Диагноз минимальная мозговая дисфункция. Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ММД

ММД - минимальная мозговая дисфункция - нарушение в умственно-психической сфере у детей и взрослых. Это расстройство проявляется в неудовлетворительной способности к обучению, недоразвитых поведенческих навыках, неусидчивости во время учебы.

Данное отклонение имеет множество причин и может развиваться при наличии в анамнезе родовых травм, внутриутробной гипоксии, вирусных инфекциях матери при беременности. Не последнюю роль в развитии патологии играет воздействие токсичных веществ или радиоактивного излучения на плод. Мозговая дисфункция у взрослых также может иметь место.

Проявления ММД

Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей проявляется как в умственных и поведенческих расстройствах, так и в нарушениях работы внутренних органов. При врожденной дисфункции могут быть нарушены хватательный, сосательный рефлексы, что затрудняет процесс кормления.

У новорожденных иногда отмечается склонность к плаксивости. Крики сопровождаются синюшностью кожных покровов. При этом возможно появление судорог по типу эпилептического припадка. Врач при осмотре и прослушивании отмечает учащение дыхательных движений, сердцебиения, потливость.

Во время кормления малыш часто срыгивает, что связано с нарушением функции сфинктера между пищеводом и желудком. Работа нижних отделов пищеварительного тракта также расстроена, что проявляется неустойчивостью стула.

Минимальная мозговая дисфункция, симптомы которой включают неврологические нарушения в виде судорог, а также сбой в работе внутренних органов, включают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Нарушение пищеварения у детей вторично ведет к усугублению синдрома двигательной гиперактивности. Кишечная микрофлора выделяет сигнальные молекулы, всасывающиеся в кровоток и оказывающие влияние на мозговую деятельность.

Такие дети поздно приучаются к горшку, в раннем дошкольном возрасте страдают энурезом вследствие нарушения в центре мозгового контроля позывов. Обучение ходьбе, речи замедленно. При поступлении в школу детям тяжело сконцентрироваться на учебе, в частности, процессах письма, чтения, арифметики. Поведенческие реакции у таких детей нарушены, просьбы педагогов и воспитателей, приглашения к играм игнорируются.

Такие дети испытывают затруднения в учебе из-за того, что им тяжело усидеть на одном месте. Синдром гиперактивности мешает обучению и концентрации внимания. В то же время у детей нарушена работа нейромедиаторов нервной системы - дофамина и норадреналина.

Минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется не столько интеллектуальными нарушениями, сколько дефицитом внимания. Ребенок с синдромом гиперактивности проявляет неряшливость в повседневной жизни, а также невнимательность к замечаниям учителей и родителей. Неврологические нарушения и неуклюжесть являются последствием мозговой гипоксии. У ребенка наблюдается повышенная тревожность вплоть до нарушения сна. Иногда отмечается синдром беспокойных ног, не дающий уснуть.

Диагностика и лечение ММД

Проводится исследование мозга и состояния сосудов ребенка при помощи:

  • реоэнцефалограммы;
  • ультразвукового исследования;
  • ПЭТ (при помощи позитронно-эмиссионного томографа).

Диагностикой двигательной гиперактивности и дефицита внимания занимаются совместно невропатологи и коррекционные педагоги. Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение которой включает определенные педагогические методики, требует индивидуального подхода.

Совет! Для гиперактивных детей необходимо подбирать подходящую для них форму физической нагрузки, которая будет компенсировать потребность ребенка в двигательной активности.

Такой способ траты энергии поможет детям с синдромом дефицита внимания лучше сосредотачиваться на умственной работе и процессах обучения. Занятия в спортивных секциях позволят проявить ребенку спортивный талант, а также улучшить координацию движений. Для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания подходят циклические виды спорта (бег, плавание, лыжи). Необходимо учитывать пожелания самого ребенка.

Малая мозговая дисфункция у детей требует лечения у психолога, невропатолога. Иногда для коррекции двигательной гиперактивности используют для снижения действия возбуждающих аминокислот глютамата и аспарагината на мозг: Пантогам, Пикамилон.

Для улучшения успеваемости и коррекции гиперактивного поведения используются антидепрессанты и противотревожные средства. Улучшают сон растительные препараты: пустырник, мелисса. Для терапии энуреза применяют аналоги гормона вазопрессина (Адиуретин).

