Дезориентация - это симптом серьёзных проблем. Дезориентация — потеря во времени, пространстве и в себе

Дезориентация - это расстройство сознания, при котором человеку трудно быстро и правильно думать, действовать, ориентироваться. Больной может забывать, куда он шёл, что с ним происходило некоторое время назад. Такому человеку нужна постоянная помощь со стороны других людей.

Причины дезориентации

С чего начинается дезориентация? Сначала у больного начинает снижаться внимание, и он плохо ориентируется в местности. Это ведёт к ухудшается память. У пациента появляются такие черты, как молчаливость, подавленность, малоподвижность. Чаще всего такое расстройство появляется у пожилых людей. Дезориентация - это неспособность самостоятельно ориентироваться в ситуации, времени, местности, людях. Основные причины:


Меры предотвращения

Дезориентация - это нарушение в сознании, при котором человек не может ясно и чётко мыслить. Появление такого расстройства требует тщательного обследования и установления точного диагноза. Если дезориентация сознания вызвана приёмом лекарственных препаратов, то лечащий врач пересмотрит их дозы или назначит другое средство.

Если спутанность сознания настигла человека врасплох, то нужно постараться сохранять спокойствие, не паниковать, а проанализировать причины возникновения недуга. Часто дезориентация - это сигнал о каком-то В таком состоянии нужно много пить, следить за артериальным давлением, проверять пульс. Иногда для предотвращения специалист назначает антидепрессанты.

Виды расстройств

Среди наиболее распространенных видов дезориентации:

  • пространственное нарушение;
  • потерянность во времени;
  • социальная дезориентация.

При пространственном расстройстве больной не может узнать место, где он находится. Если встречается разлад во времени, то пациент не помнит дни недели, время суток. Иногда у детей и подростков встречается социальная дезориентация. Она возникает при изменении условий жизни у очень чувствительного ребёнка. Это может быть поступление в детский сад, школу.

Психологическая особенность социально-дезориентированной личности - пониженная чувствительность к социальным нормам. С такими детьми нужно постоянно вести работу, чтобы довести их развитие до соответствующего уровня.

Синдром социальной дезориентации

Социальная дезориентация

Этот психологический синдром возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения - поступление в школу. Для детей, которые до школы воспитывались только дома, изменение оказывается более резким, чем для тех, кто посещал детский сад, поэтому у них социальная дезориентация встречается чаще.

Иногда синдром социальной дезориентации складывается еще в дошкольном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем более вероятно возникновение этого психологического синдрома. Масштаб изменений, в свою очередь, определяется степенью различий между прежним и новым местом жительства. Так, переезд из деревни в большой город или наоборот скорее приведет к социальной дезориентации, чем переезд из одного большого города в другой или из одной деревни в другую.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. В отличие от этого есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. При пониженной чувствительности к социальным нормам единственное, что ребенок замечает, - это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появления новых ограничений он не осознает. Позиция школьника с социальной дезориентацией недифференцирована, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь.

Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, вандализм и т. п.), что составляет основную особенность деятельности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше "запутывает" ребенка, усиливая его дезориентированность.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становятся гипертимный склад личности, импульсивность и гиперактивность, резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами. Импульсивность - это склонность к совершению необдуманных действий. Их причиной становятся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и самоконтроль отсутствуют (или по меньшей мере недостаточно сформированы). Повышенная импульсивность может быть следствием как неврологических нарушений, так и педагогических просчетов (избалованности, чрезмерной опеки). Приведем пример.

Боре Р. 9 лет. Родители привели его к психологу с жалобой на многочисленные нарушения норм поведения дома и особенно в школе. Несколько раз он использовал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге окончились бескровно). В классе неоднократно совершал мелкие кражи: похищал из чужих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой поджог (не нанесший, по счастью, существенного урона). Последнее его "прегрешение " состоит в том, что он изрезал ножницами свитер на своем однокласснике.

Боря - хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжелательно. Историю с изрезанным свитером объясняет просто: у него оказались ножницы, а сосед был в красивом свитере - вот ему и стало интересно вырезать из него кусочек. Все попытки выяснить у Бори причины его проступков наталкиваются на реакцию типа: "так вышло", "так получилось", "не знаю почему". В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему, Боре, все придираются. Других мальчиков не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего особенного не делает - он такой же, как все.

