Что нужно есть во время ифтара. Лучшая еда для разговения в месяц Рамадан (на ифтар)

Нелегко соблюдать пост целый день без воды и питья. Особенно тяжело проходят первые дни уразы. Как подготовиться к уразе? Как приучить организм? При наличии каких заболеваний нельзя держать пост? Какую пользу приносит ураза с точки зрения медицины? На эти и другие вопросы отвечает заместитель главного врача Республиканской клинической инфекционной больницы, врач, соблюдающий пост вот уже 15 лет, Рустам Фахертдинов.

- Рустам Хамитович, кому нельзя соблюдать пост?

С точки зрения ислама, не соблюдать пост могут несовершеннолетние дети, пожилые, беременные женщины и кормящие матери. А вот с точки зрения медицины нельзя держать уразу при сложных формах заболеваний - диабете, язве желудка, хронической сердечной недостаточности, ишемии, болезни сосудов, тромбообразовании. Беременным можно перенести уразу на более поздний срок. А те, у кого нет возможности соблюдать пост или это невозможно по состоянию здоровья, могут каждый день накормить одного нуждающегося, то есть отдавать садаку фидия.

Соблюдение уразы - стресс для организма. Как и когда нужно начинать готовиться к посту, чтобы не пришлось в тягость?

В исламе кроме уразы Рамадан есть дополнительный пост нафль. Наш пророк держал уразу каждый понедельник и четверг. Чтобы приучить организм, можно держать несколько дней поста по начала месяца Рамадан. Человек должен условно разделить желудок на три части, и не только во время поста. Это - сунна Пророка. Одна часть - для еды, вторая - для воды и третья для воздуха. У нас зачастую культура питания такова, что встаем из-за стола, наевшись до отвала. Информация о том, что организм наелся, до мозга доходит только через 20-30 минут после принятия еды. А за эти полчаса человек может съесть много чего. Потом, конечно, жалеет об этом. Поэтому нужно вставать со стола, не насытившись полностью. Вот это и есть способ подготовки организма к стрессу.

Некоторые, по указанию врача, должны принимать лекарство три раза в день. Можно ли менять время принятия препарата во время уразы?

Это зависит от болезни. Некоторые лекарства может принимать дважды в день. В этом году ураза приходится на лето, когда дни длинные. Может получиться так, что препараты можно будет принимать один раз в сутки. А если больному нельзя пропустить прием лекарств, то можно перенести уразу на то время, когда дни будут короче.

В нашей местности постящимся приходится не кушать и не пить по 18-19 часов. Какие советы нужно учитывать, чтобы не обессилеть?

Человек должен употреблять в день не менее двух литров воды. Постящемуся необходимо выпивать столько воды после ифтара. Конечно, не сразу. Если организм не будет нуждаться в жидкости, то не обессилит. В жаркие дни нужно пить еще больше. Особенно полезны минеральные воды. Потому что в жару мы теряем много соли через пот. Чтобы держать в балансе водно-солевой обмен, можно во время уразы принимать комплекс минералов и витаминов. Вода необходима особенно. Жажда отразится и в деятельности сердца и сосудов: кровь сгущается, могут возникнуть тромбы. Во время сухура обязательно нужно есть или хотя бы выпить воды. Наш Пророк тоже говорил о пользе сухура.

- Чем лучше питаться, чтобы в течение дня сохранить силы и не захотеть есть и пить?

Что касается напитков, пейте то же, что и употребляли до уразы. Если раньше пили черный чай, то не надо переходить на зеленый, или наоборот. Нашему мозгу и мускулам необходима глюкоза. Поэтому ешьте продукты с углеводами. Но это не должны быть быстрые углеводы - сахар и конфеты, от них только навредите. Нужно есть фрукты, богатые глюкозой. После ифтара можно начать трапезу финиками или изюмом. Первые или вторые блюда - разницы нет. Главное, после ифтара не наброситься на еду резко. Это - стресс для организма и создает тяжесть в желудке. Не зря во время ифтара делают глоток воды или съедают один финик и сразу же удаляются для чтения намаза. Нужно приучиться к тому, чтобы есть понемногу до утреннего сухура.

Некоторые ощущают пользу кофе. Но он, хоть и утоляет чувство голода, вызывает жажду. Можно ли пить кофе во время поста?