Минимальная мозговая дисфункция, лечение которой требует системного подхода, успешно поддается корректировке при помощи успокоительных препаратов, а также витаминотерапии. и судороги требуют назначения противосудорожных препаратов.

Заключение

Дети с ММД вполне могут обучаться наравне со здоровыми детьми при надлежащей коррекции судорожного синдрома, а также при поддержании гигиены труда и отдыха, защите от умственного переутомления.

В детстве все дети обладают подвижностью, живой мимикой, часто меняющимся настроением, впечатлительностью и излишним вниманием ко всему новому. Если у вашего ребёнка эти качества и свойства нервной системы чрезмерно заострены и повышены, то можно заочно поставить ему диагноз “минимальная мозговая дисфункция”. Этот термин получил своё распространение в 1960-х гг. В то время его применяли по отношению к детям, испытывающим трудности в обучении, а также страдающим ярко выраженными расстройствами поведения.

Оглавление:

ММД — что это?

Минимальная мозговая дисфункция – это один из видов нервно-психического нарушения в детском возрасте. Это нарушение встречается у 5% дошкольников и у 20% школьников.

Основные симптомы ММД – расторможенность внимания, повышенная возбудимость и подвижность. Ребёнок не может усидеть на месте больше пяти минут. Ему постоянно нужно куда-то бежать, стремиться. Почему? Внимание такого ребёнка очень быстро истощается, из-за чего возникает утомляемость, которую он снимает двигательной активностью. Такого малыша привлекают яркие предметы. Но из-за повышенной утомляемости внимание малыша пресыщаемо, что мешает организовать произвольную деятельность. Поэтому, поиграв машинкой три минуты, ребёнок тут же её бросает и хватается за новую игрушку. Дети с ММД очень непоседливые, беспокойные, шумные. Заводя окружающих детей, они часто становятся причиной драк и шутовских выходок.

Причины возникновения ММД

ММД возникает из-за нарушений в структуре головного мозга ребёнка. На появление таких нарушений влияет множество причин, которые можно разделить на пренатальные (до родов), натальные (в процессе родов) и постнатальные (после родов). В первые три месяца, когда у плода начинает закладываться нервная система, любая вредность может вызвать патологию. К подобным вредностям относятся не только перенесённые матерью во время беременности инфекции (корь, скарлатина, грипп и т.п.), но и употребление алкоголя, наркотиков, антибиотиков из группы “циновые”, а также курение. Ушибы и падения, которые травмировали область живота, несовместимость по резус-фактору, угрозы выкидыша, нарушения в обмене веществ и сердечно-сосудистые болезни матери также негативно скажутся на ребёнке. Кроме того, плохая экология, повышенная радиация, химические отравления отрицательно влияют не столько на женщину, сколько на находящегося в животе малыша. Эти факторы представляют опасность для плода на протяжении всего периода беременности, но особую вредность они несут в первые три-четыре месяца, когда формируются органы и функциональные системы.

К причинам ММД, возникающим в процессе родов, относятся: слишком быстрые или слишком затянувшиеся роды, передозировка наркоза при кесаревом сечении, неудачное наложение щипцов, асфиксия и травма позвоночника у новорождённого. Если возникшее у ребёнка нарушение связано с натальным периодом, то в какой-то степени это связано с непрофессионализмом врачей.

К причинам, негативно влияющим на работу мозга после рождения, относятся инфекционные заболевания, операции, сопровождающиеся длительным и сильным наркозом, сотрясения мозга, ушибы и травмы головы, болезни сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушения в обмене веществ, соматическая ослабленность малыша. Это основные причины, вызывающие нарушения в работе мозга.