Психологическое обследование показывает, что интеллект у Бори нормальный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. У мальчика понижена чувствительность к социальным нормам, а главное - отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости разных норм. Для него рядоположены правила типа "нельзя вертеться на уроке" и "нельзя бить палкой по голове одноклассника за то, что он тебя дразнил".

В детстве Боря был болезненным мальчиком, и в детский сад его не отдавали. Нормы школьной жизни оказались для него совершенно незнакомыми и непривычными, и у него с первого же класса начались нарушения поведения.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией - это не сознательное нарушение правил, "хулиганство", а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснить: "Это делать можно, а этого - нельзя". И они старательно объясняют: "Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя резать ножом чужой свитер..." Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают неразбериху, царящую в голове у "нарушителя". Он окончательно запутывается в том, какие правила - основные, главные, а какие - второстепенные.

Конечно же, он знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их даже трудно перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположенном месте, ковырять в носу, курить, дразнить девчонок...

Ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и происходит Борино недоумение по поводу того, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже не ангелы.

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Чаще всего родители или учитель рассказывают о грубых нарушениях социальных норм: вандализме (то есть уничтожении или повреждении материальных ценностей), мелком воровстве и т. п. При обследовании часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.

Среди детей с социальной дезориентацией преобладают экстраверты (то есть дети, стремящиеся к широкому общению). Вместе с тем у них, как правило, обнаруживается недостаточность межличностных связей и их поверхностность. Это объясняется неумением строить контакты с окружающими. Нарушения общения со сверстниками дополнительно повышают вероятность развития ребенка по асоциальному или антисоциальному пути.

Как правило, неискушенный человек, сталкиваясь с социально дезориентированным ребенком, склонен объяснять происходящее грубыми ошибками воспитания. Он не так уж далек от истины. Действительно, в большинстве случаев и родители таких детей сами недостаточно хорошо ориентируются в социальной действительности. И все же, как мы уже увидели, подлинная проблема лежит глубже. Такой ребенок не просто плохо воспитан. У него не сформирована одна из важнейших психологических способностей: чувствительность к требованиям и ожиданиям той социальной среды, в которой он находится.

Отверженность

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира.

Начатки такого представления можно видеть уже в приведенном выше примере. Боря не понимает, что нарушения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, - то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке. Разница между асоциальностью и антисоциальностью в том, что асоциальный ребенок не обращает внимания на социальные нормы и правила, а антисоциальный целенаправленно их нарушает.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологического профиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Это и дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.

Сергею И. 14 лет. Родители жалуются на то, что он стал замкнут, упрям, постоянно проявляет негативизм.

Три года назад семья переехала в Москву из военного городка в Крыму. Мальчик с трудом адаптировался в новом окружении. Учителя жаловались на его поведение, отмечали "хулиганские выходки" как во время уроков, так и на переменах. Сережа стал часто прогуливать уроки. Администрация дважды ставила вопрос о его исключении из школы, но родителям оба раза удавалось погасить конфликт. В период жизни в Крыму поведение Сергея также вызывало нарекания, но жалоб было существенно меньше.

В первое время после переезда Сережа часто бывал возбужден, находился в приподнятом настроении. Он проводил много времени на улице или в сквере около дома, пытаясь принимать участие в развлечениях своих сверстников. Эти попытки не встречали у них положительной реакции. Со временем Сережа их прекратил и стал большую часть времени проводить дома. Однако иногда он уходит на целый день, выбирая для своих прогулок уединенные места.

Психологическое обследование выявило высокий уровень эмоциональной напряженности. Сережа воспринимает свое социальное окружение (включая и взрослых, и сверстников) как враждебное по отношению к себе. Во время обследования держится настороженно и подозрительно. Он идеализирует свою прежнюю жизнь в Крыму, хочет туда вернуться. Москву называет "бандитским городом". Мальчик выраженно экстравертен. Фрустрация (неудовлетворенность) потребности в общении переживается им очень остро.

На этом примере хорошо видно, как развивается конфликт недостаточно социализированного ребенка с обществом. Отношения со взрослыми нарушаются из-за отклонений в поведении (по типу социальной дезориентации). Отношения со сверстниками не выстраиваются, поскольку ребенок не в состоянии освоить принятый в данной группе стиль общения. В итоге мальчик остается в полной изоляции.

