Аутоагрессия у ребенка 5 лет. Детская аутоагрессия: причины и пути выхода

Иногда дети демонстрируют странное поведение: кусают, бьют или режут сами себя, обзывают и обвиняют, вырывают свои волосы - то есть проявляют агрессию к самим себе, как будто игнорируя при этом испытываемую боль и закон самосохранения. Многие родители в такие моменты чувствуют себя беспомощными и не знают, что делать с аутоагрессией у ребенка, как ему помочь и как избежать подобного в будущем. В этом мы и попробуем разобраться.

Что такое аутоагрессия

Аутоагрессией называются деструктивные действия, направленные человеком на себя самого. Это могут быть действия разного характера - физические и психологические, осознанные и неосознанные - особенностью которых является причинение себе вреда. Часто признаками аутоагрессии становятся физические повреждения на теле. Обычно подобное поведение сопровождают характерные психологические особенности: низкая самооценка, стеснительность, высокая чувствительность, замкнутость, склонность к депрессивному состоянию или резкие скачки настроения.

Какой бывает аутоагрессия

Существует достаточно много разных видов аутоагрессии.

  • Человек может наносить себе телесные повреждения: кусать себя, бить, резать, щипать, царапать, вырывать волосы.
  • Также он может причинять себе физический вред через отказ от еды или, наоборот, обжорство и неспособность отказаться от определенных продуктов, даже если они приносят очевидный вред.
  • Человек может не наносить себе вред непосредственно, но провоцировать других делать это или помещать себя в опасные, рискованные ситуации.
  • Аутоагрессивными действиями можно считать вредные привычки, например, курение, пьянство, наркоманию.
  • Человек может пытаться покончить с собой, демонстрировать суицидальное поведение.
  • Аутоагрессия может оставаться в психологической плоскости: человек ругает, очерняет и оговаривает себя, склонен к самообвинениям и самоуничижению.

Симптомы аутоагрессии могут меняться в зависимости от характера ее проявления и быть более или менее очевидными. Если следы от телесных повреждений заметить достаточно легко, то определить аутоагрессию в самообвинениях или любви к рискованным ситуациям может быть сложнее.

Отчего возникает аутоагрессия

Чаще всего причины аутоагрессии лежат в психологической сфере. Дети впитывают ту атмосферу, в которой находятся, копируют поведение взрослых. Когда в семье тяжелая психологическая обстановка, приняты наказания и крики, а родители часто демонстрируют злость и раздражение, ребенок автоматически действует в соответствии с этим шаблоном. Если он сделал что-то плохое и боится наказания, то может начать бить себя сам, потому что уверен, что это правильно. Часто при этом ребенок страдает от неуверенности в себе и склонен обвинять себя в том, чего он не совершал. Дети склонны к эгоцентричности, поэтому он может решить, что причиной плохого настроения его мамы или папы является какой-то его проступок, даже если в реальности это не так. Аутоагрессия может появиться и в том случае, если ребенка не наказывают и не кричат на него. Психика у детей бывает разной, и для кого-то насмешки и шутки могут стать сильным ударом. Это же касается претензий и упреков: если ребенку постоянно говорить, что он хуже, глупее, медленнее других и не оправдывает родительских ожиданий, то это может вызвать у него чувство вины, с которым он не сможет справиться.

Важной особенностью склонного к аутоагрессии ребенка являются сложности в социальной сфере. Ему нелегко общаться с другими, причем в данном случае ударить другого - тоже является актом коммуникации. Часто такие дети застенчивы, замкнуты, им трудно рассказывать о себе и делиться своими переживаниями. Если ребенок чувствует злость или раздражение, то боится выражать их непосредственно или рассказать о них, поэтому ему приходится выплескивать эти негативные переживания наружу так, как он умеет - через нанесение себе увечий. Также такие дети бывают очень чувствительны, им тяжело наблюдать страдания другого, и иногда они могут наносить себе повреждения, как бы принимая часть боли другого человека на себя.

Причиной детской аутоагрессии может стать какой-то раздражитель, которого сам ребенок не осознает и не понимает, куда еще направить свое недовольство. Это может быть не только психологический, но и физический раздражитель, например, неудобная или слишком теплая одежда. Аутоагрессия часто присутствует при аутизме. На данный момент причины возникновения этого заболевания неизвестны, но, скорее всего, они не чисто психологические, и у него есть какие-то физиологические факторы. Поэтому есть вероятность, что предрасположенность к аутоагрессии в каких-то случаях может быть связана с нарушениями в работе организма, например, вызывающими постоянное фоновое раздражение. Кроме того, причиной может стать разная степень сенсорной чувствительности. В случае недостаточной чувствительности ребенок может наносить себе удары, чтобы что-то почувствовать, а в случае сверхчувствительности обычные повседневные ощущения являются раздражающими, как щекотка, и вызывают желание сделать с этим хоть что-то.

