10, разделенной на четыре части по диагонали, гуашь синего цвета, палитра, бумага для упражнений, кисть.

Ход занятия

В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в этой деревне живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Воспитатель предлагает рассмотреть на выставке красивую посуду, изделия из ткани, украшенные гжельской росписью.
- Какие изделия вы видите?
- Чем они украшены? (Узорами.)
- На что похожи эти цветы? (На колокольчик, ромашки, розы, хризантемы.)
- Какого цвета краски используют мастера? (Синий, голубой.)

Звонкими волнами кружатся краски,
Чтоб заблестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.

Воспитатель предлагает детям составить несколько оттенков одного цвета. Показывает, как на палитре, добавляя воду, можно получить более светлые оттенки.
Дети учатся получать различные оттенки синего цвета. Затем, первый треугольник закрашивают цветом, следующие – оттенком, каждый светлее предыдущего.
В конце занятия дети при помощи воспитателя соединяют все квадраты и наклеивают их на основу. Получается большое полотно, похожее на зимнее одеяло.

Рисование

Тема: «Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины и оттенка, точки)».

Цели: продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели; учить видеть красоту скульптуры малой формы; составлять узор из прямых линий различной величины и точек; получать оттенок синего цвета (голубой) при смешивании гуаши синего и белого цветов; побуждать видеть красоту этих цветов; воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Материал: гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, сахарница, масленка, чашки, молочник; скульптуры малой формы: кошка, собака, петух, тигренок; иллюстрации с изображением гжельских предметов и основных узоров гжели; у каждого ребенка полоска бумаги 5*20 см, гуашь синего и белого цветов, кисти двух размеров, бумага белого цвета для смешивания тонов.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на выставку изделий из Гжели.

Дети рассматривают фигурки и посуду. Воспитатель обращает внимание на то, что фигурки похожи на игрушки – веселые, забавные, блестящие и все украшены краской одного цвета – синей и её оттенком – голубой; что посуду украшает кайма – узкая синяя тонкая полоса, внизу расположены точки или маленькие мазки.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели
сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам
зимы,
С таким же звонким званьем Гжель.
Н. Савченко

Воспитатель предлагает получить голубой цвет, смешав гуашь синего и белого цветов. Дети на отдельном листе бумаги смешивают два цвета, убеждаются в том, что при большем добавлении белой краски в синюю, голубой цвет становится светлее.
Далее дети выполняют задание – украшают полоску бумаги белого цвета узором: учатся проводить прямые параллельные линии разной толщины и оттенка, рисовать точки и кружочки.
В конце занятия дети вместе с воспитателем рассматривают все работы, прикладывая полоски к силуэтам 2-3 предметов.

Рисование

Тема: «Бордюры. Рисование каймы».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить рассматривать узор, выделять его элементы – точки, волнистые и дугообразные линии, петельки; учить рисовать бордюры на узкой полосе бумаги; побуждать видеть красоту синего и белого цветов; развивать эстетические чувства.

Материалы: гжельская посуда с вариантами украшения каймы, скульптура малой формы, бумага белая 10*20, разделенная вдоль на две части, гуашь синяя, кисть тонкая.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на выставку гжельской посуды:

Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, издали пришла
И цветами расцвела?

Дети рассматривают варианты украшения посуды, с помощью воспитателя выделяют основные элементы узора: воспитатель показывает кайму, которая украшает всю посуду, - это либо тонкая прямая полоса, либо волнистая или дугообразная линии синего цвета, внизу которых расположены точки или маленькие мазки.
Затем, воспитатель предлагает детям выполнить упражнения на ознакомление с основными элементами бордюров. Показывает детям, как при выполнении работы необходимо держать кисть (тремя пальцами, перпендикулярно листу), объясняет, что рисовать линии следует кончиком кисти.
В конце занятия воспитатель организует выставку работ, хвалит всех ребят. Дети выбирают наиболее понравившиеся им работы.

