Беседы с дошкольниками об овощах и фруктах. Образовательный портал

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей. Физкультминутки. Мультфильмы.

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

В этой статье Вы найдете:

  1. Беседу о фруктах .
  2. 10 речевых игр по теме «Фрукты».
  3. Пальчиковую гимнастику.
  4. Три идеи для физкультминуток.

Дополнительный материал к статье — загадки о фруктах Вы найдете в статье

Детский сад 100 лет назад. «Беседы с маленькими детьми» Л.К. Шлегер.

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Посмотрим, что внутри яблока , разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

  • Лепка плодов, рисование их.
  • Вырезание и наклеивание (аппликация).
  • Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
  • Иллюстрация «Сбор яблок».
  • Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Практические материалы для занятий, бесед и игр с детьми по теме «Фрукты»

Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты»

Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово.

Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя!

Как вызвать интерес к игре в подбор слов?

Речевые упражнения сложны для детей, поэтому лучше всего проводить их в игровой форме и так, чтобы малышу был наглядно виден результат его усилий. Я придумала для этого свой прием – «наглядная игровая оценка результата речи». Вот как я это делаю.

Я обычно рисую на мольберте большое дерево фломастером (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве я рисую плоды, но они должны быть нарисованы очень высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но – это важно — на ней не нарисованы ступеньки!

Как мы играем: мы подбираем слова и поднимаемся вверх по лесенке за фруктами. Одно слово = одна ступенька.

Как только мы подобрали одно слово – я рисую одну ступеньку. Еще одно слово нашли – рисую еще одну ступеньку. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! С каждым словом ступенек прибавляется, а мы забираемся все выше и выше (можно переставлять по изображению лесенки фигурки детей). Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!

На верхушке дерева детей обязательно должен ждать приятный сюрприз! Когда дети возьмут яблоко (или сливу) с кроны дерева, на обратной стороне картинки они должны что-то найти – план с обозначением места, где спрятан сюрприз, загадку, небольшой подарок, красивую бумажку, слова поздравления от Садовника, нарисованную медальку, волшебные слова и т.д.

Подсказка для взрослых

Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Полезный совет:

  • Лучше, если Вы будете говорить в этой игре слова, которые редко встречаются в бытовом общении («яблоко ароматное», «яблоко душистое», «яблоко зрелое»), а дети будут подбирать более простые слова («яблоко сладкое», «яблоко круглое», «яблоко румяное»). Если дети затрудняются, то можно подсказывать малышам слова жестом, подсказывать первый слог, напоминать знакомую строчку из стихотворения, в которой встречается это слово
  • Эта игра сначала сложна для детей. Но в дальнейшем развивается интерес и внимание к словам, к выразительной речи. Дети начинают очень внимательно относиться к словам и к художественным текстам, которые им читают, вслушиваться в речь взрослых и замечать в ней яркие образные эпитеты. Поэтому игра очень полезна и для развития внимания к языку, и для обогащения и активизации словаря детей, и для подготовки к школьному обучению.
  • Я очень люблю читать детям стихотворение Я. Акима, в котором много выразительных эпитетов. Послушайте его в ребенком и найдите в нем красивые, особые, выразительные слова.

«Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим поделю». (Я. Аким).

Вот еще стихи о яблоках, в которой много красивых образных слов для речевой игры.

Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые.

Самый главный сладкий плод В нашем садике растёт. Он янтарный и душистый, Кисло–сладкий, золотистый. Крупный, круглый и хрустящий, Королевич настоящий! Есть с румяненьким бочком, И с весёлым червячком. Наша яблоня на диво Много яблок подарила: Очень сладких, ароматных, И на вкус таких приятных.

Игра 2. Я знаю.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Игра развивает внимание и память.

Советы по проведению игры:

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Игра 3. Соберем фрукты в корзину.

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи.

Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Обязательно спросите у ребенка: «Почему ты думаешь, что это фрукт?».

Чтобы обобщить представления детей о фруктах и уточнить обобщенное понятие «фрукты» с детьми 4 лет и старше можно провести упражнение с картинками для развития логического мышления «Что такое фрукты?».

Шаг 1. Положите перед ребенком 3-4 картинки с изображением фруктов. Например, яблоко, ананас, банан, слива. Можно использовать и настоящие фрукты или муляжи. Спросите, чем отличаются эти предметы? Пусть ребенок их сравнит друг с другом расскажет о том, что они отличаются: а) цветом – «слива фиолетовая, а яблоко алое», б)размером «слива маленькая, а ананас большой», в) характером поверхности (гладкая, шероховатая), г) формой (круглый, овальный, длинный – короткий).

Шаг 2. После этого задайте главный вопрос: «Чем похожи эти картинки? Что общего между этими предметами? » Это сложный вопрос. При необходимости помогите малышу наводящими вопросами.

