Что изучает психология определения. Определение психологии как науки

Последнее обновление: 19/08/2012

Вопрос : Что такое психология?

Один из наиболее распространенных вопросов, задаваемых новоявленными студентами-психологами - «Что такое психология?» Заблуждения, сформированные популярными средствами массовой информации, также как и различные пути в карьере тех, кто имеет научную степень по психологии, создали путаницу.

Психология - это одновременно прикладная и научная область, которая изучает сознание и поведение человека. Исследования в психологии направлены на понимание и объяснение того, как мы думаем, действуем и чувствуем. Практическое применение психологии включает лечение психических заболеваний, повышение производительности, самопомощь, эргономику и многие другие области, оказывающие влияние на здоровье и повседневную жизнь.

Ответ:

Ранняя психология

Корни психологии уходят в философию и биологию. Обсуждения этих двух истоков восходят к древнегреческим мыслителям, в частности, Аристотелю и Сократу. Слово «психология» происходит от греческого слова psyche, которое означает «душа» или «сознание».

Отдельная наука

Появление психологии как отдельной и независимой области исследования в действительности произошло, когда Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге (Германия) в 1879 году.

Работа Вундта заключалась в описании составляющих элементов мышления. Эта точка зрения опиралась главным образом на анализ ощущений и чувств с помощью самоанализа, который является крайне субъективным. Вундт считал, что должным образом подготовленные личности смогут правильно определить психические процессы, которые сопровождают чувства, ощущения и мысли.

Школы мысли

На протяжении всей истории психологии формировались различные школы для объяснения человеческого мышления и поведения. Эти школы мысли становились доминирующими в определенные периоды времени. Несмотря на то, что школы иногда воспринимались как конкурирующие силы, каждая внесла свой вклад в понимание психологии.

  • Структурализм
  • Функционализм
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманизм
  • Когнитивизм

Психология сегодня

Сегодня психологи предпочитают пользоваться более объективными научными методами для понимания, объяснения и предсказания поведения человека. Психологические исследования хорошо структурированы, начиная с гипотезы, заканчивая ее эмпирической проверкой. Дисциплина подразделяется на две основные области: научная и прикладная психология. Научная психология занимается изучением различных подтем, включая личность, социальное поведение и развитие человека. Психологи в этой области производят фундаментальные исследования, направленные на расширение теоретических знаний, другие же исследователи занимаются прикладными исследованиями, направленными на поиск решения повседневных проблем.

Прикладная психология использует различные психологические принципы для решения реальных проблем. Примерами прикладных сфер психологии являются судебная психология, эргономика и индустриально-организационная психология. Многие другие психологи работают психотерапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Методы исследования психологии

Так как психология отходит от философских корней, психологи стали использовать все больше научных методов для изучения поведения человека. Современные исследователи используют разнообразные приемы, включая эксперименты, корреляционный анализ, лонгитюдное исследование и другие, для тестирования, объяснения и предсказания поведения.

Области психологии

Психология - широкая и разнообразная наука. Появилось большое количество ее разделов. Вот несколько сфер исследования и применения психологии:

Патопсихология - изучение анормального поведения и психопатологий. Эта область сосредоточена на исследовании и лечении различных психических расстройств и связана с психотерапией и клинической психологией.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Исходным материалом для психологии служат факты внутреннего опыта - воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п. Общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (проблема тела и души, действительность, сознание, восприятие, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс) и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, стимулирования деятельности личности и коллектива. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание. Изучение проблем «искусственного интеллекта», компьютеризации, с одной стороны, творчества - с другой, становится в современную эпоху важным направлением психологии. Наряду с ними стремительно развиваются социальная психология и психология управления, решаются задачи роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. psyche - душа и logos - учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней.

В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, к-рый в 16 в. получил назв. «П.». Природа души и характер ее связей с организмом и внеш. миром трактовались различно. Под ней понималось либо над природное, бестелесное начало, либо форма жизни того же порядка бытия, что и др. явления природы. На развитие П. на протяжении всей ее истории глубокое влияние оказывает социальная практика (в частности, медицинская и педагогическая). Это развитие совершается в системе культуры и опосредовано достижениями как естественных, так и обществ. наук. Уже в эпоху античности было открыто, что органом психики является головной мозг (Алк-меон), выяснена зависимость чувственных восприятий от воздействия материальных процессов на органы чувств (Демокрит), а также различий в темпераментах людей от устройства тела (Гиппократ).

Проблема познания человеком самого себя и важности его ориентации на нравств. ценности была поставлена Сократом, его ученик Платон представил душу как нематериальную сущность, независимую от тела. Платон считал, что разумная часть человеческой души направлена на специфич. идеальные объекты, к-рые он противопоставил чувственным земным вещам.

