«Частицы НЕ и НИ. Значение и правописание

Частица не прежде всего употребляется для отрицания, например: Он не писал этого. Не он писал это. Он писал не это.

Следует также учитывать частные случаи употребления частицы не:

1. Она входит в состав устойчивых сочетаний вряд ли не, едва ли не, чуть ли не, обозначающих предположение; вовсе не, далеко не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не первый в мире; отнюдь не лучшее решение задачи.

2. Входит эта частица в состав сочинительных союзов не то; не то - не то; не только - но (а); не то что не - а; не то чтобы не - а, например: Уйди, не то побью. В комнате не то плачут, не то смеются. Он не только сам пришел, но и друга привел.

3. В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, например: Жди, пока не позовут.

4. Употребляется она в вопросительных и восклицательных предложениях, примыкая к местоимениям, наречиям, частицам и образуя сочетания кто не, как не, как только не, где только не и т. д., например: Как не горевать? Чем не работа! Где только не побывал он!

5. Повторяясь при каждой части составного глагольного сказуемого, эта частица придает предложению утвердительный смысл, например: Не могу не упомянуть. Нельзя не сознаться.

6. Находясь под ударением, она входит в состав неопределенных местоимений, а также и отрицательных местоимений и наречий, например: некто, нечто, несколько; некого, нечего; негде, незачем, некогда, некуда, неоткуда.

Частица ни, одиночная и повторяющаяся (в последнем случае она входит в состав союза), употребляется для усиления отрицания, например: Нет ни гроша. Не слышно ни пения птиц, ни жужжания пчел.

Примечание.

Сказуемое с отрицанием может только подразумеваться: Ни шагу назад!

Следует обратить внимание на частные случаи употребления частицы ни:

1. Она входит в состав устойчивых сочетаний, имеющих значение категорического приказания или представляющих собой соединение противопоставляемых понятий, например: ни с места; ни жив ни мертв, ни дать ни взять, ни то ни се.

2. Для усиления утвердительного смысла она употребляется в начале придаточного предложения перед сказуемым в сочетании с относительными словами: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни; как ни, где бы ни, куда бы ни, сколько ни и т. п., например: Кто ни придет, всем рады. Куда ни кинь, все клин.

Примечание.

Такие сочетания вошли в состав некоторых устойчивых оборотов: во что бы то ни стало, куда ни шло, откуда ни возьмись и т. п.

3. Безударная частица ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий, например: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; нигде, никак, никогда, никуда, ниоткуда, нипочем, нисколько, ничуть.

Упражнение 228. Объясните постановку частиц не и ни.

I. 1. Степан Михайлович не плакал, не сидел беспрестанно над больным, но едва ли не больше всех страдал душою. (Акс.) 2. Одна лишь я любви до смерти трушу. А как не полюбить буфетчика Петрушу! (Гриб.) 3. Несколько мгновений остался я неподвижным … Вдруг я встрепенулся. Быстрыми шагами вернулся я к ограде, перескочил через нее на дорогу и чуть не бегом пустился домой. (Т.) 4. Красавица не могла не заметить его загоревшего, но исполненного приятности лица. (Г.) 5. Вдруг с живописцем поравнялся некто в плаще. (Антон.) 6. Никак не можем помириться с тем, что люди умирают не в постели, что гибнут вдруг, не дописав поэм, не долечив, не долетев до цели. (Сим.) 7. В ударе шеста уже меньше силы, во взмахе не та четкость. (Федос.) 8. Не зря же и в народе говорится: жизнь прожить - не поле перейти. (Бабаев.) 9. В вагон, куда садился Зузенко, набивалось столько народу, что негде было присесть. (Пауст.) 10. «Вы это с кем разговариваете?» - спросила Онежка. «С тобой, ясное дело …» - ничуть не смутился Лопарев. (Залыг.) 11. Онежка не боялась до тех пор, пока не стало вдруг темно. Темнота подступила неожиданно и непонятно почему. Где-то далеко впереди вспыхнул яркий свет, который не то ослепил ее, не то сжал, сдавил тучи. (Залыг.)

