Болгария в годы второй мировой войны кратко. Болгария во второй мировой войне

После поражения в Первой мировой войне Болгария по Нейискому миру 1919 года лишилась выхода к Эгейскому морю, западных окраин и Македонии. Она могла иметь армию лишь в 33 тыс. человек (в том числе 20 тыс. - сухопутные войска). Болгарии запрещалось иметь авиацию, подводные лодки и любые виды тяжёлого вооружения. Однако весь межвоенный период в стране сохранялись реваншистские настроения. Македонию хотели отнять у Югославии и Греции, Западную Фракию - у Греции, Южную Добруджу - у Румынии, а у Турции - Восточную Фракию с Адрианополем (Эдирне).

Построить Великую Болгарию царь Борис собирался в союзе с нацистской Германией. После оккупации Чехословакии в марте 1939 года Германия начала поставки для болгарской армии трофейного чехословацкого оружия. Находясь в центре Балкан, Болгария занимала выгодное стратегическое положение. С ее территории можно было нанести удар как на Стамбул, так и по Румынии, Югославии и Греции. Поэтому Гитлер стремился сделать Болгарию своим союзником. Когда в августе 1940 года Болгария потребовала от Румынии вернуть Южную Добруджу, Германия и Италия добились того, что вопрос был передан на рассмотрение специального Международного арбитражного суда в Вене, где министры иностранных дел Германии и Италии Риббентроп и Чиано решили, что требуемая территория должна быть передана Болгарии.

Однако свои виды на Болгарию имел и Сталин, собиравшийся превратить ее в своего сателлита. Во время визита Молотова в Берлин в ноябре 1940 года советская сторона добивалась согласия Германии на заключение советско-болгарского пакта о взаимопомощи по образцу тех, что уже были заключены со странами Балтии, и о создании там советских военных баз. Гитлер эти предложения отверг под предлогом, что не надо втягивать Болгарию в войну. Хотя еще 12 ноября 1940 года подписал директиву о подготовке военной операции против Греции с использованием территории Болгарии в качестве плацдарма.

Тем не менее 24 ноября советское правительство предложило Софии заключить пакт о взаимопомощи. Болгарские коммунисты (Болгарская рабочая партия) начали массированную пропагандистскую кампанию за принятие советских предложений. По имени прибывшего в Софию советского дипломата Аркадия Соболева, эта кампания была названа «Соболевской акцией». Было собрано 340 тыс. подписей под призывом к царю Борису принять советское предложение. Однако царь и прогермански настроенный премьер-министр историк Богдан Филов понимали, что в случае подписания договора о взаимопомощи Болгарию ждет судьба государств Балтии. Они решили искать защиты у Германии. 2 февраля 1941 года Болгария и Германия договорились о размещении немецких войск на болгарской территории. 1 марта 1941 года Филов подписал в Вене протокол о присоединении Болгарии к Тройственному пакту Германии, Италии и Японии. Болгария отказалась начать боевые действия против Югославии и Греции, но согласилась предоставить свою территорию германским войскам для нападения на них, а в дальнейшем оккупировать Македонию и выдвинуть 6 дивизий к турецкой границе. В апреле 1941 года болгарские войска без боя заняли Македонию и Западную Фракию. 42 466 км2 территории с населением 1,9 млн человек были присоединены к Болгарии. Возникла Великая Болгария от Чёрного до Эгейского моря. Но просуществовала она недолго.

После объявления Германией войны США, 7 декабря 1941 года войну Болгарии объявили Канада, Австралия и Новая Зеландия, а 12 декабря - Англия. 13 декабря Болгария объявила войну Англии и США. После германского нападения на СССР Москва попыталась активизировать партизанское движение в Болгарии. Подводными лодками и самолётами на территорию Болгарии нелегально были заброшены 55 деятелей БРП. Одну из подлодок, Щ-204, 6 декабря 1941 года болгарские сторожевые корабли потопили в районе Варны. Экипаж из 46 человек во главе с капитан-лейтенантом Иваном Михайловичем Гриценко погиб. Еще две советские подлодки, С-34 и Щ-211 подорвались на минах и затонули в болгарских территориальных водах в ноябре 1941-го.

Парашютисты должны были организовать террор и диверсии против германских войск, полиции и членов правительства. Однако диверсанты не имели даже гражданской одежды и устойчивых связей. В ходе «Соболевской акции» болгарская полиция выявила почти всю советскую и коммунистическую агентуру и арестовала ее после 22 июня 1941 года. Новые посланцы Москвы также захвачены. В июне 1942 года в Софии прошел Процесс парашютистов. 18 из 27 подсудимых были расстреляны, в том числе руководитель Военной комиссии ЦК БКП полковник Цвятко Радойнов. В июле были расстреляны еще 6 членов ЦК БРП. Партизанские отряды не могли оказать влияния на ситуацию в Болгарии. Они были либо уничтожены, либо блокированы в горах. За 1941-1943 годы было разгромлено 378 отрядов и подпольных групп.

Однако поражение Германии становилось неизбежным, и Болгария неминуемо попадала в советскую сферу влияния. В августе 1943 года вскоре после встречи с Гитлером умер царь Борис. Сердце монарха не выдержало осознания печальных перспектив его страны. После разгрома германских войск в Румынии Красная Армия в конце августа 1944 года вышла к границе Болгарии. 26 августа правительство Ивана Багрянова из партии аграриев объявило о полном нейтралитете и потребовало вывести германские войска из Болгарии. СССР его не признало. В конце августа немцы затопили 74 своих судна в болгарских портах.

5 сентября новое многопартийное правительство Константина Муравиева объявило войну Германии. В тот же день войска 3-го Украинского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом перешли границу в Добрудже и начали продвижение вглубь Болгарии. 6 сентября СССР объявил войну Болгарии. Болгарские войска получили приказ не оказывать сопротивления. 9 сентября коммунисты и Болгарский Земледельческий союз при поддержке армии во главе с военным министром генерал-лейтенантом Иваном Мариновым совершили переворот и сформировали правительство Отечественного фронта во главе с генерал-лейтенантом Кимоном Георгиевым. В правительстве коммунисты получили ключевые посты министров внутренних дел и юстиции; они опирались на помощь Союзной контрольной комиссии по перемирию во главе с маршалом Федором Толбухиным, командующим 3-м Украинским фронтом. 16 сентября советские войска вступили в Софию.

В 1944-1945 годах 290 тыс. болгарских солдат участвовали в боевых действиях в Югославии, Венгрии и Австрии против германских и венгерских войск. Согласно Парижскому мирному договору, заключенному 10 февраля 1947 года, Болгария отказывалась от Югославской Македонии и территориальных приобретений в Греции, но сохраняла за собой Южную Добруджу. Она должна была выплатить репарации в размере 70 млн. долларов в течение 8 лет. Вплоть до конца 1980-х годов в стране установился авторитарный коммунистический режим.

Потери болгарских войск во время несения оккупационной службы в Югославии и Греции в 1941-1944 годах, главным образом, в результате столкновений с местными партизанами, составили около 3 тыс. убитых. Кроме того, 2320 болгарских коммунистических партизан и подпольщиков было убито в бою и 199 человек казнено. В столкновениях с ними болгарская армия и полиция потеряла около 800 убитых. Потери болгарской армии в 1944-1945 годах, когда она действовала на стороне Антигитлеровской коалиции, составили 10 124 убитыми и умершими от ран и болезней и 21 541 ранеными. В 1941 году советские подлодки потопили болгарские транспорт «Шипка» и шхуну «Успех». Жертвы среди экипажей могли составить несколько десятков человек.