Кофе - и полезный и вредный одновременно напиток. Если организм обессилен, то он усугубит состояние. Как невролог могу сказать одно: среди нервных узлов, исходящих из головного мозга, есть специальные соединения - синапсы. Там находятся нейромедиаторы - они передают импульс из одной нервной клетки в другую. Кофе стимулирует работу этих медиаторов. И тогда человек просыпается и начинает чувствовать себя хорошо. Если человек без сил, значит, медиаторов и так мало. Организм не может восстановиться, а выпив кофе, человек, наоборот, теряет силы.

- Как начать первый день поста, чтобы правильно его организовать?

Я сам стараюсь брать отпуск с началом уразы. В этом году так же ухожу на отдых. Кто-то, вероятно, может в этот день взять отгул на работе.

На самом деле первый день уразы - время адаптации организма, стресс. Но это полезный стресс. Недавно прочитал слова руководителя лаборатории нейробиологии национального института проблем старения США Марка Мэттсона. Он пишет, что кратковременное голодание полезно для нервных клеток. Клетки переживают стресс, во время голодания формируются кетоны, они способствуют выработке в клетках энергетических станций - митохондрий. Они в свою очередь улучшают память. Этот специалист считает, что в целях профилактики болезни Альцгеймера полезны кратковременные голодания. Также недавно читал об исследованиях биологов университета в Массачусетсе. Они пишут, что голодание в течение 24-48 часов полезно для кишечника.

Любой стресс может принести пользу. Наши дедушки и бабушки не могли себе позволить есть столько, сколько сейчас едим мы. А какая продолжительность жизни! Они всю жизнь не наедались, и организм постоянно был в состоянии стресса. Ураза - это отдых для желудка, поджелудочной железы, кишечников. Такие перерывы нужны и важны нашему организму.

Не вредно ли голодать на протяжении дня и кушать на ночь? Многие боятся, что питание перед сном приводит к ожирению.

Об этом я уже сказал - не нужно наедаться. Через два-три дня организм уже привыкает к такому режиму и не просит много еды. Конечно, если много есть, можно прибавить в весе и во время уразы. Знаю такие случаи.

По мнению хазратов, организму требуется три дня, чтобы привыкнуть к посту. Что считает на этот счет медицина?

Да, необходимо два-три дня. Лично мне для привыкания хватает и одного дня. Организм может приучиться ко всему, Всевышний так задумал. Человек чаще хочет не кушать, а пить. Особенно в жару. Во время голодания организм начинает использовать свои запасы - гликогены.

- Как подготовить себя перед уразой, чтобы резко не остановить работу организма?

За две недели можно отказаться от обеда и заменить его водой. Можно уменьшить порции еды и пить вместо этого воду.

Ислам – легкая в следовании религия , а Всевышний не желает нам трудностей. – предрассветный прием пищи перед постом – не является обязательным, однако пророк Мухаммад (мир ему) отмечал важность благословений, который он несет.

«Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре – Божья благодать (баракят)!»

Также в достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40-60 после приема пищи], поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], поспать днем (вздремнуть) [примерно 20-40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]».

Конечно, мы стараемся употреблять на сухур полезную пищу и пить достаточно воды. Но для большинства из нас может предоставляться трудным ранний подъем для принятия пищи, не говоря уже о ее приготовлении.

Существуют решения, которые могут облегчить приготовление пищи на сухур, благодаря чему вам не придется тратить много времени на хлопоты по готовке. Вот некоторые советы, которые облегчат этот процесс в Рамадан:

  1. Запаситесь основными продуктами питания

Во-первых, вам следует приобрести главные ингредиенты, необходимые для приготовления здоровой пищи. Рацион сухура должен состоять из следующего:

  • Полезные растительные масла, такие как оливковое или кокосовое.
  • Сложные углеводы - цельнозерновой хлеб, цельнозерновые макароны и коричневый (нешлифованный) рис.
  • Яйца, которые являются источником белка, а также быстро и легко готовятся.
  • Овощи (свежие или замороженные).
  • Фрукты и фруктовые соки (лучше выбирать с низким или нулевым содержанием сахара).
  • Сушеные приправы на ваш выбор.
  • Мед и семена чиа для добавления в пищу, чтобы сделать ее еще более питательной.

Основные питательные вещества, необходимые человеческому организму во время поста, представлены в этом списке. То, что вы приготовите и как соотнесете ингредиенты зависит только от вашей креативности и умения готовить.