II. 1. Охотник Владимир говорил, ни дать ни взять, как провинциальный актер, занимающий роли первых любовников. (Т.) 2. Бочонок застревает в дверях - ни с места. (Ч.) 3. Платонов был крепок, у него был хороший закал. Он тяжело болел, плевал кровью, месяцами лежал без движения, но ни разу не погрешил против своей писательской совести. (Пауст.) 4. И тот конь, на котором тогда Хусин джигитовал, из табуна, и знаешь, мамо, какой это конь? Скаковой и обученный … От хозяина ни на шаг. (Бабаев.) 5. Разгоняют скукой скуку - но таков уже тот свет: как ни бьют - не слышно стуку, как ни курят - дыму нет. (Те.) 6. Субординация, дисциплина. А с этими научными деятелями никакого порядка, для них нет ни генералов, ни старших, ни младших. (Гран.) 7. С океана дул холодный ветер. На небе - ни единой звездочки. (Рыб.) 8. Мельников, стараясь, не шуметь, оделся и вышел на улицу. Холодный воздух освежил его, напомнил о многодневной борьбе с бураном, о завалившемся бронетранспортере, болезни ефрейтора Груздева. Ни вечером, ни ночью, ни даже утром, когда проснулся, он не подумал об этом. (Рыб.) 9. Жогин ожидал Мельникова не один. (Рыб.) 10. В сельсовете никого не оказалось - был выходной день. (Федос.) 11. Ни неба, ни земли. Куда ни посмотри, всюду тяжелая свинцовая тьма. (Федос.)

Упражнение 229.

1. Кто н… проклинал станционных смотрителей, кто с ними н… бранивался? (П.) 2. Совершенно н… взглянув на них, а так, как будто уж н… куда было больше посадить, Степан Аркадьевич посадил Левина и Кити рядом. (Л. Т.) 3. Секретарь Чугуевского райкома, Александр Ильич Якин, памятуя о том, что н… единым хлебом жив человек, с большим увлечением, н… в ущерб хозяйственным делам, занимался вопросами культурного строительства. (Ов.) 4. Елизавета натянула на голову одеяло. Н… то спала, н… то, желая избавиться от нравоучений матери, прикинулась спящей. (Бабаев.) 5. Шел сибирский экспресс. Он всегда проходил в это время мимо Пушкина, н… останавливаясь, н… тормозя, увлекая за стрелки тяжелые пульмановские вагоны. (Пауст.) 6. В редакциях и издательствах Москвы происходило н…что, казавшееся Багрицкому чудом. (Пауст.) 7. Грохот стоял здесь н…вероятный, но все-таки и он заглушался поездами. Электропоезда неслись по насыпи почти над самыми головами людей то вправо, то влево, и тогда все как будто исчезало из глаз, потому что в этот момент н…льзя было н… зажмуриться. (Залыг.) 8. Вокруг были горы, все в н…обыкновенных красках начинающей блестеть радуги, далеко внизу - долина с реками, деревнями, стадами и с тенями облаков … Нет, день н…чуть н… стал короче от всего того, что уже произошло сегодня. (Залыг.) 9. Рановато было путешествовать мальчишке, все боялись, что он будет мешать, но Цезарь просил, умолял, начиная чуть ли н… с восьмилетнего возраста. (Залыг.) 10. А когда Онежка различила камень, с которого она падала и н… упала, слезы хлынули у нее. Она опустилась на траву, зная, что будет плакать долго и горько, до тех пор, пока само собой н…. придет откуда-то успокоение, пока она н… станет изнемогать от слез. Она видела себя н…подвижной, распластанной на сизых, все еще играющих красками камнях, искалеченной, н…узнаваемо изуродованной. (Залыг.)