Как избежать аутоагрессии

Профилактика аутоагрессии - это развитие у ребенка устойчивой психики, благодаря которой он сможет адекватно реагировать на разные события, в том числе на возникающие в его жизни проблемы и сложности. Постарайтесь создать дома спокойную, гармоничную и доверительную атмосферу, в которой все члены семья поддерживают друг друга. Желательно избегать скандалов и наказаний: подобный опыт может приучить ребенка к тому, что гнев и жестокость - это норма жизни.

Не запрещайте ребенку исследовать мир. Не забывайте, что дети и взрослые изучают реальность по-разному: дети делают это более непосредственно, пробуя что-то на вкус, разламывая предметы и шлепая по лужам, тогда как вы, скорее всего, просто прочитаете об интересующем вас статью. Взрослым может показаться странной затея валяться по земле, но для ребенка это может быть не просто баловством, а, например, интересом к разным природным материалам, исследованием и тренировкой своего вестибулярного аппарата или необходимым для его тела массажем. Старайтесь не запрещать ребенку заниматься тем, что его привлекает, только потому, что вам это непонятно. Другое дело, что вы можете объяснить ему, что земля сейчас холодная и он может простудиться, и предложить более приемлемую с вашей точки зрения альтернативу - например, валяться не на земле, а на гимнастическом коврике, или поиграть в бассейне, наполненном пластиковыми шариками.

Старайтесь не критиковать ребенка. Совершать ошибки - это тоже способ исследовать мир. Прежде чем ребенок научится завязывать шнурки, или мыть посуду, или читать, он много раз сделает это неправильно, но это не значит, что он неумеха и неудачник - это значит, что он учится. Чтобы продолжать, несмотря на трудности, ему нужна вера, что в итоге он сможет это сделать. Боязнь сделать что-то неправильно в каких-то случаях может быть не менее вредной, чем сама ошибка.

Хорошей профилактикой аутоагрессии может послужить привычка бережно относиться к собственному телу, чувствовать его, уметь им пользоваться. Поэтому желательно приучить ребенка к какой-либо физической активности, но без фанатизма: спорт тоже может быть травматичным и опасным для здоровья. Развивайте у ребенка внимание к своим сенсорным ощущениям, что можно сделать при помощи разных игр-тренингов: например, можно ходить босыми ногами по разным фактурным поверхностям и пытаться угадать, что это; или можно пройтись с провожатым по улице с завязанными глазами; или можно приготовить еду с необычным вкусом - мясо с вареньем, например.

Как преодолеть аутоагрессию

К сожалению, сегодня не существует какого-то определенного способа лечения аутоагрессии, вроде таблетки, которую можно выпить, или четкого плана действий, которого нужно придерживаться для гарантированного успеха. Это комплексная проблема, и каждому родителю приходится действовать по ситуации и зачастую интуитивно, руководствуясь пониманием своего ребенка и знанием, что для него будет лучше. Однако, конечно, есть и общие рекомендации.

Во-первых, нужно уяснить, что бессмысленно бороться с аутоагрессией, пытаясь устранить сами деструктивные действия, но игнорируя при этом причину их возникновения. Нельзя изъять что-то из жизни, не дав ничего взамен. Если просто запретить ребенку что-то делать, то он либо начнет делать это тайком от вас, либо будет делать что-то другое, не менее деструктивное. Например, переставший грызть ногти подросток начнет курить. И даже если не запрещать самодеструктивные действия, но демонстрировать вызванный ими страх, или раздражение, или еще больше усугубит психологические проблемы ребенка. Чтобы справиться с аутоагрессией, родителям нужно сохранять спокойствие и всем своим видом показывать, что происходящее - не катастрофа, а просто сложность, которую можно решить. В каком-то смысле у открытой аутоагрессии есть и позитивная роль: гораздо хуже будет, если ребенок станет ненавидеть и презирать себя, никак не проявляя это внешне, потому что однажды это приведет к кризису, к которому все окажутся неподготовленными.