  1. Готовьте заранее

Рис и макароны требуют определенного времени для приготовления, поэтому лучше заняться этим перед тем, как пойти спать. Точно также если вы планируете приготовить жаркое или свежевыжатый сок, займитесь разрезкой овощей и фруктов заранее и поместите их в холодильник. Так вы сократите время приготовления и сможете побаловать себя свежеприготовленным сухуром.

  1. Отложите ифтар на сухур

Самый легкий и распространенный способ приготовления к сухуру – это вообще не готовить. При возможности готовьте на ифтар больше и оставляйте его на сухур. Когда придет время сухура, вам нужно только разогреть пищу. Но для разнообразия можно добавить в уже готовую пищу приправы, специи, зелень, овощи.

И, наконец, убедитесь, что употребили в сухур хотя бы 1 литр воды, чтобы организм не испытывал обезвоживания во время долгого дня поста.

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

  • Особенности поста Рамадан
  • Правила и запреты
  • Расписание месяцев Рамадан до 2020 года
  • Нарушение поста Рамадан - наказание

Во время священного месяца мусульманского календаря, который называется по-арабски рамадан, или по-турецки рамазан, мусульмане обязаны соблюдать строгий пост – ограничить себя в питье, еде и интимной близости .

Следуя правилам Рамадана, зрелые люди отказываются от своих страстей. Так они отчищаются от негатива.

Заканчивается пост великим праздником Ураза-Байрамом.

Постом верующие проверяют силу человеческого духа . Соблюдение правил Рамадана заставляет человека осмыслить свой образ жизни, помогает определить главные ценности в жизни.

Во время Рамадана мусульманин должен ограничить себя не только в еде , но и плотском удовлетворении своих потребностей, а также других зависимостях - например, курении. Он должен научиться контролировать себя, свои эмоции .

Соблюдая простые правила поста , каждый верующий мусульманин должен почувствовать себя неимущим и голодающим, так как имеющиеся блага зачастую воспринимаются, как обыденные.

В Рамадан запрещается ругаться. Появляется возможность помочь нуждающимся, больным и бедным. Мусульмане верят, что молитвы и месячное воздержание обогатят каждого, кто следует догмам Ислама.

Существуют два главных предписания поста:

  1. Следовать правилам поста искренне от рассвета до заката
  2. Полностью воздержаться от своих страстей и потребностей

А вот несколько условий, каким должен быть постящийся человек:

  • Старше 18 лет
  • Мусульманином
  • Не душевнобольным
  • Здоровым физически

Есть и те, кому пост противопоказан, и они имеют право не соблюдать его. Это - несовершеннолетние дети, пожилые люди и беременные, а также те женщины, у которых идет менструация, или они переживают время послеродового очищения.

Пост Рамадан имеет несколько традиций

Перечислим наиболее главные:

Сухур

В течение всего Рамадана прием пищи мусульмане проводят рано утром , еще до рассвета. Они верят, что Аллах за такое действие очень сильно вознаградит.

Во время традиционного сухура не стоит переедать , но следует съесть достаточное количество еды. Сухур придает сил на целый день. Он помогает мусульманам оставаться в рассудке и не быть злыми, так как часто голод вызывает злость.

Если верующий не совершит сухур, то его день поста остается в силе, но он не получит некое вознаграждение.

Ифтар

Ифтар - это вечерний прием пищи , который совершается тоже во время поста. Начинать разговление нужно сразу после захода солнца, то есть после последней дневной (или четвертой, предпоследней в эти сутки молитвы). Уже после Ифтар следует Иша - ночная молитва мусульман (последняя из пяти обязательных ежедневных молитв).

Что нельзя есть в пост Рамадан – все правила и запреты

Что кушать во время Сухура:

  • Врачи рекомендуют употреблять утром сложные углеводы – блюда из круп, хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом, что они долго перевариваются.
  • Также подойдут сухофрукты – финики, орехи – миндаль и фрукты – бананы.