Мирное население Болгарии понесло значительные потери во время налетов англо-американской авиации на Софию и другие болгарские города. Так, 10 января 1944 года, которое болгары называют «черным понедельником», во время налета американских и британских «летающих крепостей» погибло 750 и было ранено 710 человек, разрушено 4100 зданий. После этого Софию покинули 300 тыс. жителей. Не менее сильный налет на болгарскую столицу был совершен 30 марта 1944 года, когда в городе было отмечено около 2 тыс. пожаров. В Софии почти не было подвалов и бомбоубежищ, что увеличивало число жертв. Всего в 1943-1944 годах союзная авиация совершила над территорией Болгарии около 23 тыс. самолетовылетов. На 186 болгарских населенных пунктов было сброшено 45 тыс. тонн фугасных и зажигательных бомб. Были уничтожены 12 тыс. зданий, погибли 4208 и были ранены 4744 человека. Болгарской противовоздушной обороной, прежде всего, истребителями, были сбиты 65 самолетов союзников, а еще 71 машина получила повреждения. В ходе боевых вылетов над Болгарией союзники потеряли 585 человек, из которых 329 человек попали в плен, 187 погибли и 69 умерли от ран. Потери болгарской авиации составили 24 истребителя, еще 18 машин были повреждены. Погибли 19 пилотов. Всего болгарские вооруженные силы при отражении налетов потеряли 41 убитого и 49 раненых. Одной из целей интенсивных налетов союзной авиации на Болгарию в первой половине 1944 года было создать у немцев впечатление, что высадка основных сил союзников должна последовать на Балканах.

Начиная с сентября 1944 года, в боях против немцев болгарская авиация потеряла 15 самолетов и 18 летчиков. После прихода к власти коммунистов 9 сентября 1944 года были убиты и казнены 2618 человек - офицеров армии, полиции и чиновников, а также представителей имущих классов. После падения коммунистического режима они были реабилитированы. Всего Болгария потеряла во Второй мировой войне 23,5 тыс. погибших. Из них 18 тыс. приходится на военных и партизан. Эти потери были наименьшими среди германских союзников, во многом благодаря тому, что болгарские войска не воевали на Восточном фронте.

В Силистре сохранился памятник советским солдатам, даже танк имеется. Никто их не портит, на памятнике пара букетов и одинокий венок от консульства РФ (апрель 2016 года) Со Второй Мировой войны прошло уже больше 70 лет, но она еще жива в памяти, и вопросы о ней по сей день волнуют умы. Один из таких вопросов – почему болгары воевали против России, т.е. СССР? Казалось бы, страны были в хороших отношениях, даже воевали плечом к плечу в русско-турецкую, и вот, пожалуйста, такая неожиданность (хотя справедливости ради нужно сказать, что в те годы СССР скорее противопоставлял себя Российской империи, которая и освободила болгар, и вовсе не считался ее преемником).
На самом деле, неожиданностью поведение Болгарии во время войны кажется только из-за недостатка информации. Другой вопрос, что информации на русском языке на этот счет практически нет, а та, что есть – довольно пристрастная. Попробуем в меру своих сил заполнить этот пробел, хотя абсолютной объективности обещать не можем.

С самого начала

Итак, в 1878 году Болгария стала свободной, хотя и не совсем независимой – независимость страна получила лишь через 20 лет. Представители Османской и Российской Империй подписали Сан-стефанский договор, согласно которому Болгария выходила из-под власти Османской Империи. Через несколько месяцев под давлением Австро-Венгрии был подписан новый мирный договор в Берлине – согласно ему, Болгария оставалась частично пораженной в правах и теряла часть (и немалую часть) своих территорий.
Смириться с этим болгарам было крайне сложно. В начале XX века было предпринято несколько попыток воссоединения с регионами, которые исторически принадлежали Болгарии. С Восточной Румелией (столица ее – Пловдив, старейший болгарский и даже европейский город) фокус удался. А вот попытки забрать Македонию (которую тогда называли Западной Болгарией) ни к чему хорошему не привели. После двух балканский войн, а затем и Первой Мировой (почему Болгария в ней оказалась противником Российской Империи, мы обязательно напишем позднее) привели к тому, что болгарская экономика пришла в упадок. Более того, Болгария потеряла большой кусок территории – Южную Добруджу. Этот регион отошел Румынии.

Вторая Мировая в Болгарии

К началу Второй Мировой Болгария пришла все с той же мечтой – вернуть потерянные территории любой ценой. Обстановка же в мире накалялась. С одной стороны все более могущественными становились фашисты. С другой – коммунисты. Большинство европейских стран ощущало себя между молотом и наковальней. Единственным шансом уцелеть в этой заварухе было найти надежных союзников.
Жители Добрича, возвращенного Болгарии, встречают болгарскую армию До 1 марта 1941 года Болгария оставалась нейтральной державой. В этот период болгарские дипломаты успешно лавировали между основными силами в Европе, пытаясь вернуть стране утраченные права и территории. Их усилия увенчались успехом – в 1940 году Южная Добруджа была возвращена Болгарии. После этого события сохранять нейтралитет стало сложнее: Германия и Италия настаивали на том, чтобы Болгария включилась в войну на их стороне. Объяснялось это как необходимостью открыть второй фронт против Греции, так и тем, что через Болгарию было удобно добраться до Румынии.
Болгарский царь прекрасно понимал, что ему делают предложение из тех, от которых нельзя отказаться. Ответь он отказом, и маленькая Болгария просто была бы завоевана потенциальными союзниками, о чем они, собственно, не раз недвусмысленно сообщали. А так оставался шанс отстоять свои интересы. И Болгария вступила в войну на стороне фашистской Германии.

Воевала ли Болгария против СССР?

Надо сказать, союзник из Болгарии вышел так себе. Во-первых, страна категорически отказалась отправлять своих солдат на Восточный фронт. Желающих во всей стране пойти добровольцами нашлось меньше сотни, да и Царь Борис категорически возражал даже против формирования добровольных соединений для войны на Восточном фронте.
Последствия английских бомбардировок в Софии Во-вторых, фашистские порядки в Болгарии принимались без особого энтузиазма. Например, Болгария стала единственным государством, которое сотрудничало с Германией, но . Вообще, в войну Болгария окончательно вступила только после разгрома Югославии и Греции в надежде заполучить часть территорий, которые считались традиционно болгарскими. Это удалось сделать.
Царь Борис до последнего старался сохранять нейтралитет, он так и не объявил войну СССР (война была объявлена только США и Великобритании). В стране функционировало советское посольство, что довольно странно, учитывая, что Болгария была союзником Третьего Рейха.
Тем временем, в войне настал перелом – теперь побеждать стали советские войска. При непонятных обстоятельствах почти сразу после встречи с Гитлером скончался царь Борис, бывший основной объединяющей болгарский народ фигурой. Наследник престола был еще слишком юн, и это усугубило создавшийся кризис. В стране активно действовали партизаны и подпольные коммунистические организации.

Хроника событий

В мае 1944 году СССР потребовал от Болгарии немедленного разрыва отношений с Германией. 26 августа правительство Болгарии объявило нейтралитет в войне СССР и Третьего Рейха и настояло на выводе германских войск из страны. 2 сентября в стране сменилось правительство – последняя попытка избежать войны с СССР. Однако 5 сентября СССР объявил войну Болгарии, и 8 сентября, как раз в тот день, когда Болгария объявила Германии войну, советские войска вошли в страну. Одновременно, в ночь с 8 на 9 сентября 1944 года произошел военный переворот – к власти пришли сторонники СССР при активной поддержке советских войск.
Последствия переворота «Деветосептемврийски преврат» были довольно печальными. Новая власть уничтожала всех своих противников – от политиков до журналистов, от банкиров до учителей – в самые короткие сроки. Репрессии, названные «Народным судом» продолжались до конца года. По разным оценкам, число осужденных «Народным судом» людей варьируется от 20 до 40 тысяч.

