Если не отпевать покойника что будет. Что такое отпевание и как правильно поминать усопших

Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.
Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.
Чин отпевания (правильно чин погребения) — специальное молитвенное чинопоследование, совершаемое в церкви при проводе усопших в другой мир.
Из-за большого количества песнопений чин погребения часто называют отпеванием.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. В чине христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека.
Прощальными песнями Церковь хочет сильнее запечатлеть в сердце живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную скорбь. Отпевание – это великая и неоценимая помощь, необходимая для близкого человека.
Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти , не раньше (при этом день кончины — первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи). Отпевание лучше совершать в церкви. Служба эта – последнее прощание человека с храмом. Ведь это место, куда каждый православный христианин ходит в земной своей жизни для молитвы и встречи с Господом. Храм – дом Божий, но также и родной дом для каждого православного. Также, усопшего можно отпеть на кладбище. В крайнем случае, можно отпеть заочно.
Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения — на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.
По преданиям святых отцов и по духовной практике Святой Церкви, душа усопшего без отпевания не имеет упокоения, поэтому совершение чина отпевания является очень важным для нее. Вся Церковь, в лице священников и молящихся, просит Господа по Его великой милости простить все прегрешения усопшего и дать ему место упокоения в обителях райских. В разрешительной молитве священник не только просит о прощении души усопшего, но и молит Господа о снятии любого проклятия, тяготеющего над душой предаваемого земле человека.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время. На усопшем обязательно должен быть крестик!
Гроб с телом усопшего устанавливают посреди церкви. Умерший лежит головой к западу, и лицо его обращено на восток, к иконостасу. И это не случайно, он как бы предстоит на последней своей службе, окруженный родными и близкими.
Всем присутствующим следует помнить, что отпевание – это не только священнодействие, которое совершает священник, но и общая молитва всех близких покойного о том, чтобы Господь простил ему все вольные и невольные грехи и принял душу его с миром. Поэтому молящиеся стоят не лицом ко гробу, а обращены на восток, к иконостасу. Свечи, которые они держат в руках, есть символ их горячей молитвы за усопшего, устремленной ввысь к Богу. Свечи нужно держать в левой руке, чтобы правой совершать крестное знамение.

Кто лишается церковного отпевания

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение техники безопасности на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Над жертвами разбоя отпевания совершаются.

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

Священник, в сомнительных случаях, и при отсутствии письменного разрешения архиерея, может отказаться от совершения отпевания, особенно, при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного. При регистрации отпевания в сомнительных случаях представитель церковного совета может ознакомиться со свидетельством о смерти, выданным отделом ЗАГСа. Если точно неизвестно, был ли умерший крещеным, также отпевание возможно только с разрешения правящего епископа.

Что нужно иметь при себе для отпевания:
Свидетельство о смерти
Саван (покрывало)
Венчик
Лист с разрешительной молитвой
Небольшой крест и икону

Как провести отпевание в нашем храме

Об отпевании необходимо договориться за несколько дней до дня погребения. Придти в храм для записи с 10.00 до 18-00 часов. С собой необходимо иметь Свидетельство о смерти или заключение из морга. Отпевание совершается в день погребения.

Часто задаваемые вопросы

  • Можно ли отпевать человека, который не успел покреститься, покаяться?
    Церковь не отпевает только некрещеных людей и самоубийц. Если крещеный человек не успел исповедаться и причаститься, это не препятствует совершению над ним чина погребения.
  • Можно ли провести отпевание в морге?
    Если по каким-либо уважительным причинам не представляется возможным организовать отпевание покойного в храме или дома, тогда допускается отпевание усопшего в морге. Вам нужно заранее уточнить этот вопрос у священника в храме.
  • Что такое заочное отпевание?
    Заочное отпевание совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.
  • Что делать родным и близким без вести пропавшего, если не известно, жив он или нет?
    – Если человек пропал не так давно, надо в церкви заказывать молебны св. мученику Иоанну-воину и архангелу Гавриилу. Они помогают находить пропавших людей, а также пропавшие вещи и другое имущество.
  • Можно ли на могилу возлагать венки?
    – Венки из искусственных цветов, например бумажных, возлагать нельзя. Лучше один живой цветочек положить на могилу, чем множество искусственных. Ведь живой цветок – символ всеобщего Воскресения, а бумажный – это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет. Бумажные венки заведены атеистами.
  • Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?
    – В день памяти умершего прежде всего нужно в храме подать записку на проскомидию, заказать панихиду. Если есть возможность, побывать на кладбище. Можно организовать поминальную трапезу, но делать это с благочинием, помня о цели этого собрания – поминовение в молитвах усопшего сродника. Если же трапеза превращается в гулянку с обильным распитием спиртных напитков, то в этом нет ничего хорошего ни для души усопшего, ни для собравшихся, так как теряется смысл «поминальной трапезы».