Первую целостную систему П. разработал Аристотель, к-рый, отвергнув дуализм Платона, трактовал душу как способ организации тела, способного к жизни, как деятельность этого тела, неотделимую от него. Он утвердил целостный и генетич. подход к организации и поведению живых существ, разработал представление об уровнях эволюции их психики, сопоставив, в частности, неразвитую душу ребенка с животной. Аристотелю принадлежит множество понятий, вошедших в осн. фонд психол. знаний: о способностях, о фантазии (были разграничены восприятия и представления), о различии между разумом теоретическим и практическим, о формировании характера в процессе совершения человеком поступков, об ассоциациях и их физиол. механизме и др.

Новую эпоху в развитии П. открыла науч. революция 17 в. Утвердился принцип строго причинного объяснения работы организма, к-рый предстал в виде устройства, действующего по законам механики. Одни философы учили, что этим законам подчинены все психич. процессы (Т. Гоббс), другие - только низшие их формы (Р. Декарт). Принцип механич. причинности стал основанием важнейших понятий П.: рефлекса как закономерной двигательной реакции организма в ответ на внеш. стимулы; ассоциации как такой связи явлений, при к-рой возникновение одного из них влечет за собой другие; причинной теории восприятия, согласно к-рой оно запечатлевает в мозгу воздействие внеш. объекта; учение об аффектах как продуктах деятельности тела. В русле механистич. методологии эти понятия сочетались с дуализмом в трактовке человека. Телу, к-рое только движется, была противопоставлена душа, к-рая только мыслит. Новая форма дуализма радикально отличалась от дуализма Платона, поскольку тело понималось как независимая от души машина, душа же стала означать индивид, сознание как прямое знание субъекта о непосредственно испытываемых им мыслях и состояниях. П. из учения о душе становится учением о сознании или внутр. опыте, данном в самонаблюдении как восприятия человеком того, что происходит в его собственном уме (Дж. Локк). Эта концепция сознания как внутренне зримых индивидом психич. явлениях определила развитие интроспективного направления в П., связанного с ассоцианизмом, согласно к-рому ее гл. объяснит, принципом является ассоциация этих явлений в силу смежности и частоты их сочетания.

В самом ассоцианизме трактовке ассоциаций как связей, имеющих телесную основу (Локк, Д. Гартли, Дж. Пристли), противостояла трактовка, относившая законы ассоциаций к свойствам самого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, Т. Браун). В ассоцианизме сложился аналитич. подход к сознанию: предполагалось, что из небольшого числа простых идей постепенно складывается весь психич. аппарат человека. Это положение оказало влияние на педагогику, на решение вопроса о том, как следует формировать дет. ум, представляющий при рождении «чистую доску», на к-рую опыт наносит свои письмена.

Наряду с П. сознания в 17-19 вв. возникла П. бессознательного. Она восходит к философии Г. Лейбница, придававшего важную роль динамике бессознательных представлений (перцепций), для осознания к-рых необходима особая психич. активность - апперцепция. Это учение разработал И. Гербарт, к-рый, используя опыт педагогики (в частности, И. Песталоцци), выдвинул понятие об «апперцептивной массе» как запасе неосознаваемых психич. элементов, от к-рого зависит, какие именно представления появятся в сознании. Эта масса приобретается в индивидуальном опыте и может быть сформирована воспитателем.

