Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками

Виктория Дмитриева

Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателям, родителям, учителю-логопеду.

Применяются в образовательной области «Коммуникация».

Способствуют:

обучению грамоте (согласование числительных с существительными; образование существительных единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного числа);

пополнению и расширению словарного запаса;

развитию фонематического слуха детей (автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков в произношении);

развитию слоговой структуры слова;

развитию звукового анализа и синтеза, а также памяти, внимания, мышления.

Все игры можно легко выполнить своими руками.

Дидактическая игра "Посчитай- ка"

Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: сюжетная картина «Смешарики», цветные картинки в количестве по 5 штук.

Ход игры: Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например, «Крош дарит Нюше цветы» и выкладываются еще картинки. Ребёнок должен сосчитать сколько же предметов подарил еще Крош Нюше. Например, один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов. Логопеду, работая над автоматизацией определённого звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.

Дидактическая игра "Чего не ста ло"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

Если работать над автоматизацией определённого звука, то можно подобрать соответствующие картинки. Игра также полезна тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.



Дидактическая игра "Звуковые ча сы"

Цель: развивать фонематический слух и звуковой анализ слова

Оборудование: нарисованные часы на бумаге с картинками вместо цифр, стрелки.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый-ребёнок.

Ребёнку предлагается рассмотреть часы и найти картинки с заданным звуком, например, «З». Ребёнок двигает обе стрелки на часах, выбирая тем самым сразу две правильные картинки (заяц-арбуз). Детям старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) предлагается еще дополнительно задание на определение звука в слове (начале, середине, конце слова).

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок (дети старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет). Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок загадывает звук, второй ищет и расставляет стрелки. И наоборот, меняются ролями.


Дидактическая игра «Волшебный шк аф»

Цель: развивать слоговую структуру слова, автоматизировать звук в словах

Оборудование: сюжетный герой, нарисованный шкаф, цветные картинки.

Ход игры: Пират спрятал в шкафу предметы. Ребёнку необходимо перечислить их и определить в каждом слове количество слогов, прохлопывая каждое слово. Пример: ма-трёш-ка. Прохлопав слово три раза, ребёнок определяет тем самым количество слогов.

Логопед может подобрать заранее картинки с определённым звуком, для его автоматизации.



Дидактические игры по развитию речи детей 5 - 6 лет

Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.

Дидактические игры по развитию речи - специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.

В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:

  • Игры с предметами - игрушками, подручными и природными материалами;
  • Настольные игры с использованием печатных материалов;
  • Словесные игры.

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации. За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания - максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

  • Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры - за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

Старший дошкольный возраст - период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой. Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира. Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок. В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.).

Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.

Название игры. Цель.

«Что где растет?» Актуализировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).

«Подбери пару» Учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.

«Назови одним словом» Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

«Зоологическое лото» Уточнить названия животных и их детенышей, учить детей правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.

«Магазин» Актуализация и систематизация знаний детей о материалах, из которых сделаны различные предметы, активизация словаря, развитие мышления.

«Вчера, сегодня, завтра» Формировать у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра».

«С какой ветки детка?» Активизировать в речи названия деревьев, развивать зрительное восприятие и память детей.

«Что кому?» Учить детей различать и называть профессии, соотносить с предметами.

«Кто быстрее соберет вещи?» Упражнять детей в дифференциации звуков «с» - «ш», развивать слуховое восприятие.

«Какое небо?» Учить детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя, подбирать относительные прилагательные.

«Угадай, что изменилось» Развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения.

«Парные картинки» Организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.

«Как «говорит»...?» Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного.

«Узнай дерево» Учить детей узнавать деревья по листьям, давать описание листьев, указывая их форму, цвет. Активизировать в речи названия деревьев, понятия связанные с их строением (ствол, ветви, листья, корни).

«Кто выше?» Активизация в речи детей понятий «вверху», «внизу», «выше», ниже», формирование умения соотносить расположение предметов, развивать наблюдательность, внимание.

«Кто что слышит?» Упражнять детей в различении звуков, издаваемых разными предметами, учить подбирать слова для их обозначения, обучать использованию в речи конструкций предположения («Я думаю, что...», «Это может быть...»).

«Назови одним словом» Учить детей подбирать обобщающие слова к предложенным группам слов, пояснять принцип выбора единой категории.

«Одежда» Учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность).

«Кто у кого» Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа.

«Когда это бывает?» Актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток, учить развернуто отвечать на вопросы воспитателя.

«Что лишнее?» Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя вой выбор.

«Разбери картинки» Учить детей группировать картинки по назначению изображенных на них предметов, использовать в речи обобщающие понятия (одежда, обувь и т.д.).