Социальная изоляция и отверженность - психопатизирующие психологические синдромы. Применение взрослыми стандартных средств воздействия (наказание, помещение подростка в закрытое учебное заведение и т. п.) дополнительно повышает вероятность развития личности по антисоциальному типу.

Рассмотрим принципы преодоления социальной дезориентации на примере работы с Борей Р.

С Борей в течение года проводилась психокоррекционная работа. Главное, что было ему необходимо, - это научиться соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости. Важнейшая роль в этом принадлежит родителям. На первом этапе они должны были полностью прекратить любые наказания и замечания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать (и наказывать) серьезные. Лишь убедившись в том, что наиболее грубые нарушения норм полностью прекратились, можно было делать следующий шаг.

Однако, как часто бывает в подобных случаях, они и сами недостаточно отдавали себе отчет в том, какие нарушения можно считать мелкими, а какие должны быть признаны серьезными. Пришлось не одну встречу посвятить разбору как конкретных жизненных ситуаций, так и общих вопросов о том, что представляет собой меньшее зло: обман или воровство? драка или грубые слова? нежелание убирать свои вещи или склонность портить чужие?

Папа утверждал, что все это плохо. О каких оттенках тут можно говорить? Пришлось обратиться к уголовному кодексу: все перечисленные в нем преступления плохи, но все же они очень сильно различаются по тяжести. Так же и детские проступки: например, обманывать плохо, но все же лучше, чем воровать.

Подобную же работу психолог проводил с самим Борей, но, конечно, ее формы были совсем другими. Вот пример одного из специальных занятий, направленных на иерархизацию норм (то есть соотнесение их по важности и значимости). По просьбе психолога Боря нарисовал нескольких мальчиков: "очень хорошего", "довольно хорошего, но не самого хорошего", "среднего, обычного", "плохого, но не очень" и "очень плохого". Затем началось обсуждение поведения каждого из них:

Что такого делает этот мальчик, из-за чего его можно назвать очень хорошим?
- Он не крадет вещи.
-Конечно, нет. И все-таки то, что он никогда не ворует, еще не значит, что он очень хороший. Наверное, это ты сказал не про очень хорошего, а про среднего, обычного.

На таких занятиях мальчик с помощью психолога четко определял градации (степень положительности или отрицательности тех или иных поступков). Нередко также обсуждались так называемые моральные коллизии - вопросы о том, можно ли нарушить то или иное правило в той или иной ситуации.

Можно ли проехать на красный свет, если очень торопишься? А если не просто торопишься, а опаздываешь на работу? А если от этого зависит жизнь человека? При таких обсуждениях приходится постоянно помнить, что моральные нормы и нормы закона не всегда совпадают. Обсуждения проводились именно с точки зрения морали.

Через некоторое время наиболее грубые нарушения правил у Бори прекратились. Обрадованные родители решили, что теперь уже они смогут "одним махом" прекратить все оставшиеся негативные проявления. Пришлось их разочаровать. Даже на этом - довольно позднем - этапе работы нельзя хвататься за все сразу. Надо выбрать какую-то одну область и сосредоточить усилия на ней (опять же оставляя пока без внимания все прочие нарушения). Так, шаг за шагом, удается постепенно ввести поведение ребенка с социальной дезориентацией в нормальные рамки.

Предотвращение этого психологического синдрома строится на тех же принципах, что и его коррекция. Главное условие - это естественное соответствие между тяжестью совершаемых ребенком проступков и следующего за ними наказания. Если наказание определяется не степенью вины, а настроением родителей или учителя, то детям трудно разбираться в "устройстве" социальной жизни. Гиперактивный ребенок нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставляться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания.

Социальная дезориентация поддерживается нарушениями общения со сверстниками, поэтому и в этом случае будут полезны "симптоматические" рекомендации по налаживанию такого общения.

Как мы видим, психологический синдром социальной дезориентации вполне можно преодолеть. Еще лучше, если удалось не допустить его возникновения. Как и при других психологических синдромах, главное - это не поддерживать порочный круг, при котором наше собственное поведение усиливает беспокоящие нас проявления в поведении детей. А для этого важно перенести центр тяжести с наблюдений за ребенком на наблюдения за своими собственными (родительскими, учительскими и т. п.) реакциями.