Влияние ММД на развитие ребенка

Поскольку при ММД задерживаются в своём развитии все системы мозга, то это негативно отражается на всех познавательных процессах ребёнка: на , мышлении, внимании, восприятии, речи. Также страдает общая и . Малыш неловок, неуклюж, он постоянно ёрзает на месте, вертится. Проблемы возникают и в эмоционально-волевой сфере: дети с ММД раздражительны, плохо адаптируются к сменяющейся ситуации, не понимают, какая дистанция должна быть при общении со взрослым.
Несмотря на повышенную разговорчивость, у ребёнка, страдающего минимальной мозговой дисфункцией, наблюдаются нарушения речи. Вредности, приводящие к из
менениям в структуре головного мозга, негативно влияют на центр Брока и центр Вернике, отвечающих за воспроизведение и восприятие речи. Первые слова и фразы появляются на 5-10 месяцев позже, чем в норме. При адекватном обучении активный и пассивный словарь детей обогащается, и к 6-7 годам их бытовая речь приходит в норму. Однако, суженный словарный запас проявляется в условиях монологической речи (пересказ прочитанного, рассказ на определённую тему, рассказ по картинке). В таких ситуациях употребление слов оказывается неточным, речь обычно состоит из глаголов и существительных, ребёнку трудно образовывать новое слово от знакомого (например, вместо “море” малыш может сказать “моренька”). Речь ребёнка смазанная, нечёткая. Предложение строится крайне примитивно, слова переставляются местами, вместо рассказа по картинке, ребёнок просто перечисляет нарисованные предметы. Малыш испытывает трудности при понимании конструкций в творительном и родительном падежах (например, “возьми вилкой макароны”, “сын отца”), словосочетаний, отражающих временные и пространственные характеристики, вызывают недоумение предложения с необычным порядком слов (“Маша догнала Петю. Кто самый быстрый?”), а также сравнительные конструкции (“Серёжа старше Вани, но младше Пети. Кто самый старший?”).

Всё вышеперечисленное приводит к тому, что у детей появляются трудности при обучении чтению. Детям сложно соединять буквы в слово, они переставляют буквы местами, путают их по внешнему виду, темп при чтении замедлен. В результате ребёнок просто теряет интерес к чтению, заменяя его рассматриванием иллюстрированных книжек. Иногда наряду с этой симптоматикой у ребёнка может присутствовать брадилалия, тахилалия, ОНР в различной степени и заикание. Частым спутником ММД является косноязычие, доходящее до готтентотизма (когда речь абсолютно непонятна). У детей с ММД нарушенной оказывается не только устная, но и письменная речь. Дети пишут слева направо, в письме присутствует зеркальность, замены, пропуски, перестановки букв и слогов, встречается слитное написание слов, неверный перенос слогов, дети путают строчные и заглавные буквы. Из-за нарушения внимания ребёнок просто не видит эти ошибки и поэтому не исправляет их.

Если в школьном возрасте на первый план у ребёнка с ММД выступают трудности в поведении и обучении, то в раннем и дошкольном возрасте ММД – проблема неврологического характера. Чем раньше будет начата коррекция ММД, тем легче будет ребёнку в дальнейшем. Каждому родителю важно понимать, что поведение ребёнка не является умышленным, а вызвано тяжёлым нервно-психическим нарушением. Поэтому в доме должна царить спокойная, умиротворённая обстановка без крика, излишнего шума и ссор. Это поможет сгладить напряжение, периодически царящее вокруг малыша. На пользу ребёнку пойдут ежедневные прогулки и физические упражнения. В воспитании нужно придерживаться средней линии: никаких наказаний, но минимум вседозволенности. Следует давать ребёнку поручения (но не больше одного), так у него выработается ответственность за свои поступки и навык регуляции поведения. Важен чёткий режим дня: ребёнок должен ложиться и вставать в одно и то же время. Малышу с ММД важно высыпаться: это ослабит его и без того излишнюю возбудимость.

Следует ограждать малыша от мест скопления народа и не торопиться отдавать в садик или в гимназию. Некоторым детям прописывается лекарственная терапия: специально подобранные лекарственные средства улучшают внимание, избавляют от чрезмерной двигательной активности. Чтобы исправить ребёнку речевые нарушения, нужно обязательно обратиться к логопеду. Он составит индивидуальную коррекционную программу и даст свои рекомендации.

Видео: Неврология у здоровых детей — Доктор Комаровский

Дома же для улучшения речи родителям нужно чаще общаться с ребёнком, их речь должна быть чёткой, спокойной, выразительной. Полезно читать ребёнку книжки. Беседуя по поводу прочитанного, прививать интерес к процессу чтения. Следует и упражнения на развитие общей и мелкой моторики (застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровки, перебирание бисера и т.п.), а также учить правильно держать карандаш. Это подготовит руку малыша к письму.
Каким бы сложным ни было нарушение, важно помнить, что любовь и забота близких играют решающую роль в процессе коррекции.

   Внешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием.

   Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

   1. Невнимательность:

    - слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

    - не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

    - с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

    - имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

    - избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

    - часто теряет вещи;

    - очень забывчив.