«Повтори, как я» Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Отгадай и назови» Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить ребят выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух), учить называть только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук «з».

«Разбери посуду» Учить детей объединять предметы в группы: кухонная, столовая, чайная посуда, закреплять знания о ее назначении.

«Что в мешочке?» Закрепить правильное произнесение детьми в словах звука «ц», учить их выделять слова с данным звуком, выбирать только предметы, в названии которых есть звук «ц».

«Где что лежит?» Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.

«Наша одежда» Предложить детям рассмотреть одежду, которую сейчас носят дети и взрослые, пояснить ее назначение, вспомнить название частей, назвать цвет и материал, из которого она сделана.

«Подберем игрушки» Закрепить правильное произнесение детьми звука «ж» в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

«Чьи детки?» Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных, упражняться в правильном звукоподражании.

«Петрушка, угадай, какая у меня игрушка» Учить детей описывать предмет, не называя его, создавая таким образом загадки-описания, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них, учить вслушиваться в звучание слов,

«Так бывает или нет?» Формировать умение передавать в речи выявленную непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

«Лото» Систематизировать знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, учить употреблять соответствующие обобщающие слова.

«Когда это бывает?» Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

«Доскажи словечко» Учить детей продолжать предложение, руководствуясь смыслом начальной фразы, развивать образную речь, внимание.

«Было - будет» Учить детей правильно строить конструкции прошлого, настоящего и будущего времени, менять форму глаголов в соответствии с заданием.

«Что за птица?» Учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.

«Кому что нужно для работы?» Актуализировать и дополнить представления детей о инструментах, орудиях труда, используемых людьми в быту, необходимых представителям различных профессий, учить детей правильно называть их.

«Кто что делает» Пополнять словарный запас детей, учить называть словами действия, составлять загадки, в основе которых лежит перечисление характерных для загаданного объекта действий.

«Зачем нужно?» Упражнять детей в правильном произнесении звука «ч» в различных словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

«Кто в домике живет?» Использовать знания детей о животных, их жилищах для решения игровой задачи, формировать умение правильно произносить звуки. «Будьте внимательными!»Упражнять детей в произнесении звука «ш» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

«Отгадай, какой цветок» Учить детей отгадывать загадки о растениях, ориентируясь на описание характерных особенностей цветка, аргументировать свой ответ, находить отгадку среди комнатных растений или на рисунках.

«Найди своего товарища» Учить детей узнавать, кого загадал воспитатель по описанию одежды, учить самостоятельно составлять описание.

«Каких животных мы знаем?» Закрепить правильное произнесение детьми звуков «л», «ль» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

«Было, будет» Обсудить с детьми значение слов «сегодня», «вчера», «завтра», учить правильно использовать эти понятия в речи, выбирать нужное слово, заканчивая различные фразы воспитателя.

«Подбери нужное слово» Закрепить правильное произнесение детьми звука «р», «рь» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

«Узнай по описанию» Учить детей составлять описательный рассказ о пернатых по плану, предложенному воспитателем, учить разгадывать загадки-описания

«Скажи наоборот» Учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение.

«Подбери похожие слова» Развивать у детей слуховое восприятие, учить их подбирать различать близкие по звучанию слова.

«Придумай предложение» Формировать у детей умение строить распространенное предложение, придумывать предложение с заданным словом, развивать связную речь детей.

«Съедобно - несъедобно» Упражнять детей в классификации предметов по заданному признаку, развивать логическое мышление, учить детей аргументировать свои ответы.

«Назови ласково» Учить детей подбирать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами к предложенным словам (тема «Зимняя одежда»), пояснять, кому могут принадлежать предметы одежды, называемые водящим, а кому те, что называют игроки.

«Какое время года?» Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания.

«Угадай по описанию» Учить детей разгадывать и составлять загадки-описания по плану о различных видах транспорта, автомашинах.

«А что потом?» Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

«Кто мы?» Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки-описания, активизировать в речи детей понятия, связанные названием предметов и элементов одежды.

«Не ошибись» Учить детей различать предметы по материалу, из которого они изготовлены, выявлять и правильно называть такие свойства как: твердый, мягкий, шероховатый, гибкий, жесткий и др.

«Подумай и скажи» Учить подбирать слова-определения к существительным, описывать состояния природы, предметы.

«Какое слово потерялось?» Вызывать у детей интерес к слову, уточнить понятие «слово». Учить детей выделять отдельные слова в предложениях, показать важность соблюдения определенной последовательности слов в высказываниях.

«Чудесный мешочек» Развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.

«Скажи как я» Повышать речевую активность детей, побуждать подбирать синонимы к заданным словам, учить внимательно слушать, избегая повторов. Учить детей подводить итоги игры.