Рекомендации по преодолению психологического синдрома отверженности в принципе таковы же, как и при социальной дезориентации. Однако в этом случае индивидуальной работы с ребенком и рекомендаций, даваемых его родителям, обычно оказывается недостаточно. При отверженности наиболее эффективна групповая работа.

Социальная дезориентация - это неблагоприятный вариант развития ребенка, который возникает чаще всего в результате резкого изменения условий его жизни. В частности, социальная дезориентация может проявиться при смене семьи или при переходе из детского дома в семью в результате усыновления, при поступлении в детский сад или в школу. Социальная дезориентация возникает не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. Пониженная чувствительность к социальным нормам - это основная психологическая особенность социально-дезориентированного ребенка. Уже в раннем возрасте у ребенка часто наблюдается замедленное овладение предметными действиями. В течение длительного времени сохраняются неспецифические, однообразные манипуляции с предметами. Позднее, в дошкольном возрасте, замедленно развивается игра. Как правило, игры таких детей однообразны. Игрушки ими могут использоваться неадекватно (например, игрушечная кроватка используется в качестве машины). В рисунках дошкольников с социальной дезориентацией проявляется отсутствие общепринятых способов изображения человека, дома и т.п. Таким образом, особенности психического развития при социальной дезориентации не исчерпываются поведенческими нарушениями, а проявляются во всех сферах детской деятельности.

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира.

Итак, социальная дезориентация проявляется в следующем поведенческом сочетании:

Ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути (ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и тому подобное);

Отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание «быть хорошим».

Окружающие чаще всего однозначно реагируют на поведение такого ребенка: он, мол, сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые попадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен различить, в чем разница между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между порицаемым отбиранием чужих игрушек и поощряемым собиранием своих и тому подобное. Неадекватная реальным возможностям ребенка реакция взрослых еще больше «запутывает» его, усиливая дезориентированность и способствуя неблагоприятным поведенческим проявлениям.

Обычно взрослые считают, что ребенку вполне достаточно объяснить: «Это делать можно, а этого - нельзя». И они старательно объясняют: «Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя воровать...» Подобные высказывания дополнительно усиливают путаницу, царящую в голове у «нарушителя». Он окончательно запутывается в том, какие правила - основные, главные, а какие - второстепенные.

Конечно же, ребенок понимает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их трудно даже перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположенном месте и так далее.

И в то же время, ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают эти правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и происходит недоумение ребенка по поводу того, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже не ангелы.

Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и наказывают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность хода развития по антисоциальному пути («раз я плохой, то, естественно, я должен совершать дурные поступки»). Негативную роль играют также нарушения взаимоотношений со сверстниками (вследствие не владения принятыми формами общения).

Таким образом, взрослые обязаны предельно четко продумать и сформулировать предъявляемые к ребенку с социальной дезориентацией требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными. Запретов должно быть немного, следует запретить только особо негативные проявления. За каждое нарушение этих запретов нужно наказывать, однако наказание не должно быть чересчур строгим. Его цель не в том, чтобы вызвать у ребенка страх или чувство вины, а лишь в том, чтобы показать ему на неправильность поведения. Поэтому в большинстве случаев достаточно замечания, сделанного строгим тоном. Важно свести запреты к минимуму, чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет.

Когда наиболее грубые нарушения будут блокированы, следует понемногу расширить круг задаваемых ребенку правил поведения, постепенно приближая их к его возрастной норме. Очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка, не допуская формирования негативного отношения к самому себе. Взрослым необходимо помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а из-за неверного понимания ситуации. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок и сам поверил в то, что его поступки неправильны не потому, что он плохой, а потому, что он еще не знает всех правил поведения.

Недопустимо, чтобы наказание определялось не степенью вины, а настроением родителей или учителя, тогда детям трудно разобраться в «устройстве» социальной жизни. Импульсивный ребенок нередко оказывается в ситуации «постоянного наказания», так как не проходит и часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения не должны оставаться без внимания, но и не должны влечь за собой наказания.