   2. Сверхактивность:

    - мало спит, даже в младенчестве;

    - находится в постоянном движении;

    - ёрзает, не может усидеть на месте;

    - проявляет беспокойство;

    - очень говорлив.

   3. Импульсивность:

    - отличается резкими сменами настроения;

    - отвечает до того, как его спросят;

    - не способен дождаться своей очереди;

    - часто вмешивается, прерывает;

    - не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

    - не подчиняется правилам (поведения, игры);

    - по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда - нет).

   Специалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны: перинатальная патология , недоношенность, токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее. Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным ММД.

   Парадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД - это функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

   Всё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

   Все эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма, которые уже действительно придётся лечить.

   В 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как о трудном и плохом ребёнке.

   Часто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Диагностика ММД у детей

   Диагноз поставить легко только в случае высокой выраженности симптомов - чрезмерной и постоянной гиперактивности у ребёнка (реактивный тип ММД). Для таких детишек есть чёткие диагностические критерии, на основании которых делают заключение о наличии СНВГ или СДВГ. Остальные типы ММД (их всего пять) трудно распознать, пока ребёнку не исполнится 6,5 лет.

   В действительности разные типы ММД отличаются следующим:

   1. Активный тип.

   Активный тип быстро включается в работу, в начале очень внимателен, но так же быстро выключается и теряет концентрацию внимания. Такой ребёнок может казаться лентяем - на самом деле ему просто трудно удерживать внимание.

   2. Ригидный тип.

   Ригидный тип, наоборот, очень тяжело включается в новую игру или занятие, активность и внимание у него появляются только в конце. Этот ребёнок обычно получает ярлык "тугодум" или "тупой", а ему всего лишь сложно включаться в работу.

   3. Астеничный тип.

   Астеничный тип очень медлителен и при этом невнимателен и рассеян. Такие дети очень недолго способны концентрировать внимание, поэтому им просто не хватает времени, чтобы услышать всё, что необходимо.

   4. Реактивный тип.

   Реактивный тип, наоборот, слишком активен. Но также быстро теряет работоспособность и трудно усваивает новые знания.

   5. Субнормальный тип.

   Субнормальный тип характерен для детей, у которых концентрация внимания наиболее выражена в середине занятия или игры. Работоспособность у них падает медленно. Они создают впечатление нормальных здоровых детишек, но с низкой мотивацией. На самом деле такие дети настолько стараются и выкладываются, что их мозг периодически сам себя выключает - чтобы избежать излишней нагрузки.

   Все дети с ММД по типам распределяются примерно так: активный - 10%, ригидный - 20%, астеничный - 15%, реактивный - 25%, субнормальный - 30%. К сожалению, определить, к какому типу относится нарушение ребёнка, можно только перед поступлением в школу.

   Если невропатолог поставил вашему ребёнку диагноз ММД, то следует прислушаться к следующим советам:

   1. Не стоит пугать себя тем, что написано про детей в статьях про ММД и гиперактивность. Помните: организм ребёнка способен компенсировать очень многие дисфункции.

   2. Не ругайте ребёнка за то, что он не может исправить в себе - чрезмерную подвижность, невнимательность и так далее. Это ничего не изменит, только понизит его самооценку.

   3. Вы очень поможете малышу, если не будете создавать дополнительные трудности для его мозга. Как этого избежать, подскажет психолог с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.

Это интересно! По одним данным число детей с минимальной мозговой дисфункцией составляет 2%, а с другим – 21%. Такое противоречие говорит о том, что не существует четкой клинической характеристики данного синдрома.

По взглядам неврологов 21 века, термина «минимальная мозговая дисфункция» нет и в МКБ-10 ему соответствует группа расстройств с названием «Гиперкинетические расстройства поведения» под кодом F90.

Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.

Что это за диагноз — синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)

Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с младшего детского возраста у больных будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения. Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в школьном возрасте болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные проблемы. В числе таких проблем будут сложности в обучении и социальной адаптации, развитие психопатических расстройств.

В МКБ-10 данный синдром находится в разделе с названием «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском или подростковом возрасте». Также он встречается в подразделах «Гиперкинетическое расстройство поведения» и «Нарушение активности и внимания».

Основные симптомы

В зависимости от того, когда диагностируется заболевание, и было ли после диагностики проведено лечение, симптомы будут разными.