Чего нельзя есть во время Сухура

  • Откажитесь от белковой пищи. Она долго переваривается, но загружает печень, которая без перерыва работает во время поста
  • Не стоит употреблять кофе
  • Нельзя употреблять утром жаренную, копченую, жирную пищу. Они вызовут лишнюю нагрузку на печень и почки
  • Откажитесь от употребления рыбы во время Сухура. После нее захочется пить

Что можно есть во время Ифтара

  • Мясоовощное блюдо
  • Блюда из круп
  • В малом количестве сладости. Можно заменить их финиками или фруктами
  • Пейте больше воды. Также можно пить и сок, морс, компот, чай, кисель

Что не употреблять вечером после азана

  • Жирную и жареную пищу . Она навредит здоровью – вызовет изжогу, отложиться в лишних килограммах.
  • Исключить из питания продукты быстрого приготовления – различные каши в пакетах или лапша. Ими вы не наедитесь и буквально через час или два захотите вновь провести трапезу, сообщает 1rre. Кроме того, такие продукты вызовут аппетит еще больше, так как содержат соль и другие специи.
  • Нельзя кушать колбасу и сосиски . Лучше их исключить из вашего рациона на время поста Рамадан. Колбасные изделия влияют на почки и печень, утоляют голод лишь на несколько часов, а также способны развить жажду.

Несмотря на запреты и жесткие правила, есть и польза от поста :

  • Отказ от плотских страстей
    Человек должен понять, что он – не раб своего тела. Пост – серьезная причина, чтобы отказаться от интимной близости. Только воздержась от греховного, человек может сохранить свою чистоту души.
  • Самосовершенствование
    Соблюдая пост, верующий внимательнее относится к себе. Он рождает в себе новые черты характера, такие как покорность, терпимость, послушание. Ощущая нищету и обделенность, он становится выносливее, избавляется от страха, все больше начинает верить и познавать то, что ранее было скрыто.
  • Благодарность
    Пройдя через отказ от пищи, мусульманин становится ближе к своему Творцу. Он осознает, что неисчислимые блага, которые посылает Аллах, даны человеку не просто так. Верующий обретает чувство благодарности за посланные дары.
  • Возможность познать милосердие
    Пост напоминает людям о бедных, а также призывает быть милосердными и помочь нуждающимся. Пройдя через это испытание, верующий вспоминает о доброте и человечности, а также о том, что перед Богом все равны.
  • Экономность
    Пост приучает людей быть экономными, ограничивать себя и обуздывать свои желания.
  • Укрепляет здоровье
    Польза физическому состоянию здоровья человека проявляется в том, что пищеварительная система отдыхает. За месяц кишечник очищается полностью от шлаков, токсинов и вредных веществ.

Расписание священного Рамадана до 2020 года - когда начинается и когда заканчивается пост Рамадан?

В 2015 году пост Рамадан начнется 18 июня и закончится 17 июля.

Вот следующие даты священного Рамадана:

2016 год – с 6 июня по 5 июля.
2017 год – с 26 мая по 25 июня.
2018 год – с 17 мая по 16 июня.
2019 год – с 6 мая по 5 июня.
2020 год – с 23 апреля по 22 мая.

Нарушение поста Рамадан – действия, прерывающие мусульманский пост Рамадан, и наказания

Стоит отметить, что правила поста Рамадан действуют только в дневное время суток. Некоторые поступки, совершенные во время поста, считаются запрещенными.

К действиям, прерывающим мусульманский Рамадан, относят:

  • Специальная или преднамеренная трапеза
  • Непроизнесенное намерение о совершении поста
  • Мастурбация или половой акт
  • Курение
  • Самопроизвольная рвота
  • Введение ректальных или вагинальных лекарств

Однако снисходительно относятся к похожим действиям . Несмотря на схожесть, они не нарушают пост .

К ним причисляют :

  • Непреднамеренная трапеза
  • Введение лекарств с помощью уколов
  • Поцелуи
  • Ласки, если они не приводят к семяизвержению
  • Чистка зубов
  • Сдача крови
  • Месячные
  • Непроизвольная рвота
  • Несовершение намазов

Наказания нарушившим пост Рамадан :

Те, кто непреднамеренно нарушил пост по причине болезни, должен в любой другой день провести пропущенный день поста.

За половой акт, совершенный в светлое время суток, верующий обязан отстоять еще 60 дней поста, либо накормить 60 нуждающихся.

Если пропуск поста разрешен шариатом , необходимо совершить покаяние.

https://youtu.be/_9E5vtKVrLk

Когда заканчивается время сухура - и это как раз и является началом уразы. Когда это время?