В дошкольном возрасте большие возможности для развития предоставляет сюжетно-ролевая игра. Воспроизводя в совместных с дошкольником играх различные жизненные ситуации, можно научить его адекватно в них ориентироваться. Полезно, чтобы ребенок чередовал исполнение ролей положительных и отрицательных персонажей. Это позволит ему лучше понять специфику различных моделей поведения. Значительную помощь может оказать также обсуждение с ребенком рассказов и сказок, выяснение того, кто из персонажей поступил хорошо, а кто - плохо.

Для преодоления социальной дезориентации важно обращать внимание на все виды детской деятельности. Например, учить ребенка отображать в рисунке стандартные, типичные для его возраста ситуации. Надо также расширять сюжеты его игр. Это будет способствовать, в частности, общению со сверстниками, имеющему чрезвычайно важное значение для корректировки поведения ребенка.

Надо помнить, что ребенку с социальной дезориентацией трудно предусмотреть последствия своих поступков. Необходимо постоянно обсуждать с ним возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях и наиболее вероятную реакцию окружающих на те, или иные действия ребенка. Во время таких бесед важно специально заострять его внимание на стандартных, общепринятых способах поведения.

Итак, мы видим, социальную дезориентацию можно преодолеть. Еще лучше, если удалось не допустить ее возникновения. Главное - чтобы собственные поступки взрослых не усиливали негативные проявления в поведении детей. А для этого родители должны перенести центр тяжести с наблюдений за ребенком на наблюдения за своими собственными реакциями.

при социальной дезориентации ребенка

1. Необходимо свести запреты к минимуму (запрещать нужно только наиболее грубые проявления)

2. Все мелкие нарушения нужно, как бы оставлять без внимания: они не должны влечь за собой наказания

3. Следует понемногу расширять круг правил поведения, задаваемых ребенку, доводя до возрастной нормы

4. Серьезность наказания должна строго соответствовать тяжести совершаемых ребенком проступков

5. Очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка

6. Всегда помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а из-за того, что он плохо чувствует и недостаточно понимает ситуацию

7. Оказывать ребенку помощь в налаживании общения со сверстниками

8. Полезно обсуждать с ребенком рассказы и сказки, фильмы, выясняя, кто из персонажей поступил хорошо, а кто – плохо

9. Необходимо постоянно разъяснять ребенку возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у него стандартные, общепринятые формы поведения.

Список литературы

1. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007.

2. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2005.

3. Петрановская Л. Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения: Пособие для приемных родителей – 2-е изд., доп. – Москва.: Студио-Диалог, 2009.

Общие сведения

Дезориентация - это изменение в сознании, при котором человек не способен думать и мыслить ясно. Часто, дезориентация вызывает потерю способности узнавать людей или места, помнить время и даты. Чувство дезориентации приводит к спутанности сознания и к неспособности принимать решения самостоятельно.

Человек, пребывающий в состоянии дезориентации, не способен осознавать собственную личность, место пребывания, время, социальную принадлежность. Иногда отмечается только один определенный тип нарушения ориентации, но в некоторых случаях у человека проявляется совокупность описанных выше типов дезориентации.

Ранними признаками спутанности сознания является расстройство ориентации, снижение внимания. Если такое состояние прогрессирует, то у больного постепенно нарушается восприятие окружающего мира, памяти, позже возникают нарушения речи. Больной не узнает тех, кто находится рядом с ним. Иногда у него присутствуют иллюзии – неправильное восприятие того, что происходит вокруг. Как правило, спутанность сознания ведет к тому, что человек становится молчаливым, подавленным, он очень мало двигается.

Причины возникновения

Социальная дезориентация проявляется вследствие разных причин, связанных с заболеваниями и патологическими состояниями. У детей такой синдром может быть связан с резкими переменами в жизни, например с началом посещения детского сада, школы.

У маленьких детей проявление социальной дезориентации – это физиологическое явление. Маленький ребенок не способен правильно проводить идентификацию собственного пола, рода занятий, он тяжело ориентируется в коллективе новых людей. Только в подростковом возрасте наступает период полной социальной ориентации. Но если родители подозревают, что у ребенка отмечается дезориентация, не связанная с возрастными особенностями, нужно обязательно обращаться к специалисту, так как этот признак может свидетельствовать о развитии слабоумия и олигофрении.

Дезориентация у человека часто связана с органическими поражениями головного мозга, а также с метаболическими нарушениями. У пожилых людей спутанность сознания и потеря ориентации часто связаны со старческой деменцией.