«Что делает?» Предложить детям описать работу дворника, учить подбирать глаголы в соответствии с выполняемыми действиями, активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристикой значимости труда дворника.

«Расскажи сказку» Учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.

«На что похоже?» Учить детей вслушиваться в звучание слов, выбирать слова сходно- и равнозвучащие, выделять в словах заданные звуки. Познакомить детей с понятием «звук».

«Когда это бывает?» Уточнить и углубить знания детей о временах года, учить давать развернутый ответ, аргументировать свое мнение

«Кому что нужно?» Закрепление знаний детей о способах питания и рационе диких и домашних животных, активизация в речи соответствующих понятий и речевых конструкций.

«Повторяй за мной» Учить детей повторять слова, правильно воспроизводя темп, громкость, звучание, ударения, развивать слух, внимание.

«Выдели слово» Закреплять правильное произнесение детьми определенных пуков в словах, учить выделять из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.

«Подбери пару» Учить детей сравнивать и группировать предметы по цвету активизировать в речи детей названия знакомых им цветов и оттенков

«Где что лежит?» Учить детей составлять словосочетания, характеризующие положение различных предметов в пространстве, учить правильно употреблять в речи предлоги.

«Скажи по-другому» Формирование у детей умения подбирать с опорой на рисунки эпитеты и синонимы к различным словам, обогащение словаря детей.

«Наши имена» Закреплять правильное произнесение детьми определенных звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух, упражнять в произнесение звука «Ш».

«Выбери предметы» Закрепить правильное произнесение детьми звука «ч» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.

«Назови правильно» Упражнять детей в назывании детенышей зверей в единственном и множественном числе (зайчонок - зайчата, лисенок - лисята).

«Кто быстрее соберет вещи» Упражнять детей в дифференциации звуков «б» - «п», учить выделять эти звуки в словах.

«Угадай по описанию» Учить детей составлять короткие описательные рассказы об объектах природы, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия.

«Где это можно купить?» Учить детей использовать свои знания о товарах, продающихся в различных магазинах, для решения игровой задачи, учить правильно использовать в речи названия различных магазинов, товаров.

«Кто что делает?» Учить детей подбирать глаголы, характеризующие действия кошки, собаки с опорой на сюжетные картинки, расширять словарный запас.

«Добавь слово» Упражнять детей в употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени, учить составлять словосочетания с такими прилагательными.

«Что делает зайчик?» Учить детей характеризовать действия и движения, обозначить их словами. Расширить словарный запас.

«Кто что слышит?» Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, волевые качества. Активизировать словарь детей.

«Много - мало» Упражнять в образовании множественного числа существительных с окончанием -и. (1 вар. Игорь ходит в детский сад и очень любит его, потому что здесь его друзья. А ещё потому, что здесь всего много. Дома у него один стульчик, а здесь стульчики и т.д. 2 вар. 2 вар. На скотном дворе не корова, а … и т.д.)

«Кто это? Чье это?» Упражнять в образовании прилагательных от существительных. (Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д. Затем - другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д.)

«Прятки» Упражнять в использовании пространственных предлогов. (Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под.)

«Подбери правильно» У пражнять в использовании местоимений он, она, оно, они. (О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. В начале игры педагог даёт образец: воспитательница - она, дети - они, стул - он, окно - оно и т.д.)

«Двигательная речевая игра «МЕДВЕДЬ И ЗАЯЦ» Р аботать над выразительностью речи (тембр, темп). (В. У медведя дом большой. Д. (низко) Ой! Ой! Ой! Ой! (показывают руками большой дом). В. А у зайки маленький.

Д. (высоко) Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками маленький дом) В. Мишка наш пошёл домой. Д. (медленно, степенно, протяжно) Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движения медведя вперевалочку). В. Да и заинька домой. Д.(быстро и кратко). Ой! Ой! Ой! Ой! (имитируют движения прыгающего зайца).)

«Составь предложение» Учить составлять предложения из отдельных слов.

(1 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, взяв за основу слова лужа, кот. Либо другой набор слов. 2 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, отмечая сколько слов в нем на длинной полоске бумаги, обозначающую предложение. 3 вар. Педагог произносит предложения, дети определяют в них количество слов. 4 вар. Педагог предлагает детям карточку с уже обозначенным количеством слов в предложении, дети составляют предложение с указанным количеством слов.)

«Кто что делает?» Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным. (Воспитатель показывает детям разные картинки - дети подбирают к ним глаголы действия. Муха - летала, жужжала, надоедала…)

«Новоселье» Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память. (1вар. У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Заяц живёт над козлёнком» «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей» и т.д. 2 вар. «Подарки для новоселов» Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук). Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу. «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева» 3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?» Ответ: «На втором этаже слева живёт зайчонок». 4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными. «Что мы подарили мышонку?» и т.д.)