Освободители или оккупанты? Предатели или жертвы?

Сохранились фотографии, где болгары встречают советские войска цветами. Сохранились и аналогичные снимки встречи германских войск. Где правда? Как всегда, где-то посередине. Вряд ли вся страна в едином порыве была сначала за фашистов, а потом за коммунистов — были разные люди и разные мнения. В какие-то моменты интересы болгар совпадали с интересами одних, в какие-то – с интересами других.
9 сентября 1944 году в Силистре доблестные войска красной армии вступили на болгарские земли. Ваш подвиг и наша благодарность навеки скрепляют братскую нашу дружбу. От признательных силистренцев. Болгары — мастера расплывчатых формулировок. Так или иначе, советские войска вошли в Болгарию без боев. Современные рассказы о воинах СССР, проливших кровь за Болгарию – выдумки. Освобождение Болгарии было тоже весьма условным, поскольку непонятно, от кого же страну освободили – немецкие войска были к этому времени практически выведены из Болгарии.
Начиная с осени 1944 года Болгария стала воевать на стороне СССР (и воевала Болгарская армия немало, например, участвовала в освобождении Югославии и Балатонской операции – до конца войны ее потери составили около 32 тысяч человек). При этом страна вынуждена была вернуть аннексированные территории Греции и Югославии.
В общем, в коротком изложении факты таковы: в начале войны Болгария была союзником Германии, но войну СССР не объявляла и на Восточном фронте не воевала. А в конце войны Болгария стала союзником СССР, и как раз на его стороне воевала с Германией весьма активно.
После войны Болгария оказалась в международной изоляции, зато под опекой СССР. 8 сентября 1946 года в присутствии советских войск был проведен референдум, после которого на карте Европы появилось новое государство – Народная Республика Болгария.
До 1989 года считалось, что советская армия освободила Болгарию, после краха социалистического режима стала господствовать точка зрения, что Болгария была оккупирована советскими войсками. Страна стала социалистической и оставалась ею вплоть до 1989 года, когда было свергнуто правительство Тодора Живкова.
Но это уже совсем другая история.

Перед началом Второй мировой войны болгарские ВВС получили поистине "царский" подарок. В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию. Встал вопрос, что делать с самолетами чехословацких ВВС. Немцы предложили их болгарам, которые искали дешевый источник увеличения собственных ВВС, благо опыт уже был - так, Венгрии после аншлюса Австрии были проданы австрийские истребители итальянской постройки Fiat CR.32. Причем болгары покупали самолеты за 60 % их первоначальной стоимости, расплачиваясь не деньгами, а поставками табака и сельскохозяйственных продуктов. Обе стороны остались крайне довольны сделкой: немцы тем, что им удалось не бесплатно сбыть абсолютно ненужные им самолеты, а болгары - резким увеличением своих военно-воздушных сил.

Всего Болгария получила:


- 72 (по другим данным - 78) истребителей Avia B-534, в основном модификаций srs.III и srs.IV. Истребитель был оснащен двигателем Hispano-Suiza HS 12Ybrs, мощностью 850 л.с., позволявшим развить максимальную скорость 394 км/ч. Вооружение составляли 4 синхронных 7,7-мм пулемета Модель 30 в передней части фюзеляжа и 6 20-кг бомб на подкрыльных стойках;

Истребитель Avia B-534 ВВС Болгарии

60 разведчиков-легких бомбардировщиков Letov S.328. Самолет развивал максимальную скорость 280 км/ч и был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами vz.30 (по 400 патронов); двумя такими же пулеметами (по 420 патронов) для защиты задней полусферы и мог нести до 500 кг бомб;


Многоцелевой самолет Letov S.328 ВВС Болгарии

32 средних бомбардировщика Avia B-71, представлявших собой копию советского СБ, выпускавшуюся в Чехословакии по лицензии, с чешскими двигателями Avia Hispano-Suiza 12 Ydrs и чешским же вооружением. Они предназначались для двух эскадрилий 5-го бомбардировочного авиаполка, дислоцированного в Пловдиве. В болгарских ВВС самолет получил официальное обозначение "Avia" B-71 "Жерав" ("журавль") или "Катюшка". Болгарские летчики отмечали адский холод зимой, особенно в кабине штурмана, в продуваемой через вертикальные щели пулеметной установки, сильную вибрацию моторам, плохой обзор всех членов экипажа, отсутствие нормальной связи между членами экипажа (имеющаяся пневмопочта была анахронизмом времен царя Гороха), малую бомбовую нагрузку (всего полтонны бомб), частые отказы гидросистемы выпуска шасси. Претензий не было только к двигателям Испано-Сюиза чешского производства и чешским приборам (радиостанция, бомбовый прицел и т.д.);


Бомбардировщик Avia B.71 1-ой аэ 5-го абп болгарских ВВС

12 средних бомбардировщиков Aero MB.200 (французские бомбардировщики Bloch MB.200, выпущенные по лицензии в Чехословакии). В годы войны их применяли для патрулирования Черноморского побережья;


Бомбардировщик Aero MB.200 ВВС Болгарии

28 учебных самолетов фирмы Avia и 1 бомбардировщик Aero А-304.
В сентябре 1939 года был принят новый опознавательный знак - чёрный Андреевский крест на фоне белого квадрата с черной окантовкой. По существу, это был возврат к опознавательному знаку, использовавшемуся болгарской авиацией в конце Первой мировой войны, только крест был черного, а не зеленого цвета. Этот опознавательный знак просуществовал до 1944 года.

Таким образом, к концу 1939 года ВВС Болгарии имели в своем составе следующие подразделения:

1-ю армейскую авиагруппу майора Васила Валкова, базировавшуюся на аэродроме Божуриште. Они имела в своем составе 36 легких польских бомбардировщика PZL P-43 (три эскадрильи по 12 самолетов) и 11 тренировочных самолётов разных типов, входивших в учебную эскадрилью;

2-ю истребительную авиагруппу майора К. Георгиева, базировавшуюся на аэродроме Карлово. В ее составе было 60 бывших чехословацких истребителей Avia B-534 (четыре эскадрильи по 15 самолетов) и 11 тренировочных самолётов разных типов входивших в учебную эскадрилью;

3-ю разведывательную авиагруппу майора Е. Карадимчева, базировавшуюся на аэродром Ямбол. В ее составе было 48 бывших чехословацких многоцелевых самолетов Letov S.328 (четыре эскадрильи по 12 самолетов) и 12 тренировочных самолётов;

4-ю армейскую авиагруппу майора И. Иванова, базировавшуюся на аэродроме Горна-Оряховица в 194 км северо-восточнее Софии;

5-ю бомбардировочную авиагруппу майора С. Стойкова, базировавшуюся на аэродроме в Пловдиве. В ее составе было 3 эскадрильи по 12 бомбардировщиков Avia B-71. В учебную эскадрилью входили 15 Dornier Do 11 и Aero MB.200;

Офицерскую авиашколу во главе с майором М. Димитровым, размещавшуюся на аэродроме Враждебна около Софии, располагавшую 62 учебными самолетами разных типов, в основном немецкими Fw.44 Steiglitz;


Учебно-тренировочный самолет Fw.44 Steiglitz люфтваффе

Авиашколу под командованием майора Г. Дреникова на аэродроме Казанлык, имевшую в своем составе 52 учебных самолета;

Истребительную авиашколу в Карлово;

Авиашколу слепых полетов в Пловдиве.