Упражнение 230. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ларисин избранник оказался так себе н… рыба н… мясо - сразу н… отгадать, что за человек. (Пан.) 2. Н…когда Мельников н… слышал, чтобы командир полка пел песни. (Рыб.) 3. Занятые делом, подруги н… замечали н… тумана над водой, н… солнца. (Бабаев.) 4.Как н… грозна река весной, а вы отыщите поросшую густым, как шерсть, мохом каменную плиту и садитесь на нее. (Бабаев.) 5. Увидел такой оборот дела Бороздин, подседлал коня и умчался в район. Мне приказал остаться и доставить Светличного в Надеждинскую. «Пусть он тут поиграет, пусть потешится,- говорил Бороздин.- А ты от него н… на шаг. Оставляю его на твою ответственность …» (Бабаев.) 6.Мои спутники н… спят, сидят у костра. Трагическая судьба Глеба н…кому н… дает покоя. (Федос.) 7. Еще н… рассвело, а мы уже стали пробираться к перевалу. На небе н… облачка. Утро этого столь памятного всем нам дня было такое, что лучшего, кажется, и н… придумаешь. (Федос.) 8. Видимо, наступил кризис. Больной н… единым словом, н… движением н… выдавал своего волнения. (Федос.) 9. С тех пор, что бы н… читал Рязанцев по истории, какой бы разговор о далеком прошлом н… заходил, в памяти его возникали эти темные деревянные стены. (Залыг.)

Упражнение 231. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Н… ветер бушует над бором, н… с гор побежали ручьи, мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н.) 2. Два десятка солдат в полчаса проложили бы сквозь вал прекрасную, ровную дорогу. Но н…кто этого н… делал, распорядиться было некому. (Верес.) 3. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, н… то н… се, н… в городе Богдан, н… в селе Селифан, по словам пословицы. (Г.) 4. «Город сквернейший»,- сказал н…кто, похожий на Джона Фальстафа. (Горьк.) 5. Н…кто н…чего н… знал. Говорили, что впереди казаки. Только казакам н…откуда взяться. (Сераф.) 6. Кто только н… бывал в доме Горького, кто только н… писал ему, какими только делами н… интересовался он! (Посл.) 7. Были у вас какие-нибудь сильные переживания или нет - я н… знаю. Наверное, н… было их, на лице вашем н… видно н… облачка. (Аж.) 8. Все эти люди встретились впервые, близкого знакомства между ними н… налаживалось, и н…кто н… брал на себя такой обязанности - подружить всех между собой. Так было до тех пор, пока н… выяснилось, что н…кто н…кого н… отверг, а каждый мысленно протянул другому руку. (Залыг.) 9. Из училища Сергей вышел младшим лейтенантом. И куда бы потом н… бросала его война: под Курск, на Днепр, в каких бы горячих схватках он н… участвовал, мысли о первых месяцах боев н… выходили из головы. (Рыб.) 10. Оказывается, сестру можно забыть, а свои, родные места н…льзя н… забыть, н… вычеркнуть из памяти: навечно приросли они к сердцу, н… оторвать. Сколько н… жил в отдалении, а постоянно чувствовал, что живет в разлуке. (Бабаев.) 11. Н… одной птицы н… видно, и н…что н… напоминает о близости живых существ. (Федос.) 12. Какая н…иссякаемая энергия! Какие умные руки! За что н… возьмутся - все ладно. (Федос.)

Упражнение 232. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I. Все люди оглядывались и замедляли шаги, стремясь в последнем взгляде удержать все увиденное - лицо Ленина, его выпуклый лоб, сжатые губы и н…большие руки.

Он был мертв, этот человек, стремительно перекроивший мир. Каждый из нас думал о том, что теперь будет с нами.

Наши дети,- сказал Зузенко, когда мы вышли из Колонного зала,- будут завидовать нам, если н… вырастут круглыми идиотами. Мы влезли в самую середину истории. Понимаете?

Я это прекрасно понимал, как и все, кто жил в то тревожное и молниеносное время. Н… одно поколение н… испытывало того, что испытали мы. Н… такого подъема, н… таких надежд, н… таких разочарований и побед. Зеленых от голода и почернелых от боев победителей вела только н…преклонная вера в торжество грядущего дня. (Паустовский)

II. Рязанцев стал говорить гораздо умнее того, что требовалось сказать!

Сказал, что человечество за всю свою историю еще н… потеряло н…чего прекрасного. Н… античной скульптуры, н… римского красноречия, н… живописи Рафаэля, н… духа Парижской коммуны, н… умения любоваться вот этими горами - н…чего! Все сохранило. Наоборот, чем дальше, тем все глубже люди объясняют это себе. Сказал, что поэзия - это истина. У истины же всегда были препятствия. Разве отсутствие русского литературного языка в свое время н… было для нее препятствием? Сейчас эта истина преодолевает другое препятствие: человеческое некогда.