«Магазин» Упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам. (Воспитатель предлагает побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить? Дети отвечают индивидуально и парами. Я хотел бы купить… Я хотела бы купить… Мы хотели бы купить… Я хочу купить… Мы хотим купить…)

«Что какое» Упражнять детей в правильном согласовании существительных с прилагательными. (1вар. Художник всё изобразил белым цветом. Назовите предметы, к которым подходит слово белый, белое, белая Что может быть горячим, холодным, февральским, кофейным и т.д. 2вар. «Какой снег?» «Холодный, рассыпчатый, липкий и т.д.»)

«Кто что делает?» Упражнять в подборе к существительным глаголов. (Яблоко - растёт, спеет, висит, падает, лежит и т.д. Девочка - идёт, сидит, купается, кушает, смеётся и т.д. Мяч - прыгает, скачет, катится, лежит и т.д.)

«Подбери слова правильно» Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои. (Педагог предлагает детям подобрать к словам, изображённым на картинках, слова мой, моя, моё, мои.)

«Измени слово» Упражнять детей в умении изменять слова по образцу. (Сегодня к нам в гости пришёл волк. Он пропустил последнее занятие в лесной школе. Все звери научились изменять слова, а волк этого делать не умеет. Покажем ему? Пример воспитателя: попугаи - попугай. Далее слово произносит педагог, а дети изменяют его. Трамваи - трамвай Караваи - каравай и.т.д.)

«Кто где живет ?» Упражнять в составлении предложений с предлогом В. (А вы знаете, где живёт ворон? «Ворон живёт в гнезде» Где живёт волк? — Волк живёт в норе. И т.д.)

«Составь предложение» Упражнять в составлении предложений из заданных слов. (Педагог предлагает детям составить предложение из картинок, которые упали и всё перепутали. Филин, спать, день. - Филин спит днём. Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье? И т.д.)

«Было - стало» Расширять словарь детей словами - антонимами. (Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал. Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас. Тополь был тонким, стал… толстым. Был низким, стал … высоким. Был молодым, стал … старым. Веток было мало, стало … много. Ветки были короткие, стали … длинные. Кора была гладкая, стала … шероховатая. Листья были маленькими, стали … большими. Были мокрыми, стали … сухими. И т.д.)

«Теремок» Упражнять в согласовании существительных с числительными, употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

(Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Теремок», назвать главных героев и последовательность заселения зверями теремка. Когда мышка жила в теремка одна, то у неё были один стул, одно одеяло, одна кровать, одна подушка, одна тарелка, одна кружка и т.д. К мышке пришла лягушка. И в теремке всего стало по два. Перечислите. Дети перечисляют те же названия предметов с числительным «два». И т.д. Когда медведь раздавил теремок, то ничего не осталось. Чего не стало? Не стало столов, стульев, одеял, кроватей и т.д.)

«Кто к кому?» Упражнять в составлении предложений с предлогом К. (Представьте себе, что детёныши животных потерялись в лесу. Когда они встретились, кто к кому побежал? Волчонок побежал к волку. И т.д.)

«Кормушка» Обучить составлению сложноподчинённых предложений. (Воспитатель вывешивает кормушку. На нашу кормушку прилетели птицы. Назовите их. Они увидели в кормушке разнообразный корм, на любой вкус: гречку, хлебные крошки, геркулес, ягоды, семечки, колбасу. Голубь выбрал — …(геркулес). Галка долго думала и выбрала — … (гречка). Воробей с удовольствием стал клевать спелые — …(семечки). Синичка занялась — …(колбасой). А сороке достались — … (хлебные крошки). Дети вспоминают, что себе выбрали птицы, и по образцу педагога составляют предложения. «Снегирь клюёт ягоды, потому что они спелые». Предполагаемые предложения: Голубь клюёт геркулес, потому что он полезный. Галка клюёт гречку, потому что она вкусная. Воробушек клюёт семечки, потому что они аппетитные. Синичка клюёт колбасу, потому что она свежая. Сорока клюёт крошки, потому что они мягкие. И т.д.)

«Большой - маленький» Упражнять в словообразовании.(Воспитатель читает стихотворение. Далее выполняется игровое упражнение: Я назову предмет большой, А вы предмет поменьше. В моих словах звук «Ц» молчит, А в ваших четко так звучит. Дерево-деревце; Блюдо-блюдце; Колено-коленце; Болото-болотце; Зеркало-зеркальце; Масло-маслице; Дело-дельце; Тело-тельце.)

«Прятки» У пражнять в правильном употреблении предлогов — под, из-под. (Воспитатель показывает, как шмель, лягушка, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки из четырёх расставляются под различными предметами. Одна игрушка - водящий (например, шмель). Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом). И т.д. Шмель нашёл своих друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола). И т.д.)

«Закончи предложение» У пражнять в подборе глаголов со звуком «ж». (Ножом хлеб … (режут). Лошади громко … (ржут). Весенний ручеёк весело … (журчит). Несчастного человека надо … (пожалеть). У самого синего моря старик со старухой … (жили). Взял предмет на место его … (положи). Пирожки на сковороде мама … (жарит). По дорожке дети могут быстро … (бежать).

«Закончи предложение с одним звуком, одним слогом» Учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом. (Чтобы найти дорогу домой Машенька стала бросать предметы, которые у неё были. Если вы докончите слова звуком «ч», то узнаете, какие это были предметы. Клю…ч, кала…ч, обру…ч, мя…ч. А дорога была длинной, и Маша стала бросать предметы, которые у неё ещё остались. Если вы докончите слово одним слогом -чек, то узнаете, какими предметами Маша отмечала дорогу. Плато…чек, фарту…чек, носо…чек, значо…чек, крючо…чек, поясо…чек.)

«Измени слово» Упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. (Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ. Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. Ты ищешь … Он ищет… Мы ищем…Вы ищете…Они ищут… Прошёл год Щеня вырос и стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а…, не усы, а.., не когти, а., не хвост, а..)

«Ласточки и люди» Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. (Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.)

«СЛОВА» У пражнять детей в замене звуков в словах. (Давайте заменим звук «л» на звук «р» и посмотрим, что получится. Лак — …рак, игла — …игра, булки — …. бурки, жалко - жарко)

Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Для детей 5-7 лет

Да-нет

Дидактическая задача : учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения

Игровые правила: на вопросы водящего можно отвечать только ДА или НЕТ

Игровые действия: угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности

Ход игры: Воспитатель объясняет правила. Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, затем заходит в комнату и спрашивает:

Этот предмет на полу?

Нет

На потолке?

Да

Стеклянный? Похож на грушу?

Да

Лампочка?

Да

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:

Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, ГДЕ находится предмет. Потом узнала, КАКОЙ он. Постарайтесь и вы так же спрашивать.

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стол?» - «На полу» - «Нужно было его называть?» - «Нет».

Отвечай быстро

Дидактическая задача : закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, приучать их быстро думать и отвечать

Игровые правила: подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом, бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово

Игровые действия: бросание и ловля мяча

Ход игры: Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

Сейчас я назову цвет и брошу мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и бросает следующему.

Зеленый –лист- голубой- небо – желтый…

Один и тот же цвет можно повторять.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета.

Деревянный – стол – каменный – дом – стальной…

Закончи предложение

Дидактическая задача : учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять их в правильном подборе слов

Игровые правила: предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка

Игровые действия: вращение стрелки

Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» - и предлагает детям закончить его

«Мы зажгли свет, потому что…»

«Мы полили цветы, чтобы…»

Цепочка слов

Дидактическая задача : отрабатывать с детьми навык подбора прилагательных (признака) к предмету и наоборот: предмет к признаку; обогащение словарного запаса

Игровые правила: мяч передается по кругу, по команде воспитателя происходит смена цепочки с признака на предмет или наоборот

Игровые действия: вращение стрелки

Ход игры: Воспитатель начинает: «Осень какая?» - передает мяч по кругу следующему, тот называет признак осени: «золотая» - передает – «ранняя» - передает - «холодная». Воспитатель: «Что еще бывает холодным?» - передает мяч – зима – передает – рука – мороженое. Воспитатель: «Каким бывает мороженое» - белым – вкусным – сливочным….

Лавата

Дидактическая задача : упражнять детей в употреблении противительных предлогов, строить с ними предложения, развивать интонационную выразительность

Игровые правила: хоровод

Игровые действия: слаженное передвижение в хороводе

Ход игры: Дети образуют круг. Не держась за руки, дети двигаются приставным шагом и произносят:

Дружно мы танцуем –

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец наш любимый –

Это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети повторяют, затем берут друг друга за мизинцы и повторяют слова, совершая движения приставным шагом. Затем водящий дает другие задания:

Мои плечи хороши, а у соседа лучше

Мои уши хороши, а у соседа лучше

Мои глазки хороши, а у соседа лучше

Мои щеки хороши, а у соседа лучше

Мои коленки хороши, а у соседа лучше

Назови три предмета

Дидактическая задача : упражнять детей в классификации предметов

Игровые правила: называть три предмета одним общим словом. Кто ошибается – платит фант.

Игровые действия: разыгрывание фантов, бросание и ловля мяча

Ход игры: Воспитатель: Ребята, я называю одно слово, а вы мне в ответ три. Например: мебель – стол, стул, табуретка

Вершки и корешки

Дидактическая задача : упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле

Игровые правила: отвечать можно только двумя словами: вершки или корешки

Игровые действия: разыгрывание фантов

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет овощ, а дети быстро отвечают. Воспитатель предупреждает, что в некоторых овощах могут быть съедобны и корень и плоды на стебле, например, у лука.

Летает – не летает

Дидактическая задача : развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку

Игровые правила: поднимать руки можно только в том случае, если будет назван летающий предмет

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки

Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Если он летает – вы поднимаете руки, если не летает – руки не поднимаете. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду хитрить и поднимать руки даже тогда, когда назову летающий предмет.

Краски

Дидактическая задача : развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления

Игровые правила: краски выбирают себе по желанию сами участники, нельзя выбирать одинаковые.

Игровые действия: диалог продавца и монаха-покупателя, прыжки на одной ножке

Ход игры: Выбирается продавец и монах, дети выбирают себе цвет, говорят об этом продавцу. Приходит монах:

Тук-тук-тук

Кто там?

Я – монах в синих штанах в красной рубашке, в зеленой фуражке

Зачем пришел?

За красками

Какую тебе?

Синюю

Если такой краски нет, продавец говорит:

Нет такой

А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:

Пойди по синенькой дорожке,

Найдешь синие сапожки

Поноси, поноси,

И нам принеси!

Монах уходит в сторону, затем возвращается и ведет прежний диалог с продавцом.

Когда монах просит имеющуюся краску, та начинает от него убегать. Он догоняет. Не догнал – снова будет монахом, догнал – монахом становится эта краска.

Наоборот

Дидактическая задача : развивать у детей сообразительность, быстроту мышления

Игровые правила: называть слова, только противоположные по смыслу

Игровые действия: бросание и ловля мяча

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стульчики в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-то из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч воспитателю.

Дополни предложение

Дидактическая задача : развивать у детей речевую активность, быстроту мышления

Игровые правила: нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять можно только одно слово.

Игровые действия: бросание и ловля мяча

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, бросает мяч ребенку, тот, добавив одно слово, заканчивают ее.


Учебные цели:

Учить различать живые и неживые объекты природы;

Формировать представление об особенностях этих объектов в разные времена года;

Закрепить отличные особенности живых и неживых объектов природы;

Развивающие цели:

Развивать связную речь, внимание, слуховую, зрительную память, мышление, познавательную активность.

Воспитательные цели:

Любознательность;

Оценочно-контрольные действия (самоконтроль);

Любовь к природе.

Правила игры и игровые действия.

Играть могут 8-9 детей. Они находятся возле макета подсолнечника.

Игроки по очереди вытягивают предметные рисунки из лепестков – кармашков и выполняют соответствующее задание. Выигрывает тот, кто ни разу не допустит ошибки и даст полный ответ.

Дидактические материалы:

Макет подсолнечника;

Набор предметных картинок с изображением объектов живой и неживой природы;

Сюжетные рисунки времен года (по 1 на каждое время года);

Мягкая игрушка «Солнечный лучик»;

Фонарик;

Карточка с буквами Ж, Н;

Набор игрушечных объектов живой и неживой природы;

Серия картинок, на которых запечатлена последовательность прорастания семян.

Пособие представляет собой игрушечный макет подсолнечника. Его лепестки имеют кармашки. Головка подсолнечника может открываться. В нее можно помещать предметные или сюжетные рисунки, игрушки.

Может использоваться на занятиях по формированию математических представлений, обучение грамоте, при ознакомлении с природой (окружающей средой)

(средний дошкольный возраст)

Воспитатель.

Малыши! Как-то в нашей группе я зайчика встретила!

С раскосыми глазами,

С мешочком за плечами.

Увидев меня, задал он стрекача!

Зайчик испугался-

Его мешочек разорвался.

А из него по всей группе рассыпались семечки. Я быстренько их собрала. Но несколько семян осталось, и в нашей группе сегодня появились из них подсолнухи, среди которых один - чудо-подсолнух.

1. Воспитатель обращает внимание детей на макет подсолнечника и на лепестки-кармашки.

2. Акцентирует внимание малышей на то, что в середине цветка что-то есть. (Перед этим немного поднимает крышку и оттуда пробивается свет - заранее включен карманный фонарик)

Воспитатель. Хотите узнать что там? Цветок откроет свою тайну, когда мы с вами расскажем все, что знаем об этом растении.

Где растет подсолнечник? (В поле)

На что похожа головка подсолнечника? (На солнышко)

Что внутри подсолнечника чернеет? (Семена)

Что делают из семян? (Масло)

Из середины цветка воспитатель достает солнечный лучик и интересуется у детей, знают ли они что это? Рассказывает о том, что солнечный лучик любит играть с деревьями, птицами, растениями. Он дарит им тепло и свет, очень любит природу. Хочет узнать, знают ли дети, какой бывает природа. Затем достает из подсолнечника карточки с изображением объектов природы и предлагает раззложить в верхние лепестки-кармашки объекты живой природы, в нижние - неживой. Кладя карты в лепестки, каждый ребенок должен сказать, где находится то, что изображено: на земле, в воде, в небе.

После этого солнечный лучик вытягивает карточки из лепестков-кармашков с изображением какого-либо объекта природы и если то, что изображено на картинке, движется, дети начинают бегать, если нет - стоят на месте.

ПРИМЕЧАНИЕ. В середину цветка можно положить мешочек с игрушечными объектами живой и неживой природы.

ОСЛОЖНЕНИЯ Детям, которые уже знают буквы, Солнечный лучик показывает две буквы и просит их назвать. А потом вкладывает эти буквы в кармашки-лепестки и предлагает к букве Ж положить рисунки живой природы, к букве Н - неживой.

(для детей старшего дошкольного возраста)

Воспитатель сообщает, что утром у дверей группы нашла письмо. В нем - рисунки и надпись: «Если в правильной последовательности выложите рисунки, вас ждет чудо»

Воспитатель раздает рисунки детям, предлагает внимательно рассмотреть, подумать, что это может быть и попытаться разложить их по порядку.

После того, как дети правильно выполнят задание, приглашает их в группу, где их ждет чудо-подсолнух.

2 вариант

Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Затем поочередно вложить их в лепестки-кармашки, чередуя (живая-неживая природа)

Когда дети правильно заполнят кармашки, воспитатель открывает середину цветка и достает оттуда сюжетный рисунок одного из времен года.

Задача. Рассказать об особенностях каждого своего объекта в это время года (согласно положенного в карман рисунка)

Примечание. Сюжетные рисунки времен года можно заменить разрезными картинками, содержащиеся в четырех конвертах.

Дошкольники выбирают номер конверта и сначала выкладывают сюжетную картинку из 8-10 частей.

3 вариант

В лепестках-кармашках предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Детям (2-3) предлагается подобрать к объекту живой природы объект неживой природы и объяснить свой выбор пары.

Например:

Солнце-цветок (чтобы расти, цветку требуется свет и тепло, которое ему дает солнце)

Дождь-радуга (радуга образуется во время дождя)

4 вариант

По желанию один ребенок получает из середины подсолнечника, подняв головку, карточку с изображением какого-либо объекта природы. Дети становятся в круг.

Ребенок, вытащив карточку, например, с изображением солнца, говорит: «Я знаю, что солнце - это большая звезда» и передает карточку тому, кто стоит рядом. А тот продолжает, например: «Я знаю, что солнце дает детям витамин роста». Тот, кто ничего не сможет сказать об изображенном объекте, передает карточку дальше, а сам садится в круг.

Побеждает тот, кто останется один стоять в кругу. Победитель получает новую карточку для игры.

5 вариант

Дети делятся на две команды.

Воспитатель раскладывает в лепестки-кармашки карточки с изображением объектов и предлагает детям вспомнить особенности живой и неживой природы.

По выбору воспитателя выбирается одна из особенностей, например «питается - не питается». По сигналу воспитателя первая команда достает из кармашков - лепестков карточки с изображением объектов природы, которые питаются, вторая - которые не питаются и став в круг, быстро отражают соответствующее движение (имитация).

ПРИМЕЧАНИЕ. Подобным способом можно познакомить детей с другими особенностями живого и неживого мира.

Добро пожаловать в подготовительную группу

В данной группе работаю полгода, решила начать оформление с Уголка природы, так как именно здесь дети учатся наблюдать, любить, заботиться, экспериментировать. Чтобы привлечь внимание детей я решила сделать его ярким и красивым, насколько это удалось, предлагают Вам посмотреть и оценить. Итак, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в наш Уголок природы.

Нарисовав проект и заказав мебель, мы стали готовить материал для оформления. Главный хранитель всех тайн — Старичок Боровичок, он готов помочь и ответить на все вопросы, он приносит нам стихотворения, которые мы читаем и заучиваем. Художественное слово помогает быстрее запоминать все, что происходит вокруг. Вот появилось наше трудолюбивое солнышко, по стихотворению В. Орлова «Золотистые спицы», благодаря которому мы запомнили в какие цвета одеваются четыре сестрицы (Зима, Весна, Лето, Осень)

Золотистые спицы

Некогда солнышку в небе лениться:
Есть у него золотистые спицы.
Пряжа цветная на дне сундука:
Ровно четыре волшебных клубка.
Трудится солнышко без остановки,
Каждому времени вяжет обновки.
Белым клубком начинается год,
Следом зеленая пряжа идет.
Красная пряжа – для красного лета,
Пряжа для осени – желтого цвета.
Годы проходят, а солнышко вяжет.
Вяжет и слова плохого не скажет.
Что тут поделаешь, коль у природы
Без остановки меняются моды!

У каждой сестрицы свой домик, в гости к ним мы можем попасть только когда наступит их пора. Сейчас мы в гостях у красавицы Зимы. Что она для нас приготовила?

Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы –
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.

Зовем мы зимнею порой
Декабрь, Январь, Февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.

Календарь помогает нам запомнить и посчитать какой месяц сейчас, сколько дней осталось до конца месяца, сколько дней месяца прошло. У каждой сестрицы свой календарь. Понаблюдав за погодой и изучив условные обозначения, мы выкладываем на календаре природы то, что видим, сравниваем, делаем выводы.

Запомнить какие изменения происходят с деревьями нам помогают наши елочки (мебель) и березка, которая преображается в соответствии с временем года. На ветке ее появилась кормушка, к ней прилетели зимующие птицы, а значит нам нужно запомнить кто что любит, чтоб угостить их. На нашем окошке любимые детские забавы, характерные для данного времени года.

Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей, здесь мы подобрали литературу, которая поможет ответить на все их «Почему?», «Зачем?» и «Как?» Коллекции насекомых и камней знакомят нас с их внешним видом и многообразием. Фигурки животных — главный предмет для любимых игр.

Обучающий магнитный щит помогает запомнить как себя вести в природе и играть в дидактическую игру «Среда обитания». Игры в нашем природном уголке подобраны на любой вкус. Лото, домино, магнитные конструкторы, «Собери картинку», «Кто где живет?», пазлы, шнуровка, трафареты, раскраски – помогают нам в обучении и развитии.

Но самым любимым местом у всех является озеро, в котором мы с удовольствием рыбачим и экспериментируем с водой. Недавно поселился в нашем озере Лягушонок, который вскоре должен порадовать нас свежей травкой.

Дидактические игры для детей 5-7 лет


«Назови птицу по описанию»

Программное содержание:
развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: кормушка, картинки зимующих птиц, загадки по данной теме.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадки о зимующих птицах. Дети отгадывают. Если ответ правильный, картинку птицы размещают на кормушке.

1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синичка)

2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)

3. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

4. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.
(воробей)

5. Серая кофта, чёрный кафтан.
Гнёзда вьёт из прутиков
И кричит «кар-кар».
Что это за птица?
Ну-ка, угадай.
(ворона)

6. Эта птица – почтальон,
Не собьётся с курса он.
Он живёт на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поёт,
Бодро семечки клюёт.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал.
Птицу эту кто узнал?
(голубь)

«Доскажи словечко»

Программное содержание: упражнять в узнавании птиц по описанию;
развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно послушать стишки о зимующих птицах и закончить их правильным подбором названия птицы. Если ответ правильный, размещают картинку отгаданной птицы на кормушку.

1. Непоседа птица эта —
Одного с берёзой цвета.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её. (сорока)

2. Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка. (воробей)

3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)

4. В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)

5. Окраска сероватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (ворона)

6. Символ мира – это он.
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет … (голубь)

«Природа и человек»

Программное содержание: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Оборудование: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос:
— «Что сделано человеком»?
— «Что создано природой»?
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Я знаю»

Программное содержание: закреплять знания о природе, развивать познавательный интерес.
Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.

Лото «Времена года»

Программное содержание: закрепление знаний признаков времен года, развитие логического мышления, внимания, совершенствование мелкой моторики.
Оборудование: четыре игровых поля (зима, весна, лето, осень) и фишки (крышки) с изображением примет разных времен года.
Ход игры: в игре участвует до 4 человек.
Воспитатель достает из мешочка фишку, ребенок определяет признак какого времени года изображен на рисунке и прикручивает фишку (крышку)

«Знай и выполняй».

Программное содержание: закрепить и систематизировать знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитный щит, магниты с изображением правил поведения в природе, карточки с текстом (правила).
Ход игры: воспитатель читает правило поведения в природе, дети находят картинку к данному правилу и проговаривают чего делать нельзя и почему.