В середине 1940 года в болгарской авиации сформировали полки, и ее организационная структура приобрела следующий вид:

Два самолета составляли пару (двойку);

Четыре самолета или две пары составляли звено (крило);

Эскадрилья (ято) состояла из 3 звеньев (12 самолетов);

Авиагруппа (орляк) состояла из 3 эскадрилий и насчитывала в своем составе 40 самолетов;

В состав авиаполка (полк) входили 3 авиагруппы, и его численность составляла 120 самолетов.

Фактически это было копированием структуры Люфтваффе, и болгарский авиаполк был аналогом немецкой авиагруппы (нем. Geschwader).

С целью увеличения обученного командного состава летом 1940 года 20 болгарских пилотов было отправлено на обучение в итальянскую военно-воздушную академию в г. Казерта, в 25 км севернее Неаполя.

Впрочем, несмотря на значительный количественный рост, болгарская авиация по прежнему уступала своим соперникам в регионе. Прежде всего это касалось истребителей: болгарские бипланы не могли противостоять югославским Messerschmitt Bf.109 и Hawker HURRICANE; греческим Bloch MB.152 ; румынским Heinkel Hе.112 и турецким Morane-Saulnier M.S.406. Все попытки купить их за границей заканчивались ничем. Попытка купить во Франции 20 истребителей Bloch MB.152 закончилась неудачей, поскольку немцы запретили правительству Виши продавать их болгарам.


Французский истребитель Bloch MB.152

Впрочем, немцы разрешили болгарам купить 12 ненужных им чехословацких истребителей Avia Av-135 и 62 мотора к ним. Истребитель был венцом чехословацкой предвоенной авиационной мысли, развивал максимальную скорость до 534 км/ч и был вооружен 20-мм пушкой MG FF и двумя 7,92-мм пулеметами wz. 30. Истребитель настолько понравился болгарам, что они даже пытались организовать его собственное производство на заводе в Ловече, планируя выпустить 50 единиц. Однако наладить сборку столь современного самолета слабая болгарская промышленность не смогла. К тому же после поставки первых 35 моторов все мощности фирмы "Авиа" понадобились под заказы Люфтваффе, и Министерство авиации Германии аннулировало контракт.


Истребитель Av-135 ВВС Болгарии

Впрочем, в том же 1940 году немцы решили укрепить болгарские ВВС и поставили первые 10 современных истребителей Messerschmitt Bf.109Е-3.

Также немцы продали болгарам 12 бомбардировщиков Dornier Do 17 модификаций М и Р, которые только что отлетали военную кампанию во Франции. Фирма Дорнье скупила их из действующих авиачастей, отремонтировала, подновила на своих заводах и перепродала Болгарии. Самолеты Do 17M списывались из частей Люфтваффе как устаревшие, но, по мнению немцев, они вполне могли сойти за современные для болгарской авиации. 6 декабря 1940 года Do 17M вошли в состав военно-воздушных сил Болгарии. Они поступили на вооружение 4-й эскадрильи 5-го бомбардировочного полка, который располагался в Пловдиве. В Болгарию самолеты поступали без механизма бомбосбрасывания, который устанавливался на месте и был рассчитан под чехословацкие бомбы.


Бомбардировщик Do 17P из 5-го бомбардировочного орляка ВВС Болгарии

Также было передано 38 учебно-тренировочных самолетов: 14 Bucker BU.131 JUNGMANN и 24 Arado Ar.96.


Bu.131 Люфтваффе


Arado Ar.96 Люфтваффе

Таким образом, численность болгарских самолетов достигла 580 единиц, но это число было внушительным только на бумаге, поскольку абсолютное большинство из них были либо устаревших моделей, либо учебными самолетами.

В августе 1940 г. Болгария предъявила территориальные претензии Румынии, потребовав возврата южной части нагорья Добруджа, потерянной в результате поражения во Второй Балканской войне в 1913 г. По предложению Германии и Италии вопрос о территориальных претензиях Румынии со стороны Болгарии и Венгрии был передан на рассмотрение специального Международного арбитражного суда в Вене. В результате по решению этого суда Болгария 7 сентября 1940 г. получила обратно требуемые территории. 17 октября 1940 года Германия официально предложила Болгарии присоединиться к Берлинскому пакту. В 1940 году немцы начали переоборудование портов Варна и Бургас для размещения боевых кораблей. Зимой 1940-41 гг. в Болгарию направили специальную группу советников люфтваффе, чьей главной задачей было организовать подготовку болгарских аэродромов к приему немецких самолетов. Одновременно в Болгарии началось строительство сети новых аэродромов, общее число которых должно было достигнуть пятидесяти. 1 марта 1941 г. в Вене были подписаны документы о присоединении Болгарии к пакту "Рим - Берлин - Токио".

2 марта 1941 года немецкая 12-я армия вступила на территорию Болгарии с территории Румынии, на территории страны были размещены подразделения 8-го авиакорпуса люфтваффе.

Утром 6 апреля 1941 г. началось немецкое вторжение в Грецию и Югославию. Болгария являлась союзником Третьего рейха и предоставила свою территорию для размещения немецких войск и авиации, однако болгарские вооружённые силы не принимали участия в боевых действиях. В это же время югославские и английские самолеты совершили несколько налетов на болгарские приграничные города, вызвав панику среди местного населения. Однако Болгария не стала предпринимать никаких ответных шагов, и ее армия осталась на месте.

19-20 апреля 1941 года в соответствии с соглашением между Германией, Италией и правительством Болгарии части болгарской армии без объявления войны пересекли границы с Югославией и Грецией и оккупировали территории в Македонии и Северной Греции.


Болгарские войска входят в Вардар, Македония (апрель 1941)

В результате в сентябре 1940 - апреле 1941 г. в состав Болгарии вошли 42 466 км² территории с населением 1,9 млн. чел. Всего в сентябре 1940 г. - апреле 1941 г. Болгария, не участвуя в боевых действиях, увеличила свою территорию на 50%, а численность населения - на треть. Возникла "Великая Болгария от Чёрного до Эгейского моря".

В свою очередь, болгарские ВВС получили 11 трофейных югославских бомбардировщиков Do-17Kb-l, которые были изготовлены по немецкой лицензии на авиазаводе в г. Кралево (Kraljevo), в 122 км южнее Белграда.


Бомбардировщик Do 17K ВВС Югославии

Несмотря на то, что Болгария занимала крайне осторожную позицию, в 1941 г. ей так и не удалось уклониться от участия в боевых действиях. За день до нападения на СССР военный атташе при немецком посольстве в Софии обратился в штаб болгарской авиации с просьбой направить болгарские самолеты на защиту немецких морских коммуникаций в Эгейском море.

В результате по приказу начальника штаба болгарской авиации на основе самолетов и экипажей 5-го бомбардировочного полка была создана специальная смешанная группа, состоявшая из штаба и двух эскадрилий, оснащенных 9 Do-17 и 6 Avia B-71.

23 июня болгарские бомбардировщики были переброшены на бывший греческий аэродром Кавала на побережье Эгейского моря, на котором уже с 5 мая находилась 443-я болгарская разведывательная эскадрилья. Вместе с экипажами немецких разведывательных гидросамолетов болгарские пилоты вели поиск английских подводных лодок на пути следования немецких конвоев севернее острова Крит. При этом необходимо заметить, что тогда Болгария еще не была в состоянии войны с Англией (она объявила войну Англии и США только 13 декабря 1941 г.). Всего с 23 июня 1941 г. по 3 января 1942 г. болгарские бомбардировщики совершили над Эгейским морем 304 патрульных полета, но только в двух из них имели визуальный контакт с вражескими подлодками.