Один раз он заговорил почти Онежкиными словами:

Для того, чтобы открыть, нужно и желать и ждать. Если вы н… желаете поэзии, н… ждите - ее для вас н… будет!

Поглядел вокруг, хотел найти поддержку, но Онежку н… заметил. Н… обратил на нее н…какого внимания и дальше заговорил о том, что цивилизация, умение человека мыслить вовсе н… лишает его н… эмоций, н… физических сил. Спортивные рекорды двигаются вперед, а н… назад. (Залыгин)

Правописание НЕ и НИ.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правило делится на две части:

слитное или раздельное написание НЕ со всеми частями речи;

различие НЕ и НИ

Правило.

Слитное и раздельное написание НЕ (картинку можно увеличить, нажав на нее)

Различай!

В зависимости от условий

Часть речи Слитно Раздельно
существительные, прилагательные = синоним без не-:

неискренность = лицемерие, непопулярный = малоизвестный

Противопоставление (союз а илиантоним ), нельзя подобрать синоним:

не осторожность, а трусость

не математик

наречия 1. Наречия на –О, -Е = синоним без не-:

нетрудно выполнить (=легко)

2. в отрицательных наречиях:

негде, некуда, неоткуда, незачем

3. Недаром = не напрасно

1. Наречия на –О, -Е, если есть союз а, антоним:

живет не близко, а далеко

2. Наречия не на –О, -Е:

не вовремя

3. Не даром = не бесплатно

местоимения Отрицательные и неопределенные

НЕ/НИ + кто, что, какой, каков, чей, сколько, который

1. Остальные:

не ваш, не я, не каждый

2. Отрицательные и неопределенные, если между ними есть предлог:

не с кем, не к чему

причастия Без зависимых слов:

ненаписанное письмо

В сочетании с наречиями меры и степени:

абсолютно невыполненное задание

С зависимыми словами:

не написанное им письмо

причастия и прилагательные с суффиксами Без зависимых слов в творительном падеже (кем? чем?):

нелюбимые блюда

С зависимыми словами в творительном падеже:

нелюбимые нами блюда

Несмотря на/ невзирая на = вопреки:

несмотря на болезнь, он пошел гулять

Буквально от глаголов «смотреть; взирать»:

шел, не смотря под ноги

Различие НЕ и НИ

В простом предложении

НЕ НИ
как отрицание как усиление отрицания, отрицание
1. При глаголе, причастии и деепричастии:

не хочу молока, не читающая книги нация

1. При остальных частях речи:

не хочу ни молока, ни чая

2. В предложениях, где нет сказуемого:

Ни с места!

3. В фразеологизмах:

ни два ни полтора

ни жив ни мертв

ни конца ни края

ни рыба ни мясо

ни с того ни с сего

ни то ни сё

как утверждение
2. В составном глагольном сказуемом при повторении НЕ… НЕ = утверждение:

не смогу не зайти

3. В вопросительных, восклицательных предложениях с обобщающим значением:

Кого я только не встретил!

В сложном предложении при словах где, куда, как, когда, что, кто, сколько НЕ/НИ:

Алгоритм разбора.

1. Определи часть речи.

2. Посмотри, нет ли в предложении слов, при которые НЕ всегда пишется раздельно.

3. Обрати внимание, нет ли приставки НЕДО- или сочетания НЕ ДО-.

4. По части речи вспомни правило.

Разбор задания.

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) Ему не хватает опытности и (не)достает терпения.

2) Наша страна (не)зависима.

3) Его как-то сразу (не)взлюбили.

4) Мы остановились на отнюдь (не)пригодной для стройки площадке.