ММД у детей

Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у ребенка не столь сложно. У детей с синдромом будут проблемы в поведении и обучение уже с первого класса . Часто также такие дети страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные невротические реакции. Такие дети быстро устают от любого вида деятельности, они раздражительны и страдают от повышенной возбудимости.

При наличии любых 8 симптомом из этого списка можно диагностировать ММД:

  1. Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте.
  2. Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.
  3. Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.
  4. Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.
  5. На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.
  6. Перебивает других и докучает взрослым и детям.
  7. Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.
  8. Разговаривает без остановок.
  9. Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.
  10. Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.
  11. При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.
  12. Не может играть один в тишине.
  13. Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени.
  14. Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.

Термин «энцефалопатия» применяется в медицине, как обозначение различных невоспалительных форм патологических состояний мозга и центральной нервной системы. Родителям необходимо принимать срочные меры в случае , так как чем младше ребенок, тем результативнее лечение. Какие же первые признаки этого заболевания?

Плохой сон и расстройство поведения у маленьких детей может быть спровоцировано и наличием доброкачественной внутричерепной гипертензии. Как определить болен или нет ребенок читайте .

Проявление у взрослых

  • Нарушение моторной функции, часто это называется «неловкость».
  • Неспособность обучаться чему-то новому.
  • Невозможность усидеть на одном месте, хочется, как минимум, ерзать.
  • Настроение меняется быстро и без видимого повода.
  • Наблюдается дефицит произвольного внимания.
  • Импульсивность и повышенная разреженность.

Причины минимальной мозговой дисфункции

  • Тяжелая беременность, особенно, в течение первого триместра.
  • Сильный токсикоз.
  • Вредное воздействие на женщину в период вынашивания ребенка химических веществ или радиации, микробов, вирусов и просто инфекционных болезней.
  • Угроза выкидыша.
  • Преждевременные или переношенные роды.
  • Слабость в процессе родовой деятельности, долгие роды.
  • Гипоксия плода (недостаток кислорода) вследствие сдавливания пуповины вокруг шеи младенца.
  • После родов причиной описываемого синдрома может быть плохое питание.
  • Инфекционные болезни, перенесенные новорожденным.
  • Плохая экологическая обстановка.
  • Повреждение шейного отдела позвоночника малыша при родах.

На рисунке схема возникновения минимальной мозговой дисфункции из-за проблем с позвоночником:


Современная наука рассматривает минимальную мозговую дисфункцию как последствие ранних локальных повреждений головного мозга младенца.

Лечение

Без лекарств при ММД не обойтись, но в процессе лечение не они будут на первом месте. При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:

  • Надо ложиться спать и вставать в определенное время. Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.
  • Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.
  • Обо всех возможных переменах человека с таким синдромом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам.
  • Надо чаще приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.
  • Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Для ребенка с таким синдромом полезно дружить со спокойными детьми на несколько лет старше его самого.
  • В присутствии ребенка не надо выяснить отношения между собой. В воспитании ребенка с ММД активное участие должен принимать папа.
  • Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера.
  • Ребенку надо развивать мелкую моторику.

В качестве лекарственных средств можно использовать:

  • Растительные успокоительные средства: валериана и пустырник, зверобой, новопассит.
  • Препараты для стимуляции обмена веществ в клетках головного мозга, а также лекарства для улучшения кровообращения.
  • Дополнительные витаминные комплексы.

Менингит – очень опасное для жизни инфекционное заболевание, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. В самом начале болезнь проявляется симптомами, схожими со многими другими — беспокойный сон, судороги, вялость. Как же распознать и вовремя обратиться к врачу?

О причинах возникновения отека головного мозга у детей можно узнать . В этой же статье узнаете как оказать первую помощь ребенку с отеком.

Прогноз

Конкретный курс лечения должен проводиться под контролем специалиста. После курса у ребенка улучшается сон и внимание, человек с ММД становится менее раздражительным, исчезают явные признаки симптома. Чтобы избежать осложнений, лечение необходимо начинать еще в детском возрасте.