31 июля 1941 года немецкое командование также привлекло болгарскую авиацию к обеспечению противолодочной обороны своих морских конвоев, шедших через болгарские территориальные воды в Черном море от румынских портов к проливу Босфор и обратно. Специально для выполнения этой задачи 4 августа 1941 г. была сформирована "сборная эскадрилья" ("сборно войсково ято"), которая первоначально была оснащена 9 самолетами Letov S-328. Всего с 6 августа и до конца 1941 г. болгарские S-328 совершили 68 боевых вылетов, в т.ч. 41 на противолодочное сопровождение конвоев, обеспечив проводку 73 транспортных судов.

Задокументировано 5 случаев боевого контакта болгарских самолетов с советскими подводными лодками летом-осенью 1941 г.

Зимой 1941-42 гг. Германия передала болгарской авиации еще 9 истребителей Messerschmitt Bf-109E-7, однако затем поставки немецких самолетов полностью прекратились, немцам не хватало самолетов для себя и они не собирались передавать их болгарам, не участвующим в боевых действиях.

Впрочем, такая ситуация продолжалась недолго. 12 июля 1942 года 13 американских бомбардировщиков B-24D, атаковавших нефтепромыслы в румынском Плоешти, пролетели над территорией Болгарии. Для их перехвата в воздух по тревоге были подняты истребители Avia В-534 из 612-й и 622-й истребительных эскадрилий. Однако болгарские пилоты ничего не смогли сделать, поскольку их устаревшие бипланы даже не имели возможности догнать тяжелые четырехмоторные "Либерейторы": истребитель Avia В-534 имел максимальную скорость 415 км/ч, в то время как бомбардировщик B-24D мог развивать скорость 488 км/ч.

Учитывая этот факт, в декабре 1942 г. немцы все-таки приняли решение направить в Болгарию 16 истребителей Messerschmitt Bf-109G-2, которые прибыли в марте 1943 г. Затем летом в Болгарию прибыли еще 13 таких же истребителей.


Истребитель Messerschmitt Bf-109G-2 ВВС Болгарии

Также зимой 1942-43 г. в Болгарию прибыли 12 гидросамолетов Аг-196, которые были направлены в 161-ю прибрежную эскадрилью, размещенную на Черноморском побережье.


Гидросамолет-разведчик Arado Аг-196 ВВС Болгарии (с опознавательными знаками 1944-1946 г.г.)

Впрочем, немцы обещали компенсировать поставки французскими самолетами, 1876 единиц которых было захвачено ими в ходе оккупации южной части Франции, ранее подконтрольной правительству Виши. Болгарам планировали передать 246 истребителей Dewoitine D.520 и 37 бомбардировщиков Bloch 210. Но надеждам Болгарии на существенную модернизацию своей авиации в очередной раз не суждено было сбыться - большая часть этих самолетов осела в авиашколах Люфтваффе, а часть была передана итальянцам. В результате Болгарии осталось только 96 истребителей D.520, да и из них к августу 1943 г. еще ни один не был передан болгарской авиации. Dewoitine D.520 по праву считался лучшим французским предвоенным истребителем, не уступавшим не только немецким "мессершмиттам", но и английским и американским истребителям. Оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12Y 45, мощностью 935 л.с. , он развивал максимальную скорость 534 км/ч и был вооружен одной установленной в фюзеляже и стрелявшей через втулку винта 20-мм пушкой HS 404 и четыре крыльевых 7,5-мм пулемета MAC 34 M39.


Истребитель Dewoitine D.520 ВВС Болгарии

1 августа 1943 г. с аэродромов в Северной Африке в районе Бенгази поднялось для очередной бомбардировки нефтепромыслов в Плоешти около 170 американских бомбардировщиков B-24D. На их перехват поднялись истребители Avia В-534 и 10 Bf-109G-2. Впрочем, поняв, что бомбардировщики летят в Румынию, болгары не стали их преследовать, однако решили перехватить возвращающиеся самолеты.

Для пилотов безнадежно устаревших бипланов Avia В-534, вооруженных 4 7,92-мм пулеметами, встреча с "Либерейторами", каждый из которых имел на борту по 10 12,7-мм пулеметов, была крайне рискованной, если не сказать просто самоубийственной. Американские бомбардировщики, лишенные бомб и большей части топлива, без особых проблем уходили от болгарских бипланов. И только несколько пилотов 1-й авиагруппы, спикировав с большой высоты, смогли приблизиться и обстрелять "Либерейторы". Один из бортстрелков 98BG затем вспоминал:

"Я от удивления протер глаза - что это была за война? Первая мировая? Это выглядело, как будто произошел сдвиг во времени. Внезапно появились эти маленькие бипланы, которые выглядели в общем и целом как старые Curtiss "Hawk". Я был поражен, заметив, что они обстреляли нас, прежде чем снова исчезнуть".

Впрочем, болгарским летчикам на Bf-109G-2 удалось сбить 3 американских "Либерейтора".

28 августа 1943 г. Борис III, чья фигура долгие годы сплачивала вокруг себя всех болгар, внезапно скончался. Новым царем Болгарии стал его несовершеннолетний сын Симеон II, от имени которого страной стали управлять три выбранных регента. С этого момента в стране начался процесс постепенной эрозии всей политической системы.

Однако это никак не сказалось на усилении болгарской авиации. Сначала рейхсмаршал Геринг объявил, что в качестве подарка передаст Болгарии 48 Bf-109G, а затем в сентябре на аэродроме Карлово состоялась торжественная церемония передачи первых 48 истребителей D.520. Кроме того, осенью 1943 г. болгары получили 12 пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju-87R-2/R-4, которым они затем дали название "Щука".


Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87R

Тем временем война подходила все ближе и ближе к границам Болгарии. 21 октября около 40 американских самолетов появились над столицей Македонии городом Скопье, и болгарским истребителям удалось сбить американский истребитель Р-38 "LIGHTNING".

14 ноября самолеты 12-й воздушной армии США - 91 бомбардировщик В-25 "MITCHELL" под прикрытием 40 Р-38 - совершили первый налет на Софию. Воздушная тревога была объявлена с опозданием, и болгарские истребители смогли атаковать их только уже на отходе. Им удалось сбить Р-38 и повредить 2 бомбардировщика, при этом они потеряли истребитель и его пилота, а еще 2 самолета, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.

Следующий налет на Софию состоялся через неделю, 24 ноября, когда из 60 бомбардировщиков B-24D из 15-й воздушной армии США цели смогли достигнуть только 17. На этот раз болгарские истребители были готовы к налету, подняв 24 D.520 и 16 Bf-109G-2, которым удалось сбить 2 B-24D, повредив еще 2 и 2 прикрывавших их Р-38, ценой потери одного истребителя, и еще 3 совершили вынужденные посадки.

10 декабря в третьем налете на Софию участвовал 31 B-24D, которых снова прикрывали Р-38. Им навстречу взлетели 22 D.520 и 17 Bf-109G-2. В ходе воздушного боя болгары заявили, что смогли повредить 3 B-24D и 4 Р-38. В свою очередь, американцы утверждали заявили, что сбили 11 "Девуатинов", потеряв при этом лишь один "Лайтнинг", но в действительности болгары потеряли тогда только один D.520.

Последний в 1943 г. налет на Софию прошел 20 декабря. В нем участвовали уже 50 В-24 из 15-й воздушной армии США, которых сопровождали 60 Р-38. В воздух поднялись 36 болгарских D.520 и 20 Bf-109G-2. В тот день в воздушных боях ими было сбито 7 "Лайтнингов" и еще один Р-38 поврежден.