К сер. 19 в. успехи нейрофизиологии и биологии способствовали зарождению осн. понятий (категорий) П., к-рая благодаря широко развернувшейся эксперим. работе приобрела возможность обособляться как от философии, так и от физиологии. Изучение функций органов чувств привело к созданию психофизики - особого раздела П., использующего количеств, показатели и шкалы для измерения сенсорных процессов (ощущений). В работах Э. Вебера и Г. Т. Фехнера был открыт осн. психофизич. закон, согласно к-рому интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения. Тем самым было опровергнуто мнение И. Канта о том, что изучение психич. явлений не может достигнуть уровня науки из-за неприменимости в П. матем. методов. Наряду с психофизикой эти методы получили применение в эксперим. исследованиях скорости реакции (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс), к-рые стали еще одним важным направлением П. Вопрос. о том, зависит ли ощущение от строения органа или от упражнения, привел к спору между теми, кто считал психич. образ прирожденным (нативизм) либо приобретенным благодаря опыту (эмпиризм). В дальнейшем были пересмотрены оба понятия: и о природной организации, и об опыте. Решающее значение для придания этим понятиям нового содержания имело внедрение в П. идей эволюц. биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер), с точки зрения к-рой психика стала рассматриваться как важнейшее орудие приспособления организма к среде. Организм выступил в виде гибкой системы, неотъемлемым фактором развития к-рой в филогенезе и онтогенезе служат психич. функции. Эти функции трактовались теперь как свойства стремящегося к самосохранению организма, а не функции бесплотного сознания. Это привело к представлению о том, что они реализуются по типу рефлекса, т.е. включают восприятие внеш. раздражителя, преобразование этого восприятия в высших нервных центрах и ответное целесообразное действие организма в окружающей среде. Это требовало внедрить в П. объективный метод. превратить ее из науки о сознании в науку о психически регулируемом поведении. Однако решение этой задачи, впервые поставленной И. М. Сеченовым, стало возможным лишь впоследствии. В начальный же период формирования П. в качестве отд. дисциплины в ней доминировало интроспективное направление, представленное в 70-х гг. 19 в. двумя его лидерами - В. Вундтом и Ф. Брентано. В 1879 Вундт создал в Лейпциге первую лабораторию эксперим. П., по образцу к-рой стали возникать аналогичные учреждения во мн. странах мира. Предметом П. он считал непосредств. опыт субъекта, методом - специально натренированное самонаблюдение, позволяющее выявить с помощью эксперимента первоэлементы этого опыта - психич. процессы, а задачей - открытие законов, по к-рым они протекают. При этом считалось, что эксперим. изучению доступны только простейшие процессы, тогда как сложные (мышление) могут быть познаны только посредством анализа продуктов культуры (языка, мифа, иск-ва и др.) в системе особой науки - этнопсихологии (психологии наций, народов, этнич. групп). Вундт считал гл. делом П. исследование структуры сознания (в силу чего его учение принято называть структурализмом). Брентано, для к-рого основным являлись акты или функции сознания, стал родоначальником функционализма в П. Задачу П. он видел в выявлении актов представления объекта, суждения о нем и его эмоциональной оценки. Для этого предполагалось использовать феноменологич. метод. хотя и отличный от интроспективного, но также являющийся субъективным, поскольку считалось, что сознание открывает свои тайны только его носителю - субъекту. Однако широко развернувшаяся эксперим. работа вела за пределы этих представлений, позволяя устанавливать закономерности и факты, ценность к-рых не зависела от самонаблюдения. Они относились к процессам памяти, внимания, выработки навыков (Г. Эббин-гауз, Дж. Кеттел, У. Брайан, Н. Хардер и др.).

Параллельно развивались разл. отрасли П., где утверждались объективно-генетический, сравнительно-ист. методы, а также новые методы количеств, анализа. Возникает дифференциальная П., изучающая индивидуальные различия между людьми (В. Штерн, А. Ф. Лазурский). Для ее целей разрабатывается метод тестов (Ф. Гальтон, А. Бине и др.). Широкое распространение этого метода было обусловлено потребностями практики - школы, клиники, произ-ва. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними (Ч. Спирмен). Выдвигаются понятия об умственном возрасте и об общей одаренности. Создаются тесты для профориентации и проф. отбора. Массовый характер тестирования побудил перейти от индивидуальных тестов к групповым, разработать процедуры стандартизации тестов.

В практике обучения наряду с тестами, ставшими гл. каналом использования данных П. в школе, применяются в интересах науч. обоснования педагогики и др. методы П., в частности эксперимент (Э. Мейман, А. П. Нечаев), опросники (Г. С. Холл), объективное наблюдение (К. Грос), клинич. анализ. Сближение П. с педагогикой шло в разл. направлениях. Проект построения пед. психологии на принципах естеств.-науч. знания о ребенке предложил П. Ф. Каптерев. Роль мышечной активности в формировании дет. ума была освещена П. Ф. Лес-гафтом, к-рому принадлежало также исследование «школьных типов».

В нач. 20 в. зарождается идея создания спец. комплексной науки о детях - педологии. Применительно к дет. психике, наряду с направлением, к-рое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюц. биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-ист. подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н. Ланге, Т. Рибо, Дж. Мид). Изучение дет. психики подрывало доверие к интроспекции («внутреннему зрению») как гл. методу П., побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики. Глубокое воздействие на изменение облика П., на ее отход от субъективного метода оказали также достижения зоопсихологии, ист. и этнич. П. (изучающей психику народов, стоящих на разл. ист. ступенях культурного развития). Вслед за систематизацией этнографич. фактов широкое развитие получили сопоставительные эксперим. исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях разл. культур. Обращение к генетически разл. уровням развития психики обнажило несовершенство методо-логич. установок как структурной, так и функциональной П. сознания.