Каждый родитель должен с самого детства обращать внимание на поведение своего ребенка, особенно, если в период беременности или родов случались вышеописанные проблемы. Многие симптомы ММД часто воспринимаются родителями как обычное детское поведение. Если есть какие-то сомнения, лучше всего оперативно обращаться за консультацией к врачу. Чем раньше поставят диагноз, тем быстрее и безопаснее можно будет справиться с синдромом.
На видео доктор медицинских наук рассказывает о том являются ли неуправляемые дети проблемой воспитания или жертвой проблем с работой мозга — синдрома минимальной мозговой дисфункции, синдрома дефицита внимания — лечить или терпеть, заболевание или проявление личности:

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим про­явлениям патологических состояний. Характерными ее призна­ками являются повышенная возбудимость, эмоциональная не­устойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симпто­мы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной дея­тельности, трудности обучения. Минимальная мозговая дисфункция выявляется у 5-15% детей школьного возраста.

Причины и механизмы развития минимальной мозговой дис­функции остаются до конца невыясненными. Выдвигаются гипо­тезы о роли органического, генетического факторов, биохимиче­ской дисфункции, педагогической «запущенности» в происхожде­нии данного синдрома. Для возникновения синдрома в ряде случа­ев необходимо сочетание указанных факторов.

Минимальная мозговая дисфункция чаще всего выявляется в школьном возрасте; ранние симптомы синдрома у некоторых детей можно обнаружить уже на первом году жизни. С первых недель жизни дети, у которых в дальнейшем формируется синдром ММД, отличаются повышенной возбудимостью и двигательным бес­покойством. С первых же недель отмечается нарушение сна и сни­жение аппетита. Наблюдаются повышение мышечного тонуса, угне­тение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм), нарушения иннервации желудочно-кишечного тракта. Все эти нарушения отличаются изменчивостью и непостоянством. У некоторых детей выявляется задержка темпа психомоторного развития в течение первого года жизни.

В возрасте от одного года до трех лет ведущими в клинической картине бывают повышенная возбудимость, двигательное беспо­койство, нарушение аппетита, слабая прибавка массы тела, рас­стройство сна. Дети плохо засыпают вечером, сон бывает поверх­ностным, дети часто просыпаются и при этом кричат. На втором году жизни у некоторых детей может быть выявлено отставание в речевом развитии. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью («гиперкинетическое поведение»), отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не способны к длительной игровой деятельности; они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.

В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выра­женной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. Наблюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия. Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности.

В школьном возрасте дети с ММД испытывают трудности в усвоении навыков письма, чтения и счета. Двигательные наруше­ния характеризуются мышечной дистонией, асимметрией мышеч­ного тонуса и рефлексов, непостоянными патологическими рефлек­сами. Моторная неловкость сочетается с недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической муску­латуры. Часто выявляются мозжечковые нарушения, статическая и динамическая атаксия, промахивание при пальце-носовой пробе, специфические нарушения почерка и речи.

Могут иметь место различные проявления задержки психиче­ского развития. Дети не обнаруживают готовности к обучению в школе. Они не всегда учитывают ситуацию. Им присущи наивность и непосредственность поведения. Наблюдается недоразвитие эмо­ционально-волевой сферы. Детям свойственны низкая работоспо­собность и склонность к двигательной расторможенности.

Дети испытывают затруднения в обучении главным образом из-за замедления темпа психической деятельности, цереброастенических проявлений, нарушения памяти и внимания, излишней под­вижности, недоразвития произвольной целенаправленной дея­тельности. Эти затруднения становятся особенно выраженными при увеличении объема и темпа предъявления нового материала. В отдельных случаях отмечаются проявления дислексии и дисграфии. Дети испытывают трудности при необходимости адаптиро­ваться к новым условиям. При изменениях привычного жизненного стереотипа у них возникают своеобразные состояния дезадаптации и невротические расстройства.

В периоды возрастных кризов часто выявляются или усилива­ются психопатологические нарушения.

Степень выраженности указанных изменений крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагностируемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагогических воздействий.

Клиническая симптоматика ММД видоизменяется в зависимости от этапа возрастного развития. У детей раннего возраста чаще обнаруживаются неврологические нарушения. В старшем возрасте ведущее место занимают расстройства поведения и специфические трудности обучения.

Практика показывает, что больным дошкольникам взрослые не всегда уделяют должное внимание. Отчасти это объясняется тем, что вся симптоматика становится явной с того момента, когда дети с малыми мозговыми поражениями начинают испыты­вать трудности в процессе обучения в школе. К этому времени симптомы легкой мозговой недостаточности утяжеляются за счет вторичных нарушений, обусловленных дополнительными экзогенны­ми вредностями, неправильным воспитанием и реакцией ребенка на свою несостоятельность.