Некоторые практические советы

Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность - на кровать или на большой стол.
Когда в дом христианина приходит смерть, волей-неволей человек вынужден сталкиваться не только с духовной ее стороной, но и с неизбежными организационными заботами. Необходимо собрать документы, которые полагается оформить по гражданским законам. Если покойный не достиг преклонного возраста, вам придется вызвать участкового милиционера, который составит акт о том, что признаков насильственной смерти на теле усопшего не обнаружено. Нужно будет собрать необходимые медицинские справки: вызвать «скорую», которая засвидетельствует смерть, или же обратиться в районную поликлинику за справкой о смерти, в которой будет указана ее причина. В районном отделении ЗАГСа нужно будет получить свидетельство о смерти вашего родственника. Эти документы потребуются вам для дальнейшей организации похорон.
Если ваш умерший родственник был пенсионером или ветераном, обратитесь в собес: там должны оказать организационную помощь или выдать материальную компенсацию за похороны.
Позвоните и придите в ближайший храм, расспросите священника о том, в какое время совершается отпевание и к скольким часам можно привозить усопшего. Отпевание будет длиться около часа или немногим более. Исходя из этого, планируйте время пользования транспортом при разговоре с ритуальным агентом.

О кремации

«Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3, 16–17)»

Как вести себя на кладбище

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Могила - это место будущего воскресения, поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Регулярно посещая вашего усопшего родственника, прибирайте могилу.
Придя на кладбище, можно зажечь свечу или лампаду, помолиться об усопшем. Очень хорошо хотя бы раз в год приглашать на могилу священника для служения панихиды по усопшему. Если такой возможности нет, совершите литию так называемым «мирянским чином», в котором опущены все священнические возгласы. Можно также помолиться об упокоении усопшего своими словами или почитать Псалтирь.
Перед посещением кладбища очень хорошо помолиться за Божественной литургией, причаститься в этот день и заказать панихиду в том случае, если вы не смогли пригласить для этого на кладбище священника.
Если вы приглашаете священника для служения панихиды или литии, можно принести с собой немного кутии, чтобы почтить память почившего. Но ни в коем случае не стоит оставлять ее на могиле «для птичек» или с какими-либо другими целями.
Не нужно устраивать на могиле покойного тризны: кроме кутии, на кладбище вообще не следует есть и пить, лить водку на могильный холм или оставлять на могиле рюмку водки с черным хлебом - это неразумие только оскорбляет память усопшего, так как является пережитком язычества и поступком, предосудительным для христианина.
Не нужно также оставлять на могиле еду - лучше отдать ее в руки нищим или принести в храм в знак поминовения вашего усопшего родственника.

Памятник на могиле

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Христианская Церковь, переняв этот обычай, украшает могильный холм победным знАмением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием, осеняющим место упокоения сораспявшегося Христу.
Крест на могиле ставится у ног погребенного так, чтобы Распятие было обращено к лицу почившего. Крест над могилой православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием (см.: Ин. 12, 24).
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.
Если по каким-либо причинам у вас нет возможности водрузить крест на могиле покойного, тогда крест нужно выгравировать на могильной плите.


  • Документ утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 30).