На рубеже 19-20 вв. П. вступает в полосу острого кризиса, внеш. проявлением к-рого явилось возникновение ряда новых школ. Их концепции отразили запросы логики развития науч. познания, необходимость преобразования осн. категорий П., выхода за пределы версии о том, что психич. процессы начинаются и кончаются в сознании субъекта. наиб. влияние на прогресс П. оказали три школы: бихевиоризм, гештальтпсихология и фрейдизм. Бихевиоризм отверг многовековую традицию в понимании предмета П., предложив считать таковым не сознание, а поведение как систему объективно наблюдаемых реакций организма на внеш. раздражители. Проблема включения в область П. реальных действий организма в окружающей среде была поставлена впервые И. М. Сеченовым, считавшим, что психич. акт совершается по типу рефлекторного и поэтому включает наряду с центр. звеном (сознанием) как восприятие идущих извне сигналов, так и ответные телесные действия. Дальнейшее преобразование понятия о рефлексе было связано с необходимостью объяснять, каким образом организм приобретает новые формы поведения. Эту задачу разрешил И. П. Павлов, учение к-рого об условных рефлексах заложило фундамент объективного изучения широкого круга психич. явлений (прежде всего процесса научения). В. М. Бехтерев выдвинул концепцию о сочетательных рефлексах, к-рые, подобно условным рефлексам, являются приобретенными, а не врожденными. Тем самым важнейшее для П. понятие об опыте приобрело новое содержание, поскольку переводилось на естеств.-науч. язык: опыт не сводится к тому, что запечатлевает и перерабатывает сознание; он означает преобразование реальных действий организма. В те же годы с др. позиций вариативность поведения в ситуациях, требующих действий, для к-рых организм не располагает готовой программой, исследовалась Э. Торндайком. С целью объяснения этих действий он предложил формулу «пробы, ошибки и случайный успех», к-рая не требовала обращения к сознанию как регулятору отношений организма со средой.

Т. о., внедрение в П. категории поведения шло с разл. сторон. Бихевиоризм сделал ее основополагающей. Его ограниченность заключалась в том, что поведение было противопоставлено сознанию, реальность к-рого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (напр., для мышления, поскольку оно связано с речью, - реакции голосовых связок). Поведение человека биологизи-ровалось, качеств, различий между ним и поведением животных не усматривалось. Это снижало ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку проблем П.

Если бихевиоризм противопоставил сознанию поведение, то фрейдизм - бессознательную психику. Предпосылкой этого служили достижения патопсихологии в изучении неврозов, внушения, гипноза (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шар-ко), вскрывшие на клинич. материале несостоятельность традиц. трактовки мотивации как движимых полностью осознанными побуждениями человеческих поступков. Опираясь на факты, почерпнутые в клинике неврозов, 3. Фрейд сделал вывод о предопределенности всех психич. актов энергией сексуальных влечений, являющихся иррациональными и враждебными сознанию; феномены сознания служат для них маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны последней, нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, к-рая прорывается на обходных путях в виде невротич. симптомов, сновидений, забывания неприятного и др.

Представители гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Келер, К. Левин, К. Коффка) стремились доказать, что поведение определяется целостными осознаваемыми психич. структурами (гештальтами), к-рые возникают и изменяются по особым законам. Этим структурам придавался универсальный характер. Они считались организаторами психики и поведения на всех уровнях и в любых формах. Поэтому, подобно бихе-виористам, с к-рыми они резко полемизировали, гештальтисты не видели качественных отличий человеческой психики от животной.

Все три главные школы в П. обращались к дет. психике, стремясь обосновать свои концепции эмпирич. материалом, почерпнутом в ее исследованиях. Ряд их концепций, выявленных фактов и выдвинутых проблем стимулировал развитие П., позволил вскрыть ограниченность прежних представлений. В частности, гештальтпсихология показала несостоятельность «атомистической» П., разлагающей сложные и целостные психол. образования на отд. элементы; бихевиоризм разрушил концепции, сводящие психику к феноменам сознания и игнорирующие реальные практич. действия как важнейший фактор истории поведения. Вопрос. о роли в этой истории неосознаваемой мотивации, о сложных отношениях между разл. уровнями организации личности с большой остротой поставил фрейдизм.

Др. направлениями периода кризиса П. являлись франц. социологич. школа, к-рая опиралась на идеи Э. Дюркгейма и объясняла психич. свойства индивида его включенностью в систему социальных отношений, и «понимающая» психология В. Дильтея, к-рая противопоставила себя естеств.-науч. П. на том основании, что душу человека можно понять, только соотнося ее с ценностями культуры (причинное объяснение к ней неприменимо). Обе эти школы оказали влияние на изучение проблем дет. П. Первая выводила развитие психич. функций у ребенка из процесса его общения с др. людьми, вторая интерпретировала развитие личности, исходя из представления о том, что оно определяется ее направленностью на разл. классы ценностей культуры.

Во всех этих концепциях неадекватно преломилась потребность науч. П. включить в систему своих категорий понятия, охватывающие психосоциальные отношения субъекта и его личностно-значи-мые переживания. Логика развития П. сталкивалась с задачей преодолеть расщепленность ее понятий, методов, объяснительных принципов на лишенные внутр. связи фрагменты знания. Целостность П. как науки утрачивалась. Это порождало попытки выйти из кризиса путем интеграции идей и категорий, к-рые разрабатывались в различных, противостоящих друг другу школах и системах. Отражением этой тенденции явилось включение прежними школами в свои исходные схемы новых концепций во избежание односторонности этих схем. В бихевиоризме на первый план выдвигается понятие о «промежуточных переменных» (Э. Толмен). Это направление было названо необихевиоризмом. Оно стало на путь изучения центр. физиол. процессов, развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма (К. Халл). Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х гг., в частности под влиянием опыта программирования на ЭВМ. Изменяется взгляд и на роль ней-рофизиол. механизмов, к-рые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям, как это было свойственно раннему бихевиоризму. Фрейдизм также претерпевает трансформацию. Возникает неофрейдизм - течение, связывающее бессознательную психич. динамику с действием социокуль-турных факторов (К. Хорни, Г. Салли-ван, Э. Фромм) и использующее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью избавить нормальных людей от чувства страха перед враждебной социальной средой.

Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма возникла гуманистическая («экзистенциальная») П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), утверждающая, что использование науч. понятий и объективных моментов исследования личности ведет к ее «дегуманизации» и дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию.

Установка на построение интегратив-ной схемы психич. деятельности отличала работы школы Ж. Пиаже, к-рая учла опыт франц. психологов, объяснявших функции сознания индивида инте-риоризацией межиндивидуальных отношений, равно как и фрейдистскую версию об антагонизме между влечениями ребенка и необходимостью приспособить мышление к требованиям социального окружения, а также гештальтистский принцип целостности психич. организации. Соотнеся эти положения с собственной программой изучения познават. процессов, Пиаже создал новаторскую теорию их развития в онтогенезе.

В СССР после Окт. революции развернулась перестройка П. на основах марксизма. В острых дискуссиях складывались адекватные марксистской методологии представления о психике как функции мозга, однако качественно отличной от его физиол. функций, об ее обусловленности на уровне человека социальной средой, о необходимости внедрения в П. объективных методов, о диалектике развития сознания. Эти положения отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Формирование сов. П. шло с учетом достижений психофизиол. концепций И. П. Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна и др. Гл. задачей, на решении к-рой сосредоточились усилия сов. психологов, являлось преодоление расщепленности понятий о сознании и поведении. Попытка подойти к этой задаче, выдвинутой общим ходом развития мировой П., путем простого соединения указанных понятий, предпринятая Корниловым в концепции, названной им реактологией, оказалась неудачной. Требовалось радикальное преобразование обоих понятий с целью их интеграции в новую систему. Такой подход определил формирование самой крупной в сов. П. школы Л. С. Выготского, среди достижений к-рой наиб. значительными являются культурно-ист. теория развития психики и разработанная А. Н. Леонтьевым теория деятельности. Эта школа исходит из положения о том, что психич. функции человека опосредованы его включенностью в мир культуры и реальной деятельностью в нем, вт. ч. деятельностью общения. Между практич. внеш. деятельностью, к-рая прежней П. либо вообще изымалась из исследования, либо сводилась к реакциям на стимулы, и внутр. психич. активностью существуют взаимопереходы. Наряду с трансформацией внеш. действий во внутренние (умственные) развертывается процесс воплощения последних в объективные формы, в частности продукты творчества. Введение категории деятельности позволило более адекватно подойти к проблеме биологического и социального в развитии психики человека, проследить, как в процессе усвоения индивидом общественно-ист. опыта преобразуются его исходные биол. потребности, врожденные способы поведения и познания. Принцип диалектич. единства сознания и деятельности лег в основу многочисл. исследований сов. психологов (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия и др.).

Зависимость человеческого поведения от биол. и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., к-рая развивается в «диалоге» между данными о природе и культуре, интегрируемыми в ее собств. понятия.

Учение о сознании как активном отражении реальности, обусловленном обществ.-ист. практикой, позволило с новых методологич. позиций разработать осн. проблемы П., среди к-рых выделялись психофизиологическая (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопрактическая (о формировании психики в процессе реальной практич. деятельности и зависимости этой деятельности от ее психич. регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психич. образов к отображаемой ими реальности) и др. проблемы. Разработка этих проблем велась на основе принципов детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов), системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психич. организации), развития (признания преобразования, изменения психич. процессов, их перехода от одного уровня к другому, возникновения новых форм психич. процессов). П. представала совокупностью отд. отраслей, многие из к-рых приобрели самостоят. статус.

Уже во 2-й пол. 19 в. сложилась психофизиология, к-рая исследует физиол. механизмы, реализующие психич. явления и процессы. К сер. 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во мн. заруб. странах.

Др. ветвь П. - мед. П., к-рая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно мед. П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретич. целях, так и в интересах лечебной психиатрич. практики, и нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

Широкое развитие получили дет. и пед. П., тесно связанные между собой, поскольку психич. развитие ребенка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психол. особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Пед. П. изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, появилась также возрастная П., охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения. Т. о., дет. П. может рассматриваться как раздел возрастной П.

Развитие пром. произ-ва поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации двигат. операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения эко-логич. условий на произ-ве и проф. отбора. В связи с этим выделилась П. труда. В условиях автоматизации произ-ва на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психич. процессы; спец. исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. Появилась инж. П., имеющая важное значение не только для рационализации автоматизиров. систем управления, но и для их проектирования. С нач. 60-х гг. складывается космич. П., изучающая особенности деятельности человека в условиях космич. полетов.