Лечебно-коррекционные мероприятия зависят от степени выра­женности и характера основных психоневрологических синдро­мов. При синдроме гиперактивности и чрезмерной импульсивности врач назначает успокаивающие препараты - настой из трав, пре­параты брома, кальция; если эти препараты оказываются неэф­фективными, больному назначают меллерил, триоксазин, седуксен.

К концу урока и на последних уроках нарушается концентра­ция внимания из-за наступающего истощения. В связи с этим сле­дует подумать о целесообразности второго выходного дня. Наряду с этим врач может назначить препараты, повышающие активность нервной системы (витамины группы В, церебролизин, ноотропил, аминалон).

Сочетание малой мозговой дисфункции с гидроцефальным синдромом может сопровождаться головными болями, повышенной возбудимостью, нарушением сна, небольшими повышениями тем­пературы. В таких случаях необходимо периодически проводить лечение, направленное на снижение внутричерепного давления. При судорогах проводят противосудорожное лечение. Если веду­щим синдромом при малой мозговой дисфункции является задерж­ка психомоторного развития, то наряду с воспитательными и педа­гогическими мероприятиями целесообразно проводить курсы стиму­лирующего лечения (церебролизин, гаммалон, аминалон, ноотро­пил и др.).

При двигательных расстройствах в виде нарушения тонкой моторики рук, координации движений, равновесия делается акцент на развитие двигательных навыков и постепенное приобщение ре­бенка к участию в различных видах деятельности.

Для лечения ММД важным является правильная ориентация врача и педагога-дефектолога при направлении ребенка в школу. От этого зависит компенсация дефекта и социальная адаптация ребенка. Дети, страдающие ММД, с нормальным интеллектом и отсутствием выраженного отставания в психическом развитии учатся, как правило, в массовой школе. Однако они требуют постоянной медико-педагогической коррекции. В некоторых случаях на 1-2 четверти их следует переводить в санаторные отделения, в которых наряду с обучением проводятся лечебные мероприя­тия. При выраженных речевых нарушениях дети должны быть помещены в речевую школу, где коррекция речевых нарушений является основным методом лечения.

В профилактике ММД важное значение приобретают вопросы организации помощи детям с ММД. Они должны быть ориентиро­ваны на ранний возраст, когда компенсаторные возможности моз­га велики и не успел сформироваться патологический стереотип. Дети, у которых выявлены неврологические нарушения в раннем возрасте, должны находиться на диспансерном учете и системати­чески осматриваться невропатологом, психиатром, психологом, ло­гопедом для выявления и коррекции клинических проявлений ММД до поступления в школу.

Решение проблемы ММД предусматривает тесную взаимосвязь лечебно-профилактических и лечебно-педагогических учреждений. Большая медицинская и социальная значимость проблемы ММД определяет необходимость разработки ранних комплексных про­филактических мероприятий, направленных в первую очередь на предупреждение пренатальной и перинатальной патологии нервной системы. В школьном возрасте даже дети с компенсированными случаями ММД должны находиться под постоянным контролем с целью предупреждения возможных отклонений в поведении, кото­рые могут привести к антисоциальным поступкам.

Задание к вопросу 2

Известно, что медицинский диагноз констатирует аномалию развития ребенка посредством определенного термина. К примеру, энцефалопатический синдром, церебрастенический синдром, минимальная мозговая дисфункция, хромосомная мутация по типу синдрома Дауна и др. подобные термины указывают, в первую очередь, на комплекс изменений в физическом, неврологическом и соматическом статусе ребенка.

Опираясь на содержание диагноза, описать изменения в психическом развитии ребенка, т.е. определить:

    какие проблемы могут возникнуть в жизнедеятельности ребенка (в процессе общения и взаимодействия с предметным миром);

    с какими трудностями столкнется взрослый в процессе обучения и воспитания ребенка с измененными свойствами нервной системы;

    какое поведение ухаживающего за ребенком взрослого может оказаться непродуктивным, нецелесообразным для его развития;

    каким может быть вмешательство специалиста в процесс социализации ребенка с явно выраженным нарушением развития (направления и цели такой работы).

Печатается из издания: Тингей Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д.В. Колесова. - М.: Педагогика, 1988. С. 190-222.