Во-вторых, нужно постараться понять психологические причины аутоагрессии и по возможности проработать их. Научите ребенка проговаривать беспокоящие его чувства и ощущения, переводить их в слова. Начните с себя - будьте открыты, рассказывайте ему, что с вами происходит и что вы чувствуете. Не нужно отказывать ему в ответе на интересующие его вопросы, потому что он еще маленький и не поймет: он не будет ждать, пока повзрослеет, а придумает себе свое собственное объяснение. Ребенок, особенно маленький, плохо понимает, как устроен мир, какие в нем действуют законы и правила. Если он видит, что мама расстроена, то может решить, что причина в нем и в его дурном поведении, даже если на самом деле мама просто устала или у нее неприятности на работе. Подобное ложное чувство вины может привести его к желанию тем или иным способом наказать себя. Ребенку нужно помочь стать более уверенным в себе, дать ему почувствовать себя любимым. Если у него есть хобби или интерес к какому-то делу, помогите ему достигнуть в этом деле успеха - это даст ему причину уважать себя и повысит его самооценку. Говорите ему о своей любви и демонстрируйте свою любовь - объятиями, поцелуями, вниманием, сочувствием. Относитесь с искренним интересом к его переживаниям и мыслям, не обесценивайте их насмешкой, критикой и даже уверениями, что на самом деле все не так страшно.

В-третьих, нужно переключить действия ребенка из деструктивного русла в конструктивное, то есть научить его выражать его агрессию по-другому. В этом может помочь физическая активность и спорт. Однако нужно учитывать, что склонные к аутоагрессии дети часто бывают робкими и нерешительными, поэтому им может быть сложно участвовать в играх, в которых присутствует соревновательный момент. Очень эффективными могут быть занятия со специалистами, работающими на стыке психологии и телесных практик, причем родителям тоже будет полезно участвовать. Действенным лечением аутоагрессии (особенно для маленьких детей) могут стать тактильные игры. Например, попробуйте крепко обнять ребенка и не отпускать, приговаривая “Не пущу-не пущу-не пущу”, или просто почаще его тискайте. Можно попробовать поиграть в ролевые игры, в которых он будет хищником, а вы - жертвой, или наоборот. Или поиграть, что вы рычащие друг на друга дикие звери - используйте в играх сюжеты, которые помогут ребенку выразить свою агрессию. Но не забывайте, что играть ему должно быть интересно и весело, если почувствуете, что ему стало страшно и неприятно - прекращайте игру. Другим возможным способом конструктивного выражения агрессии могут стать занятия творчеством, например, пением, танцами, свободным рисованием, лепкой из пластилина или глины, написанием стихов или рассказов.

Аутоагрессия у малышей

В разные годы аутоагрессия может иметь разные особенности, хотя, конечно, деление детей по годам достаточно условно: эти группы плавно перетекают друг в друга, а раннее поведение может сохраняться с возрастом.

Малыши действуют импульсивно. В этом возрасте ребенок может плохо отличать себя от другого человека и от окружающего мира: он бьет свою руку, потому что она его не слушается, или потому что хочет ударить маму, а ее рядом нет. Также он может привыкнуть к наказаниям, как к должному, и начать наказывать самого себя. Для маленького ребенка очень важны сенсорные ощущения, объятия, особенно материнские. Лучший способ остановить приступ аутоагрессии у малыша - крепко, но ласково его обнять и подержать какое-то время в своих объятиях.

Аутоагрессия у дошкольников

В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир и свое собственное тело и могут причинить себе вред из интереса - чтобы посмотреть, что получится. В таком случае нужно научить их проявлять любопытство менее опасным образом, рассказать о научных исследованиях и о правилах из проведения. Большую роль для дошкольников играют эмоции других людей, и они могут ошибочно посчитать себя их причиной, обвинить себя в раздраженном настроении мамы или папы и наказать за это. Примерно с трех-четырех лет дети учатся хитрить и притворяться, и аутоагрессия у ребенка дошкольного возраста может являться попыткой привлечь внимание. Но это не значит, что это нужно игнорировать: подобные вещи означают какие-то психологические проблемы, с которыми нужно работать. У дошкольников действенным способом борьбы с аутоагрессией являются игры, также важно научить их открыто говорить о своих переживаниях.

Аутоагрессия у младших школьников

Когда ребенок идет в школу, он сталкивается с новыми для себя трудностями. У него меняется распорядок дня и характер умственной нагрузки, ему приходится приспосабливаться к новой социальной среде. Для детской психики это является стрессом, с которым кому-то бывает сложно справиться. Если учеба дается ребенку тяжело, у него часто понижается самооценка. Возможно, он чувствует, что не оправдал ожиданий родителей, сравнивает себя с другими учениками или своими братьями и сестрами - не в свою пользу. В этом случае он может прибегать к самодеструктивным действиям, потому что верит, что заслужил их. Аутоагрессия у ребенка этого возраста может быть саботажем: ребенок не рассказывает о своих сложностях, а просто старается заболеть, чтобы не ходить в школу. Также это может быть попыткой манипулировать родителями, получить от них больше внимания и заботы.