Изучение психол. особенностей спорт, деятельности определяет предмет П. спорта.

Одна из важнейших областей П. - социальная П., исследующая деятельность человека в коллективах - трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также разл. внутр. структуру. В предмет социальной П. входят также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нем функций (ролей), вопросы психол. совместимости участников коллективной деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения, изучаемой психолингвистикой. В отличие от мн. направлений заруб. социальной П., психологизирующих обществ. явления, отеч. социальная П. рассматривает изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе, к-рые управляются законами ист. развития. С социально-психол. проблемами тесно связаны нек-рые вопросы П. воспитания.

В общей П. выделился также раздел, посвященный П. техн., науч. и худож. творчества, что связало П. с науковеде-нием и эстетикой.

В качестве особого раздела выступает П. личности, интегрирующая факты и закономерности практически всех областей П., особенно социальной и возрастной П.

Дифференциально-интеграц. процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены запросами разл. отраслей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются мн. дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснит, принципами. Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоят. науки.

Важное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях НТР передача электронным устройствам нек-рых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетич. и теоретико-информац. понятия и модели (получившие особое распространение в когнитивной психологии), что способствовало формализации и математизации П., внедрению в нее кибернетич. стиля мышления. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании тех функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший науч.-техн. прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творческой деятельности - с другой, становятся в совр. эпоху важными направлениями П. Наряду с ними стремительно развиваются исследования, связанные с полит., демографич., экологич. и др. актуальными проблемами современности.

Лит.: Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, M.; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M.; его же, Проблемы общей психологии, М.; Петровский А. В., История сов. психологии, М., 1967; Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1-6, М., 1966-78; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, M.; его же, История психологии, M.; Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И., Развитие и совр. состояние заруб. психологии, М., 1974; Смирнов А. А., Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, М., 1975; ЛурияА. Р., О месте психологии в ряду социальных и биол. наук, ВФ, 1977, № 9; Пиаже Ж., Психология, междисциплинарные связи и система наук, в кн.: Хрестоматия по психологии, под ред. А. В. Петровского, М., 1977; Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, в его кн.: Избр. психол. труды, т. 1, М.,1980; Волков К. Н., Психология о пед. проблемах, М., 1981; Психол. наука и пед. практика, К., 1983; Ломов Б. Ф., Методология, и теоретич. проблемы психологии, М., 1984; Петровский А. В., Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1994; Psycho-logy: a study of a science, ed. by S. Koch, v. l-6, N. Y., 1959-63; Classics in psychology, ed. by T. Shipley, N. Y., 1961; The science of psychology: critical reflections, ed. by D. P. Schultz, N. Y., 1970. M. Г. Ярошевский.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

- (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

- (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Психология , Абрахам П. Сперлинг. Не замыкаясь в рамках строгого энциклопедического определения, гласящего, что психология - многоотраслевая наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных,…

​​​​​​​

В академическом определении, психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Психология изучает внутренний , точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

По удачному определению В.П. Зинченко, психология - объективная наука о субъективном мире человека и животных. Общее представление о психологии, как о науке, можно составить с помощью лекций проф. В.В. Петухова .

Похоже, что психология - это придуманная область жизни, с интересом и пониманием относящаяся к неадекватному поведению человека. Психология, как феномен нашей культурной жизни, появилась тогда, когда на неадекватное поведение мы начали реагировать не просто как на неадекватность, глупость и невоспитанность, а как на достойный уважения и внимания симптом, за которым скрывается что-то серьезное. Именно поэтому "психологию" не понимают и не хотят понимать люди "старой закалки", привыкшие жить по принципу "Надо сделать? - Берем и делаем".

Из писем читателей: "Поначалу обливания показались каким-то подвигом. Однако мне повезло, у меня есть чудесная бабушка, которая быстро вернула меня к реальности. Я пожаловалась: “решила начать обливаться холодной водой, но не знаю, как я это буду делать”. Бабушка сделала удивленное лицо: “Как? Да просто! Берёшь ведро воды и выливаешь на себя”." - Всё, на этом вся "психология" закончилась.

Аналогично, к "психологии" достаточно отрицательно относятся большое число бизнесменов, видящих в психологах людей, потакающих человеческим слабостям. Бизнесмену безразлично, хочется сегодня сотруднику выполнять свои рабочие обязанности или не хочется, он платит деньги только за ВЫПОЛНЕНО, а за НЕТ - штраф либо увольнение. Если твоя задача делать холодные звонки, никому не интересно, страшно тебе эти звонки делать или не страшно. Не звонишь или звонишь плохо - находим другого работника. И НИКАКОЙ ПСИХОЛОГИИ! Начинающие сотрудники этому учатся, серьезные должности это предполагают. Понадобилось достаточное количество времени, чтобы бизнесмены почувствовали опасность, исходящую от психологии, а психологи поняли, что с бизнесом нужно быть аккуратнее: у него другая философия и другие законы.