Вариант №1.

(Не)достает – глагол с НЕ(ДО)-. Убираем НЕ-: ему достает терпения . Так говорить нельзя, значит без НЕ не употребляется. Пиши слитно!

Вариант №2.

(НЕ)зависима – это краткое причастие с суффиксом –ИМ. В предложении нет зависимого слова в творительном падеже, значит НЕ пишем слитно.

Вариант №3.

(Не)взлюбили – без НЕ не употребляется. Пиши слитно.

Следует различать частицы не и ни по значению и употреблению.

Частица НЕ

Частица не употребляется для отрицания всего предложения или отдельных членов предложения.

Например: Не я говорил об этом. - Я не говорил об этом.- Я говорил не об этом.

Если убрать частицу не , то смысл предложения изменится на противоположный: Я говорил об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы НЕ:

· при наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл.

Например: не могу не упомянуть... (т. е. “должен упомянуть”), не льзя не сознаться ... (т. е. “надо сознаться”);

· в вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя вместе с ними сочетания:

как не,

кто не,

кто только не,

где не, где только не,

чем не,

чего не,

чего только не.;

сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не – ли .

Например: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Да не изволишь ли отобедать?

· частица не входит в состав устойчивых сочетаний, обозначающих:

а) предположение: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не;

б) усиленное отрицание: далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не.

Например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средство.

· частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то - не то; не только - но; не то что не - а; не то чтобы не - а,

Например:

Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь.

Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется.

У партизан были не только винтовки, но и пулеметы.

· Под ударением не входит в состав относительных местоимений: не́кто, не́что ; и наречий: не́сколько, не́где и т.п. В этих словах не становится приставкой.

Частица НИ

Частица ни употребляется для усиления отрицания. Например: На небе позади не было ни одного просвета. В таких предложениях есть отрицательное сказуемое или слово нет , а частица ни стоит с существительным в Р.п. Например: не было (чего?) ни просвета.

Если убрать из предложения частицу ни , смысл предложения не изменится: На небе не было просвета.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы НИ:

· частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла. Придаточные предложения начинаются сочетаниями:

кто ни, кто бы ни,

что ни, что бы ни,

как ни, как бы ни,

сколько ни, сколько бы ни,

куда ни, куда бы ни,

где ни, где бы ни,

какой ни, какой бы ни,

чей ни, чей бы ни,

когда ни, когда бы ни т.п.

Например: Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Кто ни проедет, всякий похвалит.

· частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далее, ни слова и т.п.;

· в безударном положении частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто́, никого́ и т. д.; и наречий: никогда́, нигде́, никуда́, ниотку́да, никаќ, ниско́лько и т.п.

· повторяющаяся частица ни приобретает значение союза.

Например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

· двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т.п.

Домашнее задание

Упражнения № 387, 391. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы не или ни .

1.(...) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (...) кроткий блеск лазури неба, (...) запах, веющий с полей, (...) быстрый лет коня ретива - (...) что души (...) веселит (Бат.). 2. В глуши (...) слышно было (...) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (...) долгогривыми конями, (...) златом, данью крымских орд, (...) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (...) что (...) мучит, (...) тревожит, и сердце вновь горит и любит - оттого, что (...) любить оно (...) может (П.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь - (...) истребят (...) годы их, (...) моды, (...) пожары (Гр.). 6. (...) было лица, на котором бы (...) выразилось удовольствия (Г.). 7. (...) ветер бушует над бором, (...) с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (...) в чем (...) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (...) был (Ч.). 10. Для него (...) было (...) каких - (...) физических, (...) моральных оков: он все мог сделать, и (...) нужно было, и (...) что его (...) связывало... Он (...) во что (...) верил и (...) чего (...) признавал. Но, (...) признавая (...) чего, он (...) только (...) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л. Т.). 11. Сергей Тюленин родился, когда (...) зачем было идти в подполье. Он (...) откуда (...) бежал, и бежать ему было (...) куда (Фад.). 12. Он мне очень противен, а странно: (...) за что бы я (...) хотела, чтобы и я ему так же (...) нравилась (Л.). 13. Я (...) намекал (...) разу (...) о пьяном господине, (...) о прежнем моем поведении, (...) о Грушницком (Л.). 14. У ней (...) было (...) подруг, (...) наставниц (Т.). 15. Как (...) старались люди, собравшись в одно (...) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (...) забивали камнями землю, чтобы (...) росло на ней, как (...) счищали всякую пробившуюся травку, как (...) дымили казенным углем и нефтью, как (...) обрезывали деревья и (...) выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже и в городе (Л. Т.).

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Различие на письме частиц не и ни.

Цель урока: формирование умения различать на письме правописание частиц не и ни.

Задачи урока: 1.Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

2.сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

Ход урока.

Оргмомент

Подготовка к РЭ. Задание 6.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Катался по дороге клок соломы и жалобно шуршал, (НЕ)НАХОДЯ места, куда приткнуться на ночь.

Дверь в комнату (НЕ)ПРИТВОРЕНА, мне холодно, тоскливо и обидно среди этих людей.

Ярко горели лампы, и всѐ пел свою (НЕ)ХИТРУЮ песню медный самовар.

Смысл этих фраз был далеко (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМ.

Задание 7.

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.

Задание 10.

Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».

антитеза

сравнение

фразеологический оборот

метафора

Словарный диктант.

Устойчивые выражения с частицей НИ.

Ни за что ни про что, во что бы то ни стало, ни ответа ни привета, ни свет ни заря, откуда ни возьмись, ни с того ни с сего, ни там ни сям, ни два ни полтора, ни больше ни меньше, куда ни шло.

Составить и записать 2 предложения с данными выражениями.

Новая тема.

Просмотр видео.

Различение частиц НЕ и НИ

что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...

С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)

Учитель: Ребята, а кто мне скажет, что какое предложение называется сложным?

Другой вопрос - что такое устойчивые выражения?

Самостоятельная работа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Тесты по теме «Правописание частиц не и ни».

1 Команда

(Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

2 Команда

Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.

2. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.

3. Но (н_) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.

4.Н_льзя было не задержаться в Москве.

5. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

6. Мы должны добраться во что бы то (н_) стало.

7. Куда (н _ ) посмотришь, кругом простирается водная даль.

Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)

Проверка

КЛЮЧ

Нельзя не восхититься торжеством красоты.

КЛЮЧ

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)

Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»

1. Частицы НЕ и НИ - формообразующие частицы.

2. Чтобы правильно написать слово с НЕ или с НИ, нужно учитывать его смысл.

3. Если в предложении опустить частицу и смысл не изменится, то нужно писать частицу НИ.

4. В устойчивых выражениях с частицами НИ - НИ нужно ставить запятую.

5. Если опустить частицу, и смысл изменится на противоположный, то нужно писать НЕ.

6. Частицы со словами пишутся слитно.

Итог.Д/з. Составить карточки с предложениями для друга, где были бы частицы не и ни.,

Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого , но ни от кого ). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения .

Значения частицы НЕ

1. Отрицание : частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! - отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне - отрицательный смысл отдельного слова.

2. Утверждение при двойном отрицании : повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не - перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.

3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).

Значения частицы НИ

1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.

2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. - У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать - утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться - отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).

3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении : частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает - придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится - придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).

Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз : Не было слышно ни звука, ни шороха.

Нужно запомнить!

1. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении , то запятая между частями этого оборота не ставится:

Ни больше ни меньше Ни да ни нет Ни днём ни ночью
Ни конца ни края Ни много ни мало Ни себе ни людям
Ни стать ни сесть Ни взад ни вперёд Ни дать ни взять
Ни два ни полтора Ни жив ни мёртв Ни за что ни про что
Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни рыба ни мясо
Ни свет ни заря Ни пуха ни пера Ни слуху ни духу
Ни с того ни с сего Ни там ни сям Ни то ни сё
Ни туда ни сюда Ни шатко ни валко Ни так ни сяк

2. Когда пишется НЕ, а когда — НИ? (при раздельном написании)

Таблица «Частицы НЕ и НИ»