Отпевание и погребение по христианскому обычаю
Цикл телепрограмм «Закон Божий» . Часть 1. О вере и жизни христианской

Каждый человек рано или поздно встречается с бедой, безвозвратной потерей близких и родных людей. Одному Богу ведомо, как душа вселяется в тело при зачатии и как покидает его в момент смерти. После того как душа усопшего отошла в мир иной, живым людям необходимо позаботиться о ее спасении. Для этого необходимо соблюсти все православные христианские традиции.

Что такое отпевание

Отпевание усопшего в церкви или в ритуальном зале при морге – один из важных обрядов, чин погребения , напутствующий упокоенную душу в другой мир.

В состав чинопоследования входят:

  • стихи;
  • каноны;
  • чтение Апостола и Евангелия.

Присутствующие на отпевании родные, близкие, друзья и знакомые усопшего вместе со священником должны молиться и испрашивать у Всевышнего помощи душе покойного.

На 40 день душа предстает пред Престолом Господним и в этот день решается ее судьба до Страшного Суда: будет ли она ожидать его в раю или в аду.

Важно! Усиленное моление Церкви и родных покойного играют очень важную роль и помогают душе войти в Царствие Небесное.

По традиции, по окончании отпевания гроб с покойным до кладбища сопровождают родственники усопшего во главе со священником.

Ранее процессия останавливалась на каждом перекрестке по пути следования для чтения заупокойных молитв. Сейчас же клирик в любом месте просит провожающих помолиться за душу покойного. Количество таких остановок не регламентировано.

Отпевание в церкви

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви.

Для его совершения необходимо:

  • знать волеизъявление покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме);
  • быть уверенным в том, что покойный крещен в православной вере;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить справку о смерти (с подписями и печатями);
  • приехать в выбранную церковь и предъявить необходимые документы, удостоверяющие факт смерти, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • приобрести в церковной лавке необходимые атрибуты для покойного: нательный крест, крест в руки, свечи на гроб, покрывало, подушечку, пелену, венчик, бланк с разрешительной молитвой;
  • для прощающихся с усопшим людей купить достаточное количество свечей;
  • внести пожертвование за Таинство.
Внимание! Земелька, которой священник крестообразно осыплет тело покойного, не покупается – ее выдают в храме.

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви

Проведение обряда

Обычно из морга в храм тело привозят полностью подготовленное:

  • на лбу покойного имеется венец;
  • в руке и на груди крест;
  • тело накрыто саваном.

Требный клирик устанавливает свечи на гроб и зажигает их, а родные раздают провожающим усопшего в последний путь свечки (зажженные свечи в их руках символизируют победу жизни над смертью).

Гроб устанавливается лицом к алтарю и священник начинает читать молитвы, псалмы, Священное Писание. Те самым он и присутствующие, молящиеся вместе с клириком, умоляют Всевышнего простить усопшему все согрешения и даровать Царствие Небесное. Чем сильнее соборная мольба, тем больше «шансов» душе беспрепятственно пройти воздушные мытарства и вознестись в обители рая.

После прочтения разрешительной молитвы, листок с ее текстом вкладывается в руку покойного и наступает последняя возможность попрощаться с усопшим. Для этого нужно поцеловать икону на груди и венчик на лбу покойного. В эти сокровенные и трепетные секунды можно испросить прощения у умершего, прошептать ему последние слова.

Если отпевание совершается при закрытом гробе, то следует при прощании прикладываться ко кресту на его крышке. Затем священник закрывает умершего саваном, осыпает его крестообразно освященной землей.

Важно! Икону, возлежащую на груди покойного, следует забрать домой, установить на иконостас и молиться пред ней.

Церковь никогда не устанавливает тарифы за требы. На ценниках указаны лишь предполагаемые величины пожертвований – сумму, которую человек готов пожертвовать (это определяется финансовыми возможностями самого жертводателя).

Молитвы за усопшего:

Существующие запреты

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански

Не совершается отпевание в Православной Церкви над:

  • некрещенными (за таких покойных следует молиться келейно);
  • иноверцами;
  • богоборцами;
  • отрекшимися от Христа;
  • самоубийцами (исключение – лишение себя жизни, находясь в невменяемом состоянии, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • младенцами, не сподобившимися Святого Крещения (они не очищены Святым Духом от греха прародителей);
  • мертворожденными или убитыми во чреве младенцами.

