Групповые и семейные портреты – профессиональные хитрости и сложности съемки. Семейный портрет карандашом

С моими знаниями в классическом студийном портрете (иначе говоря «скучном») и 25-летним опытом портретной и свадебной съёмки, у меня есть несколько советов для вас. Если вы ещё не снимали семейные и групповые портреты - не пугайтесь. Будьте честны с заказчиками и скажите им, что вы только учитесь. Я уверена, что они помогут вам в съёмке чтобы получить в обмен несколько хороших фотографий.

При несложном планировании, создание семейных портретов будет веселым занятием и для вас и для снимаемой семьи. Вот 10 простых советов, которые помогут вам провести удачную и веселую фотосессию.

  1. Используйте штатив, когда это возможно
  2. Снимайте в режиме ручной экспозиции
  3. Зафиксируйте фокус или используйте ручную фокусировку
  4. Не выстраивайте людей по росту
  5. Позвольте детям быть детьми и дурачьтесь с ними
  6. Если гнется - гните. Помогайте людям позировать
  7. Помогите выбрать наиболее выгодное позирование
  8. Свет: пусть он будет у них в глазах
  9. Эмоции - это всё!
  10. Получайте удовольствие и дайте всему произойти

Давайте рассмотрим каждый из советов более подробно.

1. Используйте штатив всегда когда это возможно

Ух, я уже представляю, что вы подумали. Штатив не соответствует вашему стилю. Он слишком тяжелый и громоздкий. Ваш стиль более свободный. Это всё, конечно, так и в некоторых случаях (например при съемке бегающих детей или более репортажном стиле съемки) может быть лучше снимать с рук. Однако рассмотрим другую сторону медали.

Многие если не все люди нервничают когда их фотографируют. Да, нервничают! Многие испытывают настоящую панику, а некоторые заходят так далеко, что открыто говорят «ненавижу это». Так что это часть нашей работы - помочь людям почувствовать себя комфортнее и расслабиться. Это может быть непросто, когда фотограф сам нервничает, особенно если он новичок. Но вы получите большое преимущество, поставив камеру на штатив. На самом деле - даже два преимущества.

Во-первых, это автоматически успокаивает вас. Это уже хорошо. Вы можете проверить настройки, выстроить композицию и экспозицию и убедиться, что всё правильно. Кроме прочего легко увлечься, поднеся камеру к глазам и забыть проверить настройки, а потом уже увидеть, что ошиблись с балансом белого, или снимали на ISO 6400, или в жпег низкого разрешения. Успокаиваясь вы избежите этих неожиданностей.

Во-вторых, это позволит вам оторвать глаза от камеры, так что у вас будет зрительный контакт с объектами съёмки. Они люди и им гораздо более комфортно смотреть не в стекло объектива, а вам в глаза. Вы можете жестикулировать чтобы привлечь внимание детей, или корчить рожицы. В любом случае вы получите гораздо более яркие эмоции, чем если будете глядеть через видоискатель. Попробуйте!

2. Снимайте в режиме ручной экспозиции

Если вы выстраиваете композицию снимка, выбираете время и место съёмки, то вы можете контролировать все эти элементы. И вы можете, настроив экспозицию, уже не менять её. Но если вы выставите режим приоритета выдержки или диафрагмы, камера сама сможет выбирать несколько различные параметры для разных кадров. А это НЕ то, что вам нужно! Постоянство очень важно.

Непостоянство экспозиции создает дополнительную работу при постобработке, чтобы выровнять разные кадры. Это также может привести к небольшому сдвигу цветов, усилению шумов (в случае недоэкспонирования) и другим нежелательным последствиям. Чтобы сохранить постоянство экспозиции в течение съёмки - используйте ручной режим. Просто помните, что если вы сменили позу, место съёмки или что-то ещё - нужно проверить параметры экспозиции. Я просто делаю пробный снимок, проверяю гистограмму, подстраиваю параметры если нужно и продолжаю съёмку.

3. Блокируйте фокус

Так же как вам нежелательно изменение экспозиции от кадра к кадру - вам не нужен автофокус в каждом кадре. Предполагая, что вы послушались совета №1 и используете штатив - камера не будет двигаться. Если вы поставили группу в сравнительно статичную позицию - они также не будут двигаться. Во всяком случае не значительно. Речь идет только о движении дальше или ближе относительно камеры. Так что…

Настройте камеру одним из способов: используйте блокировку фокуса или ручную фокусировку. С любым из этих вариантов фокусировка не будет сама меняться по время съемки. Если вы будете фокусироваться в помощью кнопки спуска - то чьё-нибудь движение может вызвать промах фокусировки или фокусировку по фону. Если вы не уверены, как это настроить - посмотрите в инструкции к камере.

Бонусный совет: если ваша камера имеет режим проверки фокуса по экрану - у вас есть возможность удобнее фокусироваться вручную. Включите Live View чтобы видеть изображение на экране. Нажмите кнопку зума (она может иметь пиктограмму лупы или «+»), раз или два. Картинка на экране увеличится без зуммирования объектива, так что вы сможете осуществить более точную ручную фокусировку. Нажмите кнопку зума еще раз чтобы вернуться к обычному режиму Live View.

4. Выстраивайте людей не по росту

Возможно вы слышали или не слышали об этом ранее или были не вполне уверены, как это делается. Что нам требуется - это избежать скучных прямых линий, рядов и колонн из голов. Диагонали более динамичны и интересны в кадре, так что попытайтесь создать их из людей, которых снимаете.

Представьте себе линии, соединяющие каждое лицо с последующим. Попробуйте расположить их так, чтобы ни одно лицо не было строго над или рядом (на одном уровне) с предыдущим. Делайте диагонали, а не тотемные столбы. Используйте реквизит чтобы усадить некоторых людей или принесите на съёмку небольшие складные стулья. Пусть одни люди присядут, а другие встанут на что-то. Используйте элементы окружающей обстановки чтобы расположить их или, если совсем ничего нет - хотя бы просто расположите их вразнобой по росту.

5. Если гнётся - гните

Это общее правило при любой съёмке людей и это хорошее правило. Люди как правило стоят прямо и напряженно когда вы выстраиваете их, так что вам требуется их в нескольких местах согнуть чтобы они выглядели более естественно. Никто в жизни не стоит прямо как палка. Вот несколько идей:

  • Пусть они перенесут вес на одну ногу и повернут одно бедро от камеры.
  • Пусть они положат руку в карман. Я обычно рекомендую оставить большой палец снаружи, иначе они пытаются засунуть руку как можно глубже, что тоже не выглядит естественно.
  • Или зацепите палец за ремень или шлёвку для ремня.
  • Если они сидят - можно наклониться вперед и перенести вес на одно бедро.
  • Если они стоят, прислонившись к чему-то - пусть скрестят ноги.
  • Если мужчина сидит - пусть положит ногу на ногу и повернется чтобы в кадре не было шагового шва.

Итак, вы что-то придумали. Лучший способ передать это - сделать самой, чтобы за вами зеркально повторили. Встаньте перед ними, примите нужное положение и предложите его точно повторить.

Пример сгибания частей тела. Девушки сделали это гораздо лучше, чем ребята, но даже согнутые в локтях руки - уже неплохо. Некоторые люди настолько зажатые, что это становится проблемой… Просто делайте всё что в ваших силах.

6. Позвольте детям быть детьми

Я обнаружила, что обычно родители говорят своим детям перед фотосессией что-то типа «ты должен хорошо себя вести и улыбаться». Для большинства детей это слишком сложное задание. Я обычно предлагаю своим клиентам сказать детям вместо этого:

Мы пойдем в парк чтобы пофотографироваться. Будет весело.

Вот и всё! Нет других поручений кроме веселья. Затем подготовьтесь сами. Возьмите с собой реквизит, пусть родители возьмут с собой одну из любимых игрушек или книг. Я обычно ношу с собой пальчиковые куклы и мыльные пузыри вместе со своим оборудованием. Если дети не хотя сидеть и улыбаться - не заставляйте их. Пусть они побегают вокруг, побудут детьми - снимайте это. Играйте с ними, пусть будет весело. Тогда они некоторое время спустя смогут сотрудничая с вами некоторое время сидеть.

Когда я фотографирую детей - я выставляю себя полной идиоткой. Я издаю смешные звуки, пою песни (получается у меня плохо, но это никого не заботит), я делаю рыбье лицо, играю в «ку-ку» за камерой. Я бегаю туда и обратно с куклой-мариронеткой. Я лежу на земле, оттопыривая попу. Только дети живут правильной жизнью, а мы взрослые так не умеем. Так не мешайте детям оставаться детьми, пусть веселятся. И будьте готовы подстраивать съёмку под них.

Это была игра в «ку-ку» вокруг дерева. Посмотрите на эти искренние улыбки! Их невозможно подделать .

7. Помогите людям выбрать наиболее выигрышные позы

Суть в том, что если мама считает, что она выглядит толстой - не важно насколько замечательные получились свет и эмоции (смотри пункты 8 и 9 ниже). Так что запомните это правило.

Знайте о человеческих «недостатках» и работайте с ними. Вот несколько простых советов.

  • Если у кого-то большая нижняя половина тела - не располагайте его близко к краю кадра при съёмке широкоугольным объективом.
  • Для борьбы с двойными подбородками выберите чуть более высокую точку съёмки - выше уровня глаз объекта. Заставляя его смотреть вверх вы растяните шею и минимизируете этот эффект.
  • Шишка на носу обычно бывает лучше видна с какой-то одной стороны, чем с другой, так что следует изучить лицо чтобы определить с какой стороны лучше снимать.
  • Если вы снимаете пару, имеющую большую разницу в росте, попросите мужчину (обычно они выше) расставить ноги. Это сделает его несколько ниже и сократит разрыв.
  • Для очень полных людей (или тех, которые очень стесняются своего веса) хорошо подойдут съёмки лёжа на траве с детьми сверху. Это всегда выходит красиво. Скрываем животики, подтягиваем подбородки и приближаем детские лица.

Лёжа горкой на траве. Отлично для семей с маленькими детьми. Этой семье не нужно было что-либо корректировать, было просто весело с детьми прыгающими по папе с мамой.

8. Свет очень важен - пусть он будет у них в глазах

Свет может создать или испортить любую фотографию и портрет не является исключением. Сама фотография по сути является «рисованием светом». Самое важное, за чем следует следить в портретной съёмке - это за правильным освещением глаз объектов. Есть много способов это сделать и это отдельная большая тема, но я дам несколько простых советов, которые помогут вам в работе с освещением.

  • Выбирайте правильно время дня для съёмки портретов! Идеальным будет поздний вечер, около часа перед закатом. Потому что солнце низко над горизонтом и отсутствует жесткий полуденный свет над головой. В это время свет лучше направлен и более рассеянный, особенно если есть дымка на горизонте.
  • Если вы не можете снимать на закате - найдите тень. Уведите семью с яркого солнечного места, но убедитесь, что у вас не слишком светлый фон. Светлые участки фона отвлекут внимание от объектов съёмки. Ищите места в тени больших зданий или под большими деревьями.
  • Не стоит использовать пасмурные дни только потому, что свет менее жесткий, чем на ярком солнце. Хотя свет действительно мягче и не такой жесткий, но его направление не самое лучшее. В пасмурные дни свет все равно падает сверху и затемняет глаза, особенно если они глубоко посажены.
  • Добавляйте света с помощью отражателя или вспышки если потребуется. Конечно, это совсем другой тип освещения, но научитесь им пользоваться, чтобы лучше освещать лица. Если вы не видите бликов в глазах - значит света на лицах недостаточно.

Не менее важным, чем дополнительное освещение лиц является то, откуда исходит этот свет. Мы помним, что верхний свет не является самым лучшим, так же, как и свет от камеры. Так что использование встроенной вспышки не даст вам хорошего света. Так же, как и установленная на камеру внешняя вспышка. Свет, направленный от камеры, делает объекты плоскими, а это не то, что нам нужно.