Аутоагрессия у подростков

У выросшего ребенка аутоагрессия осложняется психологическими трудностями, свойственными переходному периоду. При попытке помочь им подростки могут отрицать, что проявляют аутоагрессию, или настаивать, что имеют право самим решать, как им жить, или делать что-то демонстративно, назло родителям. Они уже во многом сформировались и сопротивляются попыткам взрослых изменить их привычки и убеждения. Переходный возраст - время, когда человек учится по-настоящему брать на себя ответственность за свою жизнь, принимать решения, делать тот или иной выбор. Как родителям ни больно это осознавать, они не смогут уберечь его от всех ошибок. Но если у подростка есть к ним доверие и уважение, они могут научить его избегать фатальных ошибок, последствия которых уже нельзя изменить. Однако если до этого отношения между ребенком и родителями не отличались теплотой и доверием, то наладить их сейчас может оказаться сложной задачей. В этом возрасте дети особенно нетерпимы к лицемерию. Если взрослые пытаются “лечить аутоагрессию” у подростка, но при этом сами склонны к подобным действиям (например, имеют вредные привычки), то это не только не приведет к желаемому результату, но и может заставить его разочароваться в авторитете взрослых в целом.

Чтобы помочь подростку с аутоагрессией, постарайтесь обратиться к его разуму. Открыто поделитесь с ним своими переживаниями из-за его поведения, но признайте его право решать, как ему следует справляться со своими сложностями - это даст ему возможность почувствовать ответственность за свой выбор. Однако обратите его внимание, что его жизненный опыт еще объективно мал, и если он хочет поступать разумно, то ему полезно было бы учесть советы более знающих людей - возможно, не родителей, но какого-то авторитетного для него человека, специалиста, психолога.

Опасность аутоагрессии

Не нужно игнорировать, если ваш ребенок причиняет себе вред или демонстрирует признаки самодеструктивного поведения. Даже если сейчас это выглядит невинно, это может войти в привычку и в будущем стать серьезной проблемой. Последствиями аутоагрессии могут стать физические травмы и увечья, которые нарушают нормальную работу организма или приводят к утрате эстетической привлекательности. Даже если просто перестать совершать самодеструктивные действия, не решив при этом вызвавшие их психологические проблемы, то в дальнейшем могут появиться психосоматические заболевания. Кроме того, саму жизнь человека, желающего причинить себе вред, сложно назвать счастливой.

Однако и паниковать тоже не нужно. Аутоагрессия - лакмусовая бумажка, показывающая, что происходит в психике человека. Проблема очевидна, и она решаема в любом возрасте, если сам человек признает ее и хочет решить.

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

    Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

    Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

    Застенчивость, низкая коммуникабельность.

    Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

    Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

    Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

    Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

    Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников - исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге - не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе - можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других - гордо уйти, а в каких-то - резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

Аутоагрессия выражается саморазрушительным поведением. Причинение себе психического или физического вреда является своеобразной психологической защитой. Часто человек пытается справиться со стрессом, причиняя себе небольшую боль. На какое-то время это может приносить облегчение, но чем дальше, тем хуже. Это начинает входить в привычку, человек может уже и не замечать, как всякий раз, испытывая негативные эмоции, начинает царапать себя, грызть ногти, унижать. Такое поведение не является решением проблемы, оно только усугубляет состояние человека, так как впоследствии он начинает ненавидеть себя еще больше, стесняется попросить помощи и все больше отдаляется от других людей.

Как это происходит?

Аутоагрессия не всегда проявляется исключительно в самоповреждении. Существуют следующие виды и проявления аутоагрессии:

  • самоунижение;
  • самоповреждение (селф харм, самоубийство);
  • употребление наркотических веществ, алкоголя;
  • экстремальные виды спорта;
  • отказ от еды;
  • уход в себя, аутическое поведение;
  • поведение “я – жертва”.

Одним из частных случаев аутогрессии считают обостренную и болезненную эмпатию. Причина такого поведения кроется в излишних сопереживаниях другому человеку. Нанесение себе вреда может происходить с целью облегчения боли другого, либо если сопереживающий считает себя виноватым в сложившейся ситуации, таким образом показывая и наказывая себя за это. А вот отсутствие эмпатии по отношению к человеку может вызывать у него поведение жертвы, направленное на то, чтобы получить внимание, сопереживание и поддержку.