Аппликация

Тема: «Гжельский цветок».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветков; использовать в аппликации два оттенка синего цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Материалы: выставка изделий гжельских мастеров; иллюстрация с изображением цветка и бутонов; фланелеграф и части цветка; два полукруга темного оттенка (лепестки) для распустившегося цветка и два кружка разной величины для бутона, несколько синих и голубых полукругов (листья), полоска (стебель), подклеенные с обратной стороны фланелью; квадрат для показывания приемов вырезания. У одних детей квадраты 5*5 см и 4*4 см одного цвета, но разных оттенков, у других – квадраты 5*5 см и 2,5*2,5 см для бутонов; на двоих детей узкие полосочки 13*0,5 см (стебли); ножницы, клей, прямоугольные листы бумаги белого цвета для наклеивания аппликации.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что весной расцветает много разных цветов на лугах, на клумбах, в садах и в парках. Показывает иллюстрацию, на которой изображены распустившиеся цветы и бутоны. Поясняет, что у распустившегося цветка видны все лепестки, а у бутона лепестки еще свернуты и те, которые внутри, не видны.
Говорит, что сегодня дети будут учиться изображать распустившийся цветок и бутон. Но цветы эти будут не обычными, а сказочными – гжельскими.
Помещает перед ними фланелеграф, на котором были заранее прикреплены два голубых стебля (прямые полоски). Говорит, что бутон можно изобразить из двух кружков – большого и маленького. Лепестки его свернуты (прикладывает к стеблю большой круг), а те, которые внутри бутона, только начинают показываться (прикладывает маленький кружок так, чтобы он наполовину находил на большой). Спрашивает у детей, какого цвета большой и маленький кружки, из которых составили бутон (синего, но разных оттенков, большой светлее, а маленький темнее).
Далее воспитатель спрашивает: «Чего не хватает у нашего нераспустившегося цветка?». Дети отвечают.
Воспитатель продолжает: «Листья можно сделать из полукругов». Вызывает ребенка и предлагает ему прикрепить листья к стеблю.
Затем воспитатель выкладывает распустившийся цветок. Сначала верхние лепестки, которые немного раздвинуты, потом - нижние. Обращает внимание детей на то, что листья можно приложить к стеблю по-другому, чем у первого цветка, - выпуклой стороной вниз.
Предлагает детям выбрать, кто будет изображать бутон, а кто – распустившийся цветок.
Объясняет и показывает, как вырезать из квадрата круг (начинать следует с середины стороны квадрата и закруглять уголок идо середины другой стороны так, чтобы он отпал; отпасть должны все четыре уголка, тогда круг получится нужной величины).
Дети могут положить перед собой квадрат и пальцем показать, где они будут делать надрез ножницами, чтобы получился круг.
Воспитатель спрашивает детей, с чего надо начать работу. Все ли должны будут разрезать круг пополам для головки цветка? Дети отвечают.
В процессе работы воспитатель следит, чтобы дети, вырезая круги, использовали всю поверхность квадратов, левой рукой плавно поворачивали квадрат навстречу лезвиям ножниц; советует начинать с головки цветка, а потом приклеивать стебель.
В конце занятия все работы выкладываются на стенд вплотную друг к другу. Получается красивое гжельское панно из аппликаций.

Тема: «Знакомство с гончарным искусством. Лепка посуды (чашка с ручкой)».

Цели: познакомить детей с гончарным искусством; развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям; продолжать учить рассматривать изделия мастеров Гжели, узнавать знакомые предметы; познакомить с материалом для лепки – глиной; учить лепить чашку из глины способом вдавливания, раскатывания и примазывания; прививать любовь и уважение к труду народных умельцев.

Материалы: иллюстрации с изображение гончарной мастерской, посуда: тарелки, чашки, блюдо, чайник, украшенные гжельской росписью,
глина, влажные салфетки и губка.

Ход занятия

На доске помещены иллюстрации с изображением гончарной мастерской; на столе – выставка керамической посуды, украшенной росписью.
Воспитатель. Глиняную посуду в давние времена сначала лепили руками, а потом придумали гончарный круг, который давал возможность быстрее лепить посуду. Затем, мастера обжигали вылепленную посуду и украшали узором, который придумывали сами. Волнистая линия – это вода, прямые линии изображали землю, точки – семена, косые линии – дождь.
Далее, воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку керамической посуды.
Воспитатель.
- Что стоит на нашей выставке? (Посуда.)
- Какая она? (Блестящая, красивая.)
- Для чего нужна эта посуда? (Назначение посуды.)

Верь ты мне или не верь,
Но всех краше – роспись Гжель.
Чашки, чайники и блюда –
Вся посуда – просто чудо!

Воспитатель предлагает вылепить чашку способом вдавливания, уточняет способ присоединения ручки к чашке – примазывание, напоминает о том, что при работе с глиной необходимо постоянно увлажнять руки тряпочкой. Педагог оказывает необходимую помощь в ходе занятия, подсказывает, как лучше передать форму изделия, сделать чашку более устойчивой, загладить неровности влажной губкой.
В конце занятия дети ставят свои поделки на стол и рассматривают их, сравнивают с посудой, изготовленной гжельскими мастерами. Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на красоту формы чашек, вылепленных детьми.