Нам следует стремиться получить свет исходящий из источника, находящегося под углом 30-45 градусов от камеры. Больше об этом написано в моей статье ».

Это было снято прямо перед закатом. Солнце находится слева позади них. Я использовала вспышку, отраженную зонтом, также слева, чтобы добавить света на лица, без которого они были бы в тени.

9. Эмоции - это всё

Если во главе всего - свет, то получение правильных эмоций - это всё! Вы можете испортить освещение, позы, но если вы снимете их смеющимися или с «тем самым» лицом - это будет успех! Как это сделать?

Смотрите пункт 1 в первую очередь. Затем - пункт 6. Быть фотографом означает иногда становиться комиком или клоуном. Умение сказать или сделать что-то, что заставит людей улыбаться приходит с опытом. Иногда удается затронуть и взрослых. Папа у кирпичной стены на фото выше практически все время имеет такое же выражение на лице. Я знакома с этой семьей и фотографирую их уже 13 лет. И я знаю, что могу немного подоставать его или изобразить уточку чтобы подшутить над ним.

Если в съёмке участвуют маленькие или грудные дети - не забудьте привлечь их внимание. Тут может потребоваться помощь, так что попросите привести с собой бабушку или друга. Но что обычно происходит когда дети смотрят на вас и смеются, что делают родители? Поворачиваются к ребенку! Снова упс! Я всегда говорю родителям: «Несмотря ни на что, продолжайте смотреть на меня пока я дурачусь. НЕ смотрите на ребенка».

Ребенок смеётся, а все остальные выполняют инструкцию и смотрят на меня, повезло!

10. Подурачьтесь немного вместе

Последний совет - не относится к съемке слишком серьёзно. Сделайте несколько действительно дурацких фотографий в конце фотосессии (или даже в середине, если начнёт становиться скучно). Попросите их всех вместе сделать глупость и пусть они действительно это сделают. Обычно они начинают хохотать и когда они развеселятся - вы сделаете снимок. Пусть сваляться друг на друга в кучу на траве. Попросите их вместе подпрыгнуть или сделать глупое лицо (и вы изобразите такое же). Это снимает напряжение и заряжает настроение.

Я делала такое же лицо!

Моя внешняя вспышка перестала работать, так что тут пришлось использовать встроенную. Но в этот момент мы все устали и я подумала, что это будет весело, так что мы легко пошли на это. Обратите внимание на новое выражение лица папы!

Бонусный совет

Пусть семья подумает, что надеть на съёмку. Некоторые люди не соглашаются с моим взглядом на данный момент, но если хотите можете почитать больше в материале «Одежда для портретов» .

Выходите на улицу, фотографируйте семьи и получайте удовольствие!

Об авторе: Дарлин Хильдебрандт (Darlene Hildebrandt) - профессиональный фотограф и преподаватель, обучающий начинающих, любителей и профессионалов, через виртуальные уроки, мастерклассы и фототуры. На сайте Дарлин вы можете скачать бесплатную книгу «10 уроков для совершенствования фотосъёмки» (на английском).

И почти у всех есть фотографии, где запечатлены все члены семьи.Семейный портрет объединяет родных людей так, как они объединяются во время самых значимых событий – семейных праздников, свадеб, рождения детей.

Семейный портрет - это настоящая семейная традиция , которая передаётся из поколения в поколение. Он дарит нам ощущение покоя и радости, защищённости и душевной теплоты.Лев Николаевич Толстой в своём бессмертном романе «Анна Каренина» сказал: "все счастливые семьи счастливы одинаково" - эту фразу прекрасно проиллюстрирует семейный портрет, который мы сделаем для Вас.

Ваши счастливые лица, запечатлённые нашим художником, станут оберегом семейного счастья на долгие годы для Вас и Ваших потомков. Особенность семейного портрета из фото в том, что Ваша семья может быть представлена в любых обликах, соответствовать моде любой эпохи. Живущие далеко друг от друга родственники могут объединиться за одним столом в групповом семейном портрете. Вы можете придумать себе семейный отдых на море или облачиться в старинные роскошные наряды в родовом замке. Можно построить свой неповторимый, волшебный мир, в котором главными героями будут Ваши любимые люди.

Семейный, групповой портрет - наиболее сложная работа из предложенных на этом сайте , каждого члена семьи нужно "одеть" соответственно возрасту, статусу, эпохе и общей идее Вашего портрета. Кроме этого необходимо создать интерьер или фон, подобрать позы, объединить все фигуры в гармоничную композицию. Немало семейных портретов написано разными художниками, но выбрать картину- образ для своей семьи очень сложно, потому что каждая семья уникальна. Именно поэтому необходимо обратиться к профессионалам, которые помогут создать Вам семейный портрет по фотографиям эксклюзивным и индивидуальным.
Начните новую традицию с Вашего семейного портрета, пускай он напоминает Вам и Вашим близким о самых приятных минутах жизни.

Абрахам Ламберт Якобс ван ден Темпел.
Семейный портрет.
2-я половина 1660-х.

Адриан ван Остаде.
Крестьянская семья.
1647.

К родителям на Севере никогда не обращались на «вы», как это распространено на Украине. Неродные отец и мать, как известно, назывались отчимом и мачехой, а неродные дочь и сын - падчерицей и пасынком. Дети родных братьев и сестер назывались двоюродными. Маленькие часто называли деда «дедо», а бабку «баба», дядюшку и тетушку племянники звали иногда божатом, божатком, божаткой, божатушкой или крестным, крестной. Так же называли порой и других, более дальних родственников. Невестка, пришедшая в дом из другой семьи, свекра и свекровь обязана была называть батюшкой и матушкой, они были для нее «богоданными» родителями. По отношению к свекру она считалась снохой, а по отношению к свекрови и сестрам мужа - невесткой. Сестра называла брата брателько, братья двоюродные иногда называли друг друга побратимами, как и побратавшиеся неродные…
Деверьями женщины звали мужниных братьев, а сестер мужа - золовками. По этому поводу создана пословица: «Лучше семь топоров, чем семь копылов». То есть лучше семь братьев у мужа, чем семь сестер. Зять, как известно, муж дочери. Отец и мать жены или невесты-это тесть и теща, но в глаза их было положено называть батюшкой и матушкой. Родители невестки (снохи) и родители зятя называли друг друга сват и сватья. (Сват в свадебном обряде - совсем другое.) Женатые на родных сестрах считались свояками, а свояченицей называлась почему-то сестра жены. Звание «шурин» существует лишь в мужском роде и для мужского пола, оно обозначает брата жены, а муж сестры является зятем для обоего пола. По этому поводу в народе бытовала шутливая загадка: «Шурина племянник какая зятю родня?» Не сразу и догадаешься, что речь идет о родном сыне.

Бартоломеус ван дер Хелст.
Семейный портрет.
1642.

Василий Андреевич Тропинин.
Семейный портрет графов Морковых.
1813.

СЕМЬЯ. Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.
Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную. Ожидать от младенца готовой любви, например, к дяде или же тетушке нелепо, вначале его любовь не идет далее матери. Вместе с расширением физической сферы познания расширяется и нравственная. Ребенку постепенно становится жаль не только мать, но и отца, сестер и братьев, бабушку с дедом, наконец, родственные чувства настолько крепнут, что распространяются и на теток с дядюшками. Прямое кровное родство становится основанием родству косвенному, ведь сварливая, не уважающая собственных дочерей старуха не может стать доброй свекровью, как и из дочери-грубиянки никогда не получится хорошей невестки. Доброта и любовь к родственникам кровным становится обязательным условием если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственникам некровным. Как раз на этой меже и зарождаются роднички высокого альтруизма, распространяющегося за пределы родного дома. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Активное противодействие таким проявлениям характера не приносило семье ничего хорошего. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать.
Веками складывалось в крестьянской семье и взаимоотношение полов. Например, жены с мужем, сестры и братьев. Особенно наглядно выглядят эти взаимоотношения в труде. Женщина, закатывающая на воз многосаженное бревно или махающая кувалдой в кузнице, была так же нелепа, как и прядущий кузнец или доящий корову мужчина. Только по великой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.
Все руководство домашним хозяйством держала в руках большуха - женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке и заспе* (* Заспа - овсяная крупа (сев. ж.)). Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром большухи. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. Большуха отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве.
Звание «большуха» с годами незаметно переходило к жене сына.
Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи и властями предержащими. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всех этих делах не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях. Лишь дальние родственники (убогие или немощные, до самой смерти живущие в доме) благоразумно не участвовали в этих советах.
Семья крестьянина складывалась веками, народ отбирал ее наиболее необходимые «габариты» и свойства. Так, она разрушалась или оказывалась неполноценной, если была недостаточно полной. То же происходило при излишней многочисленности, когда, к примеру, женились два или три сына. В последнем случае семья становилась, если говорить по-современному, «неуправляемой», поэтому женатый сын, если у него имелись братья, стремился отделиться от хозяйства отца. Мир нарезал ему землю из общественного фонда, а дом строили всей семьей, помочами. Дочери, взрослея, тоже покидали отцовский дом. При этом каждая старалась не выходить замуж раньше старшей сестры. «Через сноп не молотят», - говорилось о неписаном законе этой очередности.
Дети в семье считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считались большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из самых тяжких грехов. Вырастая и становясь на ноги, сироты делались обычными мирянами, но рана сиротства никогда не зарастала в сердце каждого из них.

Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.

Василий Григорьевич Перов.
Путешествие квартального с семейством на богомолье. Эскиз.
1868.

В нормальной крестьянской семье все дети рождались по преимуществу в первые десять-пятнадцать лет брачной жизни. Погодками назывались рождаемые через год. Таким образом, даже в многодетной семье, где было десять-двенадцать детей, при рождении последнего первый или самый старший еще не выходил из отрочества. Это было важно, так как беременность при взрослом, все понимающем сыне или дочери была не очень-то и уместна. И хотя напрямую никто не осуждал родителей за рождение неожиданного «заскребыша», супруги - с возмужанием своего первенца и взрослением старших - уже не стремились к брачному ложу... К ним как бы понемногу возвращалось юношеское целомудрие.

Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.

Василий Григорьевич Перов.
Трудовое семейство. Эскиз.

Г. Васько.
Портрет юноши из семьи Томары.
1847.


Григорий Семёнович Мусикийский.
Семья Петра I в 1717.

Елизавета Бём (Эндаурова).
Сердце на месте, когда вся семья вместе!


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
В семье друг друга все дарят яичком ярко-красным.


Иван Васильевич Лучанинов.
Возвращение ратника в свое семейство.
1815.


Иван Глазунов.
Семья художника.


Илья Ефимович Репин.
Семейный портрет Деларовых.
1906.


Карл Павлович Брюллов.
Семья итальянца.
1831.


Константин Маковский.
Семейный портрет.
1882.


Леонид Осипович Пастернак.
Лев Николаевич Толстой с семьей в Ясной Поляне.
1902.


Ловис Коринф.
Семья художника Фрица Румпфа.


Моронобу Хисикава.
Сцены, связанные с семьей Сога.

Николай Иванович Аргунов.
Портрет мальчика из семьи Шереметевых.
1803.


О. Верейский.
Семейный портрет.


Ольга Каблукова.
Столетняя царскосельская крестьянка с семьей.
1815.


Пётр Петрович Кончаловский.
Семейный портрет («сиенский».).
1912.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия.
1637.


Рембрандт Харменс ван Рейн.
Семейный портрет.
1668-1669.


Сандро Ботичелли.
Алтарь Заноби. Поклонение волхвов с изображением членов семьи Медичи.


Т. Шевченко.
Крестьянская семья.
1843.


Фёдор Петрович Толстой.
Семейный портрет.
1830.


Эдгар Дега. Семейство Беллелли.
1858-1859.


Эдуард Мане.
Семья Моне в саду.
1874.

Якоб Йорданс.
Семья художника в саду.
1621.

Хотя индивидуальные портреты бывают очень интересными, первенство все равно принадлежит семейным снимкам, особенно тем, где запечатлены несколько поколений: например, внук, папа и дедушка. Самый логичный способ расположить на снимке трех человек — это построить их в ряд. Но обратите внимание на то, что они должны стоять плечом к плечу и

обязательно улыбаться: иначе картинка получится статичной, а дружная семья будет напоминать „трех танкистов"!

Что касается разницы в росте моделей, то ее можно обратить и на пользу. Самого высокого лучше поставить в середину, а двух других по бокам — это создаст своеобразный треугольник. Можно также поставить самого высокого позади других, чтобы его лицо было видно за их плечами. В случае несущественной разницы в росте под ноги человеку, стоящему позади, можно подложить несколько книг или использовать другую подставку. Главное, чтобы глаза всех моделей не оказались на одном уровне, и чтобы кто-то стоял либо спереди, либо позади основной группы — это создаст ощущение объемности.

Если освещение хорошее, у нас есть возможность выставить маленькое значение диафрагмы — f/11 или f/16. В противном случае необходимо построить всех моделей примерно на одинаковом расстоянии от камеры, чтобы все попали в фокус.

Используя широкоугольный объектив, вы приобретаете большую свободу действий, так как можете расположить группу подальше от камеры, что придаст снимку дополнительную глубину. Любые же способы приближения (зум или пространственное приближение) скроют перспективу.



Расширяя границы взятого жанра, мы постепенно приближаемся к съемке больших групп. На традиционном семейном снимке с четырьмя моделями обычно двое сидят спереди, а двое других стоят позади них. Если вы принадлежите к этой четверке, вам надо установить камеру в режим автоспуска и поставить таймер. Тогда вы успеете присоединиться к другим моделям.



Что касается заднего плана, больше всего подходит простой, не отвлекающий внимания фон. Если съемка происходит в помещении, пусть это будет белая стена, а если снаружи — подойдет зеленая листва или кустарник. Как вы понимаете, это в основном касается именно тех фотографий, для которых задний план не имеет особого значения. Но часто бывает так, что снимок только выиграет, если в него войдут разные детали „семейного гнезда". Застекленные балконы обычно светлые и открытые, на верандах чаще всего стоит оригинальная мебель, а оклеенные постерами спальни — идеальное место для съемки подростков.

Еще можно сфотографировать семью на фоне дома. Но насколько это реально, зависит непосредственно от здания и от того, что его окружает. Если вы на это решились, фотографируйте широкоугольным объективом: он позволит вместить в кадр большое пространство. Что касается семьи, ее можно будет расположить в углу снимка. Чтобы четким получился не только передний план, но и фон, установите маленькое значение диафрагмы — f/11-16 подойдет для этого лучше всего, если, конечно, позволит освещение.



Даже если модели вас хорошо знают, есть вероятность, что они начнут нервничать, когда вы попросите их позировать. Так что если вы не найдете способа их отвлечь, случится как раз то, чего опасаются все фотографы: модели потеряют естественную фотогеничность и получатся не самым лучшим образом. Удачные снимки получаются только тогда, когда модели чувствуют себя раскованно.



То же самое касается и портретных съемок на природе — в лесу, в городе, на пикнике, на побережье, да и вообще на отдыхе у нас или за границей. Фотографируя на улице, не забывайте следить за освещением, особенно если яркие лучи солнца падают отвесно. Но что же делать, если это так? Во-первых, можно найти место в тени — под деревом или навесом — и снимать там. Приглушение верхнего света означает, что вы не получите черных теней под глазами, носом и подбородком. Весь свет, попадающий на моделей, будет идти сбоку и спереди, что создаст мягкий, привлекательный эффект. Сделанные таким способом групповые снимки особенно хороши.

Семейный портрет – тот тип фотографии, который с любовью трепетом хранится долгие годы. Не стоит его снимать нарочито пафосным, ведь вместо этого существует множество способов сделать семейный портрет ярким и креативным.

Будьте изобретательны с тем, как вы размещаете людей для семейного портрета. Это, конечно, будет зависеть от того, какое количество людей вы снимаете и сколько места в вашем распоряжении.

Например, типичную семью с двумя детьми, вы можете расположить в семейный круг (в буквальном смысле). Попросите всех лечь на землю и взяться за руки. Используйте стандартный или широкоугольный объектив с диафрагмой от 17 до 50 мм. Встаньте над получившимся «семейным кругом» — в идеале вы можете использовать небольшую стремянку. Сфокусируйтесь на центре кадра. Выберите среднюю глубину резкости: идеальными будут значения диафрагмы в пределах от f/9 до f/16.

Группируйте членов семьи

Если вы имеете дело с большой семьей, разместите членов семьи вместе, но по группам. Высоких, молодых людей разместите позади, пожилых членов семьи – в центре, а детей – на переднем плане. Также помните о том, что по краям фотографии должны находиться люди высокого роста.

Используйте внешнюю вспышку, чтобы избавиться от нежелательных теней, и большую глубину резкости, чтобы все люди на фотографии были в фокусе.

Подчеркивайте эмоции

Отличной идеей будет показать на семейном портрете эмоции и родственные чувства. Предложите вашим моделям держать друг друга за руки, или обнимать друг друга.

Либо вы можете подчеркнуть преемственность между представителями разных поколений семьи, например, засняв бабушку, дочь и внучку.

Попробуйте снять такой сюжет в естественном освещении и с короткой выдержкой, чтобы иметь возможность сфотографировать улыбку на лицах ваших моделей сразу же, как только она появится. Если вы попросите людей улыбаться специально, то на фотографии такая улыбка, вероятнее всего, выйдет неестественной.

Как снимать семейный портрет: Правильно подбирайте одежду

Съемка семейного портрета – прекрасный повод, чтобы выглядеть как можно лучше. Для усиления эффекта единения всех членов семьи, попросите их для фотографии подобать одежду одного цвета, или же единого стиля. Например, вы можете предложить всем выбрать деловой стиль одежды.

Главное, помните, что чересчур насыщенных красных оттенков лучше избегать.

Также попробуйте поэкспериментировать с различными сочетаниями цветов для достижения непринужденного внешнего вида.

Используйте крупные планы для съёмки семейных портретов

Крупные планы – это отличный способ передать эмоции. Разместите двух человек, например, мужа и жену, брата и сестру, или мать и дочь, как можно ближе друг к другу и предложите им побеседовать.

Используйте макро- или стандартный объектив и кадрируйте крупный план. Дождитесь подходящего момента: это может быть улыбка или выразительный взгляд, и сделайте снимок.

Используйте вспышку, чтобы «заморозить» движение, и малую глубину резкости, чтобы и акцентировать внимание на лицах моделей.

Используйте нестандартные позиции для съёмки

Экспериментируйте с углами съемки. Разнообразьте положения, из которых вы снимаете семейный портрет, и вы получите очень интересные результаты.

Например, лежа на спине попросите снимаемых вами членов семьи встать над вами. Используйте вспышку для того, чтобы осветить людей на фоне яркого неба. Не забудьте попросить ваших моделей немного наклонить головы вниз, чтобы носы на фото выглядели естественно.

При съёмке семейных портретов, настройки экспозиции могут варьироваться, при этом вы всегда будете стремиться получить четкое и сбалансированное изображение.

Для этого, при необходимости, используйте вспышку и разумную выдержку: не менее 1/125 с. Если вы снимаете группу людей, используйте большую глубину резкости: от f/11 до f/22, чтобы каждый член семьи был в фокусе.

Если же вы фотографируете не больше трех человек, используйте малую глубину резкости: от f/2.0 до f/5.6, чтобы размыть фон и акцентировать внимание на людях.

Занимает немало времени, однако, люди ради получения отличных результатов, как правило, готовы к этому.

При групповых съемках вам может потребоваться широкоугольный объектив, и внешняя вспышка. Кроме того, весьма полезными будут , но для их использования вам может потребоваться помощник или специальный штатив.

Заключение

Самый главный совет при съемке семейных портретов: будьте креативны. Выходите за рамки классических портретов. Сегодня актуальны портреты на открытом воздухе при естественном освещении и в естественных позах.