​​​​​​​Соответственно, слово " " имеет два разных смысла: "психологическое" как относящееся к науке психологии (психологический журнал, психологическое образование") и "психологическое" как относящееся к психологии человека (психологические особенности, психологические защиты).

Психологии как науке посвящены многие сайты в интернете. Самые авторитетные и популярные см.→

Наука психология должна быть практичной

Науку делают живые люди, и иногда в очень непростых условиях. Современная российская психология стоит на плечах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других мужественных исследователей, которые прокладывали дорогу будущему сквозь жестокие ветра. Создав академическую психологию, они заложили фундамент научного подхода в психологии.

Нам нужна наука, но сегодня наука должна быть практичной. Сейчас, когда уже сложившаяся психологическая практика обгоняет теорию, академическая психология должна выйти из своего хрустального замка и начать осваивать, осмысливать те поля, которые уже плодоносят усилиями психологов-практиков. Мы планируем делать это сами, мы будем благодарны за помощь в этих исследований от академической науки. Мы открыты для сотрудничества. См.→

Учебники по психологии должны отражать не только то, что думают коллеги-ученые, но и то, что уже много лет успешно делают коллеги-практики. Новые учебники по психологии должны быть написаны живым, человеческим языком, как писали Уильям Джеймс, Абрахам Маслоу и Виктор Франкл, как пишут Юлия Борисовна Гиппенрейтер и Борис Сергеевич Братусь.

В психологии должна появиться душа, в центре внимания психологов могут и должны быть такие темы, как миссия и смысл жизни, вера и надежда, радость, ответственность, совесть. Это – жизнь. Если психология, как наука, не будет заниматься этими темами, она вне жизни.

Определение психологии как науки

Психология - это не только давно существующая, высокоразвитая и разделенная на множество направлений и отраслей наука, но также обширная практика. Все отрасли психологической науки и виды практики разнообразны по своему содержанию, методам и многим других вещам. В настоящее время не представляется возможным дать однозначную, точную и исчерпывающую характеристику предмета психологии как науки, не говоря уже о психологической практике. Речь может идти лишь о том, чтобы в обобщенной форме определить, чем в настоящее время занимаются психологи как ученые и практики.

Современное понимание психологии как непрерывно и динамически развивающихся науки и практики не укладывается в любое единственное предложение и требует как минимум нескольких предложений или развернутых рассуждений. С учетом такого состояния дел речь может идти лишь о приблизительном определении предмета психологической науки и практики через их описание. Соответствующее описание, кроме того, должно быть динамичным - таким, чтобы его можно было далее уточнять, изменять, добавляя к сложившемуся пониманию предмета психологии то новое, что вносят в него развивающиеся наука и практика.

Слово «психология», закрепившееся в названии этой науки, греческого происхождения. Оно образовано из двух слов: «душа» {psyche ) и «логос» (logos) - учение. Следовательно, в первоначальном его значении слово «психология» означало «учение о душе». До XVI века данное учение выступало как часть философии и не было самостоятельным. Начиная с XVI в. учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившихся к этому времени из философии. В XVII-XVIII веках название «психология» окончательно закрепилось за наукой о душе.

Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживает в своем сознании. Позднее, в XVIII-XIX вв., сфера психологических исследований расширилась и включила в себя неосознаваемые психические явления (бессознательное).

С момента возникновения представлений о душе и самой науки о душе в ее предмет входило объяснение поведения человека и животных через душевные (психические) явления. Современные ученые поэтому включают поведение в предмет психологических исследований и вместе с тем признают за психологией право выступать в качестве одной из основных наук, претендующих на понимание и объяснение поведения (деятельности человека).

Наконец, в поиске правильного современного определения предмета психологии следует иметь в виду, что при сохранении в течение длительного времени прежнего названия - психология, или наука о душе, - содержание исследований, которые вели ученые, называвшие себя психологами, много раз менялось. Это также сказывалось на понимании предмета психологии, и представления о нем последовательно, закономерным образом менялись от одной эпохи к другой.

В древности душа рассматривалась как нечто существующее объективно, отличающееся от материальных предметов и явлений. Она трактовалась по-разному: и как первооснова жизни, и как причина поведения человека и животных, и как источник всевозможных движений, наблюдаемых в мире. Предметом исследования науки о душе поначалу были все указанные выше процессы и жизненные проявления.

В XVI-XVII веках н.э. возникла новая естественно-научная, в основном физико-механическая, картина мира, нашедшая отражение в трудах европейских ученых, прежде всего Р. Декарта и И. Ньютона. В связи с новым мировоззрением, связанным с такой картиной мира, началось постепенное ограничение и функций души. Р. Декарт предложил исключить из их числа управление физическими процессами, происходящими в мире, и простейшими движениями самого организма, полагая, что они полностью объяснимы законами физики и механики, не требуют обращения к душе. Ее роль была ограничена лишь высшими, характерными для человека психическими явлениями: мышлением и аффектами (переживаниями). Начиная с этого времени, психология определяется как наука о сознании человека, в состав которого входят познавательные процессы (мышление) и аффекты (переживания).