Ответ: Мазхаб имама Шафии, Абу Ханифы, Малика, Ахмада, а также большинства ученных и сподвижников и табиинов, а также тех которые пришли после них, то что становится запретным кушать и пить и совершать половой акт при наступлении второго рассвета.

В фикхе выделяется два рассвета:

Первый рассвет ложный рассвет и второй рассвет истинный рассвет.

Первый ложный рассвет, это когда появляется свет на горизонте, который смотрит наверх (как волчий хвост)

ример на фото]: https://vk.cc/6vlNNW

А есть рассвет, который распространяется по горизонту, т.е. горизонтально, этот рассвет истинный рассвет.

[ Пример на фото]: https://vk.cc/6vlO3z

Так вот когда наступит вот такой вот истинный рассвет горизонтальный, то все запрещено кушать и пить и совершать половой акт, наступил день с этого времени нужно держать уразу. Это первое мнение в этом вопросе. Потому что Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, пока не появится белая нить, которая отличится от черной нити на рассвете».

И на это же указывает хадис Ади ибн Хатима у Бухари и Муслима о том, что он сказал: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) я под свою подушку, ложу две веревки одна белая другая черная и посредством этих двух веревок отличаю когда закончилась ночь и когда наступил день», т.е. как он это делает, т.е. смотрит на две веревки одна черная, одна белая, если сможет различить цвет одной от другой, значит уже наступило утро, наступил рассвет, если все еще не может отличить – значит ночь, пока не может отличить кушает и пьет. Как начал отличать перестает кушать и пить. «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тогда ему сказал, что тогда твоя подушка будет широкая». Т.е. имеется в виду ты различишь черную от белую только тогда уже может солнце выйдет, или сильно уже рассветет, потому что много света требуется для того чтобы отличить одну от другой. В этом аяте имеется ввиду нить рассвета и нить ночи, имеется ввиду та нить, которую вы видите на горизонте, а не та нить, которая у вас дома под подушкой. И похожий хадис приходит у Бухари и Муслима со слов Сахля ибн Саада, так же приходит у Бухари и Муслима со слов АбдуЛлаха ибн Масууда, о том что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: пусть азан Биляля не запрещает вам кушать сухур, во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а так же в наши времена (в некоторых странах) делается два азана с утра, один еще до рассвета, а второй когда наступит рассвет, дается второй азан. Так вот во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует), первый азан преждевременный давал Билял.



Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если вы услышите азан Биляля, то не прекращайте кушать сухур, можете дальше кушать сухур, потому что он дает азан не на рассвете, а дает еще ночью для того чтобы тот из вас, который совершает намаз добровольный понял, что пора прекращать намаз, скоро рассвет. А если кто-то из вас спит, чтобы он понял, что пора вставать – скоро утренний намаз. И Билял не дает азан, чтобы указать, что так и так и поднял руки снизу вверх, т.е. на что указал», т.е. на то что Билял дает азан он дает по первому по ложному рассвету, который растягивается вертикально на горизонте, «но вы можете кушать пока не произойдет так и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) развил между двумя своими пальцами», т.е здесь имеется в виду когда рассвет будет горизонтальным, тогда должны прекратить кушать.

И пришло у имама Муслима от Самура ибн Джундуба, о том что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал - пусть не обольстит вас азан Биляля, т.е. первый азан, преждевременный, не прекращайте сухур, т.е. дальше можете кушать, а так же пусть не обольстит вас эта белизна, потом указал на столб, белый столб на горизонте снизу вверх, т.е. пусть это вас не обольщает, пока он не станет горизонтальным, когда станет горизонтальным, значит наступил настоящий, истинный рассвет. Это первое мнение в вопросе.

Передал ибн Мунзир сразу от целой группе ученных, что разрешено пить и кушать нам пока рассвет не станет сильным, и не разойдется свет на дорогах (тропинки между домами) и в домах. Второе мнение, чем отличается от первого. Первое сказали, когда наступит истинный рассвет, нельзя кушать и пить и совершать половой акт. А второе сказали, наступает рассвет проблем нет, можно кушать и пить пока этот рассвет не станет сильным. Пока сильно не рассветет, пока улиц не станет видно, пока в доме не все станет видно, а так все это время можно пока кушать – но это мнение отклонено и оно передавалось от Амаша, а также от Масрука. Исхак сказал – я придерживаюсь первого мнения, то есть мнения подавляющего большинства, но не ругаю тех, которые придерживаются второго мнения и не считают, что он должен возмещать день уразы или совершать каких-то искупительных действий, т.е. что говорит Исхак? Если кто то кушал, даже если сильно рассвело - это не правильно, но этот день не должен возмещать, ему прощается – это мнение не правильно.