Аутоагрессию необходимо отличать от непосредственно агрессии, которая может выражаться по отношению к другим людям или предметам (бить посуду, рвать бумагу). Аутоагрессия всегда направлена на самого себя.

Манипуляторы

Существуют случаи, когда внешние проявления аутоагрессии используются для манипулирования людьми. В таких случаях человек обычно использует аутоагрессивный паттерн личности исключительно для получения внимания. Отличить манипуляцию от непосредственно аутоагрессии можно, понаблюдав за человеком. Если аутодеструкция происходит только в присутствии других людей, скорее всего, этот человек – манипулятор. Чаще всего такие люди будут использовать поведение “жертвы” для достижения каких-то целей. Обычно таким путем пытаются добиться внимания и жалости, но бывают случаи, когда такое поведение направлено исключительно на получение выгоды. Дети, например, могут пытаться получить таким образом сладости или подарки. Такое встречается даже у взрослых, ведь и они не брезгуют порой этим способом. В таких случаях потакание провокатору не приведет к решению проблем, ведь человек привыкнет все получать с помощью истерик. Лишение внимания или ответная злоба вряд ли поможет вам разобраться с манипулятором. Самым оптимальным решением проблемы является спокойное обсуждение, направленное на понимание происходящего обеими сторонами.

Как выявить нарушения?

Распознать аутоагрессию у взрослого человека бывает очень сложно. Люди склонны скрывать проявления саморазрушения, так как боятся увидеть негативную реакцию в свой адрес, из-за которой их положение может стать куда серьезнее. Если вы предполагаете, что кто-то из ваших знакомых имеет склонность к аутоагрессии, вам стоит обратить внимание на следующие признаки:

  • свежие или зажившие раны, ожоги и синяки;
  • длинные рукава или штанины, особенно в жаркую погоду;
  • молчаливость и раздражительность;
  • частое желание побыть одному;
  • слова о собственной неполноценности, осуждения себя почем зря;
  • суицидальные наклонности, желание исчезнуть.

При обнаружении вышеперечисленных симптомов аутоагрессии необходимо спокойно поговорить с человеком, убедив его в необходимости диагностики у специалиста. Окончательно разобраться с аутоагрессией можно только после проведения диагностического обследования у психотерапевта.

Дети с аутоагрессией

Многие родители сталкиваются с проявлением аутоагрессии у детей. Ребенок может бить себя, говорить о себе только дурные вещи, всячески унижая и недооценивая себя. Некоторые дети не показывают недовольство собой, а просто молчат.

Причины аутоагрессии у детей достаточно обширны. Одной из самых веских причин является физическое наказание. Дети, порой даже неосознанно, могут копировать поведение родителей, опекунов или воспитателей. И если взрослые решают прибегнуть к телесным наказаниям, ребенок может начать делать с собой то же самое. Даже если вы будете избегать таких мер наказания, но при этом давить на ребенка, показывать ему, что он хуже других (а вот Маша на контрольной пять получила, не то, что, ты, неумеха) и оскорблять, особенно за несоответствие вашим идеалам, вы рискуете получить серьезно травмировать свое чадо. Если в вашем поведении по отношению к своему отпрыску не было замечено подобных наказаний и унижений, но он проявляет аутоагрессию, следует присмотреться к его кругу общения. Возможно, что сверстники или старшеклассники как-либо издеваются над ним, возможно, что он одинок. Детская аутоагрессия может происходить вследствие недостатка общения, внимания и теплоты.

Аутоагрессия у ребенка может происходить вследствие чересчур высокой эмоциональности. Такие дети не переносят страданий своих близких, начинают винить в них себя. В таких ситуация следует объяснять ребенку, что причина слез родных кроется не в нем, рассказывать ему, что произошло в семье.

Саморазрушительное поведение может присутствовать в разном возрасте, ему подвержены и дети, и взрослые. Но аутоагрессия у подростков достигает наибольшего пика. Так как в этот период в организме наблюдаются сильные гормональные перестройки, помимо прочего повышающие эмоциональность, человеку тяжелее нормально реагировать на проблемы. Проявления психологических травм, нанесенных в детстве, обостряются. У подростков возможны частые суицидальные порывы, открытая ненависть к себе, особенно внешности, принижение собственных достоинств.

Как помочь себе?