Однако уже через столетие ученые заговорили о существовании бессознательного в психике и поведении человека. Эта идея постепенно завоевывала все большее число сторонников и окончательное признание получила во второй половине XIX в. В связи с этим вновь возникла необходимость изменить представление о предмете психологии как науки, дополнив его бессознательными психическими явлениями.

В начале XX в. ученые обратили внимание на то, что в сложившихся представлениях о предмете психологии оказались только одни психические явления, а поведение, деятельность человека из соответствующих определений были исключены. Понадобилось вновь ввести их в понимание предмета психологии как науки и практики.

В конце XIX - начале XX в. возникли, кроме того, первые прикладные отрасли научной психологии, такие, например, как клиническая, педагогическая психология и психотехника (современная психология труда и инженерная психология). Единая раньше психология стала делиться на множество частных отраслей и направлений научных исследований. Их появление, а также признание практического (прикладного) значения психологии потребовали переопределения и дополнения предмета психологии тем, что изучалось в разных отраслях психологии и делалось в психологической практике.

В результате всех этих сложных, одновременно и последовательно происходящих процессов в начале XX в. сложилась ситуация, способствующая появлению нового, более современного и всеобъемлющего понимания предмета психологии как науки, включающей в себя кроме психических явлений, отраженных в сознании человека, также и следующие моменты.

  • 1. Представление о том, что психология как наука должна изучать бессознательные психические явления.
  • 2. Идею о том, что предметом психологии являются не только психические феномены, но и деятельность (поведение) человека и животных.
  • 3. Указание на то, ради чего все это должно исследоваться в психологии как науке (функциональное назначение самих психических явлений и прикладное значение научных знаний о психике).

Необходимость переопределения предмета психологии в это время исторически совпала с двумя событиями, которые временно затруднили поиск адекватного, обновленного и точного определения предмета данной науки. Это, во-первых, начавшееся разделение психологии на самостоятельные науки и направления, во-вторых, кризис, поразивший мировую психологическую науку. Вновь возникшие психологические науки специализировались в изучении отдельных групп психических явлений и частных форм поведения человека и животных. Каждая из них соответственно получила свой, узко понимаемый предмет, отличный от предмета исследования в психологии в целом и в других отраслях науки. Специфика определения предмета психологии в этих условиях стала зависеть от науки и направления, в котором шла разработка психологических идей. В таких отраслях психологии, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая и когнитивная психология, предмет научного исследования стал пониматься по-разному. В бихевиоризме им было объявлено поведение, его естественно-научное, не психологическое объяснение, в гештальтпси- хологии - познавательные процессы и явления сознания, в психоанализе - бессознательное и его роль в управлении психикой и поведением человека, в гуманистической психологии - личность человека и т.д. До тех пор пока психология как наука находилась в состоянии раздробленности на множество направлений и школ, которые к тому же остро конкурировали друг с другом, общее определение предмета психологии как науки, устраивающее всех ученых, выработать было невозможно.

К концу XX в. ситуация изменилась в лучшую сторону. Произошло сглаживание противоречий между отдельными отраслями, направлениями и школами психологии, наметилось их сближение. Это открыло перспективу поиска единого, приемлемого для большинства ученых и практиков определения предмета психологии как науки.

Проще всего можно понять, чем занимается современная психология как наука и практика (определить ее предмет) через перечисление и краткое описание тех явлений, которые в ней изучаются.

Психология - это прежде всего наука о явлениях, которые называют психическими или психологическими. В связи с их изучением психология ставит и решает следующие вопросы.

  • 1. Что представляют собой психические явления?
  • 2. Чем одни психические явления отличаются от других?
  • 3. На какие группы (классы, разновидности) делятся психические явления?
  • 4. Чем психические явления отличаются от других явлений, изучаемых в разных науках?
  • 5. Откуда берутся, как возникают и развиваются психические явления?
  • 6. Чем психические явления, характерные для человека, отличаются от аналогичных явлений, свойственных животным?
  • 7. Каким образом психические явления соотносятся с процессами, происходящими в организме, в частности в мозге человека?
  • 8. Какое влияние психические явления оказывают на поведение человека?
  • 9. Как зависят психические явления от практической, материальной деятельности человека?

В краткой обобщенной форме представленное выше развернутое описательное определение предмета современной психологии звучит примерно следующим образом: психология - это наука о психических явлениях и деятельности человека, в которой эти явления рождаются, существуют и развиваются, а также о взаимосвязях и переходах, существующих между деятельностью и психикой . Дополнительной характеристикой предмета психологии, подчеркивающей ее практическое, прикладное значение, может стать понимание психологии как системы научных знаний, объясняющей поведение (деятельность) человека и животных и позволяющей оказывать на него целенаправленное влияние.

  • Это определение примерно соответствует тому, которое в свое время предложил известный российский ученый, классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев.