Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте. Этюд "Согласованные действия"

Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ - это для их здоровья.

Как дети начинают подавлять чувства?

Дети до трех лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим - нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садика, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а, наоборот, притупляется. То есть дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4–5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте: вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть их эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает: гав-гав», «Это стол, он твердый», «Это снег, он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущаются, что их вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься/грустишь/злишься…»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент - мы констатируем эмоции без оценки. Не «хорошо» или «плохо», а называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» - и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие - это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции - это хорошо. Все эмоции - это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие/плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию - я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и не нужными родителям.

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально, - это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения.

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим».

«Папа радуется», «бабушка уставшая», «пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это. Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей - кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

От редакции

Понять, что у вашего малыша есть проблемы с выражением эмоций, можно по стилю его общения с вами и другими людьми. Подробнее об этом читайте в статье детского психолога Александра Орлова : .

С ранних лет ребенка нужно учить не только распознавать свои эмоции, но и управлять ими осознанно. Например, Ольга Московская-Тарилова на пальцах объясняет, как управлять своим настроением и не позволять ему управлять вами: .

Далеко не все эмоции позитивны и конструктивны, если давать им волю. Признаем честно, многие из эмоций, которые мы испытываем, попросту опасны. Именно о том, как «обезоружить» их, книга Кен Линднер «Опасные эмоции» : .

Психолог Анна Болсуновская объясняет, как научить ребенка выражать эмоции экологично, без истерик и капризов: .

Эмоции сопровождают человека на всем пути жизни: от рождения и до самой смерти. Более того, доказано, что первые эмоциональные отклики проявляются еще при беременности. У пяти-шестимесячного плода уже присутствуют реакции удовольствия-неудовольствия. Но серьезно рассматривать развитие эмоций у детей стоит все же с момента их появления на свет.

Выделяют четыре этапа развития эмоций:

Новорожденный, младенчество, с 3-4 до 12-14 лет, формирование высших эмоций (до 22 лет).

На первом этапе развитие эмоций у детей сводится к преобладанию инстинктов, на основе которых и начинают формироваться основные эмоции. Для новорожденного характерно переживание отрицательных эмоций как ответ на негативное влияние факторов внутренней и внешней среды, например, холод, вздутие кишечника. Сопровождаются эмоции криком и плачем для привлечения внимание матери к устранению проблемы, вызвавшей дискомфорт. Можно возразить, что уже с первых дней жизни на лице малыша часто проявляется улыбка. Увы, это рефлекторная реакция, отражение влияния события внешнего мира, улыбка впервые возникает через несколько недель. Еще одним важным событием на втором этапе является «комплекс оживления» - двигательная реакция, которая сопровождается улыбкой при появлении взрослых.

Для младенчества характерны эмоции на основе ощущений приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия. Под влиянием этих чувств отмечается постепенное формирование отношения малыша к близким людям.

На третьем этапе наблюдается постепенное развитие эпикритических (корковых) эмоций. Постепенно уходит обязательная связь между эмоциями детей и какими-то органическими потребностями, эмоциональная сфера выходит на более высокий уровень функционирования.

Четвертый этап характеризируется формированием высших эмоций. Человек получает возможность управлять внешними проявлениями эмоций, чувства становятся подвластны разуму и здравому смыслу.

Стоит отметить, что одни и те же события вызывают совершенно разные эмоции у детей в разные годы жизни. К примеру, у новорожденного удаляющееся лицо матери не вызовет никакого беспокойства, ребенок постарше будет активно протестовать такому факту, а подростка может вообще обрадовать перспектива остаться дома одному. Возьмем проявление страха. Малыш побежит искать защиты у взрослых, но эмоции детей старшего возраста будут нести другую окраску. Бегство уже ассоциируется с чем-то постыдным, поэтому подросток или будет пытаться занять более выгодную позицию, или вообще проигнорирует угрозу.

Краткое содержание: Эмоциональный мир дошкольника. Эмоциональное развитие ребенка. Статьи по детской психологии.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов).

Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.

Ребенок познает мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо "плотнее", чем наше.

Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те образы, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.

В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения, и сам малыш будто по мановению волшебной палочки превращается в "капитана", "космонавта", "доктора". Постепенно становятся возможными игры, которые целиком происходят в воображении ребенка.

Шестилетний мальчик расставляет вокруг себя игрушки, ложится и тихо лежит целый час. Мать спрашивает: "Что ты делаешь? Ты заболел?" - "Нет, я играю". - "Как же ты играешь?"" - "Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит".

Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов - составляют ли они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный ответ на этот вопрос, пусть и подкрепленный вескими доводами, привел бы нас к неправильным выводам.

Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он таиться, как взрослый человек, - у малыша все на виду. Пятилетняя девочка спрашивает отца: "Когда ты что-нибудь теряешь, ну, галстук, книгу, ты плачешь?"" - "Нет, - отвечает отец, - я ищу и стараюсь найти". - "А я плачу". - "Разве это помогает найти?"" - "Нет, но слезы сами выскакивают".

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя.

"Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"".

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному стульчику, гневается на ударивший его (ребенка) камень.

Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха . Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, тревоги и страха.

Чувство страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д.).

От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит . Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится длительная привязанность к сверстнику , хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы . При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям ("Вова знает много игр"; "С ним весело"; "Она добрая").

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве - увеличение их "разумности", связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Развитие "разумности" чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка.

Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т. п. В шутках детей появляется скрытый смысл, попытки "поймать" собеседника на ответе, несоответствующем действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму: "Мама, ложка потонет?" - "Конечно". - "А деревянная?"

Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство прекрасного , вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для трех-четырехлетнего дошкольника красивое - это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства средств выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

Есть и еще одна, пожалуй, наиболее важная особенность эмоционального развития пяти-семилетнего ребенка: все его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют четкую выраженную мотивацию. Существовала, да и сейчас существует старая и исключительно правильная формула криминалистики: "ищи кому выгодно". Перефразируя это выражение, справедливым будет говорить в отношении ребенка: меняется настроение - ищи почему. Все эмоциональные проявления ребенка именно в этом возрасте становятся четко и обоснованно мотивированными.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик - чтобы помочь матери по хозяйству. И в том, и в другом случае - это эмоционально окрашенный поступок, однако эмоциональный ответ ребенка на оценку его поступка взрослым будет разным. В случае запрета взрослым трехлетний малыш просто огорчится - его оторвали от интересного занятия, шестилетний обидится - его неправильно поняли.

Можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на эмоциональную окраску поведения детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые.

Другая группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, - мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. В отличие от трехлетнего ребенка, который может провоцировать (сознательно!) конфликтную ситуацию, просто чтобы, так сказать, посмотреть на результат (для него это тоже своего рода эксперимент!), ребенок возраста пяти - семи лет будет, не имея серьезной на то причины, любым образом конфликтных ситуаций избегать.

Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Более того, малышу важно не только понимать, чувствовать, что к нему хорошо относятся, но и слышать об этом, и связывать это хорошее отношение именно с собой как с личностью, а не только с позитивной оценкой поступка.

Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Особенно стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе. Мы уже выше немного затрагивали тему симпатий-антипатий, теперь же можем добавить, что ребенок в большинстве случаев, и в этом его огромное преимущество перед нами, взрослыми, достаточно прямо и открыто выражает свое отношение к другому, в этом отношении дети удивительно честны и искренни.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. И они, конечно, тоже теснейшим образом связаны с эмоциями. Исходный пункт этих мотивов - возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению - притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. К концу дошкольного возраста преобладающим у детей становится вопрос "Почему?", и это один из самых эмоционально окрашенных вопросов, который является к тому же источником-акцептором эмоционального отношения к миру. Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести эксперимент. Постепенно под влиянием взрослых ребенок начинает все больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. К старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действия ребенка, начинает направлять его поведение. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения (например, утверждение: "Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их"). К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в поступках литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Для этого нужно, чтобы дети хорошо представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.

По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее, когда уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим (старшие дошкольники говорят: "Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним", "Я люблю маму, поэтому помогаю", "Чтобы помочь маме и все уметь"). По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют так, чтобы обеспечить успех всей команде.

Складывается иерархия мотивов : одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, и тут же он отнимает у него приглянувшуюся игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Появляется система, которую мы в дальнейшем будем называть эмоциональной характеристикой личности.

Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов.

Важной особенностью эмоционального развития является также тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К шести-семи годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Но этот сложный процесс еще впереди, а пока симпатия и антипатия более значимы для малыша, чем нормы и правила.

Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей. Эмоциональные реакции ребенка пяти - семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком.

Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам и одновременно оценивать эти правила и нормы, соответствующим образом реагируя на них.

В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир , который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей - организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые: их поступки, взаимоотношения. При этом, конечно, важнейшей составляющей влияния взрослого на ребенка служит его, взрослого, собственная система эмоциональных реакций, оценок, характеристик.

Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями: наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.

Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, - та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который заблудился в лесу и был спасен крестьянином-дровосеком, ребенок пяти лет говорит. "Дядя хороший, он мальчика нашел, а лес плохой, он его заблудил". Прослушав ряд русских сказок об Иванушке-дурачке, шестилетний мальчик спросил: "Мамочка, дураки хорошие или плохие?"

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как "хорошему" и первичной идентификации со своим полом у ребенка появляется стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивная сторона стремления быть признанным - пробуждающееся нравственное чувство, или совесть . Совесть выражается в житейских отношениях между людьми словом "должен". Чувство долженствования как высшее достижение духовной культуры человечества через воспитание становится достижением конкретной личности. Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки поведения, которые он усваивает в процессе общения с окружающими людьми, эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми.

На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с которой дети начинают выполнять правила поведения. Дети младшего и среднего дошкольного возраста привыкают выполнять правила и обнаруживают иногда даже чрезмерную "любовь к порядку", не соглашаясь с малейшим его нарушением. К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети не только сами начинают подчиняться правилам, но и следят за их выполнением другими детьми.

Большое значение в усвоении образцов поведения и правил поведения имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

Любовь другого и любовь к другому человеку для ребенка выступает как первейшая, острейшая потребность. Особое место занимает любовь ребенка к родителям. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия. Ребенок нуждается в непосредственных проявлениях любви со стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание. С отцом эмоциональные взаимоотношения, как правило, сложнее, но нередко и глубже, а главное - они не менее (а иногда и более) значимы. Это почти всегда сравнительные, оценочные отношения.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия на ребенка должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

Уже не раз говорилось о том, какую важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребенок, который, возражая матери, предложившей заменить собой отсутствующего товарища, сказал: "Мне надо ребенков, а ты не ребенок". Заканчивая разговор об эмоциональном развитии ребенка пяти-шестилетнего возраста, еще раз хочется подчеркнуть, что именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Эмоциональная сфера, жизнь чувств проходит у ребёнка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многообразия, которые доступны взрослому человеку.

На основании наблюдений, проведённых над эмоциональными реакциями новорождённых, Уотсон утверждает, что реакция гнева, страха и любви у детей врождённы. Однако целый ряд последующих более тщательных исследований (М. Шерман, Пратт, Нельсон, Сун [Краткую сводку новейших исследований по этому вопросу см. М. С. Jones and В. S. Burks, Personality development in Childhood. A Survey of Problems, Methods and experimental Findings, Waschington, 1936.] и др.) показал, что реакции страха и гнева в первое время после рождения неразличимы; они дифференцируются позже. Повторив опыты Уотсона, Шерман установил - путём опроса многих лиц, в числе которых были также лица, специализировавшиеся на уходе за детьми, - что определение характера эмоциональной реакции младенцев основывалось по преимуществу на знании ситуации, стимула; в тех случаях, когда эти последние были неизвестны, определение эмоциональной реакции становилось очень шатким, недостоверным.

Шерман, Бридж, Бюлер и др. допускают поэтому в качестве первичных лишь очень недифференцированные реакции «избегания неудовольствия», на основе которых лишь впоследствии образуются относительно сложные реакции «страха» и «гнева», объединяющие в единое целое ряд компонентов, и такую же недифференцированную сначала положительную реакцию.

Самые ранние эмоциональные проявления ребёнка связаны прежде всего с органическими потребностями и ощущениями. Потребность в пище, ощущения холода и мокроты, утрата равновесия, давление и препятствие свободе движений вызывают первые отрицательные реакции ребёнка эмоционально-аффективного типа, аналогичные реакции страха, гнева и др. Ласка уже очень рано, через несколько недель после рождения, вызывает многообразные внешние проявления, обычно связанные с чувством удовольствия: общее возбуждение, потягивания, вздохи, ускорение пульса и периферического кровообращения, больший блеск глаз и пр. Аналогичное возбуждение вызывают движения. Мышечные, кинестетические ощущения очень рано порождают проявления, напоминающие выражение радости, - общее возбуждение, вздрагивание, гортанные звуки и щебетание, очень похожее на выражение удовольствия. С возрастающей лёгкостью движений сопровождающие их положительные эмоциональные проявления увеличиваются.

Внешние возбудители эмоциональных реакций сначала очень немногочисленны и ограничиваются элементарным раздражителем: реакция «гнева», например, вызывается стеснением движений при пеленании, реакция «страха» - утратой опоры и громкими звуками (Уотсон).

Важнейший этап в дальнейшем эмоциональном развитии ребёнка наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления начинают вызывать всё более многообразные и сложные чувства. На этой новой основе возникают новые чувства, отражающие всё более сложную и всё более сознательную жизнь. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции. Не только сильный шум или утрата равновесия, но и целый ряд других явлений, необычных для ребёнка или представляющихся ему на основании его расширяющегося опыта угрожающими, опасными, могут уже вызвать у него страх. Необходимым становится в связи с этим достаточно бережное и правильное обращение с ребёнком, чтобы не внедрить в него уже в ранние годы ненужного страха перед целым рядом явлений.

Заодно с расширением круга явлений, которые вызывают у ребёнка определённые, уже доступные ему эмоции, расширяется и круг эмоций или чувств, доступных ребёнку. Рано проявляется у ребёнка чувство симпатии к близким людям, непосредственно его окружающим, заботящимся о нём. Уже в раннем детстве, в преддошкольном возрасте можно наблюдать у детей более или менее ярко выраженные симпатии и предпочтения к матери или отцу, к бабушке и т. д. Это чувство симпатии постепенно начинает распространяться на более широкий круг людей, обнимая и тех, кто менее близко соприкасается с ребёнком, на животных и т. д. Оно становится вместе с тем всё более сознательным.

С этого, сначала очень несложного, чувства симпатии начинается развитие у ребёнка социальных чувств. В связи с развитием социальных чувств совершается и развитие личностных чувств - самолюбия, чувствительности к обиде, к порицанию и к похвале и т. д.

Эмоции развиваются с самого раннего возраста. Сначала в арсенале ребенка присутствуют только несколько эмоций - радость, привязанность, страх, гнев.
Со временем эмоций становится больше, палитра обогащается, у эмоций появляются оттенки и нюансы. Конечно, у всех это развитие происходит по-разному. У кого-то к 5-ти годам может быть палитра из 50 эмоций и оттенков, в которых уже присутствует и развитый интерес, и вдохновение, и разочарование. А у кого-то эмоций по-прежнему может быть 5,5, и все скорее из палитры неприятных.

Развитие эмоций зависит от нескольких факторов:
- Первый (но это не значит, что определяющий) - это наследственность. Предрасположенность к развитию эмоциональной сферы передается от родителей к детям.
- Второй фактор - это окружение. Ребенок наблюдает, подмечает и учится у ближайшего круга тому, как следует обходиться с эмоциями, как будто отпечатывает на себе эмоциональную палитру родителей. Ведь эмоции передаются очень многими выразительными средствами - это и мимика, и интонации голоса, и жесты, и взгляд! И ребенок, замечая тонкие знаки, учится, что на все своя реакция, и даже радость от встречи с разными событиями имеет разные оттенки. Либо ребенок учится, что на все события в жизни надо реагировать раздражением. Или тоской. Или злостью.

Рекомендации по развитию эмоций у ребенка - это, прежде всего, развитие эмоциональной сферы родителей . Эмоциональная сфера, развитая и богатая, - показатель здоровой психики. Но мало кто задумывается, что эмоциональную сферу надо развивать. В основном бытует мнение, что сильно развитая эмоциональность - это помеха, и нас учат с нею «справляться». Тем самым помогая психике своей и своего ребенка постепенно угасать, становиться беднее. Тут зачастую бывает путаница. Эмоциональный человек - это вовсе не тот, кто много кричит, жестикулирует, которого швыряет из радости в горе, который не может свои эмоции сдерживать, контролировать. Такого человека можно скорее назвать эмоционально расторможенным. Эмоциональный взрослый человек - это скорее тот, кто имеет богатую палитру и диапазон эмоций внутри, проживает их сильно и глубоко, и может выразить их адекватным ситуации способом.

Как развивать эмоции у детей? Интересно?

Вот кстати интересная эмоция - интерес. Ее обычно даже как эмоцию не выделяют. А ведь это базовая эмоция для развития человека, именно человека. Как вы думаете, как было изобретено колесо? Интересно, а что случится, если я эту штуку начну катить? И детки в своем развитии обязательно проходят стадию изобретения колеса, экспериментируют, пробуют, изучают. И движется это изучение и исследование мира на эмоции «интерес». Эта эмоция - великий генератор энергии. Когда она достаточно развита, имеет широкий диапазон и включается вместе с эмоцией - радость, вдохновение, воодушевление, любовь (и не только к человеку, но и к стране, делу, миру) - то появляется огромное количество энергии. Истребить эту эмоцию не просто, но возможно - просто одергивайте вашего ребенка каждый раз, когда он проявляет интерес к чему бы то ни было, поощряйте его сидение рядом с вами, безучастие к окружающему миру, и к школьному возрасту вы получите безразличного человека, который привык большинство дел в своей жизни делать на «воле», то есть «заставлять себя жить». Оно вам «интересно»? Ведь если смотреть чуть глубже, то из интереса к отдельным вещам вырастает интерес к жизни, наслаждение жизнью, жадное и завоевательное отношение к своей жизни (в хорошем смысле этого слова). Это называется «экспансией», когда я вижу вокруг интересное, стараюсь это завоевать, обработать и присвоить. Как это не пафосно звучит, но главная задача родителей - вдохновить ребенка жизнью, доказать, что жизнь - это интересно, захватывающе, разнообразно, вдохновляюще да и много еще как, и что ради этого стоит справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

Вспомните состояние сильной влюбленности. По сути - это сильный интерес к другому человеку, желание его изучить, познать и «завоевать». Откуда тут берется такое количество энергии, когда ни есть, ни спать не хочется, когда вам хочется говорить об этом человеке, стремиться к нему, когда любые препятствия - нипочем по сравнению с радостью быть рядом!