Спутанное сознание может стать результатом гипоксемии, которая проявляется при заболеваниях легких, а также нервной, сердечно-сосудистой систем. Данный симптом может проявиться при сильных инфекциях, при серьезной недостаточности питания, обезвоживании.

Таким образом, спутанность сознания может являться симптомом следующих заболеваний: болезнь Альцгеймера, опухоль мозга, нарушения кровообращения в головном мозге, травмы головы, гипоксемия, нарушения эндокринного характера, метаболические нарушения.

Спутанность сознания проявляется и под влиянием некоторых внешних факторов. Нарушения сознания возможны при сильном переохлаждении, при тепловом ударе. Часто этот симптом отмечается у людей, которые длительное время пребывали в состоянии алкогольного опьянения, принимали наркотики или сильнодействующие психотропные медикаменты.

Этот психологический синдром проявляется в том, что для ре­бенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ре­бенок может ломать ценные вещи, не понимает запретов. При со­циальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

Пониженная чувствительность к социальным нормам - это основная особенность психологического профиля ребенка с синдро­мом социальной дезориентации. Она проявляется не. только в по­ведении, но и в недоразвитии разных видов детской деятельности. Уже в раннем возрасте часто наблюдается замедленное овладение предметными действиями. В течение длительного времени сохра­няются неспецифические, однообразные манипуляции с предме­тами. Позднее, в дошкольном возрасте замедленно развивается сюжетно-ролевая игра. Как правило, игры таких детей однообраз­ны. Игрушки могут использоваться неадекватно (например, игру­шечная кроватка используется в качестве машины). В рисунках дош­кольников с социальной дезориентацией проявляется отсутствие типичных для данного возраста графических шаблонов (т. е. обще­принятых способов изображения человека, дома и т. п.). Таким об­разом, особенности деятельности при этом синдроме не исчерпы­ваются поведенческими нарушениями, а охватывают все сферы детской деятельности. ,

Предпосылками социальной дезориентации могут являться раз- личные виды патологии. Она может возникать вследствие умствен­ной отсталости, аутизма, задержки психического развития. Иног­да исходной причиной этого психологического синдрома стано­вится нераспознанный взрослыми сенсорный дефект (в частно-, сти, снижение слуха). В некоторых случаях первичный дефект пред­ставлен локальным органическим поражением центральной не­рвной системы, не приводящим к общей задержке психического развития, но, тем не менее, серьезно нарушающим овладение со­циальными нормами. Благодатной почвой для этого варианта раз­вития становятся импульсивность и гиперактивность (двигатель­ная расторможенность), резко повышающие частоту столкнове­ний ребенка с социальными нормами и запретами.

Вместе с тем, социальная дезориентация может развиться и без какой-либо специфической органической основы. Ее предпосылкой может стать резкое изменение условий жизни ребенка. Этот синдром нередко возникает у детей беженцев, эмигрантов. Иногда причиной дезориентации становится поступление ребенка в детс­кий сад. Развитию синдрома способствует резкое различие правил;

и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, от­сутствие гибкости у окружающих взрослых. В этом случае соци­альная дезориентация становится формой проявления дезадапта-ции ребенка.

Яркие формы дезориентации складываются у детей, с раннего возраста воспитывавшихся в условиях социальной депривации, т. е. недостаточного общения со взрослыми. Наиболее выраженные на­рушения наблюдались у детей, с младенчества воспитывавшихся в приютах и детских домах. Р. А. Шпитц описал возникающий в этих условиях синдром госпитализма, характеризующийся грубыми нарушениями общего психического развития и, в частности, крайне низким уровнем социализации ребенка.

При социальной дезориентации реакция окружающих исходит из их представления о том, что ребенок сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые ста­раются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с соци­альной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объясне­ний, ни причины наказания. Он не может осуществить правиль­ную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые подпадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен, например, различить, в чем разница между запре­щенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между поняти­ем «свое» и «чужое».

Требования окружающих оказываются неадекватными реальным возможностям ребенка, уровню его ориентации в социальной дей­ствительности. Это еще больше «запутывает» его, усиливая его дезо-риентированность. В результате замыкается положительная обратная связь, придающая устойчивость психологическому синдрому.