Начинать необходимо с осознания проблемы. Если вы замечаете у себя признаки аутоагрессии, но при этом считаете их нормальными – помочь вам будет практически невозможно. В том случае, если вы понимаете, что аутодеструкция – это путь в никуда, мы можем дать вам следующие советы:

  • Разберитесь со своей злобой и гневом, поймите, откуда взялись эти чувства и на кого направлены. Разрешите себе злиться и кричать (не выходя за разумные пределы), но не вините себя за это. Признайте, что вы такой же человек, как и все, что вы имеете право «выпустить пар».
  • Когда вы чувствуете, что злитесь на самого себя и снова хотите начать заниматься саморазрушением, попробуйте отвлечься от таких мыслей, занявшись любимыми делами, которые приносят вам удовольствие. Постарайтесь успокоиться, послушайте успокаивающую музыку, выпейте чаю или расслабьтесь в ванне.
  • Для того, чтобы побороть самоповреждение, используйте спорт. Всякий раз, когда захотите покалечить свое тело, делайте зарядку, занимайтесь спортом дома или ходите в тренажерный зал.
  • Чтобы избавиться от негативных эмоций, срывайте злость на предметах, например, побейте подушку или боксерскую грушу, разорвите бумагу.
  • Если вы не можете справиться со злобой в адрес какого-то конкретного человека, например, своего начальника, и при этом на работе вы не можете ему ничего высказать, попробуйте выплеснуть агрессию на какие-то предметы вне работы.

Если самостоятельно справиться с аутоагрессией не получается, вы можете обратиться за помощью к психологу, который предложит вам различные курсы и методики для преодоления проблемы. При тяжелых формах саморазрушения необходима помощь психотерапевта и назначение лекарственных препаратов (транквилизаторов и антидепрессантов). Лечение проводится только специалистом, самостоятельно им заниматься нельзя. После проведение лечения рекомендуется профилактика, направленная на подавление аутоагрессии. Для этого вы можете использовать вышеперечисленные рекомендации.

Как помочь своему ребенку?

Для помощи своему ребенку вам необходимо придерживаться простых правил в общении с ним. Рекомендуется не задавать своему чаду вопросов, если вы видите, что ему плохо. В таком случае надо говорить утвердительно (я вижу, тебе плохо, обидно и больно). Рано или поздно ребенок сам расскажет вам о своих проблемах. Крайне не рекомендуется отрицать проблемы, важно видеть значимость происходящего для него. Вам может казаться, что его беды – ерунда по сравнению в вашими, но это не так. Вспомните себя в детстве, возможно, тогда вы поймете, что чувствует ваш ребенок в данной ситуации. Постарайтесь поддержать его, обнимите, покажите, что вы его любите – это очень важно. В случае, если чадо отказывается от ласки, не навязывайтесь, лучше займитесь с ним игрой или творчеством, отвлеките его от плохих мыслей.

Для полноценной диагностики и последующего лечения необходимо обращаться к специалисту. Ребенку также, как и взрослому, в таких случаях требуется помощь психолога, а в сложных случаях и психотерапевта.

Вы тоже можете присутствовать на занятиях с врачом, учась понимать и слушать свое дитя. Психолог подберет специальные методики, направленные не только на избавление от аутоагрессии, но и на понимание между вами и вашим ребенком.

Оставленная на самотек аутоагрессия у детей может привести к серьезным последствиям в будущем. Чем дольше затягивают с лечением, тем тяжелее потом лечить такого пациента. Не забывайте вовремя обращаться за помощью к врачам и не запускайте здоровье своих детей.


На протяжение всей жизни ребенок активно растет, развиваются его личностные и поведенческие качества .

Иногда даже самый милый и воспитанный малыш внезапно демонстрирует агрессивное поведение, чем ставит в тупик родителей и окружающих.

Важно понять, что стало причиной подобного поведения, является ли оно разовым проявлением или следствием психических нарушений.

Основные понятия

С точки зрения психологии, агрессией являются действия, которые направлены на причинение физической и психической боли другим людям.

Аутоагрессия представляет собой поведение, при котором ребенок осознанно или бессознательно причиняет боль себе.

Каждый ребенок хоть раз в жизни проявлял агрессию по отношению к другим людям. Первые признаки возникают еще в грудном возрасте, малыш может щипаться, кусаться, царапаться.

После года агрессия начинается в момент, когда ребенок хочет что-то получить, а ему запрещают. Если с помощью агрессивного поведения он добивается своей цели, то у него в сознании четко фиксируется причинно-следственная связь: агрессия — достижение цели.

В случае, когда такие поступки не пресекаются родителями, то агрессия становится чертой характера и основным способом получения желаемого.

Агрессивное поведение выражается следующими способами:

  • экспрессия . Это мимика, жесты, позы. Данная форма трудней всего диагностируется;
  • вербальный вариант . Дети ругаются, оскорбляют сверстников, нецензурно выражаются;
  • физическое проявление : драки, побои и другие физические воздействия.