  • Что люди делают с ними? Едят. Значит, они похожи тем, что они какие? Правильно! Съедобные.
  • Где они растут? Да, они все растут не на земле, а на деревьях, в саду.
  • Могут ли они сами вырасти в поле или в лесу? Нет. Кто их посадил? Человек! Могут ли они вырасти без ухода, полива? Значит, чем они похожи?

Шаг 3. После обсуждения сделайте с малышом вывод о том, что на всех этих картинках изображены растения — фрукты. И еще раз обговорите главные признаки фруктов. Фрукты это растения, они всегда съедобные, они растут в саду, их посадил и выращивает человек, люди за ними ухаживают. Люди варят из фруктов варенье, компоты, желе, мармелад и другие вкусные угощения.

Шаг 4. Попросите отобрать фрукты из картинок с изображением разных продуктов. Спросите, почему это фрукт? Может быть, это овощ? Подчеркните различие – фрукты растут на деревьях в саду. А овощи растут на земле в огороде.

Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята.

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи.

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада Вашим дополнениям в комментариях после статьи.

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

  • Мармелад из слив – какой? СлИвовый. (Частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – слИвовый)
  • А из груш – ? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грУшевый.
  • А из персиков – какой? Персиковый!
  • Из абрикосов — ? Абрикосовый.
  • Из апельсина — ? Апельсиновый.
  • Из мандарина — ? Мандариновый.

А дальше начинаем играть в кафе. Каждый раз не просто называем слово, а изображаем целую сценку – угощаем посетителей, пробуем на вкус, облизываемся, предлагаем, задаем вопросы. И в это время приговариваем: «Ах, какой ароматный получился у нас яблочный мармелад. А попробуйте грУшевый? Может быть, Вам слИвовый больше понравится?» Если ребенок допускает типичную ошибку, например, говорит «яблоковый» вместо «яблочный», то лучше всего угостить гостей – игрушки – именно яблочным мармеладом, много раз проговорив в игре это слово в разных фразах: «Не хотите ли угоститься яблочным мармеладом? Он очень вкусный!». Или: «Наш яблочный мармелад очень ароматный и не приторный, он Вам понравится!».

Один из вариантов такой игры – уговорить персонаж попробовать именно яблочный мармелад, всячески его расхваливая. И каждый раз повторяя его название и закрепляя правильный вариант слова в речи. Естественно, что сначала игрушка отказывается, а потом соглашается. И ей действительно, очень нравится яблочный мармелад. А Ваш малыш, играя, осваивает новое для него слово, и больше не будет допускать в нем ошибки! Причем сам не заметит, как научится говорить грамматически правильно!

В дальнейшем Вам нужно будет лишь напоминать ему о правильном варианте в бытовом общении: «Помнишь, мы играли с фруктами. Как правильно называется мармелад из яблок? Исправь свою ошибку. Вот умница! Да, яблочный!». Никогда не повторяйте за ребенком его ошибок. Малышу очень важно слышать грамматически правильную речь взрослых!

Игра 6. Назови ласково.

  • Яблоко – ? Яблочко.
  • Слива — ? — Сливка
  • Абрикос — ? — Абрикосик.
  • Груша — ? — Грушка.
  • Апельсин — ? — Апельсинчик.
  • Мандарин — ? — Мандаринчик.
  • Лимон — ? Лимончик.

Игра 7. Волшебники.

Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства.

Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок!

  • Была одна слива, взмах палочки, и получилось много? Слив.
  • Вместо одного апельсина выросло много? Апельсинов.
  • Был один ананас, а стало много чего? Ананасов.
  • Была одна груша. А стало много? Груш.
  • Висел на ветке один банан, а стало много? Бананов.

В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Вы сможете увидеть и исправить типичные грамматические ошибки. Например, дети могут сказать, что стало много «яблоков» вместо правильного варианта «яблок». Часто малыши говорят, что стало много «грушей» или «грушёв» вместо правильного варианта «груш». Если малыши ошибаются, то проведите с ними следующую игру для закрепления речевых умений.

Игра 8. Чего не стало.

Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Груш.

В этой игре ребенок также учится правильно употреблять слова в родительном падеже.

Наглядный материал (картинки)+ для этой игры и других игр статьи уже выложен в разделе сайта «Библиотека игр, картинок и материалов для занятий с детьми» —

Игра 9. Четвертый лишний.

  • Лимон, мандарин, апельсин, огурец.
  • Ананас, подберезовик, яблоко, груша.
  • Груша, слива, фрукт, киви.
  • Слива, груша, компот, яблоко.

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

Игра 10. Угадай, у кого?

В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи!

Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора.

Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора.

Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог:

— У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов ! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок ! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины.

Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше.

Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать.

Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты».

1. Апельсин.

Загибаем пальчики поочередно.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

2. Компот.

Изображаем действия в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

3. Ф рукты.

Разгибаем пальчики поочередно.

Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

Веселые физкультминутки:

1. Уборка урожая.

Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.

2. Как садовник яблоню выращивал.

Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.

3. Яблоко.

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! (встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! (руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

Мультфильм «Апельсин» по сказке Степана Писахова.

Найдите вместе с детьми в этом мультфильме небылицы:). Что могло быть на самом деле, а что здесь как в сказке?

До новых встреч на «Родной тропинке»! Желаю Вам успехов и радостного общения с детьми!

Полезные материалы для занятий с детьми по развитию речи (картинки, задания, игры. презентации) Вы найдете в рубриках:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов.

Задачи:

  • формировать представления о здоровом питании;
  • расширять знания о полезных свойствах овощей и фруктов;
  • способствовать осознанию необходимости витаминов в пище;
  • воспитывать полезные пищевые привычки; развивать познавательный интерес;
  • обогащать словарный запас.

Оборудование:

  • презентация (см. Приложение);
  • маски для инсценировки;
  • корзина с полезными продуктами;
  • корзина с вредными продуктами.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С ранних юных лет уметь.

Если азбука питания
Привлечёт твоё внимание,
Будешь весел и здоров,
Проживешь без докторов.

Учитель: Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое Нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди укрепляют или разрушают то, Что дано природой. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильное Питание. А для правильного питания нужны … полезные продукты. В них содержатся питательные вещества: жиры, белки и углеводы. К сожалению, многие предпочитают полезным совсем другие продукты. Послушаем разговор двух учеников.

Инсценировка «Пончик и Здоровячок».

Пончик:

Мармелад, пирожное, отличное мороженое!
Булочки, ватрушки, сладкие пампушки,
«Марсы», чипсы и «Пикник» развивают аппетит.

Здоровячок:

Овощи и фрукты –
Вкусные продукты.

Пончик:

Жёлтая фанта – напиток для франта.
Знайте, дамы, господа. –
«Сникерс» – лучшая еда!

Здоровячок:

Любишь есть ты «сникерс» сладкий –
Зубы будут не в порядке.

Пончик:

Стать здоровым мне помог
С красным кетчупом хот-дог…

Здоровячок:

Будешь часто есть хот-доги –
Через год протянешь ноги.

Пончик:

В благодарность пепси-коле
Лучше всех учусь я в школе!
Я собою очень горд:
Я купил сегодня торт!

Здоровячок:

Сладостей сто,
А здоровье – одно!
Фрукты, овощи – полезней:
Защищают от болезней!

Учитель: Какие продукты любит Пончик? Кто из вас ест такие продукты?

Почему вы любите такие продукты?

О каких продуктах говорил Здоровячок? Что он о них сказал? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем говорить об овощах и фруктах и о их пользе дл человека.

А почему овощи и фрукты полезны для человека? (В них много полезных веществ.)

Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. Есть много пословиц и поговорок об овощах. Вот некоторые из них:

Лук – от семи недуг.
Лук да капуста лихого не допустят.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Овощи – кладовая здоровья.

Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.)

А что это за шум в зале? Так это к нам овощи пожаловали!

Учитель: Действительно, все овощи полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей.

В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови. Капуста считалась лекарством от многих недугов. И сейчас в народной медицине используют целебные свойства овощей: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах и воспалениях суставов.

А лук и чеснок для большинства из нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг».

Но разве только в овощах есть полезные вещества? Где они есть ещё, поможет выяснить игра «Доскажи словечко».

Словно месяц под звездой
Фрукт волшебно-золотой.
Леденец для обезьян.
В жёлтой курточке... (банан) .

На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит как после душа.
Ну, конечно, это... (груша) .

Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его... (лимон) .

Гнутся ветки до земли.
Что же мы на них нашли?
Листья будто шапочки,
А под ними... (яблочки) .

Крупных ягод гроздь большая
Сладким соком угощает.
Подарил нам летний сад
Ароматный... (виноград) .

С виду он, как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый... (апельсин) .

Учитель: Что же общего у всех овощей и фруктов? (Витамины.)

Слово «витамин» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл новое вещество (амин) – жизненно-необходимое человеку. Соединив слово «вита» – жизнь и слово «амин» – получилось – «витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять.

Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно. Детям 7-8 лет надо в день съедать 500 граммов овощей и фруктов.

Братья витамины, богатырской силы.

Поскорее выходите, о себе нам расскажите.

Витамин А:

Меня запомните, друзья.
Вам для роста нужен я.
Для костей, зубов и зренья,
В этом, братцы, нет сомненья.
И полезен я для кожи,
Волосам я нужен тоже.

Я есть в моркови, помидорах, апельсинах, капусте.

Витамин В:

Если у вас меня дефицит –
Значит отсутствует аппетит.
Чтобы бодрым, сильным быть
Не грустить и не хандрить
Вам советую, друзья,
Есть продукты, где есть я!

Я есть в свёкле, горохе, кукурузе, редьке, бананах.

Витамин С:

Я нужный и отважный,
И очень, очень важный.
При простуде, при болезнях
Я, конечно, всех полезней.

Я живу в лимоне, апельсине, смородине, луке, чесноке, огурцах.

Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут.
Все болезни и простуды
Перед ними отойдут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
Без витаминов жить нельзя!
Они надёжные друзья!

Исполняются «полезные» частушки (см. Приложение 1).

Учитель: Ребята, вы узнали, почему люди должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты и овощи. А что происходит с организмом, если он не получает достаточное количество витаминов? Послушайте, что об этом расскажет специалист.

Выступление школьной медицинской сестры.

Выступление повара школьной столовой.

(Повар рассказывает, какие блюда можно приготовить из овощей, и демонстрирует готовые салаты.)

Учитель: Конечно, ребята, мы не можем сегодня рассказать обо всех овощах и фруктах. Но хочется, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.

Полезные советы.

Овощи и фрукты любят все на свете.
Бабушки и дети советы знают эти.

Виноград и вишня лечат все сосуды.
Абрикос от сердца, груша – от простуды.

От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

Помни истину простую – лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.

Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Серёже, и Ирине – всем полезны витамины!

Ничего на свете лучше нету
Заменить на яблоко конфету.

Чипсы поменять на апельсин,
Чупсы поменять на мандарин.

Сухомятке предпочесть морковку.
В овощах и фруктах больше толку.

Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!

Литература:

  1. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. -М.: ВАКО, 2004.
  2. Классные часы. 2 класс / сост. Г.Н. Попова. -Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Н.Анишина. Овощной спор.
  4. www.stihi.ru
  5. И.А. Труханова. Разговор о правильном питании. // Начальная школа, 2011, №9.
  6. Материалы из Интернета.

Беседа «Польза овощей и фруктов»
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».
Цель. Закрепить знания детей о пользе овощей и фруктов , их значение для здоровья человека
Задачи.

Образовательные. Уточнить знания детей об использование овощей и фруктов в пищу, о приготовлении овощных и фруктовых салатов. Познакомить с правилами обращения с кухонной техникой. Активизация словаря по теме.

Развивающие. Развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательные.

Оборудование: изображение Колобка, картинки с овощами и фруктами, технологическая карта приготовления салата.
Ход НОД

Организационный момент.

И в корзинку собирали.


Руки вверх

Руки вниз


Вот чеснок мы отыскали

С грядки быстренько собрали


Наклон вниз, руки вниз

Выпрямились


Рядом братец лук растёт,

К нам в корзинку он придёт


Наклон вниз, руки вниз

Выпрямились


И морковка нам нужна,

Очень вкусная она.


Наклон вниз, руки вниз

Выпрямились


А капусту не поднять,

Раз, два, три, четыре, пять.


Присесть, руки вперёд,

Встать.


Урожай мы весь собрали,

И домой мы пошагали.


2. - Сегодня Незнайке в подарок принесли корзину овоще и корзину фруктов. Незнайка принёс нам фотографии. Он не может выбрать, что же ему съесть. Расскажем Незнайке об овощах и фруктах? (ответы детей)

А поможет вам составить рассказ вот эта схема.


  • Сначала нужно назвать овощ или фрукт, о котором вы будете рассказывать.

  • Какого цвета овощ или фрукт.

  • Какой формы.

  • Какой он на вкус.

  • Где растёт: в саду или на огороде.

  • Что можно приготовить из этого овоща или фрукта: супы, салаты, соки, варенья…

  • Полезен ли он для здоровья.

Рассказы 4-5 детей.
- Вы интересно рассказали об овощах и фруктах. На прогулке или вечером мы ещё расскажем Незнайке об овощах и фруктах.

На прогулке или вечером послушать рассказы остальных детей. Желательно, чтобы каждый ребёнок составил рассказ
Аутотренинг Ем я овощи и фрукты –

Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружусь я с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!



Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.

«Колобок гуляет»
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка».
Цель. Развитие фонематического слуха.
Задачи.

Образовательные . Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формировать певческие навыки, брать дыхание перед началом пения. Учить детей называть слова с заданным звуком. Обогащать представления детей об овощах.

Развивающие. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение интонационно выделять заданный звук в слове, называть его изолированно.

Воспитательные. Воспитывать вежливость.
Оборудование: картина «Колобок в огороде», пальчиковая гимнастика «Капуста», листочки с заданиями на каждого ребёнка, карандаши.
Ход НОД

Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка - Земля,

Здравствуйте, мои друзья
1. - К нам в гости пришёл Колобок. Колобок любит петь песни. Внимательно посмотрите и скажите, какую песенку поёт Колобок (ответы детей).

Споём эту песенку вместе с Колобком. Сначала мы будем петь высоко, а потом всё ниже и ниже.
Дыхательная гимнастика.

Исходное положение:

Сейчас мы быстро вдохнём и поднимём правую руку вверх. Затем будем медленно опускать руку, и произносит (петь) звук «О». Сначала мы будем высоким звуком (как мышка), а потом всё ниже, ниже, и в конце, низким звуком (как мишка).

- педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская рук, начинает петь звук «О-о-о», постепенно снижая тональность звука. Когда рука опускается, звук прекращается.


- Звук «о» – гласный звук, мы его будем обозначать красным цветом.

Что увидел Колобок, когда вышел гулять? (Облака, дом, огурец, гнома, бревно).

Прямоугольник обозначает слова. Прямоугольник разделён на три квадрата. Это начало слово, середина слова и конец слова.

Педагог произносит слово «до-о-ом», интонационно выделяя звук «о»

Где в слове «дом» живёт звук «о», в начале слова, в середине или в конце (в середине).

Поставьте крестик в квадратик, который посередине слова.

Слово «огурец», где мы слышим звук «о»? (в начале слова).

Слово «бревно», где мы слышим звук «о»? (в конце слова).

Педагог контролирует выполнения заданиями детьми, объясняет ещё раз тем детям, кто не правильно выполнил задание.
Игра «Помоги животным»

Помогите животным. Нужно карандашом провести дорожку аккуратно, точно посередине дорожки не заходя за линии.
- Поможем Колобку посолить капусту.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»


Что за скрип?

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки

Что за хруст?

Соединяют пальцы в "замок".

Это что ещё за куст?

Показать ладошки, широко раздвинув пальчики.

Как же быть без хруста,

Соединяют пальцы в "замок".

Если я капуста.

Пальцы держат шар.

Мы капусту рубим, рубим.

Рубящие движения ладоней

Мы морковку трём, трём.

Имитация трения

Мы капусту солим, солим.

Поглаживание подушечек пальцев

Мы капусту жмём, жмём.

Сжимание-разжимание кулачков

Динамическая пауза.

2. Игра " Что, где растет?" Дети стоят по кругу.
- Если я назову овощ , вы присядете, как будто собираете овощи с грядки.

Если я назову фрукт, вы встанете на носочки, и поднимите руки вверх, как будто собираете фрукты с деревьев.
Игра "Назови слово"

К нам в гости пришли колобки «О» и «А». Подарим колобкам слова.

Придумайте слова, которые начинаются со звука «а», например, автобус…

Придумайте слова, которые начинаются со звука «о», например, окно…

Аутотренинг Ем я овощи и фрукты –

Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружусь я с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!



Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемная ситуация «Как сохранить пользу овощей и фруктов»
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».
Цель. Закрепить знания детей о пользе овощей и фруктов, их значение для здоровья человека
Задачи.

Образовательные . Закрепить знания детей о пользе свежих и консервированных овощей и фруктов. Упражнять в счёте и отсчитывание предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на слух). Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результаты сравнения обозначать соответствующими выражениями. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперёд, назад, направо, налево. Активизировать словарь по теме. Учить согласовывать числительное с существительным.

Развивающие. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням. Воспитывать вежливость.
Оборудование: картинка «Гном Гномыч», музыкальные инструменты, ширма, сундучок с сюрпризом, листочки с заданиями на каждого ребёнка, простые карандаши.
Ход НОД

Организационный момент.

Дети, когда люди встречаются, они обязательно здороваются. Слово «здравствуйте» – означает «будьте здоровы». Вот и мы с вами пожелаем всем здоровья.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка - Земля,

Здравствуйте, мои друзья
1. - Дети, посмотрите, по веб-камере с нами связался Гном Гномыч. Здравствуй, Гном Гномыч. Что случилось?

Педагог имитирует разговор с Гном Гномычем по электронной связи.

Дети, Гном Гномыч спрашивает у нас совета. У него в этом году богатый урожай овощей и фруктов , он собрал много ягод и грибов в лесу. Он спрашивает, как ему сохранит дары лета. Что мы ему посоветуем? (ответы детей)


  • фрукты… (засушить, компоты, соки варенье)

  • ягоды … (засушить, варенье, пюре)

  • грибы… (Засушить, посолить)
- Дети, как вы думаете, зачем люди сохраняют дары лета на зиму? (ответы детей)

Игра «Полезно – не полезно»

Как вы думаете, что полезнее?


  • Конфета или ягоды? Почему?

  • Чипсы или овощи? Почему?

  • Кока-кола или соки? Почему?

Чтобы стать здоровым, нужно не только правильно питаться, но и заниматься спортом, закаляться.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Физкультминутка «Зарядка».


Солнце глянуло в кроватку...

Все мы делаем зарядку,

Один, два, три, четыре, пять.


Ходьба на месте (или по кругу),

дети считают до 5


Руки развести пошире,

Один, два, три, четыре, пять.

Один – наклон, два – встали ровно

Три – наклон, четыре – стой


Руки в стороны, наклон,

дети считают до 5.

Выпрямились, руки в стороны,

Наклон, выпрямились.


Будем прыгать мы опять

Один, два, три, четыре, пять.


Руки на пояс, ноги вместе, прыжки на месте,

дети считают до 5


На носок,

Один, два, три, четыре, пять.

Потом на пятки,

Один, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.


Поднимаются на носки,

дети считают до 5.

Встают на пятки

дети считают до 5.

Дыхательная гимнастика.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Сейчас мы быстро вдохнём и поднимём правую руку вверх. Затем будем медленно опускать руку, и произносит (петь) звук «о». Сначала мы будем петь громко, а потом всё тише и тише.

- педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская рук, начинает громко петь звук «О-о-о», постепенно делая голос тише, тише. Когда рука опускается, звук прекращается.

Дети повторяют упражнение 2-3 раза.
2. Работа с заданиями.

Игровое упражнение «Посчитай»

Закрасьте столько кружочков, сколько раз прозвенит колокольчик.

Закрасьте столько квадратов, сколько раз прозвучит металлофон.

Сколько закрасили кругов? квадратов?
Игровое упражнение «Поможем Гном Гномычу собрать урожай»

Помогите Гном Гномычу собрать урожай. Внимательно посмотрите, в какую корзину, что положить.

Сколько капусты? моркови? картошки? помидор? огурцов?

В какую корзину вы положили капусту? морковь? картошку? помидоры? огурцы?

Следить, чтобы дети отвечали полными предложениями.

Игровое упражнение «Сравни»

Посмотрите, какой кабачок вырос у Гном Гномыча на грядке. Решил Гном Гномыч сравнить кабачок и огурец. Помогите ему.

Сравним кабачок и огурец по длине. (Кабачок длиннее, а огурец короче)

Сравним кабачок и огурец по толщине. (Кабачок толстый, а огурец тонкий)
Игровое упражнение «Клад»

Если позволяет помещение, играют все дети. Если нет, подгруппа девочек и подгруппа мальчиков. Тогда нужно спрятать два клада.

Гномы любят прятать клады. Гном Гномыч оставил нам записку, как найти клад. Встаньте в шеренгу.


  • Пять шагов вперёд.

  • Повернуть налево.

  • Три шага вперёд.

  • Повернуть направо.

  • Встать в шеренгу.

  • Три шага назад.
- Внимательно всё осмотрите и клад Гномика найдите.

Сундучок с сюрпризом для детей спрятан, но так, чтобы часть его была видна.
Аутотренинг Ем я овощи и фрукты –

Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружусь я с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!



Более полный материал по теме «Урожай» можно найти на сайте http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preschool/plans/

Планы и программы.

Календарное планирование

Волкова Н.А. Тема недели - Урожай. Старшая группа

Овощи и фрукты, полезные продукты

Цель: Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой.

Планируемые достижения учащихся: научиться приводить примеры овощей и фруктов, усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

Оборудование: кроссворд, иллюстрации овощей, фруктов, загадки.

Ход урока:

    Представьте-ка, что мы долго гуляли по лесу и очень проголодались. Поэтому давайте поговорим о еде. Что вы любите есть?

Дети рассказывают о своей любимой еде.

Я очень рада, что многие из вас любят овощи и фрукты. Их нужно есть как можно больше.

А почему нужно есть много овощей и фруктов вы сегодня узнаете, отправимся в путешествие.

Сценка: «Весёлый огород»

Звучит песня «АНТОШКА». Ребята Антошка приглашает нас с вами в свой огород. Давайте посмотрим что он вырастил.

Антошка:

Над лугами рассвело,

Спрятались и туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке….

Ведущий: Вот шагает к нам бутуз –

Спелый

Сахарный арбуз,

Гордый,

Руки в боки,

Круглый,

Толстощёкий.

Арбуз: Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зелёный, твёрдый,

Но зато внутри –

Веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком.

Дети: Не хвались, Арбуз,

Не гордись, Арбуз!

Может, ты ещё

Нехорош на вкус.

Скоро мы тебя

Вновь проведаем,

И отведаем!…

Ведущий: Поглядите –

Вот качан,

Вот качан капусты:

Сто одёжек и тюрбан,

И внутри не пусто!

Капуста: Я, друзья, кочан капустный

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите,

Хоть солите,

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Дети: Молодой Кочан,

Дорогой Кочан,

Не тужи – тебя

Мы положим в чан,

И засолим в прок,

И наварим щей,

Подадим на стол,

Угостим друзей.

Ведущий: Гляньте-ка на двух подруг,

На красные обновки…

Шире круг!

Шире круг!

Танцуют две морковки!

Морковки: Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны…

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки, по зубам…

Дети: Вы, Морковочки, вкусны,

Вы, Морковочки, сочны,

Вас, Морковки дорогие,

Есть мы будем до весны.

Во дворе и за столом

Сладим с вами, разгрызём!

Ведущий: Слышите?

Смеётся лук

И говорит:

«Потеха!»

Отчего ты,

Милый друг,

Давишься от смеха?

Лук: Не морковь я,

Нет, я - злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слёзы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Дети: Не сердись, Лучок,

Не ершись, Лучок,

Все мы любим лук,

Полезай в горшок.

Будет суп вкусней

И салат – острей.

Ты по вкусу нам –

Полезай скорей!

Ведущий: Это что за молодец

И кто его подружка?

Это толстый огурец

И тонкая петрушка.

Огурец: Я превосходный огурец –

Зелёный,

Крупный,

Сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на чёрной грядке!

А что вы скажите о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост?

Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять –

Петрушка!

Дети: Не сердись, Огурец,

Не бранись, Огурец!

Мы в лукошко

Положим тебя,

Молодец, ну чего ты в подружке

Дурного нашёл?

Не пора ли тебе и Петрушке

На стол?

Ведущий: Вот, кряхтя от груза,

Идёт к нам кукуруза.

Что желаешь, труженица?

Кукуруза: Дождь мне нужен проливной –

Истомил нещадный зной…

Ведущий: Дети, дадим овощам напиться. (С детьми проводиться хоровод «На улице дождь», музыка В. Добровольского).

На улице дождь, дождь на широкой сильный.

Ой, люшеньки, люли – на широкой сильный.

Не ситечком сеет – ведром поливает.

Ой, люшеньки, люли – ведром поливает.

Ведром поливает, землю прибивает,

Ой, люшеньки, люли – землю прибивает.

Ведущий: Хватит Дождичка, пожалуй,

Наши овощи пили довольно!

Чтобы туча убежала,

Позовём ветер вольный.

Дети: Ветер, ветер, ну-ка мчись,

К нам на помощь торопись!

Ведущий: Солнце выглянуло снова, землю греть оно готово. Подросли на грядке овощи в порядке.

Морковь: Когда нет долго дождя, овощи нужно поливать, чтобы росла и разрасталась, сладким соком наливалась зелень нежная у нас.

Ведущий: Ребята! На чём же растут наши овощи?

(Проводится беседа о том, что овощи растут на грядках, а грядки сделаны из почвы).

Огурец: Большая часть растений растёт на почве. Из неё мы берём воду и растворённые в ней питательные вещества, которые необходимы для жизни. А листья растений нам добывают пищу (бульоны, кисели и каши).

Репа: В некоторых почвах находиться очень мало этих веществ, они называются минеральными солями. Растение радо бы убежать отсюда, да не может, так как прикреплено оно корнём к почве. Овощи растут медленно, а порой совсем погибают. Не на каждой грядке могут вырасти вот такие овощи – сочные, большие, блестящие.

Ведущий: Овощи! Так какую вы любите почву?

Овощи: Тёмную, рыхлую, мягкую и влажную.

Ведущий: Что ещё вам нужно для роста?

Лук: Воздух, мы им дышим, так же, как вы.

Ведущий: Солнце, Вода, Воздух, Почва вырастили нам овощи. А вы, ребята, как им помогали?

(Проводится игра «Огород». Дети выполняют соответствующие движения).

Антошка:

За мной, за мной, ребята,

Вот вам грабли и лопата,

В огород сейчас пойдём,

В руки лейки мы возьмём.

Землю чёрную разроем,

Грядки быстренько устроим,

Посадим овощи быстрей,

Рук своих ты не жалей.

Летним вечером горячим

Босоногие поскачем

Поливать наш огород,

Разрыхлят наш огород.

Морковь:

Чтоб росла и разрасталась,

Сладким соком наливалась

Зелень нежная у вас,

Зелень нежная у вас!

Ведущий:

Как у наших у ворот

Мы вскопали огород.

На зелёной грядке

Выросли загадки.


(Ведущий с грядки достаёт загадки)

Невысокая, краснощёкая,

Жила на поле, спала в подполье,

А в дом попала – кормить нас стала.

(СВЕКЛА)


На белое тело кумач надела,

Хоть и ярко наряжена –

В землянку посажена.

(РЕДИС)

В длинной светлице

Сели в ряд сестрицы.

(ГОРОХ)

Ягода красная,

Ягода вкусная,

Режь да соли!

Ешь да хвали!

(ПОМИДОР)

Ведущий: Ребята! С какой грядки мы сорвали эти растения? Что там растёт?

Дети: Овощи!

Огурец: Свекла, редис, горох, помидор – тоже овощи. К овощам относятся и брюква, кабачок, петрушка, редька, укроп. Все эти овощи занимают ведущее место в пище человека, так как они очень полезны. В них содержится большое количество питательных веществ: сахара, крахмала, белков и витаминов.

ПОСЛОВИЦА: Не вырастишь овощей – не сваришь щей.

Ведущий: Так ребята, а ведь полезны не только овощи для человека нужны и ………..отгадайте сами (ЗАГАДКИ).

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(земляника)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь, – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло!

(клюква)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(брусника)

Чёрных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус!

(чёрная смородина)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках, будто ёж,

Вот и назван ……

(ежевика)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Какие ягоды вы ещё знаете?

Ведущий: Друзья, можно сказать, что ягоды – маленькие клады витаминов. А ещё в них есть много – много других полезных веществ. Ягоды появляются в течение всего лета. Очень важно есть разные ягоды, ведь в каждой есть что-то своё, особенное.

Сообщения о фруктах

Апельсин: Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки.

Банан:

    заимствование из французского, а туда слово пришло из арабского языка, где banan – «палец». Можно предположить, что растение получило название по сходству плодов с пальцами рук. А вкус… пальчики оближешь!!!

Виноград: Ягоды зелёные,

А всеми хвалёные;

Растут с костями,

Висят кистями.

Сушёный (вяленый) виноград известен у нас как изюм.

К слову сказать, древние римляне вначале не обрезали виноградные кусты и лозы поднимались высоко, обвивая деревья.

А легенда гласит, что человека обрезать виноград научил … осёл, как-то раз объевший куст. К удивлению хозяина, именно на общипанной части куста выросло больше всего ягод…

Груша: В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, -

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

Яблоко: Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Яблоко упоминается в древней легенде об Адаме и Еве: по преданию, именно яблоко, запретный плод, сорвала Ева с древа познания в Эдемском саду.

Яблоко – один из древнейших плодов на земле и растёт повсюду.

__________________________________________________________

Теперь мы знаем, что полезными кроме овощей являются ещё и ягоды, и фрукты.

ЗАДАНИЕ: Кто больше всех назовёт – ФРУКТОВ? И чем они полезны?

Знакомство с витаминами

Ведущий: Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много ВИТАМИНОВ и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет!

«Вита» в переводе с латинского значит «ЖИЗНЬ». Существует более 15 видов витаминов.

А – витамин роста, повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, имеет большое значение для органов зрения. Содержится этот витамин в сливочном масле, молоке,сметане, желтках яиц, моркови, помидорах.

С – самый известный витамин; при недостатке этого витамина, стенки сосудов становятся хрупкими, что ведёт к кровоточивости дёсен. Основные источники аскорбиновой кислоты – свежие фрукты, овощи, ягоды зелень.

Д – повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях. Достаточно много витамина Д в рыбьем жире, в печени рыб и морских животных.

Витамин А:

Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть

и иметь крепкие зубы, вам нужен я!

(морковь, капуста, помидоры).

Витамин В:

Если вы хотите быть сильными,

иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться

и плакать по пустякам, вам нужен я!

(свекла, капуста, яблоки, редис).

Витамин С:

Если вы хотите реже простужаться,

быть бодрыми, быстрее выздоравливать

при болезни, вам нужен я!

(лимон, чёрная смородина, красная смородина).

Ребята не забывайте перед едой хорошо мыть овощи и фрукты! А почему - подумайте сами.

Беседа: Почему нужно есть много овощей

и фруктов.

Огромную роль в питании играют ВИТАМИНЫ, которые принимают активное участие во всех процессах жизнедеятельности организма. Однако они полезны только в комплексе с другими питательными веществами.

Следует запомнить, что избыток, так же как и недостаток, витаминов очень вреден для организма. Поэтому дети должны получать самую разнообразную пищу, большое количество овощей, фруктов, соков и т.п.

Вода входит в состав всех органов и тканей, составляя основную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде (50мг на 1 кг массы тела) в рацион питания детей нужно вводить жидкие блюда – чай, молоко, компот, супы, а также овощи, фрукты, ягоды, соки.

Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, питательной, правильно и вкусно приготовлена. Есть нужно всегда в одно и тоже время с учётом интервалов между приёмами пищи не более 3-3,5 ч.

Привычка питаться в определённые часы способствует хорошему аппетиту, нормальному процессу пищеварения, предупреждает возникновение различных расстройств и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Ну вот наше путешествие подошло к концу, я вместе с Антошкой прощаюсь с вами, но на последок разгадайте кроссворд.