Взаимосвязи между блоками, образующими ядро психологи­ческого синдрома социальной дезориентации, наглядно представ­лены на рис. 2.

Рис. 2. Схема развития социальной дезориентации

Ребенок с социальной дезориентацией не протестует против правил и не пытается их «обойти». Он обычно искренне старается

их соблюдать, но просто не в состоянии этого сделать. При сохранном интеллекте к старшему дошкольному возрасту он начинает осознавать разницу в отношении окружающих к нему и к другим детям, однако он приписывает это отличие не своему поведению, а несправедливости взрослых. Он видит, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже часто шалят. В этом возрасте он, как правило, в общих чертах уже пони­мает, что разрешено, а что запрещено. Однако он по-прежнему не может отличить серьезного проступка от безобидной шалости (которая тоже является нарушением правил).

Ребенок замечает, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила. Из этого он делает вывод о том, что не страш­но, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Ребенок не понимает, что нару­шения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отноше­нии к себе со стороны воспитательницы, собственных родителей и других взрослых. В конечном итоге (уже за границами дошколь­ного возраста) такое убеждение ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества не­правильны, т. е. к сознательной асоциальной или даже антисоци­альной установке. Такая установка с большой вероятностью может стать основой для формирования антисоциальной психопатии.

Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и нака­зывают, у него снижается самооценка. Со временем она становит­ся негативной («Я плохой»). Это дополнительно повышает вероят­ность развития по антисоциальному пути («Раз я плохой, то есте­ственно, что я должен совершать дурные поступки»). Негативную роль играют также типичные для этого психологического синдро­ма нарушения общения со сверстниками (вследствие невладения принятыми формами общения).

В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне под­дается коррекции. Для этого взрослые, воспитывающие ребенка, должны предельно четко продумать и сформулировать предъявля­емые к нему требования. Они должны быть простыми, однознач-ными и понятными ребенку (при умственной отсталости следует ориентироваться на правила поведения, в норме соответствующие более младшему возрасту).

Запретов должно быть немного. На первом этапе коррекции сле­дует запретить только наиболее грубые негативные проявления. Каждое нарушение этих запретов нужно наказывать, однако нака­зание не должно быть чересчур строгим. Задача не в том, чтобы вызвать у ребенка страх или чувство вины, а лишь в том, чтобы показать ему, что его поведение неправильно. Поэтому в большин-

стве случаев достаточно замечания, сделанного строгим тоном. Наказания (в том числе, строгие замечания) не должны быть слиш­ком частыми, чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет. Именно поэтому важно свести запреты к минимуму.

Когда наиболее грубые негативные проявления будут преодо­лены, следует понемногу расширять круг задаваемых правил пове­дения, постепенно приближая его к возрастному стандарту. Очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка, не допус­кая формирования негативной самооценки. Взрослым необходимо понять, что ребенок нарушает правила не намеренно, а по незна­нию. Нужно стремиться к тому, чтобы это понял и он сам. Тогда к концу дошкольного возраста можно будет использовать для кор­рекции поведения механизмы сознательной саморегуляции. Боль­шие возможности для коррекции социальной дезориентации пре­доставляет сюжетно-ролевая игра. Воспроизводя в совместных иг­рах с дошкольником различные жизненные ситуации, можно на­учить его адекватно в них ориентироваться. Полезно, чтобы ребе­нок чередовал исполнение ролей положительных и отрицатель­ных персонажей. Это позволит ему лучше различить соответствую­щие модели поведения (положительную и отрицательную).

Значительную помощь может оказать также обсуждение с ре­бенком рассказов и сказок, выяснение того, кто из персонажей поступил хорошо, а кто - плохо. Для старших дошкольников важ­но включить в обсуждение и вопрос о том, насколько плох тот или иной поступок («очень плохой», «не очень хороший» и т. п.).

Для преодоления социальной дезориентации важно также про­водить работу по целенаправленному формированию и социализа­ции всех видов детской деятельности. Надо учить ребенка рисо­вать, отображая в рисунке стандартные, типичные для его возра­ста сюжеты. Надо также расширять сюжеты его игр. Это будет спо­собствовать, в частности, налаживанию общения со сверстника­ми, имеющего чрезвычайно большое значение для нормальной социализации ребенка.