Пришло в хадисе от пророка у имама Ахмада, а также ан-Насаи со слов Хузейфа ибн Имана, то что он сказал - Билял приходил к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принимал сухур, т.е. кушал сухур, а я уже видел то место куда падают мои стрелы, т.е. если я выстрелю стрелой, далеко улетает стрела, падает, я это место уже видел, т.е. уже сильно светло было на улице. Потому что если на рассвете, когда дают азан на фаджр, на намаз фаджр азан дают, ты не можешь видеть место, куда падает твоя стрела, потому что еще до сих пор темно на улице, а в этом хадисе пришло, что пророк продолжал кушать сухур, а я уже видел куда мои стрелы падают, т.е. сильно светло было. Тогда я спросил – это после рассвета было что ли? Да после рассвета, но солнце еще не было взошедшим, т.е. солнце еще не взошло. Это слово принадлежит имаму Ахмаду, т.е. имеется в виду слово хадиса, но этот хадис больной, т.е. недостоверный хадис, потому что он пришел по дороге Асыма ибн Аби Нуджуда от Зира, т.е. Зир ибн Хубейх от Хузейфы от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И противоречил ему, т.е. Зиру - Ади ибн Сабит. Точнее Асыму ибн Аби Нуджуду, противоречил Ади ибн Сабит, а также Сыля ибн Зуфар. И каждый из этих двоих сильнее по памяти, чем Асым ибн Аби Нуджуд. И они эти двое, т.е. привели хадис не со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а со слов Хузейфы, т.е. то, что такое делал не пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а такое делал Хузейфа ибн Йаман. К тому же они противоречили ему в слове.

Приводит ан-Насаи их слово - И говорит Зир: однажды я кушал сухур вместе с Хузейфой, а затем мы вышли на намаз, а когда пришли в мечеть, только успели два ракята сунны прочитать, уже дали икаму на намаз, и между нашим сухуром и между намазом не было ничего, кроме маленького расстояния. Значит правильным словом этот хадис как передается? То, что я кушал с Хузейфой сухур, мы доели сухур, пошли в мечеть, прочитали два ракята и дали икаму на намаз. Отсюда не понимается, что Хузейфа кушал тогда, когда уже был рассвет, с этого хадиса не понимается. А Асым ибн Аби Нуджуд из-за своей слабой памяти перепутал этот хадис, и рассказал его в другой форме, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) кушал сухур, не Хузейфа, а уже пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и кушал сухур, при том, что было уже очень светло и я видел куда падают мои стрелы, т.е. этот хадис является ошибкой.

Сказал Имам Ан-Насаи я не знаю никого, кто бы привел этот хадис со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) кроме Асыма ибн Аби Нуджуда. И сказал Ибн Муфлих в своей книге «аль-Фуру» – хадисы Асыма, в них есть путаница, а также отвергаемые элементы, поэтому риваят этих крепких передатчиков, то есть кроме него, более предпочтительны, чем его передача. Сказал Джаузакани в своей книге «Аля-батыль» – этот хадис отвергаемый, а слова Асыма ибн Аби Нуджуда, что был уже день, но солнце еще не взошло – это является ошибкой и является грубой оплошностью, потому что Ади ибн Сабит передавал этот хадис от Зира ибн Хубейша с другим словом, а Ади Ибн Сабит крепче памятью, нежели Асым Ибн Аби Нуджуд. И этот же самый хадис привел шейх Мукбиль в своей книге «Больные хадисы», а потом сказал – а хадис Асым Ибн Аби Нуджуда еще сильнее добавляется в своей слабости, потому что противоречит слову Всевышнего – Можете есть и пить, пока не различите белую нить рассвета от черной нити ночи на рассвете.

Значит правильное мнение в этом вопросе то, что есть и пить и совершать половой акт можно вплоть до рассвета. Когда наступил рассвет, все, запрещено кушать и пить, и запрещено совершать половой акт, но человек должен удержаться и войти в уразу.

В преддверии Рамазана неплохо бы напомнить о таком непременном и, вероятно, самом приятном атрибуте священного месяца, как ифтар (разговение). Предлагаем вам познакомиться с многообразием традиций разговения у мусульман, живущих в разных странах и на разных континентах.

Для начала следует напомнить, что совершать его желательно в компании – среди единоверцев, в кругу семьи. «Ешь один и в темноте» – это не про мусульман. И не следует забывать рекомендации пророка Мухаммада, связанные с приемом пищи после захода солнца. Согласно хадисам, крайне нежелательно затягивать с разговением, если наступило для этого время. Посланник Аллаха не приступал к вечернему намазу (магриб), не сделав хотя бы глоток воды.

Безусловно, многие верующие, следуя сунне, ифтар начинают с воды и/или финика. А дальше начинается полное разнообразие. И в разных уголках планеты – разные меню ужина, разные традиции. Рассмотрим некоторые.

Славянская идентичность с турецким влиянием

Босния и Герцоговина – славянское государство, в котором ислам – самая распространенная религия. И османский бэкграунд здесь проявляется и в языке, и в культуре. Не стала исключением и кухня, вобравшая в себя традиции местных балканских народов и турецких завоевателей. И разговение бошняки начинают с финика и лимонада (не привычная нам газированная шипучка, а растворенный в воде лимонный сок с щепоткой сахара). В Рамазан готовят топу – теплое блюдо из яиц, сметаны, сыра и масла. Именно в нее макают сомуны – местные лепешки, посыпанные черным тмином. Это все, по сути, закуска.

Боснийский ифтар / Источник: Pinterest

Далее следует первое блюдо – чорба (например, бегова чорба) или иной суп на густом бульоне. А потом идет главное угощение – обязательно мясо. Особый шик – подать мясное ассорти из говядины, баранины, курицы: вареное, копченое, запеченное, жареное; цельными кусками или мелко рубленое. И нередким гостем на столе здесь бывает долма – угощение, которое прибыло на Балканы с турками и навсегда здесь прописалось. На десерт в Боснии лакомятся еще одним напоминанием об османском прошлом – пахлавой (баклава), обильно начиненной грецкими орехами. Туфахия (печеное яблоко, наполненное орехами) и смоквара (готовится из инжира) – другие приятные заимствования у турков.

Кока-кола с баклавой

Вопрос о признании Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) остается не решенным более 40 лет. Тем не менее, это политическое образование на острове в Средиземном море за это время никуда не исчезло и неплохо развивается. Поскольку основное население здесь составляют турки (собственно это понятно и из названия), то и кухня здесь турецкая. Но те, кто проводил Рамазан в ТРСК (а автору этих строк довелось несколько лет пожить на Северном Кипре), замечал и некоторые нюансы в трапезе киприотов. Греческий фактор оставил отпечаток в местных блюдах.

Ифтар турка-киприота / Источник: annekizmutfaktayiz.blogspot.ru

Как и положено, разговение начинают с воды и кусочка фрукта. Во время трапезы бросается в глаза обилие напитков – натуральные соки, айран, джаджик (айран с натертым огурцом и мятой) и… Кока-кола. Да, эту американскую газировку здесь обожают и взрослые, и дети. И, казалось бы, после утомительного жаркого дня газированные напитки крайне нежелательны на голодный желудок, но турки все равно пропускают стакан-другой шипучей колы.

Непривычным могут показаться мезе – закуски из сыров, фруктов, овощей, орехов – подаются небольшими порциями. Вообще на праздничном столе (ведь никто не спорит, что ифтар – это праздник), как правило, выложены сыры разных сортов, орехи и оливки. Нередко можно встретить и морепродукты. Но практически ни одно застолье не обходится без мяса. А турки, если кто-то еще не в курсе, – настоящие мастера по приготовлению мясных блюд. Самое простое – жареная баранина/телятина в решетке. В качестве гарнира используется рис или тушеные овощи (особо популярна стручковая фасоль). В течение трапезы на столах обязательно стоит вода или айран.

Киприотская закуска-мезе / Источник: Travel Greece Travel Europe

Что касается десерта, то на столе у киприотов частенько ставят баклаву. Нередки и кексы из манной крупы – по сути, привычные нам манники, только начиненные орехами и политые сиропом. У каждого из них свои названия, но в целом здесь их называют просто «татлы». Кстати, жители Кипра перед Рамазаном баклаву закупают целыми листами, а потом в течение месяца лакомятся этой сладостью и угощают ею своих гостей. Все эти лакомства запиваются чаем.