Американцы потеряли сбитыми и 4 B-24D, два из которых были на счету поручика Димитара Списаревского. Сначала он огнем из бортового сбил один, а затем своим Bf-109G-2 протаранил второй "Либерейтор". Списаревский при этом погиб.


Поручик Димитар Списаревский


Интересно, что посольство Японии попросило болгарское министерство обороны сообщить все обстоятельства тарана, совершенного Списаревским. Затем его действия подробно освещались в японской прессе, подвиг болгарского лётчика приводился в качестве примера для подражания японским пилотам, готовившимся стать камикадзе.

Кроме того, еще 5 "Либерейторов" было повреждено. Американцы утверждали, что 20 декабря сбили 28 болгарских истребителей. Однако в действительности болгары, кроме Bf-109G-2 поручика Списаревского, потеряли только один самолет, который был сбит Р-38; его пилот погиб. Еще 2 болгарских истребителя, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.

Вот что о том бое говорили сами американцы, например, лейтенант Эдуард Тинкер, пилот "Лайтнинга" прикрытия (его самолёт также был сбит, и он был пленён в том самом бою):

"Болгарские лётчики сражаются с таким ожесточением, как если бы они защищали самую дорогую святыню мире. Для меня они полностью исчерпывают понятия непревзойдённой ярости в авиации."

Налеты американских бомбардировщиков сильно сказались на моральном состоянии болгарского гражданского населения. Поэтому болгарское правительство просит Германию о возможности посылки в Софию 100 немецких истребителей с соответствующим наземным персоналом и о немедленной поставке 50 истребителей.

На этот раз Германия серьезно отнеслась к просьбе Болгарии. Люфтваффе направили на защиту Софии одну истребительную группу, начали переподготовку 50 болгарских пилотов и предоставили болгарской авиации дополнительную материальную помощь. В течение января - февраля 1944 г. ей было передано 40 Bf-109G-6, 25 Bf-109G-2, 32 Ju-87D-3/D-5, 10 FW-58, 9 Bu-131 и 5 Аг-96В. Однако большинство новых самолетов прибыли в Болгарию уже после т. н. "черного понедельника".

В понедельник 10 января 1944 г. на Софию было совершено два налета. Около полудня над городом под мощным истребительным прикрытием появились 180 В-17, а вечером его атаковали 80 английских бомбардировщиков. В результате в Софии были уничтожены 4100 зданий, погибли 750 и были ранены 710 человек. В отражении налетов участвовали 70 болгарских и 30 немецких истребителей, которым удалось сбить 8 бомбардировщиков и 5 Р-38.





София после англо-американских бомбардировок

16, 17 и 29 марта город подвергся новым налетам. Но самый мощный налет состоялся 30 марта. В нем участвовали 450 тяжелых бомбардировщиков: американские В-17 и В-24 и английские "Галифаксы", которых сопровождали 150 Р-38. В результате бомбежки в Софии было отмечено около двух тысяч пожаров.

Чтобы отразить налет, болгары подняли в воздух 73 самолета: с аэродрома Карлово взлетели 34 D.520 и 39 Bf- 109G-6. Кроме того, взлетели и 4 учебных биплана Avia В-534, которые, как ни удивительно, смогли повредить один "Либерейтор". В ходе воздушного боя было сбито 8 бомбардировщиков и 5 повреждено, 3 истребителя и 1 поврежден. В то же время болгары потеряли 5 истребителей и еще 2 совершили вынужденные посадки. 3 пилотов погибли, а один пока опускался на парашюте, был обстрелян американцами и получил тяжелое ранение.

17 апреля 1944 г. в 11.35 на Софию совершили очередной налет 350 В-17, летевших четырьмя "волнами", которых сопровождали 100 истребителей Р-47 THUNDERBOLT и Р-51 MUSTANG, которые служба воздушного наблюдения первоначально приняла за немецкие истребители. В результате болгарские истребители, попав под удар неожиданно появившихся "Мустангов", потеряли сразу 7 "Мессершмиттов". Чтобы исправить положение, болгары подняли даже 4 учебных Avia В-135. Им удалось сбить один Р-51 MUSTANG, причем в ходе боя был совершен еще один воздушный таран: поручик Неделчо Бончев протаранил В-17. Через несколько мгновений "Летающая Крепость" взорвалась в воздухе, при этом сам Бончев остался жив, опустившись на землю на парашюте.


Поручик Неделчо Бончев

Всего 17 апреля болгары потеряли 9 истребителей, при этом погибли 6 пилотов, кроме того, еще 4 самолета, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.

В течение 1943-44 гг. авиация союзников совершила над Болгарией около 23 тыс. боевых вылетов. Ударам с воздуха подверглись 186 болгарских населенных пунктов, на которые было сброшено 45 тыс. фугасных и зажигательных бомб. В результате бомбежек были уничтожены 12 тыс. зданий, погибли 4208 и были ранены 4744 человека. Болгарской ПВО были сбиты 65 самолетов союзников и еще 71 получил повреждения. В ходе боевых вылетов над Болгарией союзники потеряли 585 пилотов и членов экипажей - 329 человек попали в плен, 187 погибли и 69 умерли от ранений в госпиталях. При этом собственные потери болгарской авиации составили 24 истребителя, еще 18 самолетов совершили вынужденные посадки, погибли 19 пилотов.

5 сентября 1944 г. Советский Союз объявил войну Болгарии, и 8 сентября советские войска вступили на ее территорию. Болгарская армия получила приказ не оказывать сопротивления, и советские войска быстро заняли северо-восточную часть страны и два главных порта - Варну и Бургас.

В ночь с 8 на 9 сентября в Софии произошел военный переворот. Части столичного гарнизона, которые действовали по приказу созданного Отечественного фронта, заняли все ключевые объекты города и арестовали прежнее правительство. В результате 9 сентября в Болгарии было создано правительство Отечественного фронта, а 16 сентября в Софию вошли советские войска.

Уже 10 сентября 1944 г. новое правительство объявило войну Третьему рейху и его союзникам, в связи с чем болгарские самолеты получили новые опознавательные знаки.

3 болгарские армии, насчитывавшие в своем составе около 500 тыс. человек, начали в Сербии наступление в направлении г. Ниш, а в Македонии - на г. Скопье. Командование союзников поставило перед ними задачу - блокировать пути отступления немецким войскам, находившимся в Греции.

Действия наземных частей активно поддерживали болгарские Ju-87D-5 и Do-17. Чтобы обеспечить им необходимую свободу действий, 3 Bf-109G-6 нанесли штурмовой удар по аэродрому Ниш, уничтожив на земле сразу 6 немецких "Мессершмиттов".

В течение месяца болгарские войска смогли занять Македонию и юго-восточные районы Сербии. В результате части вермахта, отрезанные в Греции, сдались англичанам. Всего в ходе боев в Сербии, Македонии и Греции самолеты болгарской авиации до 12 декабря 1944 г. совершили 3744 боевых выпета, в ходе которых было уничтожено 694 единицы бронетехники и автомобилей, 25 артиллерийских батарей, 23 паровоза и 496 железнодорожных вагонов. В воздушных боях и на земле болгарские пилоты уничтожили 25 самолетов Люфтваффе. В то же время болгарская авиация потеряла 15 самолетов, 18 пилотов и членов экипажей. 10 октября во время штурмовки немецкой колонны был сбит и попал в плен болгарский ас Неделчо Бончев. В немецком лагере в южной Германии ему дважды безуспешно предлагали сотрудничать с болгарским эмигрантским правительством профессора Цанкова. В начале мая 1945 года при эвакуации лагеря Бончев был застрелен эсэсовцами.

Затем 130-тысячная болгарская армия была переброшена в Венгрию и с 6 по 19 марта 1945 г. вместе с советскими войсками участвовала в ожесточенных боях в районе озера Балатон, где немецкие танковые дивизии предприняли попытку контрнаступления.

В апреле 1945 г. части болгарской армии вошли на территорию Австрии и в районе г. Клагенфурт встретились с подразделениями 8-й английской армии. Всего в 1944-45 гг. в боях против Третьего рейха и его союзников Болгария потеряла около 30 тыс. человек.

Самым выдающимся болгарским асом стал поручик Стоян Стоянов, который летая на немецком истребителе Messerschmitt Bf-109G-2 сбил 2 американских тяжелых бомбардировщика В-17 и В-24 и 2 истребителя Р-38 "LIGHTNING". Кроме того, ему удалось сбить 1 В-24 в группе и еще 3 В-24 повредить.


Стоян Стоянов

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://www.airwar.ru/index.html
http://www.airwiki.org/index.html
http://coollib.net/
http://padaread.com/
http://war-museum.livejournal.com/

Летопись болгарских бронетанковые войск.

1934 г . Болгарское военное министерство приняло решение приобрести в Италии 14 танкеток 14 Fiat-Ansaldo L3/33, артиллерийские тракторы Pavesi, зенитные орудия и другое армейское имущество общей стоимостью в 174 млн. левов на условиях кредита сроков на 6 - 8 лет. Собственно танкетки обошлись болгарам в 10 770,6 тыс. левов.


Танкетки Fiat, вторая половине 30-х годов XX века.

1 марта 1935 г . Первый транспорт с техникой пришел в порт Варна. Именно этот день считается датой рождения болгарских танковых войск. Тогда же из Италии поступило 14 тяжелых грузовиков-транспортеров танкеток «Рада». Все танкетки были направлены во 2-й автомобильный батальон в Софии. Из них была сформирована 1-я танковая рота. Она стало подразделением 1-го инженерного полка. Офицеры роты были из состава полка, то есть инженерами. Командиром 1-й танковой роты был назначен майор Борис Тенев Славов, другие офицеры – лейтенанты Тодор Стефанов Иванов, Ангел Стефанов Нерезов и Стоян Стоянов. В штате роты состояло 4 офицера и 86 рядовых.

1936 г . Сформирована 2-я танковая рота, возглавил которую майор Славов со штатом в 167 человек. Причем танков она не имела.

4 сентября 1936 г . Болгарское военное министерство подписало с британской компанией British Vickers-Armstrong соглашение о поставках в страну 8 легких танков Vickers 6-ton Mark E в однобашенной версии, с 47-мм орудием Vickers и одним пулеметом производства той же фирмы. Танки обошлись болгарам в 25 598 тыс. левов, с учетом запасных частей и боеприпасов.

1 января 1939 г . Обе роты были объединены в 1-й танковый батальон. Его командиром стал майор Тодор Иванов Попов. 1-ю роту (Ansaldo) возглавил лейтенант Иван Иванов Гюмбабов, 2-ю роту (Vickers) – лейтенант Тодор Стефанов Иванов. Батальон имел штаб, две танковые роты, отделение ремонта техники, всего – 173 военнослужащих. Формально батальон был приписан к школе офицеров запаса, однако, в реальности первая рота базировалась на южной границе – в Коларово и Карманлийско, а вторая рота – в районе Полски Трмбеш и Русенско, вместе с 5-й пехотной дивизией «Дунав».

Февраль 1940 г. Болгарская армия получила по низкой цене из Германии 26 чехословацких танков Skoda LT-35, еще 10 ожидались в течение лета. Они составили матчасть 3-й танковой роты, командиром которой, был назначен капитан Александр Иванов Босилков.

23 апреля 1941 г. По соглашению с Германией болгары приобрели 40 танков Renault R-35. Цена составила 2,35 млн. немецких марок. Трофейные французские машины находились в плачевном техническом состоянии и могли использоваться только в качестве учебных. Тем не менее, из них были сформированы четыре роты, составивших танковый батальон.

25 июня 1941 г. В Софии сформирован 1-й танковый батальон. Он стал основой танковой бригады. В нее вошли штабные, разведывательные, броневые, мотопехотные, моторизированные артиллерийские, специальные моторизированные, медицинские подразделения и подразделения обслуживания. Полк был расквартирован в бараках 1-го кавалерийского полка и подчинялся армейскому штабу. Первым командиром танкового полка стал майор Тодор Иванов Попов.

1942 г. с 29 по 31 мая бригада принимала участие в учениях близ Софии, которые показали некоторое улучшение элементов взаимодействия танкистов и пехотинцев. Действия бригадной разведки, ряда других подразделений, были оценены как «плохие». Болгарское командование приняло решение: вызвать немецкого специалиста. 11 июля такой специалист прибыл в Софию. Это был подполковник фон Бюлов (von Bulow). Его главной задачей стала координация действий танкистов, артиллеристов и пехотинцев на поле боя. Постепенно усилия немца стали приносить свои плоды. Если на учениях в Димитрово, близ города Перник, в конце августа, старые проблемы бригады вновь дали о себе знать, то на маневрах в районе Стара Загора, с 14 по 20 октября 1942 г., «броневичи» показали себя по оценкам офицеров генштаба, «хорошо». Кстати, к этому времени, бригада насчитывала уже 3 809 бойцов и офицеров.

5 января 1943 г. Согласно плану, одобренному Военным министерством Болгарии и Верховным командованием Вермахта (OKW), предполагалось вооружить немецким оружием 10 пехотных дивизий, кавалерийскую дивизию и две танковых бригады. Почти сразу болгары и немцы разошлись в понятии «танковая бригада». Немцы настаивали, чтобы бригада имела один танковый полк с одним танковым батальонам. Болгары считали, что полк должен быть двухбатальонным.

10 июня 1943 г. В составе бригады была сформирована батарея штурмовых орудий. Главным инструктором стал немецкий капитан Небель (Nebel). Обучение шло плохо. Командир подразделения подполковник Генов постоянно жаловался немцам на «нехватку топлива, плохую погоду и нехватку грамотного персонала». В итоге на маневрах в районе Софии в августе 1943 г. «самоходчики» получили оценку «неудовлетворительно». Впрочем, с таким же успехом, на учениях сработала и вся танковая бригада.

1 октября 1943 г. Болгарское военное министерство приняло решение об официальном переименовании 1-го танкового полка в 1-ю танковую бригаду. Танки Renault были выведены из ее состава – в дальнейшем их планировалось использовать против партизан. Все машины находились в городе Сливен, 10 танков затем были приданы 29-й пехотной дивизии со штабом в городе Вране (Vranje) в Сербии, в болгарской оккупационной зоне. Бронетехнику планировалось использовать против коммунистических партизан Иосипа Броз Тито.

Январь 1944 г . Несмотря на «неучастие» сухопутных войск Болгарии во Второй мировой войне, бронетанковые части страны понесли первые боевые потери. 10 января 15-й воздушный флот ВВС США нанес тяжелый удар по Софии, принесший разрушения городской инфраструктуры и сотни погибших – военных и гражданских. Болгарское командование решило «рассредоточить» подразделения танковой бригады, справедливо опасаясь ненужных потерь. Артиллерийский полк перевели в Вакарел, танковый полк в Новихан (25 км от Софии), противотанкистов, разведчиков и инженерный батальон – Самоков, в 25 км от Софии.

Февраль 1944 г. Из Германии пришло долгожданное пополнение. Правда, вместо обещанных 25 Pz. Kpfw. I, немцы поставили 19 легких Hotchkiss H-39 и 6 средних Somua S-35. Болгары приняли решение передать их в полицию и пограничным силам. Таким образом, технику задействовали в антипартизанских операциях.

Зима и весна 1944 г. Танковая бригада, провела в учениях.

10 мая 1945 г . Приказ – привести бригаду в полную боевую готовность в течение 5 дней. 1 июня Гауде направил рапорт командованию Вермахта (OKW) о ситуации в болгарской танковой бригаде. Готовность танкового полка он оценивал в 70 - 75 %. Полку не хватало технически грамотных специалистов – инженеров и ремонтников. Боеготовы на 85 % были танки Pz. Kpfw. IV, остальные можно было привести в порядок за две недели. Но из Skoda на ходу было от силы 20 танков. Остальные стояли из-за нехватки запасных частей. Лучше было с грузовиками – готовы были 85 - 90 % от общего количества. В целом общий вывод Гауде был следующим: до конца июля к реальным боям бригада готова не будет.

12 августа 1944 г. Наконец, бригада была признана готовой к участию в боевых действиях. Обучение танкистов по немецким канонам было завершено. Германские офицеры начали покидать бригаду, в которой осталась только 13 специалистов-связистов во главе с лейтенантом Ирмшером (Irmscher).


Царь Болгарии - Борис ІІІ.


Болгарский царь Борис III в танке Skoda LT Vz. 35 - Pz.Kpfw 35 (t), предположительно, во время военных маневров в 1941 году.


Офицеры возле танкетки Fiat, сентябрь 1940 г.


Солдаты возле деревянного танка, для учебных стрельб.

Во Второй мировой войне, как и в Первой, Царство Болгария было союзником Германии. Поэтому нередко встречающиеся утверждения, будто болгары и русские в ХХ веке никогда не воевали между собой, совершенно не соответствуют действительности.

Во время Первой мировой войны, в 1916-1917 гг., русские и болгарские части неоднократно имели боевые столкновения на Румынском и Салоникском фронтах, местами очень ожесточённые. Например, у города Монастир в Македонии в ноябре 1916 г. 2-я особая русская бригада потеряла около трети личного состава в боях с болгарскими войсками. В России к концу 1917 года находились около 2000 (по другим данным – 5000) военнопленных болгарской армии.

В марте 1941 г. Болгария присоединилась к Тройственному пакту и предоставила Германии свою территорию для размещения войск, готовившихся к вторжению в Грецию. В апреле 1941 г. немецкие военные операции распространились и на Югославию. Болгария официально не объявила войну Греции и Югославии, но приняла участие в их оккупации, присоединив к себе значительные территории (после войны все они были возвращены).

Болгария также воздержалась от объявления войны Советскому Союзу после 22 июня 1941 г. Традиционно это объясняется боязнью правящих кругов Болгарии, что ее армия станет воевать против русских, которым страна обязана освобождением от турецкого ига. Однако в Первую мировую войну это обстоятельство не помешало болгарам воевать против Российской империи. Теперь же в России властвовали большевики, к которым болгары не могли испытывать никакой признательности. Истинная причина, видимо, заключалась в опасении посылать войска вообще куда бы то ни было. Дело в том, что монархический режим в Болгарии переживал постоянный внутриполитический кризис. Однако 13 декабря 1941 г., под нажимом Гитлера Болгария всё-таки объявила войну далёким от неё западным союзникам СССР – США и Великобритании.

Неверно и утверждение, что во Вторую мировую войну не было боевых стычек между советскими и болгарскими вооружёнными силами. Формально не воюя против СССР, болгарские военные входили в состав конвоев немецких и румынских транспортов в Чёрном море. Со своей стороны, подводные лодки советского Черноморского флота активно действовали вблизи берегов Болгарии. Они ставили минные заграждения у болгарских портов Варна и Бургас, вели разведку, при случае атаковали конвои. Уже в 1941 году произошёл ряд столкновений, в которых приняли участие болгарский флот и авиация.

Так, до конца года болгарские самолёты береговой охраны пять раз атаковали обнаруженные ими советские подводные лодки, но лишь один раз попали в цель, причём факт потопления находится под вопросом. Достоверно известно, что в болгарских территориальных водах на минах подорвались две советские подлодки. А 6 декабря 1941 г. в районе Бургаса болгарские сторожевые катера вывели из строя советскую субмарину Щ-204. На советских минах подорвался болгарский транспорт «Шипка». 9 сентября 1941 г. советская подводная лодка Л-4 в надводном положении обстреляла из орудий и потопила болгарское судно «Успех». Стычки возникали и в дальнейшем, но реже, так как, пока Крым находился под контролем стран «оси» (с июля 1942 г. по май 1944 г.), советским подлодкам было трудно достигать побережья Болгарии.

Ещё одно неверное утверждение про Болгарию времен Второй мировой войны – то, что она была оккупирована Германией. Немецкие войска дважды в 1941-1944 гг. вступали на территорию Болгарии. Первый раз это было сделано для военной операции против Греции и Югославии и с согласия болгарского правительства. По её завершении германские части покинули Болгарию. В ходе войны с СССР немецкие, итальянские и румынские суда использовали ремонтные возможности болгарских военно-морских баз в Варне и Бургасе. Однако в начале 1944 г. по требованию Советского Союза болгарское правительство закрыло им доступ в болгарские порты.

Под влиянием побед антигитлеровской коалиции усиливался политический кризис в Болгарии. Ширилась подпольная борьба, которую вели против властей коммунисты в союзе с другими левыми партиями. В конце августа 1944 г. рухнул немецкий фронт под Яссами и из войны с СССР вышла Румыния. Германские части использовали территорию Болгарии для отступления, причём болгарские войска не препятствовали их движению. Это и было второе вторжение немцев на болгарскую землю, уже насильственное, но ставившее целью не оккупацию, а отход на территорию Югославии. 26 августа болгарское правительство официально объявило об интернировании и разоружении находящихся в стране германских соединений, однако на деле стремилось избежать военного столкновения как с отступающими немцами, так и с Красной Армией.

Советское руководство расценило это как проявление нелояльности и 5 сентября объявило войну Болгарии. По данным советского командования, в тот момент в Болгарии находились примерно 30 тысяч германских военнослужащих. 2 сентября был составлен план захвата болгарских портов. В ночь с 7 на 8 сентября корабли и авиация Черноморского флота приступили к высадке десанта. В это время там уже не было ни немецких кораблей, ни немецких войск: 26-30 августа немцы затопили на рейдах Варны и Бургаса 74 единицы флота. Утром 8 сентября советские войска 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Ф.И. Толбухина пересекли границу Болгарии со стороны Румынии.

В ночь на 5 сентября болгарское правительство решило объявить войну Германии, однако по настоянию военного министра И.К. Маринова отложило эту ноту на три дня. За эти три дня последовало объявление войны Болгарии со стороны СССР, а также оптимизировалась организация антиправительственного восстания в Софии. Как оказалось впоследствии, Маринов уже тогда вёл переговоры с коммунистами, обеспечившие ему сохранение его поста при новом режиме.

Когда вечером 7 сентября стало известно о том, что Болгария с Германией находятся в состоянии войны, то первая оказалась в уникальном положении страны, формально воюющей одновременно с обеими коалициями! Но это продолжалось недолго. Уже в ночь на 9 сентября в столице произошёл переворот, и власть перешла к правительству Отечественного фронта, в котором руководящую роль играли коммунисты.

В сентябре 1944 г. на территории Болгарии советские войска потеряли 977 военнослужащих, в их числе были как погибшие в боях, так и умершие от ранений и болезней.