Заочное отпевание

Таинство без присутствия тело покойника совершается редко. Оно возможно в случаях:

  • когда усопший захоронен много лет назад, но по каким-либо причинам не был отпет;
  • если человек погиб на войне, в результате терракта, авиакатастрофы, утонул в кораблекрушении, пропал без вести.

Священник освящает и благословляет специально подготовленную землю, читает молитву. По окончании отпевания земелька вручается родным покойного. Ею необходимо крестообразно посыпать могилу.

Если же покойный был кремирован, то землю следует всыпать в урну с прахом.

Совет! Если место захоронения неизвестно или находится далеко, и нет возможности добраться до нее, то землю брать в церкви ни к чему.

Суеверия

Вокруг упокоившихся людей и их похорон витают какие-то странные, языческие обычаи и необъяснимые домыслы.

Люди, далекие от церкви, к ним прислушиваются, их исполняют, причем совершенно не задумываются о смысле:

  • занавешивать зеркала, окна, телевизор и все отражающие поверхности в доме, где находился покойник, дабы не увидеть его отражения;
  • намертво закрывать окна и форточки в доме (якобы чтобы душа осталась дома);
  • устанавливать под гробом большую емкость с чистой водой (ради омывания души от нераскаянных грехов);
  • укладывать в гроб часы, вещи, деньги, продукты (чтобы благостно жилось в ином мире);
  • запрещается нести гроб с телом покойного близким родственникам (атеисты верят, что носители вскоре тоже умрут);
  • не смотреть на похоронную процессию в окно своего дома (считается, что вскоре один из домочадцев тоже преставится);
  • после выноса тела или гроба из дома вымывать пол (чтобы мертвец более не вернулся);
  • выливать водку на могильный холмик и посыпать его хлебными крошками;
  • вместо пожелания «Царствия Небесного» желать усопшему «Пусть земля будет пухом»;
  • верить, что после смерти человека, его душа вселяется в птиц, кошек, собачек и прочих животных, принимает вид насекомых;
  • верить, если покойника не отпели, то его неупокоенная душа блуждает по свету в виде призрака;
  • верить в скорую смерть человека, который встал между гробом и алтарем;
  • кремация – причина неизлечимых недугов и родственников покойного.

Забота о душе почившего христианина не заканчивается одним лишь отпеванием.

Важно! Келейная и соборная молитва, поминание на Литургии, панихида, сорокоуст об упокоении – важные заупокойные требы.

Нельзя лишь просто подавать записки – молитвенно трудиться необходимо вместе со священником.

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански, с надеждой и верой на встречу с ним в вечности. Поэтому богатые похороны, огромный памятник на могиле и поминки с изысканными яствами немного успокоят и утешат живых, но не принесут никакой пользы и не помогут мертвым.

Посмотрите видео о том, как поминать усопших

02.11.2013

Сейчас в Церкви обсуждается проект соборного документа «О христианском погребении усопших». Заочное отпевание - одна из церковных практик, которая вызывает дискуссии. Мы попросили высказать свое мнение об этом виде отпевания священников из Москвы, Киева, Тобольска и Лиссабона.

Протоиерей Владимир Диваков, секретарь Московской епархии, настоятель храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, Москва:

− Практика заочного отпевания совершенно необходима, потому что не всегда у родных есть возможность организовать обычное отпевание.

Если человек утонул, погиб при пожаре, во время каких-то стихийных бедствий или умер в отдалении, за рубежом, у родственников нет возможности предать его земле так, как они бы того хотели и как бы это подобало сделать. Но если они знают, что он был православный христианин и сами хотят вознести о нем молитвы, возможностьсовершения заочного отпевания исключать никак нельзя.

Другое дело, нельзя допускать, чтобы заочные отпевания были поставлены «на поток», когда их заказывают, например, только из-за того, что дорого и проблематично везти тело усопшего в храм. Это совсем другая ситуация.

Но есть и худшее явление: когда при моргах случайные лица, которые запрещены в служении или которые никогда не были в сане, предлагают совершить отпевание, чтобы родные не тратились на дорогу до храма. Русский народ доверчивый, видя человека в облачении, люди думают, что перед ними священник, и соглашаются, а в итоге над усопшим совершается не отпевание, а какое-то невнятное бормотание. И это явление намного хуже,чем практика заочных отпеваний.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва:

− В обсуждаемом документе сказано о практике заочного отпевания абсолютно правильно, но слишком абстрактно. Действительно, это наследие советского прошлого, когда люди боялись открытого исповедания, боялись, что узнают о том, что усопший и его родственники – «тайные» верующие и т.д. В исключительных случаях это вполне правомерно. У меня, как и у многих священников, был опыт заочного отпевания. Например, один из прихожан нашего храма был летчиком-испытателем, который сгорел вместе с самолетом на испытании. Родственники заказали отпевание, и у меня не было аргументов, чтобы им отказать.

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского собора в Елохове, Москва:

− Документ о христианском погребении усопших мы обсуждали со священниками нашего благочиния, и у нас оказалось много вопросов по поводу возможности категорического запрета совершать заочные отпевания.

Безусловно, такой запрет не может иметь места, потому что у нас до сих пор имеют место случаи, когда человек гибнет в море, при пожаре или во время альпинистского восхождения. Есть люди, которые пропали без вести и о которых понятно, что они не вернутся домой живыми. Если у нас не будет заочного отпевания, как мы сможем их отпеть?

К сожалению, сегодня практика заочного отпевания принимает порой неблагочестивые формы и превращается в некий «обряд с заговоренной землей».Как известно, после совершения обычного отпевания покойного предают земле, а после заочного родственникам отдают немного земли, над которой священник произнес молитвы. И часто можно услышать такой диалог: «Можно заказать у вас заочное отпевание?» − Можно». – «А когда прийти за землей?». Человеку неинтересно присутствовать на отпевании, участвовать в нем, его цель – получить эту «заговоренную землю», чтобы, как говорят люди, «запечатать гроб», обставить правильно некий обряд. В связи с этим чин заочного отпевания обрастает массой суеверий, словно это какое-то магическое действо, а ведь цель отпевания – собрать любящих людей, друзей, родственников у гроба усопшего, чтобы они могли услышать как бы последнее обращенное к ним слово покойного (ведь часть погребальных песнопений говорится от лица усопшего), вместе помолиться, примириться с человеком за то, что не уделяли ему должного внимания, долго не видели, позволяли вмешиваться в отношения с ним ошибкам, обидам и ссорам… Это в какой-то степени чин прощения, которое испрашивают у усопшего у его гроба.

А сегодня родственники в очень редких случаях собираются, чтобы помолиться на заочном отпевании.

И так как отпевание приходится совершать священнику одному в пустом храме, возникает порочная практика, когда он копит заочные отпевания, чтобы совершить их одним списком, а бывает, ждет реального «очного» покойного, чтобы к его отпеванию присовокупить имена заочных.Все это совершенно убивает смысл отпевания, а ведь когда-то монашеская братия именовала отпевание Таинством.

Бывает, человек заказывает заочное отпевание, потому что покойный стал ему сниться. И когда спрашиваешь, в чем цель, оказывается, что ему хочется просто чтобы покойный от него отстал, перестал являться и мучить. То есть человек стремится облегчить существование не покойному, а себе.

Отдельная группа проблем, о которых также должно быть сказано в документе, касается отпеваний в моргах. Недавно ко мне обратилась женщина, которая заказала отпевание мамы при морге, и пришла в ужас, потому что отпевание совершалось молниеносно быстро, так что, когда оно началось, стало ясно, что это совсем не отпевание. Отпевания при моргах часто превращаются в своеобразный марафон: непонятно кто отпевает покойных за 10-12 минут. Женщина, которая пришла ко мне, была в совершенно расстроенных чувствах, и, выслушав ее, я надел епитрахиль, взял кадило и совершил заочное отпевание ее усопшей мамы.

Игумен Арсений (Соколов), настоятель храма Всех святых, Лиссабон:

− Хорошо известно, что это новая традиция, не соответствующая общему церковному преданию. Ее начало восходит к послевоенному времени, когда родственники погибших отчаялись ждать пропавших без вести солдат. Думаю, заочное отпевание допустимо только в тех случаях, когда невозможно очное, когда неизвестно, где находится тело покойного христианина. Я уже много лет живу на берегу океана. Очень часто сообщается о погибших в водной стихии, и не всегда спасательные службы находят их тела. Что делать, если родственники попросят отпеть утонувшего и не найденного? Это тот случай, когда заочное отпевание допустимо. Заочное отпевание − крайнее исключение, оно не должно быть нормой.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора Киевской духовной академии по учебно-методической работе, клирик академического храма Рождества Богородицы, Киев:

− Появление проекта документа, который посвящен христианскому погребению усопших, очень своевременно, ведь общеизвестно, сколько недопустимых искажений понимания этого действия имеет место не только среди мирян, но даже среди духовенства.

В проекте документа указываются две практики, требующие внимательного рассуждения, − так называемое «заочное отпевание» и кремация.

Сразу следует уточнить, что в идеале ни того, ни иного быть не должно, но реалии жизни вносят свои коррективы, и задача священнослужителей состоит в том, чтобы свести к минимуму всевозможные неверные мнения и практики, касающиеся погребения.

Когда речь идет о заочном отпевании, считаю важным разъяснить верующим, что отпевание не носит магический характер: отпел – душа упокоилась, не отпели – душа мучается. При таком подходе, кроме неверного понимания сути обряда, само отпевание понимается как обязательное, но все-таки частное дело родственников умершего. От этого теряется осознание того, что у верующего, члена Церкви, не может быть частного дела, ибо все, что происходит в Церкви, – общее дело, объединяющее, а не разделяющее.

Принцип единения пронизывает всю жизнь Церкви. В последованиях многих Таинств, особенно Крещения, видно, что соборный разум Церкви мыслит совершаемое не как частное событие, но как дело всей общины, всей Церкви. Такое понимание распространяется и на отпевание умершего. Достаточно вчитаться в текст чина погребения, чтобы понять насколько этот текст не согласуется с заочным отпеванием! Призыв посмотреть на умершего, понять значение человека, осознать человеческую слабость, которая появилась в силу грехопадения, и засвидетельствовать веру в Бога, который воскресит всех в судный день – вот смысл этих строк. При заочном отпевании слова звучат как бы в пустоту. Они становятся беспредметными.

Нередко бывает вопиющие неблагоговение: люди просят совершить заочное отпевание кого-то из своих родственников, но сами при этом не остаются!

«Заочное отпевание» должно быть исключением. Это вынужденная практика, которая должна совершаться только в тех случаях, которые очень верно указаны в проекте документа.

Протоиерей Андрей Дудченко, клирик Спасо-Преображенского собора, Киев :

− На мой взгляд, практика заочного отпевания допустима исключительно в тех случаях, когда не было возможности совершить чин отпевания над телом покойного. В обсуждаемом документе эти моменты как раз оговорены. Кроме того, в современной практике заочное отпевание порой благословляется совершать в отношении лиц, самовольно ушедших из жизни, если архиерей сочтет это возможным, − как правило, это касается тех случаев, когда руки на себя накладывает душевнобольной или человек в состоянии тяжелого аффекта. Хотелось бы, чтобы в документе была дана оценка и этой практике.

Из пастырских соображений мне видится правильным акцент документа на важности собирания родственников и близких покойного за заочное отпевание. Это отпевание называется заочным по причине отсутствия тела покойного, но не родственников! Учитывая обстоятельства нашей действительности, когда большинство населения крайне редко посещает храм и еще реже слышит проповедь священника, каждое отпевание является во многом уникальной возможностью для священника донести евангельское слово до круга родственников и близких покойного. Следует прилагать все усилия, чтобы проповедь на отпевании звучала не формально, но чтобы священник искал слова, которые помогут «достучаться» до сердец собравшихся людей.

Протоиерей Михаил Денисов, преподаватель Тобольской духовной семинарии, настоятель храма Семи отроков Эфесских, Тобольск:

− В настоящее время полностью отказаться от практики заочного отпевания невозможно, потому что у нас пока нет храмов в каждом населенном пункте, и у православных не всегда есть возможность пригласить священника на отпевание. Присутствие родственников, конечно, желательно, но не всегда возможно. Бывают случаи, когда человек одинок, родственников нет, его похоронили, а отпеть просят сердобольные соседи. Или, например, человек умер в доме престарелых…

Заочное отпевание также оправдано, когда воцерковившийся человек просит отпеть своих давно умерших родственников, погребенных без отпевания. В Сибири это часто бывает, потому что храмов при советской власти здесь было крайне мало, а во многих районах вообще не было.

Подготовила Ольга Богданова

Со святыми упокой...

Как помочь умирающему?
Смерть - это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий.
Страшно, когда человек умирает и не осознает это. Великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания) совершить над ним таинства Исповеди, Причастия и Соборования.
Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю.

Для чего читается «отходная»?
В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.
Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв – «Канона молебного на исход души», который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.
Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Первые дни после смерти
Древним обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. Не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.
Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета. Чтение Деяний святых апостолов чрезвычайно благотворно и поучительно, оно содержит в себе и молитву о усопшем и утешение родным.
Рекомендуется как можно раньше заказать о усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год.

Приготовление тела к захоронению

Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.
Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой.
Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.
В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия).
Если тело передается в морг, то до приезда сотрудников похоронных служб желательно омыть и облачить почившего.
Гроб выносят из дома ногами вперед с пением "Трисвятого". Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды.

Когда и где совершается отпевание?
Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Отпевание может совершаться в храме, в кладбищенской часовне, в часовне при морге, дома и на кладбище.

Как происходит отпевание в храме?
Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.
Молящиеся стоят с зажженными свечами. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Что означает «венчик» на лбу
Тело умершего увенчивается «венчиком» с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, и с надписанием «Трисвятого», чествуя чрез то усопшего как победителя, окончившего земную жизнь, сохранившего веру и надеющегося получить от Господа Иисуса венец небесный, уготованный верным по милосердию Бога и по молитвенному ходатайству Божией Матери и Предтечи

О чем молятся при отпевании
Служба отпевания состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними.

Как прощаются с покойным
После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога..." происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу.
В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме или дома. Со словами "Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней" священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

Что «гарантирует» отпевание
Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешительная молитва, читаемая священником над телом, отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или не успел.

Как опускают гроб в могилу
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток – в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности.
При опускании гроба в могилу поется Трисвятое. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами.
Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Как отпевают младенцев?
Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14).
Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни.
Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

Совершается ли отпевание некрещеных и неродившихся младенцев?
Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных, не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией... ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Что такое заочное отпевание и в каких случаях оно совершается?
Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).
Сейчас это явление стало распространенным, - во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании
. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, - позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.
Заочное отпевание нужно заказать до похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти.
В храме дадут венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву - в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому.
Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину.

Что происходит с душой после смерти?
Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.
Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.
После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам.
Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Как правильно поминать усопших?
Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются заказные и на панихиду.
Проскомидия - первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых (поданных в заказных записках). Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих».
В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших.
Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи.
Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом.
Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.
Записку нужно озаглавить «О упокоении», имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины.
Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Почему не всех самоубийц отпевают?
Это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией - человеческую жизнь. Точно так же у нас не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном.
Есть люди, которые, по всей видимости, совершили самоубийство, но их всё равно отпевают. Это, во-первых, душевнобольные, не отдающие себе полного отчета в своих действиях. Случайные самоубийцы - т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, исценируя попытку самоубийства и т.д.
Во-вторых, это те, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Христианский обряд погребения или суеверия от бабок. Кто сильнее?

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.

С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.

Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства - догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное. Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них - это труп, мертвец. Представления о душе - самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.

А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей - это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.

Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского - это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).

Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

«Бабушкины» и «батюшкины» советы

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» - все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».

Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули - оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть - отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит - чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался - и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…

Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник - это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших - это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.

Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп - таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное - земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное - это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) - вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае - на квартире.

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.

Бабушка умершая - она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников - побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.

Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник - это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос:

Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде - на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».