Городецкая роспись для дошкольников.

Надежда Ковальчук

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта!

Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров»

Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше - самостоятельно.

Назначение: освоить поэтапное рисование городецких цветов для составления композиции городецкой росписи по украшению посуды или составлению букета.

Цель: учить детей, воспитателей и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.

Задачи:

Закрепить три основных этапа в рисовании 5-ти видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;

Развивать чувство композиции и цвета;

Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.

Материалы: кисточки тонкие и толстые, краски гуашь - красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги размером А3.

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Городецкая роспись символична. Цветы в ней - символ здоровья и процветания в делах.

Цветы городецкой росписи:

Бутон

Ромашка

Розан

Купавка

Роза

Городецкие мастера любят цвет и оттенок, а поэтому используют красную (вишневую) и розовую краску, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую для оживки.

Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа.

I этап росписи - Подмалевок - Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка.

II этап росписи - Теневка - наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской.

III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.

Розан. Поэтапное рисование.

1. Простым карандашом на листе бумаги рисуем круги.

2. С помощью толстой кисти прорисовываем и закрашиваем круг оранжевого цвета.



3. В середине оранжевого круга изображаем маленький красный круг.


4. Сверху и снизу большого круга рисуем по лепестку.


5. Продолжаем рисовать округлые лепестки по краю круга.


6. Делаем оживку. Кончик кисти осторожно обмакиваем в белую гуашь и украшаем розан точками. Первым делом ставим белую точку в центре круга, а потом по кругу.


Городецкая роза. Поэтапное рисование.

1. Рисуем простым карандашом середину (бутон) и лепестки.


2. Закрашиваем середину и лепестки розы красным цветом.


3. Черной краской добавляем сверху круг, дугу,тонкой кистью обводим лепестки розы черной краской. Начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией.


4-5. Оживка розы:точки, лепестки.



Купавка. Образец поэтапного рисования.

3. Верху большого розового круга маленький красный кружок, далее прорисовываем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.

4. Рисуем красные округлые лепестки к верху с уменьшением.

5. Оживка купавки:точка в центре маленького кружка, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.

Ромашка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. В центре розового круга - небольшой красный кружок.

4. Рисуем вверху и внизу симметрично по одному лепестку (способ примакивания.

5. Добавляем лепестки.

6. Оживка белой краской:точка в центре ромашки, точки по кругу, белые лепестки между красными.

Бутон. Образец поэтапного рисования

1. Рисуем небольшой круг голубой краской.

2. Вверху добавляем синий маленький кружок.

3. Тонкой кистью рисуем синюю дугу в форме месяца.

4. Рисуем белые дуги - внизу и вверху.

5. Рисуем в середине бутона синюю дугу.

6. Варианты бутона сеточкой.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Новый год не за горами и все мы задумываемся о том, какие презентики для своих родных могут сделать наши дошколята. Вашему вниманию я хочу.

Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Калейдоскоп веселых игр с образами животных» Мастер-класс для родителей старших дошкольников Тема: «Калейдоскоп веселых игр с образами животных» Цель: познакомить родителей.

Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр».

Сейчас все больше появляется разнообразия в творчестве. Вот и решила попробовать с детьми раскрасить камни. Камни – это натуральный природный.

Городец – это небольшой город в нижегородской области. Именно там почти 2 века назад зародилось традиционное искусство, которое сейчас принято назвать «городецкой росписью». Первые образцы изображений подобного типа встречаются на старинных прялках, а позднее стала встречаться и на элементах мебели, дверях, ставнях. Эти яркие картинки чем-то напоминают известную хохломскую роспись, но в то же время имеют свою специфику и немного проще по исполнению, т.к. рисунок наносится сразу на деревянную основу. Давайте изучим элементы для создания красивой городецкой росписи.

Рисунок выполняется яркими, насыщенными красками с использованием черной и белой обводки. Традиционными изображениями в стиле городецкой росписи являются цветочные мотивы, жанровые сценки и даже изображения различных животных (коней, барсов, петухов). Обычно типы изображений подразделяют на три группы, рассмотрим каждую из них более подробно.

Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц

Цветочная роспись.

Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.

Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.

«Букет».

Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.

«Гирлянда».

Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.

«Ромб».

По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.

«Цветочная полоса».

Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке. Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.

«Венок».

Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.

Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.

Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».

Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка). Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.

Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.

Сюжетная городецкая роспись.

Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.

Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.

Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видеоматериалы, на которых поэтапно демонстрируется выполнение городецкой росписи.


М. Ильченко, С. Мишин
Методическое пособие по
городецкой росписи


Роспись, которая сейчас называется городецкой, родилась в Поволжье на берегах чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать - для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди - только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.

Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но оттого что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

В наши дни наследие старых мастеров не умерло: их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «городецкая роспись» в г. Городце. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее, и художницы, которых я назвала, в их числе. Они - наша национальная гордость.

В этом пособии я расскажу вам об элементах, сюжетах и приемах городецкой росписи. Это будут самые простые, азбучные истины, но их надо хорошо усвоить и не нарушать, когда приступите к росписи.


Городецкая роспись, как уже упоминалось, - это роспись по дереву. Но мы с вами начнем учиться рисовать городецкие элементы на бумаге. Впоследствии, когда вы овладеете простейшими приемами городецкой росписи, будет рассказано, как подготовить деревянные поверхности под роспись, как их расписывать и покрывать лаком.

Ну, а теперь запаситесь бумагой, краской и кистями.

БУМАГА нужна белая из альбома по рисованию, ватман или полуватман. Для первых тренировок в росписи можно взять бумагу и похуже: потом ведь вы все равно выбросите неудачные рисунки, а удачные старательно перерисуете в альбом с хорошей бумагой.

КРАСКИ. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. А мы с вами будем выполнять роспись гуашью.

Из школьного набора гуаши (12 цветов) возьмите всего восемь красок: черную, белую, алую, краплак (вишневую), кобальт синий светлый (ярко-голубую), а также желтую, окись хрома (темно-зеленую) и охру красную.

Первыми пятью красками вы будете пользоваться прямо из баночек, а три последние для городецкой росписи не годятся, их нужно будет намешать друг с другом, чтобы получить гамму красок, напоминающую городецкую. Подробно об этом рассказано дальше. Кстати, необходима еще одна краска - киноварь. Это краска ярко-красного цвета, но в наборе гуашевых красок ее не бывает. Хотя эта краска дорогая, без нее не сделать хорошей росписи, поэтому вам придется ее купить в художественном салоне.

КИСТИ. Для росписи желательно иметь хотя бы три кисти: беличью художественную (N2 или N3), колонковую художественную (N1 или N2) и флейц (N2 или N3) - эта плоская кисточка из мягкого волоса используется для подмалевка, наведения рамок и т.п.


Мы с вами уже условились, что будем осуществлять свою городецкую роспись гуашевыми красками. Проделайте несложный эксперимент. Возьмите листок бумаги и нанесите на него по одному мазку краски из каждой баночки гуаши, которые имеются в наборе. Теперь оглядите критически получившуюся палитру гуашевых красок. Не правда ли, получилась унылая гамма? Нечего и мечтать сделать приличную роспись «под городец», используя только эти цвета. Чтобы получить жизнерадостную, гармоничную цветовую гамму, присущую городецкой росписи, нам придется немного повозиться над смешиванием красок. Мы должны из набора гуаши получить пока что три новых краски: светло-голубую, светло-розовую и городецкую зеленую (т.е. зеленую с теплым «болотным» оттенком). Итак, начинаем перемешивать. Возьмите две чистых баночки из-под гуаши. В обе баночки положите по пол-ложки белой краски (белила цинковые) и добавьте в одну баночку немного кобальта синего светлого (ярко-голубая краска), а в другую - немного киновари. Правда, киновари может не оказаться, тогда придется обойтись тем, что есть в наборе гуаши - алой краской. Хорошенько размешайте. Если краски густоватые, подлейте по 2-3 капельки воды. Опять размешайте. Получились две новые краски: нежно-голубая и нежно-розовая. Но мы будем называть их так: голубой разбел и розовый разбел.

Проследите, чтобы при намешивании этих разбелов кисти, краски и баночки были совершенно чистыми, тогда и разбелы получатся яркими, чистыми, светоносными. Очень часто случается, что при намешивании розового разбела к белой краске, добавляют не алую, а краплак, и тогда разбел нежно розового цвета не получается, а выходит синюшная краска, которой прилично рисовать разве что утопленника. Но поскольку мы этого делать не собираемся, то неудачный разбел придется выбросить и намешать новый, уже с добавлением алой (а лучше, как я говорила, киновари).

Теперь, если разбелы ваши получились хорошими, закройте их плотно крышками и поставьте в свой набор гуаши. Вы будете ими пользоваться постоянно.


Кроме этих двух разбелов нам надо намешать Городецкую зеленую краску, которой делают подмалевки листьев. Вспомните, когда я говорила, какие краски из набора гуаши мы будем использовать для своей росписи «под городец», я называла пять красок: черную, белую, алую, краплак и кобальт синий. Это те цвета, которые будем использовать в росписи без намешивания.

Эти три краски я выделила в особую группу, потому что они в росписи не используются, но из них намешиваются новые оттенки красок, характерные для Городецкой росписи. Я расскажу, пока что только об одной, которая получается смешиванием этих трех красок. Итак, опять берем пустую баночку из-под гуаши. Кладем в нее пол-ложки желтой гуаши, добавляем капельку красной охры и немного окиси хрома (темно-зеленой краски); перемешиваем, пробуем на листке бумаги - должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Это и есть городецкая зеленая краска. Краска должна быть сметанообразной. Закройте баночку плотной крышкой и следите, чтобы она не пересыхала. Если она станет гуще, чем вам нужно, подливайте в нее понемногу воды. Поставьте баночку с этой краской в ваш набор. Так же, как и разбелы, она будет необходима вам в работе.

Еще одно замечание. Понятно, что у всех, кто станет намешивать краску, получатся очень различающиеся оттенки городецкой зеленой , поэтому, изменяя количество составляющих красок, получите тот оттенок городецкой зеленой, который больше всего нравится вам. Это будет ваша городецкая зеленая . И все-таки есть общий для всех совет: желтой берите побольше, а зеленой - поменьше, от этого городецкая зеленая будет легче, воздушней, и на ней будут хорошо смотреться черные оживки. Если уж вы намешали краску темноватую, то оживки на ней могут быть и желтыми.


Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы - в три этапа.

Для подмалевка используются широкие плоские кисти - флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Также черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком - хвосты птиц, голубым и розовым - подмалевки цветов, а зеленым - крылья птиц и листья.

Выполнение подмалевка - простой малярный прием, он доступен даже пятилетним детям. По существу, такими же движениями кисти, какими выполняется подмалевок, мы красим рамы и полы у себя дома. Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

Когда выполнен подмалевок всего изделия, начинается второй этап - оживки. Оживки делаются белой краской. Но для оживок нужны уже и другие кисти, и другие приемы росписи.

Для оживок - кисти нужны художественные. И выполнение оживок - это уже не малярный прием, а художественный, и, чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи, что сразу приходит в голову мысль, какое же это удачное слово - оживки ! И точно! От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Только не подумайте, что, как только вы макнули художественную кисть в белую краску, вы вправе рассыпать белые точки с щедростью, с которой сыплют пшено курам. Новичкам, между прочим, так нравится ставить во множестве эти белые точки, что не успеешь оглянуться, как они уже залепят ими всю работу. Делать этого нельзя ни в коем случае: все хорошо лишь в меру. Еще Шекспир заметил: «Не будь ни расточителем, ни скрягой. Лишь в чувстве меры - истинное благо».

Вот уж золотые слова! В меру должно быть оживок, тогда только они сказочно красивы, а переборщишь - и вся прелесть работы исчезнет, словно снегом залепит. И заметьте, что цвета подмалевков автор росписи иногда может изменять, а вот оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует некий канон, нерушимое правило, как делать оживки на конях, как на цветах и только на туловищах птиц с оживками можно слегка повольничать.

Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Как они выполняются, будет подробно рассказано позже. Главное, запомните, что, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.

Теперь, когда мы познакомились с тем, что изображается в городецкой росписи, и с помощью каких красок и кистей это можно выполнить, поговорим подробно о различных элементах этой росписи. И начинайте уже сами (одновременно с чтением текста) изображать на бумаге все, о чем будет рассказано в последующих главах.


Городецкая роспись происходит от иконы, и, так же, как в иконе, в ней много символичного. Птица является символом семейного счастья.

Посмотрите на городецких птиц - у них всегда толстый животик. В моей долгой практике преподавания я встречала немало людей, которым не нравилась именно эта особенность городецкой птицы. Многие, начинающие пробовать свои силы в городецкой росписи, пытаются «улучшить фигуру» городецкой птицы, утоньшая ее туловище. От этой грубой ошибки я и хочу вас уберечь. Такой абрис птицы - традиция, и пытаться бездумно изменить ее - все равно, что лишить смысла древний символический образ. Кто-то из вас скажет: «Подумаешь, какое преступление! Я всего-то и хотел сделать птичку потоньше - так она даже изящнее».

Но вспомните, птица - символ семейного счастья. Возможно этот «неэстетичный» (по мнению иных) животик как раз и символизирует зарождение новой жизни и является залогом семейного счастья!

Не знаю, правильно ли разгадан мною замысел наших простодушно-мудрых предков в отношении птицы, но вас я просто призываю уважать традицию и рисовать птиц таких, какими их рисовали тысячи художников до вас.

Птица в городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди (синусоида), хвост - в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Традиционна такая расцветка птицы: туловище - черное, хвост - вишневый (краплак), крыло зеленое.

Два из этих трех цветов имеются в наборе гуашевых красок: черный и краплак, а городецкая зеленая - намешивается.

Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками кистью делают подмалевок - это туловище, крыло и хвост птицы, а потом на нем рисуют белой краской оживки.

На рисунке 1 показаны наиболее характерные варианты оживки городецкой птицы. Оживки делаются на птице белой краской - с помощью тонкой художественной кисти. Здесь вы можете использовать весь арсенал городецких оживок: и дуги, и штрихи, и капельки, и точки.


Штрихи бывают очень разными по длине и ширине, а выполняются они так: кисть держат в пальцах отвесно и, едва касаясь бумаги концом кисти, проводят линию тонкую в начале и конце с большим или меньшим нажимом посередине. Штрихами сделаны оживки на крыле и хвосте птицы, на шее и внизу животика.

Капельки делаются методом примакивания, известным современным детям еще с детского сада, где их учат этому приему. Делаются капельки так: боком кончика художественной кисти (с белой краской) легко и плавно
прикасаются к бумаге, на которой при этом остается след в виде капли.

Как ставятся точки, проще понять, чем объяснить.

О том, как выполнять дуги, подробно рассказано в разделе этой методики «Цветы - символ здоровья».

Советую начать рисовать птицу традиционной расцветки. Позже вы, конечно, перепробуете и другие варианты раскраски Городецких птиц. И все-таки сами со временем придете к выводу, что сочетание, которое я назвала традиционным, - самое удачное из всех.


Вы слыхали такое слово - «безлошадный»? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят «безлошадник». Теперь-то времена изменились. Вот у меня уйма знакомых, и ни у одного из них нет лошади! И у меня нет. И тем не менее никто про нас не говорит, что мы «безлошадники». У иных даже машины есть...

А вот в старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить...

Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб - очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу.

А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).

С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный .

Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь - черный с белыми оживками, седло и сбруя - красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен.

Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя - круто согнута в коленке перед грудью.


Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вам я советую вначале нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской (рис. 2а), потом - коня - черной (рис. 2б), а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек (рис. 2в).



Капелька на коне делается так: кончиком художественной кисти, которую надо держать отвесно, быстро проведите тонкую упругую линию и в конце ее, слегка наклоняя кисть, примакиваете капельку. Капелькой делают оживки на груди и крупе коня, и от такой оживки конь становится как бы блестящим и гладким; «сытым», как говорят крестьяне. И это означало не то, что конь хорошенько поел, а то, что он в хорошей форме, округлый и тонкий одновременно, красивый и холеный.

Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.


Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Для хорошего овладения городецкой росписью достаточно уметь рисовать всего четыре цветка. Впоследствии будет рассказано особо еще об одном цветке, самом красивом, но без которого прекрасно можно обойтись, не в ущерб качеству росписи.

Итак, поучимся сперва изображать всего четыре цветка. Они рисуются в три этапа:

  • подмалевок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.
Новичкам, я считаю, целесообразно начинать рисование этих цветков сразу со второго этапа.

Итак, приготовьте бумагу, карандаш, одну художественную кисть и пока лишь одну краску из набора гуаши - краплак. И с Богом!

Нарисуем карандашом на листе бумаги в ряд четыре кружочка: первый - поменьше, остальные одинаковые (см. рис. 3).


С помощью кисти и вишневой краски (краплак) нарисуем в каждом из этих кружочков круглое цветное пятно; на двух первых - сбоку, а на двух других - посередине (рис. 3). Давайте для удобства в дальнейшем называть это пятнышко носиком. Теперь дорисуем эти четыре цветка той же краской (краплак).

На первом кружочке рисуем дугу . Для этого, держа кисть в пальцах отвесно (перпендикулярно листу бумаги), начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией. Получается красивая дуга в форме молодого месяца (рис. 3а).

На втором кружочке рисуем такую же дугу, но теперь не по краю, а внутри кружочка. А по краю его - округлые лепестки по форме в точности такие же, как и дуга, только меньшего размера. Получился цветок чем-то напоминающий розу (рис.3б).

На третьем круге лепестки нарисуем по краю окружности (рис. 3в).

На четвертом круге дорисовываем капельки методом примакивания. Они располагаются по радиусу вокруг носика, нарисованного в центре (рис. 3г).

Вот теперь сравните свои цветочки с теми, что на рисунке... И если они похожи, поздравляю вас от всего сердца: вы справились едва ли не с самой сложной частью городецкой росписи!

Конечно, цветы всегда рисуют на цветных кружочках, но на первых порах цвет вас будет только отвлекать от правильного «написания» этих очень важных элементов росписи.

Если получились цветы не очень хорошие, потренируйтесь, пока не научитесь рисовать их с легкостью.

Следите, чтобы все дуги были округлы и выпуклы, как надутые ветром паруса, чтобы носики у третьего и четвертого цветков были достаточно крупные (не меньше, чем в 1/3 диаметра круга, в котором они размещены).

Теперь договоримся о терминологии. Удобнее будет дать название этим четырем цветкам:

  • бутон (рис. 3а);
  • роза (рис. 3б);
  • розан (рис. 3в);
  • ромашка (рис. 3г).
Предупреждаю, что в других источниках эти же цветы могут быть названы по другому. Но мы начинали осваивать городецкую роспись до появления каких-либо методик, а когда я с детьми поехала в Городец и на фабрике «Городецкая роспись» спросила у мастериц-художниц, как они называют эти цветы, выяснилось, что они их не называют никак. Одна художница так и сказала: «А че их называть? Я их рисую и все».

И пришлось нам самим назвать эти цветы. Поэтому вы можете их назвать так же, как называем их мы в своем рабочем коллективе, или переименовать по-своему. Согласитесь, что это не существенно. Как в народе говорят: «Хоть горшком назови, только в печь не сажай».

Второй этап (наведение лепестков) мы уже, я надеюсь, освоили, а теперь начнем с первого этапа (подмалевка).

Поговорим о том, какого цвета будут цветы, которые мы научились рисовать.

Пока мы будем все цветы рисовать только розовыми и голубыми. Розовых цветков в росписи много, а голубых - мало. Их может быть не больше одной четверти от общего количества цветков, или еще меньше, или даже вовсе может не быть в городецкой росписи. Но об этом будет рассказано во второй части этого пособия.

Так вот что интересно: городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки (это, собственно, и есть подмалевок). Почему же так? Неужели без кружочков не могли бы сделать городецкую роспись даже большие мастера?

Смогли бы, конечно. Но такова традиция.

Видите, до чего простодушна и бесхитростна эта крестьянская роспись, что в ней не делается никакого секрета из способа рисования их роскошных цветков и даже на работах прославленных мастеров Городца эти четыре цветка всегда рисуют на цветных кружочках. Вот оказывается, чтобы создавать немыслимо пышные и красивые городецкие композиции, достаточно уметь изображать всего четыре цветка, о которых здесь рассказано, а впечатление об огромном количестве этих цветков создается только благодаря их окраске - красные, розовые, голубые, синие, охристые, коричневые, вишневые и даже черные.

Не бывают цветы только оранжевыми, желтыми и фиолетовыми.

Итак, снова рисуем те же четыре кружочка, с которых мы начинали учиться изображать городецкие цветы.

Любой из четырех кружков закрасим голубым разбелом, а остальные три - розовым разбелом.

Теперь на этих подмалевках нарисуем те же цветы, что и на рисунке 3.

Советую эти цветы очень старательно зарисовать в своем альбоме - они войдут в ваш атлас городецких элементов. Обратите внимание на то, что на голубом кружочке лепестки и носик цветка наводим кобальтом синим, а розовые подмалевки расписываем красной краской .

Вот так же и вы будете расписывать: ярко-синим по голубому и красным по розовому.

Теперь перейдем к третьему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью художественной кисточки N2 и N3.

Кончик кисти осторожно обмакивают в белую гуашь и украшают цветки точками и упругими штрихами.

Первым делом ставят белую точку в центре всех носиков, потом окантовывают точками носики у розанов и ромашек, а носики бутона и розы обводят белой дугой (как рисуется такая дуга, уже объяснялось).

А затем совсем уж изящными штрихами заканчивают оживки на розе (те, которые расположены по «меридианам»).

Все! Цветы мы научились писать! Мой вам совет - делать оживки на цветах только такие, какие указаны на рисунке.

Это - традиция. А традицию надо уважать .


Городецкие цветы всегда окружены множеством листьев. Городецкий листок прост и незатейлив по форме: контуром он напоминает семечко тыквы, но эффектность роскошных городецких гирлянд во многом зависит именно от листочков.

Листья закрашивают городецкой зеленой краской.

Если сравнить старинные городецкие росписи с современными, то увидим большую разницу в мастерстве исполнения: мастера нашего времени очень преуспели в виртуозности написания элементов городецкой росписи, а вот форма листочков изменилась мало. Правда, их стали изображать как бы «задом наперед»: прежде они были обращены к цветам широким концом, а теперь наоборот - узким. Я думаю, что это связано с тем, что прежде листочки свободно «витали» вблизи цветов, а теперь в современной росписи, листья компонуются группами в форме веера, а это можно сделать, только сильно утончив один конец листа.

Уже упоминалось, что проще изобразить городецкий листок в виде тыквенного семечка. А вот более сложный листок советую написать так: проведите кистью плавную дугу и соедините концы этой дуги «синусоидой», следя за тем, чтобы листок с одного конца оставался широким (см. рис. 4).

Эмма Жавновская

Городецкая роспись -один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи яркие ,сочные,жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства,невиданные птицы-символ счастья,а цветы -здоровье и успех в делах. Попробуем нарисовать самый простейший узор-цветы и бутоны . Вот такой.

Для этого нам понадобятся :кисти разных размеров,гуашь или акриловые краски.

Широкой кистью тонируем круг под"дерево".


Смешиваем белую гуашь с красной и синей,получаем оттенки розового и голубого. Держим кисточку вертикально. Рисуем круги,так называемые "подмалевки"


Синей и красной гуашью рисуем"подмалевки"меньшего размера,немного заходя на основной круг.


Украшаем наш розан лепестками,на бутонах прорисовываем дуги .



Теперь приступаем к изображению листьев и веточек. Примакивая кисточкой,делаем симметричные отпечатки листьев.


Ну и наконец,самое главное. Наш узор надо оживить. Берем самую тонкую кисть и легким касанием наносим "оживки" белой краской в виде точек,дуг,капелек,штрихов. Не переусердствуйте. Здесь главное-соблюсти

чувство меры.




Как видите,ничего сложного. Удачи всем!


Птички-свистульки.



Декоративные тарелочки.

Городецкая роспись – это традиционное русское искусство, которое имеет свои характеристики, и очень интересно для детей. Из истории этого вида живописи известно, что раньше им занимались обычные крестьяне, что и дало характерное смешение благородного и простодушного стиля.

Рисунки изображались в основном на деревянной основе и были украшением домов и предметов быта. Сегодня городецкая роспись адаптирована для детей и взрослых, может изображаться на простом листе бумаги.

Краски, которые используются для этого мастерства, очень яркие и жизнерадостные. Городецкая роспись и каждый ее элемент– это символ. Так, изображение коня с пышной гривой и длинной шеей означает богатство, жар-птицы – счастье, а ярких бутонов цветов – успех в любом начинании. Поэтому каждый рисунок несет свою символическую нагрузку.

Если говорить о сложности техники, то во многом она зависит от элементов, которые будут присутствовать в узоре. Если понять секрет техники, то рисунок получится легко и быстро.

Из этой статьи вы узнаете

Что нужно приобрести для уроков

Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.

Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.

  • Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).

Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.

  • Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
  • Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
  • Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.

Начало изображения

Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов. Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка.

Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.

  • Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.

Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.

  • Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
  • Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.

Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку. Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок.

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.

При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.

Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

Особенности композиции

Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.

В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:

  • растительный мотив (цветок);
  • изображение животного (коня, птицы).

В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.

Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.