Апельсиновый сок и тажин

Разнообразна и марокканская кухня. Она вобрала в себя лучшие традиции арабов, берберов и даже французов, некогда владевших страной. Марокко издревле находилось на пересечении торговых путей, и ее культура не может быть бедной по определению. Итак, с азаном, предвещающим заход солнца, вас обязательно угостят свежим фиником и свежевыжатым апельсиновым соком. Благо, цитрусовых в стране не просто много, а очень много, поэтому Марокко – один из крупнейших мировых экспортеров апельсинов, мандаринов, клементинов, грейпфрутов и лимонов.

Марокканский ифтар / Источник: mysite.ma

Также в марокканских семьях разговляются финиками и чечевичным супом (харира). Саму трапезу начнут с мезе либо овощных салатов. На стол обязательно поставят оливки и маслины. В качестве закуски здесь порой подается и популярное арабское кушанье хумус – паста-пюре из бобовых (чаще всего из нута) с добавлением специй. Если же средства позволяют, то начинается полет фантазии. Тажин – популярное блюдо марокканцев. Его готовят в специальной глиняной посуде (собственно, это и есть тажин) из мяса (баранина или курица) с овощами. Если не подадут тажин, значит, ждите рагу – способов приготовления его огромное множество. Кус-кус, популярный в странах Магриба, на Рамазан здесь используется нечасто, но для гостя могут сделать исключение. Следует иметь в виду, что многие блюда в стране покажутся довольно острыми для неместных. Собственно поэтому местные жители и запивают еду соками.

Кто был в Марокко, вероятно, пил и мятный чай. Существует целая церемония разливания этого напитка из чайника в стаканы с метровой высоты. В качестве бонуса дадут попробовать пастиллу (пастилья) – слоеный пирог, приготовление которого весьма непростое.

Кокосовое молоко и жареные закуски

Ифтар в Индонезии нельзя подвести под одно определенное меню. Слишком много национальных кухонь, переплетений различных традиций островов, Индии и Китая. В жарком климате, наверное, мясные блюда не столь актуальны, как в северных широтах, тем не менее угощения из курицы или говядины здесь тоже весьма распространены. Мусульмане перед намазом обычно едят легкие закуски и пьют напитки.

Кокосовое молоко - это напиток из охлажденной или замороженной кокосовой воды, молодых плодов и сиропа. Его очень обожают в Индонезии. «Эс келапа муда» (Es kelapa muda, дословно «кокосовый лед») входит в число 50 самых вкусных напитков в мире. Некоторые любят смешивать его с кокосовым сахаром и льдом. Другие предпочитают взбалтывать его с сиропом и кусочками фруктов. Некоторые ничего не добавляют и пьют просто кокосовое молоко. Этот напиток быстро утоляет жажду. Мякоть кокоса также можно использовать в качестве аперитива перед полноценным ифтаром. Больше всего ценится зеленый и молодой кокос: в них очень много воды и более сладкий вкус мякоти.

В Индонезии принято подавать на ифтар кокосовое молоко с финиками / Источник: 123RF.com

Из других напитков наиболее популярны сок из местных мандаринов со льдом, выжимка из сахарного тростника, а также имбирный чай. Вероятно, здесь на ифтар дадут попробовать и коктейль из фруктов с измельченным льдом. Его изготовленный из таких плодов, как ананас, папайя, канталупа, сквош (плоды семейства тыквенных), джекфрут и коланг-калин. Напиток подслащивают сахаром, иногда добавляют молоко.

Колак/колек – индонезийский десерт, приготовленный из пальмового сахара и кокосового молока, в который для аромата добавляют листья пандануса. Вариантов его приготовления множество. В качестве ингредиента может использоваться банан, желтый сквош и т.д.

Каши (жидкая овсяная каша либо из зеленой сои) очень популярны в качестве легкого перекуса перед намазом. Индонезийцы обычно отдыхают после вечерней молитвы и лишь затем приступают к основному приему пищи. Каши – довольно легкая пища для усвоения, в них частенько добавляют кокосовый сахар. Зеленая соевая каша обычно смешивается с черным вязким рисом и кокосовым молоком. Овсяная каша обычно смешивается с коричневым водянистым раствором сахара.

Индонезийский ифтар /