Аутоагрессия, или аутодеструкция имеет более серьезные причины.

Психоаналитики относят ее к методам психологической защиты. Аутодеструкция может быть вербальной и физической .

В первом случае ребенок ругает себя, перестает есть, сам становится в угол. При физической аутоагресии малыш наносит себе физические увечья: бьется головой о стену, царапает себя, в более старшем возрасте проявляет попытки суицида.

Саморазрушение встречается значительно реже, чем обычная агрессия, ей подвержены мальчики с невротическим расстройством поведения. Данная патология проявляется в условиях социальной дезадаптации.

Ребенок не может противостоять более сильным людям, внешним раздражителям, боится разрушить отношения, поэтому перенаправляет агрессию с внешнего объекта на самого себя. Это своего рода психологическая защита.

Аутоагрессия может проявляться в разных формах:

  1. Нанесение повреждения себе . Дети режут себя ножом, бьются головой о стену, уродуют свою внешность.
  2. Патологическое пищевое поведение . Свойственно школьникам, проявляется в отказе от пищи, воды или употреблении некачественных продуктов, вызывающих расстройство пищеварения.
  3. Зависимость от наркотиков, алкоголя, сигарет.
  4. . Ребенок замыкается в себе, сознательно не общается со сверстниками и родителями.
  5. Попытки суицида . Это самое тяжелое проявление аутоагрессии. Стремление к суициду может быть прямым и косвенным, когда подросток занимается экстремальным видом спорта, провоцирует опасные для жизни ситуации.

Причины

Почему ребенок агрессивный?

Патогенез обоих состояний заключается в нарушении баланса между возбуждением и торможением в головном мозге вследствие недоразвития определенных мозговых структур.

После попадания раздражителя процессы торможения включаются с запозданием.

Несмотря на разницу в проявлении агрессии и аутоагрессии, причины подобного поведения практически идентичны. Они бывают физиологическими и психологическими. К физиологическим относятся:

  • серьезные заболевания нервной системы или сердца;
  • травмы головы;
  • опухоль мозга;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • родовые травмы.

Основная психологическая причина агрессии и аутоагрессии — это социальная дезадаптация. Обычно она возникает из-за неблагоприятного психологического климата в семье.

Провоцирующими факторам и появления патологического поведения выступают:

У маленьких детей до года причиной агрессии становится неправильное отлучение от груди. Малыш перестает чувствовать защиту мамы, пытается вернуть ее близость и внимание.

Более старшие дети (2-3 года) с помощью деструктивного поведения пытаются заполучить желаемое , например, игрушку, сладости. В возрасте 4-5 лет ребенок обычно начинает , у него формируются навыки социального взаимодействия.

Если до этого он не научился общаться с детьми, то будет требовать внимания к себе с помощью агрессии. Такое поведение свойственно единственным детям, которых балуют родители.

В 6-7 лет причиной деструктивного поведения становится желание стать лидером в классе, самоутвердиться . У подростков причиной агрессии и аутоагрессии становится гормональная перестройка.

Скрытая агрессия

Одним из вариантов агрессивного поведения является скрытая, или пассивная агрессия . В отличие от явной, она выражается не в действии, а в бездействии. Например, отказ общаться с родителями, обидчивость и т. д.

Такие дети становятся искусными . Они удачно прячут свои намерения, но всеми способами добиваются поставленных целей.

Например, ребенок и жалуется на боли в животе, голове, высокую температуру. Иногда он сознательно может подвернуть ногу, порезать палец и пр.

Обнаружить скрытую агрессию можно по следующим признакам:

Что делать?

Как вести себя родителям? При первых признаках агрессии следует осознать, что явилось причиной подобного поведения. Возможно, малышу просто недостает внимания мамы.

Сначала необходимо наладить психологический климат в семье. Дети не должны видеть ссоры родителей, слушать крики и нецензурные выражения.

Второй шаг — это повышенное внимание к ребенку. Нужно поговорить с ним, выяснить, что его тревожит, чего он боится. Родители должны объяснить, что они любят сына или дочку и способны защитить его от всех проблем.

Обязательное условие — это единая линия поведения обоих родителей. Нельзя, чтобы один все запрещал, а другой — все разрешал.

Также родителям по возможности необходимо проводить как можно больше свободного времени с ребенком , выезжать на природу, посещать кафе, развлекательные центры и своим поведением подавать пример социального взаимодействия.

Как реагировать и подавить приступ гнева?

Как снять приступ агрессии у чада? Приступ гнева легче предотвратить, чем погасить.

Родители знают поведение малыша, поэтому легко заметят приближающиеся признаки деструктивного поведения.

Справиться с ситуацией можно при помощи следующих способов:

  1. Отвлечение внимания. При первых признаках агрессии следует переключить внимание ребенка на другой объект или деятельность.
  2. Осуждение поведения. Нельзя поощрять или оставлять без внимания вспышки гнева. Родители должны объяснить, что это плохо, предложить устранить последствия подобного поведения: убрать игрушки, пожалеть обиженного.
  3. Поощрение . Обязательно хвалить малыша за хорошие поступки.
  4. Предложение альтернативы. Это относится к словесной агрессии. Иногда ребенок не знает, как по-другому выразить свои эмоции. Родители должны рассказать, чем можно заменить нехорошие слова.

Отличный способ перевоспитать излишне агрессивного ребенка — это записать его в спортивную секцию. На занятиях его научат дисциплине, там он будет выплескивать лишние эмоции.

Существуют некоторые психологические приемы, которые помогут справиться с агрессией :

  • битье подушек;
  • выражение эмоций с помощью рисунка;
  • упражнения на релаксацию;
  • выполнение физических упражнений, требующих значительных усилий, например, прыжки, кувырки;
  • пение песен громким голосом.

Большое значение имеет полноценное питание, режим дня ребенка.

Следует оградить сына или дочь от просмотра агрессивных фильмов, компьютерных игр, особенно перед сном.

Ошибки родителей

В отношениях с агрессивными детьми родители совершают ряд ошибок:

  • шантаж, угрозы;
  • физические наказания;
  • игнорирование деструктивного поведения;
  • поощрение агрессии;
  • перевод ситуации в шутку.

Зачастую взрослым проще уступить маленькому тирану и дать ему, что он требует, чем справляться с его выходками.

Это является самой главной ошибкой . У ребенка формируется четкое убеждение, что достичь цели возможно только при помощи деструктивных поступков, криков, физического насилия или манипулирования.

Также неправильно защищать и оправдывать поведение своего чада перед обиженными им другими детьми, перекладывать вину на жертву.

Точка зрения Комаровского

Знаменитый доктор Комаровский считает, что ни в коем случае агрессию нельзя игнорировать.

В некоторых случаях ребенку следует отвечать тем же. Это не означает, что дитя нужно бить в ответ.

Просто он должен осознать, что его поведение не поощряется . При проявлении агрессии родителям необходимо делать следующее:

  1. Остановить малыша. Например, сдержать его руку, закрыть рот своей рукой, твердо сказать, что так делать нельзя.
  2. Предложить выпустить пар на неживых предметах, то есть, постучать палкой по земле, потопать ногами, громко покричать.
  3. Правильно выразить словами состояние дитя : «Ты злишься, ты обиделся, ты расстроен».
  4. После того, как малыш успокоился, провести спокойную беседу о причинах поведения, объяснить, что эмоции необходимо выражать другими способами.

Лечение

Иногда агрессия и аутоагрессия не поддаются коррекции воспитательными мерами. В этих случаях прибегают к помощи врачей.

Терапия будет эффективной при комплексном подходе и сочетании различных методик.

Для лечения патологии применяют следующие методы:

  1. Семейная психотерапия . Врач проводит сеансы вместе с родителями. Основной упор делают на беседу, обсуждение семейных конфликтов. Учат родителей и детей выражать эмоции и решать проблемы мирным путем, осваивают практические способы выражения агрессии: подвижные игры, пение, рисунки.
  2. Когнитивная психотерапия. Психотерапевт в индивидуальной беседе выявляет негативные личностные установки ребенка: заниженную самооценку, страхи, излишнюю ответственность, боязнь наказания.
  3. . Обычно применяются для тетей школьного возраста. Их учат взаимодействовать, решать конфликты, налаживать социальные связи. Положительные эмоции от других участников пзитивно влияют на ребенка, повышают его значимость и самооценку.
  4. Лечение медикаментами. Применяется в крайних случаях, когда вспышки агрессии и аутоагресии становятся опасными для ребенка и окружающих. Обычно назначают антидепрессанты, нейролептики и снотворное.

Деструктивное поведение среди детей встречается довольно часто.

Основной причиной является сложная психологическая обстановка в семье.

Если родители не будут обращать внимание на патологические проявления, то агрессия и аутоагрессия превратятся в черты характера, которые создадут множество проблем во взрослом возрасте.

Если психотерапевтические методики бессильны, прибегают к лекарственной терапии.

Как бороться с детской агрессией, направленной на других, как бороться с детской аутоагрессией? Советы психолога: